Проект дополнительной образовательной программы по тьюторскому сопровождению

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект

дополнительной образовательной программы


Автор: Березина Н.Н.

МБОУ «Никифоровская СОШ №1»



Пояснительная записка.

«Сопровождать нельзя стоящего»

Т.М. Ковалева.

Глобальные изменения в социальном и политическом устройстве в нашей стране по-новому определяют положение человека в мире, возможности его успешного развития и самореализации, границы его ответственности. В соответствии с данными изменениями изменяется и миссия общеобразовательных учреждений. Школа должна обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни в реформируемом обществе, к активному участию в социальном развитии, к совершению ответственных и сознательных поступков, направленных на самореализацию и прогрессивное развитие общества. Задача тьютора - помочь ребенку определиться в этом обществе, самореализоваться и самоутвердиться, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни, уверенно шагнул в своё будущее.

Приобретет ли ученик базовый набор ключевых компетенций? Станет ли полноценным гражданином своей страны или окажется неприспособленным к жизни в обществе?

Наиболее удачной технологией, позволяющей создать условия для развития и становления личности, является тьюторское сопровождение. Школьники быстрее адаптируются к постоянно меняющимся условиям жизни, демонстрируют стабильные результаты обучения, творческий подход к практической и научно-исследовательской деятельности, а также активно участвуют в жизни школы.

В рамках Программы основными формами взаимодействия являются:

  • индивидуальное консультирование обучающегося и его родителей по вопросам формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, выбора и продолжения образования;

  • различного рода тренинги, способствующие формированию у школьника ключевых компетенций, создающие предметную содержательность для индивидуальной работы с ним;

  • рефлексивно-проектные мероприятия с учащимся по вопросам формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, подготовки и реализации профессиональных проб и социальных практик.

Методологическую основу Программы составляют научные труды выдающихся ученых психологов и педагогов Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лурия, Д.Б.Эльконина, П.Г.Щедровицкого, И.Д. Фрумина, В.А.Болотова, Т.М.Ковалевой и др.

Среди методологических оснований Программы на первый план выдвигаются реализация личностно-ориентированного, системного и деятельностного подходов. Их реализация базируется на ряде принципов:

  • принцип вариативности

Право ребенка обучаться и воспитываться в условиях постоянного выбора с целью развития умения ориентироваться и адаптироваться в современных условиях.

  • принцип сотрудничества

Право на диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития личности при сохранении психологической комфортности.

  • принцип активности

Право на развитие ключевых компетенций личности посредством активной деятельности.

  • принцип самореализации

Право на самореализацию в личностно и социально значимой деятельности, успешность и состоятельность жизненных планов.

  • принцип комфортности

Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях.

  • принцип программности

Право, определяющее возможность получения обучающимся дополнительного образования в соответствии с его познавательными потребностями и интересами.

  • принцип заинтересованности

Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в увлекательной, интересной, нестандартной форме.

  • принцип адекватности

Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить.

  • принцип коммуникативности

Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

  • принцип адаптивности

Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества.

В соответствии с данными принципами тьютор должен создать оптимальные условия, при которых обучающийся сможет удовлетворить свои потребности и интересы, получит возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в проектно-исследовательской деятельности, в работе школьной детской организации и ученическом самоуправлении, волонтерском движении, получать удовлетворение от процесса и результата своей интеллектуальной деятельности.

Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Программой развития и Уставом МОУ «Никифоровская СОШ №1».

Программа рассчитана на 2 года, предполагает тьюторское сопровождение обучающегося на старшей ступени профильного обучения. Разработка настоящей Программы осуществлялась с учетом потребностей обучающегося и его родителей, особенностями образовательного процесса в школе, ресурсами социального окружения.

Цель и задачи проекта.


Цель проекта: создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося, становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

Задачи:

  • содействовать составлению и реализации индивидуальной образовательной программы через формирование индивидуального стиля и работу с профессиональными и образовательными интересами обучающегося;

  • координировать взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений профильного обучения;

  • организовать взаимодействие с родителями по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающегося, проектированию и корректировке индивидуальной образовательной программы;

  • формировать у школьника учебную и образовательную рефлексию, собственные образовательные мотивы и интересы;

  • обеспечить развитие способности школьника к самооценке собственной деятельности;

  • обучить управлению ресурсами собственного образовательного движения;

  • оказать помощь в профессиональном самоопределении обучающегося, в преодолении проблем и трудностей.

Предполагаемый результат.

Персональные занятия с тьютором позволяют обучающемуся правильно расставить приоритеты в своем обучении, сформировать индивидуальную образовательную траекторию, выстроить стратегию и тактику личностного роста.

Прогнозируемым результатом является достижение учащимся своего собственного личностного и профессионального образа, определение своего пути в образовании, осмысливании своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее.

Таким образом, главным результатом сопровождения обучающегося на старшей ступени профильного обучения станет высокий уровень развития личности школьника, обладающей комплексом ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых;

  • общекультурных;

  • учебно-познавательных;

  • коммуникативных;

  • социально - трудовых;

  • компетенций личностного самосовершенствования.

План мероприятий по реализации программы

№ п/п

Мероприятия

Формы работы

Сроки

5-9 классы

1

Диагностика первичного образовательного и личностного запроса обучающегося, его интересов, склонностей. Составление образа желаемого будущего.

Свободное интервью

Сентябрь 2013г.

2

Выяснение образовательного заказа семьи.

Индивидуальная беседа с родителями

Сентябрь 2013г.

3

Определение доступных образовательных ресурсов и возможностей их дополнительного привлечения.

Информационная консультация

Сентябрь 2013г.

4

Оказание помощи в определении для изучения курсов по выбору, тем исследований и проектов.

Индивидуальное собеседование

Сентябрь 2013г.

5

Разработка индивидуальной образовательной программы, выбор маршрута реализации ИОП.

Консультация

Сентябрь 2013г.

6

Начало сбора портфолио.

Консультация

Октябрь 2013г.

7

Подготовка к участию в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, в научно-практических конференциях школьников «Грани творчества», «Путь в науку», «Открытие».

Консультация

В течение года

8

Контроль и анализ хода выполнения ИОП. Рефлексивный анализ деятельности обучающегося и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку ИОП.

Консультация

Ноябрь, декабрь 2013г.

Март 2014 г.

9

Методика проектно-исследовательской деятельности.

Консультация

Ноябрь 2013г.

10

Проведение тренинга личностного характера по приобретению обучающимся опыта эмоционально-волевого отношения к миру, являющегося вместе со знаниями и умениями условием формирования у личности системы ценностей.

Тренинг

Декабрь

2013 г.

11

Технология социального проектирования.

Практикум

Январь 2014г.

12

Развитие коммуникативной компетентности.

Тренинг

Январь 2014г.

13

Способы планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности.

Консультация

Февраль 2014г.

14

Интернет - технологии в образовании.

Консультация

Февраль 2014г.

15

Совершенствование навыков работы в команде и лидерских качеств.

Тренинг

Март 2014г.

16

Организации социальных и учебных практик.

Консультация

Март 2014г.

17

Экскурсия в ТИХМ.

Экскурсия

Апрель 2014г.

18

Оформление портфолио.

Консультация

Апрель 2014г.

19

Мониторинг развития личностных качеств учеников.

Анкетирование, тестирование

Май 2014г.

20

Мониторинг усвоения содержания обучения. Анализ результатов тьюторского сопровождения.

Рефлексивный анализ деятельности

Май 2014г.

10-11 классы

1

Диагностика «Прогноз и профилактика проблем обучения и профориентация старшеклассников» (Л.А. Ясюкова) с последующими консультациями с учащимся и его родителями.

Тестирование

консультация

Сентябрь 2013г.

2

Оказание помощи в определении для изучения курсов по выбору, тем исследований и проектов.

Индивидуальное собеседование

Сентябрь 2013г.

3

Разработка индивидуальной образовательной программы и выбор маршрута реализации ИОП.

Консультация

Сентябрь 2013г.

4

Сбор портфолио.

Консультация

В течение года

5

Подготовка к участию в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, в научно-практических конференциях школьников.

Консультация

В течение года

6

Включение в дистанционные системы тестирования, организация онлайн тестирования при подготовке к ЕГЭ.

Консультация

Октябрь

2013г.

7

Использование информационных технологий при изучении профильных дисциплин и интеграции предметов.

Консультация

Октябрь 2013г.

8

Контроль и анализ хода выполнения ИОП. Корректировка ИОП на основе рефлексии с обучающимся хода выполнения ИОП в соответствии с поставленными целями и задачами.

Консультация

Ноябрь, декабрь 2013г.

Март 2014 г.

9

«Мой выбор» (построение жизненной и профессиональной перспективы)

Тренинг

Ноябрь 2013г.

10

Экскурсия в ТГТУ им.Державина

Экскурсия

Декабрь 2013г.

11

Проектная и научно-исследовательская деятельность

Практикум

Декабрь 2013г.

13

Формирование коммуникативной, образовательной, информационной компетентностей.

Тренинг

Январь 2014г.

14

Организации социальных и учебных практик.

Консультация

Февраль 2014г.

15

Использование компьютерных технологий, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Практикум

Февраль 2014г.

16

Развитие коммуникативной, информационной, правовой, интеллектуальной компетентностей.

Тренинг

Март 2014г.

17

Оформление портфолио.

Консультация

Март 2014г.

18

Реализация социальных практик.

Практикум

Апрель 2014г.

19

Оказание помощи учащемуся в подготовке экзаменов по выбору.

Консультация

Апрель 2014г.

20

Психологическая подготовка к ЕГЭ (повышение сопротивляемости стрессу и развития навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы)

Тренинг

Май 2014г.

21

Мониторинг усвоения содержания обучения.

Анализ образовательных достижений, собеседование

Май 2014г.

22

Анализ результатов тьюторского сопровождения. Рефлексия и оценка индивидуального стиля обучения и коммуникации в контексте реализации индивидуальной образовательной программы. Самооценка портфолио.

Индивидуальное собеседование

Май 2014г.

Задачи тьюторского сопровождения заключается в создании условий для:

  • становления субъектной позиции учащегося, (умение учащихся организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексии способов собственного обучения и учения).

  • оформления, анализа и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. Тьютор помогает учащемуся в определении эффективности его обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь от учащегося, помогает оформлению его образовательной инициативы.

  • самоопределения учащегося относительно своего дальнейшего образования.

  • организации опыта построения программ своего образования, формирования соответствующих умений.



© 2010-2022