Принцип психологического обеспечения. Jсновные принципы организации

Принцип самодеятельности, принцип самоорганизации, принцип развития, принцип коллективизма, принцип ответственности. Все изложенные выше принципы не принесут должного эффекта, если их практическое использование в учебном процессе не вызовет у каждого ученика эмоционального удовлетворения, радости от определенной работы, творческого подъема в процессе учения, если вся практика проведения учебного процесса в соответствии с ними не будет формировать у него глубоких и неутомляемых потребностей в по...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принцип психологического обеспечения.

Принцип самодеятельности, принцип самоорганизации, принцип развития, принцип коллективизма, принцип ответственности.

Все изложенные выше принципы не принесут должного эффекта, если их практическое использование в учебном процессе не вызовет у каждого ученика эмоционального удовлетворения, радости от определенной работы, творческого подъема в процессе учения, если вся практика проведения учебного процесса в соответствии с ними не будет формировать у него глубоких и неутомляемых потребностей в познании, в накоплении социального опыта, в самопознании, в саморазвитии и самосовершенствовании. Для того чтобы организация учебного процесса была именно такой, необходимо проведение этого процесса психологически обеспечить. Это психологическое обеспечение сводится, во-первых, к формированию у каждого ученика соответствующей потребностно-мотивационной сферы его учебной деятельности, а во-вторых, эмоционального насыщения этой деятельности.

Принцип психологического обеспечения предполагает рассмотрение вопросов более конкретно и в отношении не вообще ученического коллектива, а в отношении каждого ученика. Этот принцип означает, что учебный процесс должен быть так организован и так проводиться, чтобы обеспечить мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему у каждого ученика.

Совершенно очевидно, что как бы ни был хорошо организован учебный процесс в полном соответствии со всеми указанными выше принципами, как бы он не проводился, но если у данного ученика нет желания воспитываться, развиваться, совершенствоваться, нет потребности учиться, то и такой учебный процесс может оказаться не действительным, не эффективным в отношении данного школьника. Поэтому важнейшей задачей учителя является формирование у каждого (без исключения) ученика потребности в учении, в самовоспитании и саморазвитии. В.А.Сухомлинский писал: "В школах... происходит странное явление: многие учителя пытаются воспитывать не воспитываемых. Воспитание же заключается прежде всего в том, чтобы выработать, оттачивать у человека способность быть воспитываемым. Способность же быть воспитываемым - это чуткость души, чуткость сердца воспитанника к тончайшему оттенку слова воспитателя, к его взгляду, к жесту, к улыбке, к задумчивости и молчаливости". Конечно, организация учебного процесса в соответствии с указанными принципами, будет формировать классный ученический коллектив и через него - личность учащегося, его потребности, убеждения, желания и стремления. Здесь явная диалектическая связь между организацией учебного процесса и формированием потребностно - мотивационной и эмоциональной сферами личности учащихся. Как эффективность учебного процесса влияет на формирование потребностно-мотивационной сферы, на эмоциональную жизнь школьников, так и формирование потребностей и чувств учащихся влияет в свою очередь на эффективность учебного процесса.

Однако следует учитывать, что "результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие. Все это определяется термином эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития личности ребенка начиная с самых ранних этапов его жизни".

Руководить учебной деятельностью учащихся - это не только планировать, готовить материал и проводить уроки, организовывать изучение учебной программы в соответствии с указанными принципами, но и следить за тем, чтобы каждый ученик ощущал в классном коллективе личное эмоциональное благополучие, следить за формированием его потребностно - мотивационной сферы. И в случае необходимости принимать такие меры, так корректировать организацию и проведение учебного процесса, чтобы обеспечить каждому ученику это эмоциональное благополучие, правильное формирование его потребностей, мотивов, убеждений и стремлений. В классе не должно быть отвергнутых детей и других эмоционально неблагополучных учащихся.

Надо иметь в виду следующие мудрое замечание В.А.Сухомлинского: "Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослых. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приемами не заставить ребенка сидеть за книгой".

Заметим, что для умственного, да и для физического труда взрослых значение указанного источника также не мало, но взрослый в отличие от ребенка, сам может создавать этот источник, преодолевать его временное иссякание, хотя бы путем перемены своей работы, занятий, а ребенок сделать это сам еще не в силах, -это должен делать за него взрослый-учитель. Он должен следить и принимать нужные меры, чтобы источник эмоционального насыщения, интеллектуальных переживаний в процессе учения школьника не иссякал, а вовремя пополнялся.

Всякой деятельности, в том числе и учебной, предшествуют мотивационная и эмоциональная оценки потребности, возможности и полезности этой деятельности для субъекта. Мотивационная оценка показывает, нужна ли эта деятельность данному субъекту, удовлетворит ли она его насущные потребности, окажутся ли полезными для него предполагаемые результаты этой деятельности. Эмоциональная оценка указывает субъекту, принесет ли эта деятельность удовольствие, наслаждение, приятные или неприятные переживания, какова вероятность благополучного осуществления деятельности. Только сопоставив мотивационную и эмоциональную оценки предстоящей деятельности, субъект принимает окончательное решение о том, приступать к этой деятельности или нет. Но мотивационная и эмоциональная оценки не только предшествуют деятельности, но и сопровождаю весь процесс ее осуществления. Мотивационная и эмоциональные оценки сами входят как составные элементы в структуру любой деятельности. Конечно, следует иметь в виду, что мотивационная и эмоциональная оценки не зависимы друг от друга, а взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Мотивы и эмоции не только вызывают различные действия, но и придают им тот или иной характер. Собственно говоря, психологический характер любой деятельности прямо зависит от ее мотива. Так, учебная деятельность, вызываемая и определяемая потребностью в оценке, и та же деятельность, вызываемая познавательной потребностью, - это по существу разные деятельности. Точно так же "деятельность, поддерживаемая эмоциями человека, протекает, как правило много успешней, чем деятельность к которой он себя принуждает одними "холодными доводами рассудка".

Следует иметь в виду, что человек нуждается не только в удовлетворении своих потребностей, но и в эмоциях, переживаниях. Но эмоции, как известно, бывают положительными и отрицательными. Положительная эмоция - это сигнал благополучия, она обусловливает приятные переживания, чувство наслаждения. Отрицательная эмоция - это сигнал тревоги, неблагополучия, она обусловливает неприятные переживания, чувство неудовольствия.

Потребность в эмоциональном насыщении ребенка в учебном процессе, безусловно, должна удовлетворяться в оптимальной мере, но какими эмоциями - положительными или отрицательными - это насыщение должно производиться?

Нельзя строить учебный процесс на одних лишь положительных эмоциях. Жизнь современного человека в цивилизованном обществе немыслима без отрицательных эмоций. Оградить себя от этого невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же мере, как и мышцы.

Психолог Д.И.Додонов (1922-1985) достаточно убедительно доказал, что отрицательные эмоции в определенном сочетании с положительными не только не вредны, но полезны, необходимы любому человеку, тем более растущему, развивающемуся ученику. В этой связи он ставит вопрос о понимании счастья, о котором так много говорят в жизни, которое всегда желают добрым людям, и в первую очередь - детям.

Свободный творческий труд даже чисто психологически является источником человеческого счастья, потому, что он, как ничто другое, способен насыщать нашу жизнь самыми разными эмоциями, структурированными так, что порождаемое им страдание тут же вознаграждается живой радостью реализации своих возможностей, наслаждением результатами своих усилий, приятным удовольствием от сознания выполненного долга.

Значит, учитель, организуя учебный процесс, должен стремиться к тому, чтобы каждый ученик испытывал счастье от участия в этом процессе, но при правильном понимании самого «счастья».

Для психологического обеспечения организации учебного процесса очень важно доверие учителя учащимся и вера в их силы и возможности, способности. Учителей «пугает, что ученики сделают что-то не так, допустят ошибку. Если ребятам поручается самостоятельная работа, то такие учителя тут же спешат подсказать, дать подробнейший план действий, проконтролировать каждый шаг учащихся. Слов не, ученик может допустить ошибку, ведь у него пока есть только желание что-то сделать, но мало жизненного опыта. Но это нисколько не сколько не оправдывает постоянную опеку над ребенком».

Ученик должен иметь право на ошибку, особенно в учебном процессе, и за ошибку его нельзя упрекать, а тем более наказывать, но на его ошибке должен учиться и он, и все ученики класса. И, конечно, он сам или с помощью своих товарищей должен обязательно исправить эту ошибку.

Психологический климат в учебном коллективе класса во многом зависит от личности учителя, даже от его внешности, его манеры держать себя в классе, одеваться и т.д. Но решающее значение, конечно, имеет характер его взаимоотношений с учащимися, его отношение, внимание, требовательная любовь к каждому ученику, его профессиональное мастерство и образованность.

Итак, сущность принципа психологического обеспечения состоит в том, чтобы учебная деятельность каждого ученика, организуемая и проводимая согласно указанным принципам, мотивировалась наиболее ценными, общественно и личностно значимыми мотивами, и чтобы учебный процесс обеспечивал каждому ученику эмоциональное насыщение его учения.

Мы рассмотрели основные принципы организации и проведения учебного процесса, вытекающие на основной задачи школы - формирования всесторонне развитой, высоконравственной и социально зрелой личности каждого школьника.

Сизоненко Ольга Анатольевна

педагог-психолог

ГУ «Свободненская СШ»

Есильского района

Акмолинской области

© 2010-2022