Разработка классного часа Будешь правильно питаться - со здоровьем будешь знаться

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

в 11 «Б» классе МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

в рамках Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

Составила: классный руководитель 11 «Б» класса Шаталова О.В.

Тренинг «Будешь правильно питаться - со здоровьем будешь знаться».

Цель: формирование у обучающихся знания об основных принципах и составляющих правильного питания и о важности питания для развивающегося организма

Задачи:

  • формировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания;

  • расширить представление о режиме питания, пищевом разнообразии и пользе продуктов;

  • представить информацию о периодичности питания, свойствах и характеристиках продуктов, их вреде и пользе;

  • развивать у обучающихся чувство ответственности за свое здоровье и в будущем за здоровье своих детей и членов семьи;

  • развивать у обучающихся навык работы в группе, чувство ответственности за принятые решения.

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийная презентация «Будешь правильно питаться - со здоровьем будешь знаться»

  • раздаточный материал по темам «Полезные и неполезные продукты», загадки о витаминах

Ход мероприятия.

Слайды 1, 2. Учитель: Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие в рамках ежегодной Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», которое называется «Будешь правильно питаться - со здоровьем будешь знаться». Эпиграфом к нему служат слова Джона Рея «Здоровье дороже богатства». Выбудете работать в командах. Представьтесь, пожалуйста:

1- я команда: Наша команда называется «Витаминка», наш девиз: «Зелень на столе - здоровье на сто лет»

2-я команда: Наша команда называется - «Здоровяки», наш девиз «Какова еда - таково и житьё». Итак, сегодня разговор пойдёт о правильном питании. Начнём с разминки. Отвечать будет команда, которая будет первой готова дать ответ.

  • От чего зависит наше здоровье? (слайд 3)

(60% - здоровый образ жизни; 10% - наследственность;

20% -экология; 10% - медицина)

  • Что такое здоровье? (слайд 4)

  • Что такое здоровое питание? (слайд 5)

  • Что такое здоровый образ жизни? (слайд 6)

  • Какие болезни может вызвать неправильное питание?

Слайд 7: Учитель: Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний (ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, онкология, нарушения пищеварения) проявляются в юности.

Слайд 8. Согласно статистике ВОЗ, сердечно-сосудистые заболевания в настоящее время являются одной из основных причиной смерти людей, особенно вразвитых странах. А основной причиной возникновения этих болезней специалисты называют неправильное питание. И это только одна группа болезней. На самом деле до 90% заболеваний связаны с неправильным питанием. Оно сокращает жизнь людей в 2-3 раза. И эта недолгая жизнь становится постоянной борьбой с разными болезнями.

Разминка окончена.

Слайд 9 «Здоровое питание»

Итак, проблемные вопросы, которые мы рассмотрим в ходе тренинга:

слайд 10

  • Что такое здоровое питание?

  • Какие продукты являются полезными, а какие вредными?

  • Что нужно знать школьнику о своём питании?

Готовясь к мероприятию, в нашем классе мы провели анкетирование среди учащихся и среди родителей. Результаты представлены на слайдах. Ознакомьтесь с ними.

слайд 11, слайд 12

Учитель: Какие выводы можно сделать из представленных данных? (ответы учащихся)

слайд 13: Пища - единственный источник, с которым учащийся получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества потребляемой пищи.

Теперь задания командам:

  • Составьте перечень суточного набора продуктов для правильного роста и развития школьника.

Давайте проверим. Слайд 14.

Слайд 15: Каждый вид продуктов полезен по-своему. Очень важно, чтобы мы употребляли все необходимые продукты.

Слайд 16: Познакомьтесь с пирамидой питания.

Принцип сбалансированности питания означает правильное соотношение питательных веществ.

Вопрос командам:

  • о каких питательных веществах идёт речь?

Слайды 17, 18: (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества , аминокислоты, микроэлементы)

  • Что же можно назвать несбалансированным питанием?

Слайд 19: (избыток животных белков, жиров, углеводов, соли, сахара, вредных веществ, образующихся в результате обработки и приготовления пищи, а также недостаток витаминов, минералов, растительных белков, незаменимых аминокислот, растительной клетчатки, воды, растительных масел)

Слайды 20, 21: -Как мы питаемся? Многие люди любят есть жирную, жареную пищу, сладкие блюда, торты, конфеты, шоколад и прочее. Любят пить кофе алкогольные и газированные напитки. А это значит, что в их рационе присутствуют лишние калории, холестерин, избыток сахара, жира и другие вещества, вредящие здоровью.

Следующий вопрос командам:

  • К чему может привести недостаток питательных веществ?

Слайд 22: (потеря внимания, слабость и переутомляемость, ухудшение памяти и работы мозга, вирусные и инфекционные заболевания)

Слайды 23, 24: ожирение, гастрит, язвенные болезни

Назовите причины нарушения веса.

Слайд 25:




Здоровым быть здорово (разговор о правильном питании)

Пословицы и поговорки о здоровье.

От чего зависит наше здоровье?

Что такое здоровье?

Что такое здоровый образ жизни?

Что такое правильное (сбалансированное питание)?

Каков состав здоровой пищи?

К чему может привести неправильное питание?

Что мы любим есть?

Интересные факты (энергозатраты)

Что такое режим питания?

Какие болезни могут быть вызваны неправильным питанием?

Что такое несбалансированное питание?

Какие продукты необходимы для полноценного питания школьников?.

Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем - белок растительного происхождения.

Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты: молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.

Таблица 1. Структура питания школьников.

10 человек приняли участие в опросе

Частота потребления

Продукты питания

Мясо, рыба

Молоч-ные продукты, яйца

Овощи (кроме картофеля)

Карто

фель

Макароны, крупы, каши

Полуфабрикаты


Выпечка

Фрук-

ты и соки

Каждый день

2

4

1

2

2

4

4

2-3 раза в неделю

4

4

5

8

5

1

3

4

1 раз в неделю

2

1

3

-

3

5

3

2

По праздникам

2

1

1

-

-

2

-

-

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

80%

100%

100%



Результаты опроса родителей

Вопросы


Да


Нет

Не всегда

Итого

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

1

Хороший ли аппетит у вашего сына/дочери?

8

80%



2

20%

2

Ест ли ваш ребенок разнообразную пищу?

8

80%

2

20%

3

Любит ли ваш сын/дочь:

- овощи,

- фрукты,

- соки

9

90%


1

10%

4

Завтракает ли ваш ребенок?

9

90%

1

10%

Бананы, зёрна злаков, печень

Тебе советуют все есть.

И в хлебе грубого помола

Есть ценный витамин…(В6).

Если хочешь быть здоровым

И в кровати не валяться -

Ешь говядину и творог:

Они содержат…(В12).

Все виды масел так полезны

И я советую тебе:

Употребляй почаще в пищу

Продукты с витамином…(Е).

Петрушка с щавелем полезны -

Известно вам как дважды два.

В рябине, луке, облепихе

Есть витамины группы…(А).

Шпинат, зародыши овса -

Всё это витамин…(В2)

Чтоб уберечься от простуды,

Иметь улыбку на лице,

Пей чай с лимоном и смородиной,

Ведь в них есть витаминка …(С).

Полезные продукты Неполезные продукты

Рыба чипсы

Кефир пепси

Геркулес фанта

Подсолнечное масло жирное мясо

Морковь торты

Лук шоколадные конфеты

Капуста жвачки

Яблоки, груши

Задания: выбрать полезные и неполезные продукты. (на листочках)

Составить меню на завтрак, обед, полдник, ужин

  • «Молочный аукцион». Что можно сделать из молока? Какая команда назвала последний продукт из молока, та и победила.

Завтрак должен быть довольно плотным. Кто ответит, почему? (Ответы детей. Ночной перерыв в приеме пищи - самый длительный, поэтому, как только организм возобновляет свою активность утром, ему сразу требуется большое количество энергии.

Завтрак снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний, способствует сохранению нормального веса детьми. «Завтракающие» дети более устойчивы к стрессам, умственным и психоэмоциональным нагрузкам.)

2-й эксперт. Вот и пришло время обеда, пора плотно покушать - половину всех калорий скушать. Проголодались? А что нужно сделать, перед тем как сесть за стол? (Ответы детей). Как вы уже знаете в овощах очень много витаминов и полезных веществ. Овощи как бы «приглашают аппетит», так как в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются. Показ сервировки стола в столовой.

  • 1-е задание. Из нарезанных овощей приготовить салат, украсить его и придумать оригинальное название. (Команды обмениваются получившимися салатами, идет дегустация блюд.)

  • 2-е задание. Из набора картинок выбирают наборы для первого блюда: команда «Изюминка» - для щей, команда «Горошинка» - для борща.

Ведущий. Какие блюда полезны для второго блюда? (Обсуждение. Дискуссия в командах). К обеду на второе блюдо полезны рыба и мясо. И мы все дружно идем за добычей.

3-й эксперт. После сытного обеда прошло больше трех часов, можно отведать полдник. Очень часто полдник у детей вообще отсутствует, в то время как именно полдник самое подходящее время для булочек, кондитерских изделий и сладостей. В нашей школе, в группе продленного дня, дети начальных классов регулярно получают полдник. А какие напитки вы знаете? (Ответы детей.) Как вы думаете, какой напиток у нас самый распространенный? Конечно же - чай. Чаю уже более пяти тысячи лет, но на Руси он царствует сравнительно недавно. А до чая, который попал к нам из Китая, в Древней Руси пили морсы, рассолы, квас, сбитень (медовый напиток), кисели. Кстати, без еды человек может прожить на необитаемом острове больше месяца, а без воды не больше 2 - 3 дней, так как организм человека на 70 процентов состоит из воды, а суточная потребность человека в жидкости составляет около 2 литров.

-й эксперт. Всякому нужен и обед, и ужин. Ужинать нужно не позднее, чем за два часа до сна. Это должна быть легкоусвояемая пища - желудку тоже необходим перерыв в работе. Это могут быть продукты из сыра, яиц, молока, овощей и фруктов (рагу, запеканки, суфле). Чтобы наш ужин прошел в теплой семейной обстановке, вспомним замечательную песню.

Витамины

  1. Витамин, укрепляющий зрение, улучшающий состояние кожи (Витамин А - каротин).

  2. Витамин, при недостатке которого начинается цинга - разрушение зубов (Витамин - С.)

  3. "Черная кошка".Витамин, который содержится только в растительных продуктах (Витамин С).

  4. В каких продуктах содержится витамин Д? (рыбий жир или рыба в масле).

  5. Почему в период великих географических открытий путешественники чаще всего страдали от цинги(недостаток витамина С).

Питательные вещества

  1. Употребление избыточного количества углеводов ведет к .... (ожирению, нарушению обмена веществ, нарушению деятельности ССС, диабет и др.)

  2. В химический состав клетки входят белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В пище человека должны содержаться эти вещества. Решите: какие из них могут заменять друг друга, а какие незаменимы? (в пище человека незаменимы белки и нуклеиновые кислоты; жиры и углеводы могут заменять друг друга)

  3. Низкий рост некоторых из народов тропических стран - не особая расовая черта, а следствие неполноценного питания. Каких веществ недостаточно в их пище? (Недостаточно белка)

  4. Что является основными питательными веществами? (белки, жиры, углеводы)

  5. Назовите основные источники белков, углеводов? (белок: мясо, молоко, рыба, продукты переработки зерна, хлеб, овощи; углеводы: овощи, фрукты, мед, ягоды, зерновые и др., т.е. растительная пища).

Режим дня

  1. Считают, что перед приемом пищи полезно выпить полстакана воды. Почему? (Вода раздражает желудочные железы, повышает аппетит и улучшает переваривание пищи.)

  2. К какому времени полезнее отнести последний прием пищи перед сном? (позже 7 часов вечера есть не рекомендуется.)

  3. Чем грозит человеку перерыв в питании больше 5 часов? Почему? (В пище содержится глюкоза - универсальное топливо для всего организма, в том числе мозга. При перерыве в питании больше 5 часов мозг хуже воспринимает информацию, ухудшаются память, внимание).

  4. Назовите "золотое правило" питания (умеренное потребление пищи)

  5. Сколько раз в день необходимо принимать пищу и в какое время? (не менее 4-5раз в день и в одно и то же время).

Микроэлементы

  1. Что происходит в организме при недостатке йода в пище? (При недостатке йода возможно заболевание щитовидной железы).

  2. Употребление, какого цвета овощей и фруктов считается полезным при пониженном содержания гемоглобина и почему? (в овощах и фруктах красного цвета содержится необходимый организму микроэлемент - железо).

  3. Какой микроэлемент недополучают жители Тамбовской области? Недостаток данного микроэлемента отрицательно сказывается на здоровье детского организма? (йод).

  4. Зачем врачи советуют забивать гвозди в яблоки? (увеличивается количество железа, которое содержится в яблоке).

  5. К дефициту какого микроэлемента в организме приводит чрезмерное употребление газированных вод в детстве, в результате возрастает опасность переломов костей (кальция).

Здоровье дороже богатства. Джон Рей

Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях; вернее, всем этим стоит пожертвовать ради здоровья. Артур Шопенгауэр

Высказывания и афоризмы о здоровье

Здоровье - дороже золота

Шекспир У.

Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья - это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне - то должно быть и всем хорошо!

Пришвин М.М.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Нет на свете прекраснее одёжи,

Чем бронза мускулов и свежесть кожи.

Маяковский В.В.

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо. Как и человек. Думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Плутарх

Гимнастика удлиняет молодость человека.

Джон Локк

Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым.

Пенн Вильям

Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире

Джон Локк

Без здоровья невозможно и счастье.

Белинский В.Г.

Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.

Торо Г.

Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.

Гюго В.

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

Аддисон Д.

Все здоровые любят жизнь.

Гейне Г.

Работа необходима для здоровья.

Гиппократ

Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

Разработка классного часа Будешь правильно питаться - со здоровьем будешь знаться.


© 2010-2022