- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования
Статья Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вахрушева А.Г. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования
А.Г. Вахрушева
МБОУ «Гимназия №12»
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio - род занятий ифр. orientation - установка) - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии [4].
Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой. В общеобразовательном учреждении важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические [3].
Многолетний опыт МБОУ «Гимназия № 12» в области профессиональной подготовки учащихся показывает, что особое внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы, которая опирается на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
ФГОС дает возможность ввести внеурочную деятельность, которая предусматривает и профориентационную работу.
В гимназии созданы все условия для подобной работы. Профориентационная работа осуществляется различными способами:
-
профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии;
-
взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся, поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика;
профессиональные пробы.
В целом необходимо отметить, что в системе работы гимназии в отношении профессионального самоопределения особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.
С 2014-2015 учебного года начала на практике реализовываться программа внеурочной деятельности «Профориентир». В реализации программы участвуют обучающиеся 5-6-х классов гимназии. Программа направлена на создание условий для самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самопознания учащихся. Программа мотивирует к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, сферы деятельности, умению производить и презентовать продукт своей деятельности. Овладение данными навыками актуально для учащихся подросткового возраста, для их успешной самореализации. Программа способствует формированию у обучающихся готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности ориентироваться в сложном мире труда.
Программа предусматривает разные виды деятельности, в процессе осуществления которых обучающиеся знакомятся с разнообразными профессиями нашего города. 34 часа программы предлагают знакомство с профессиями и предприятиями города в виде беседы с людьми разных профессий, выставки рисунков, выявления склонностей учащихся и их способностей с помощью анкетирования, тестирования, встреч с интересными людьми, викторин, игр-путешествий, сюжетно-ролевых игр, имитационных игр, психологических тренингов, экскурсий. Учащиеся активно откликаются на все предложенные виды занятий, с удовольствием участвуют в акциях и мероприятиях, особенно ребята любят ходить на экскурсии. Например, ученики 5-х классов за прошедший учебный год смогли посетить музей «Пожарная часть» ГУ МЧС России по КО, музей шахтерской славы Кольчугинского рудника, городской краеведческий музей, предприятие ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат», музей науки на базе МБНОУ «Лицей № 4».
На сайте гимназии gimnazia12.ru представлена информация по профессиональной ориентации для старшеклассников в сотрудничестве с МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождления». Будущих выпускников приглашают специалисты центра на профконсультации, также на сайте гимназии подробно представлена информация по поступлению в учреждения города Ленинска-Кузнецкого и предлагается перечень вузов и специальностей военной направленности [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа в области профессионального самоопределения способствует:
- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;
- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;
- формированию профориентационных компетенций обучающихся;
- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.
Список литературы.
-
Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова - Москва: Знание, 1991. - 80 с.
-
Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. - 244 с.
-
Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 199 с.
Интернет-ресурсы:
-
минобрнауки.рф/документы/
-
gimnazia12.ru/
-
kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/
-
ru.wikipedia.org/wiki/Профессиональная_ориентация