Статья Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования

А.Г. Вахрушева

МБОУ «Гимназия №12»

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio - род занятий ифр. orientation - установка) - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии [4].

Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой. В общеобразовательном учреждении важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические [3].

Многолетний опыт МБОУ «Гимназия № 12» в области профессиональной подготовки учащихся показывает, что особое внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы, которая опирается на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

ФГОС дает возможность ввести внеурочную деятельность, которая предусматривает и профориентационную работу.

В гимназии созданы все условия для подобной работы. Профориентационная работа осуществляется различными способами:

  • профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии;

  • взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся, поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика;

профессиональные пробы.

В целом необходимо отметить, что в системе работы гимназии в отношении профессионального самоопределения особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

С 2014-2015 учебного года начала на практике реализовываться программа внеурочной деятельности «Профориентир». В реализации программы участвуют обучающиеся 5-6-х классов гимназии. Программа направлена на создание условий для самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самопознания учащихся. Программа мотивирует к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, сферы деятельности, умению производить и презентовать продукт своей деятельности. Овладение данными навыками актуально для учащихся подросткового возраста, для их успешной самореализации. Программа способствует формированию у обучающихся готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности ориентироваться в сложном мире труда.

Программа предусматривает разные виды деятельности, в процессе осуществления которых обучающиеся знакомятся с разнообразными профессиями нашего города. 34 часа программы предлагают знакомство с профессиями и предприятиями города в виде беседы с людьми разных профессий, выставки рисунков, выявления склонностей учащихся и их способностей с помощью анкетирования, тестирования, встреч с интересными людьми, викторин, игр-путешествий, сюжетно-ролевых игр, имитационных игр, психологических тренингов, экскурсий. Учащиеся активно откликаются на все предложенные виды занятий, с удовольствием участвуют в акциях и мероприятиях, особенно ребята любят ходить на экскурсии. Например, ученики 5-х классов за прошедший учебный год смогли посетить музей «Пожарная часть» ГУ МЧС России по КО, музей шахтерской славы Кольчугинского рудника, городской краеведческий музей, предприятие ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат», музей науки на базе МБНОУ «Лицей № 4».

На сайте гимназии gimnazia12.ru представлена информация по профессиональной ориентации для старшеклассников в сотрудничестве с МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождления». Будущих выпускников приглашают специалисты центра на профконсультации, также на сайте гимназии подробно представлена информация по поступлению в учреждения города Ленинска-Кузнецкого и предлагается перечень вузов и специальностей военной направленности [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа в области профессионального самоопределения способствует:

- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;

- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;

- формированию профориентационных компетенций обучающихся;

- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.


Список литературы.


  1. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова - Москва: Знание, 1991. - 80 с.

  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. - 244 с.

  3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 199 с.


Интернет-ресурсы:


  1. минобрнауки.рф/документы/

  2. gimnazia12.ru/

  3. kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/

  4. ru.wikipedia.org/wiki/Профессиональная_ориентация




© 2010-2022