Классный час Мой родной край (начальные классы)

Классный час в начальных классах в форме устного журнала. Целью проведения данного мероприятия является воспитание уважения и чувства гордости к своим односельчанам, формирование потребности в охране и защите окружающей среды проживания. Использованы разные формы, приёмы и методы работы: целеполагание, проблемные ситуации, мини-проекты, представление результатов творческих работ учащихся, информационно-коммуникативные технологии, рефлексия и др.
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Моор И.А., учитель начальных классов

МКОУ «Верещагинская СОШ»,

с. Верещагино, Красноярский край, Туруханский район


Устный журнал «Мой край родной»

Цель: воспитывать уважение и чувства гордости к своим односельчанам, формировать потребность в охране и защите окружающей среды проживания.

Планируемые результаты:

Дети получат новые представления природе своего края, сообщат о своих исследованиях в природе родного края; выскажут суждения и оценят свои возможности по охране, защите окружающей природы, родного села; оценят степень своего поведения в общении с односельчанами.

Участники: учащиеся 1,3,4 классов.

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, карточки, плакат «Охранять природу - значит охранять Родину. М. Пришвин», пиктограммы.

Страницы Устного журнала:

  • Родное село;

  • Загадочная полянка;

  • Наша родная природа;

  • Наш северный край

Ход мероприятия:

Ι. Вступительная часть.

Погружение в тему Устного журнала. Проблемная ситуация.

- Сегодня мы проведём нашу встречу в форме Устного Журнала. Сейчас я попрошу вас, попробовать определить, как называется наш журнал.

Послушайте стихотворение: (читает ученица 1 класса Дорофеева Мария)

Лучше нет родного края!

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
(П. Воронько)

- Кто догадался, как называется наш устный журнал? ( «Наш родной край» или «Мой родной край»)

Слайд 1. Мой край родной.

Целеполагание (Работа в группах)

- Итак, тему вы определили.

А нужно ли об этом говорить и почему? Сейчас вы в группах побеседуете на эту тему. Отметьте верные ответы, по вашему мнению. Выберите человека от группы, который зачитает ваше общее решение.

Карточка 1. (для учащихся младшего возраста)

Классный час Мой родной край (начальные классы)

О родном крае нужно говорить:

  • чтобы любить свой край;

  • чтобы больше знать о своём родном крае;

  • чтобы знать, каких бабочек или птиц можно ловить;

Карточка 2.(для учащихся старшего возраста)

Классный час Мой родной край (начальные классы)

О родном крае нужно говорить:

  • чтобы оберегать свой край;

  • чтобы уметь любоваться своей природой;

  • чтобы отдыхать на природе: слушать громкую музыку,

сбивать грибы, разрушать муравейники;

  • чтобы с пользой применять дары природы родного края,

  • чтобы больше узнать о людях, которые живут в нашем селе

- Заслушаем ответы.

Вывод: Слайд 2. Мы должны говорит о своём родном крае, чтобы расширить наши знания:

  • о природе, для того, чтобы уметь наблюдать за ней, оберегать её, любоваться и гордиться ею, разумно использовать её дары;

  • о родном селе, для того, чтобы лучше знать односельчан, уважать их и гордиться теми, которые заслуживают этого, жить в гармонии с чистотой и миром

ΙΙ. Основная часть.

Вхождение в тему первой страницы.

- Скажите, вы любите наше Верещагино?

- Почему?

- Открываем первую страницу нашего журнала. Она называется: Слайд 3. «Родное село».

- Предлагаю посмотреть видеофильм о родном селе из истории нашего объединения, но уже в обновленном варианте.

Просмотр видеофильма «Село родное».

Обобщение по теме первой страницы.

- Скажите, какая главная тема этого видео? ( Нам Верещагино дорого, потому, что это наша маленькая родина. Здесь мы родились, здесь сделали первые шаги, пошли в садик, школу. Здесь нам все дорого! И мы должны беречь нашу природу. Как говорил замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин: « Охранять природу - значит охранять Родину».

Эмоциональная разгрузка.

Закройте глаза. Прислушайтесь. Сейчас мы с вами окажемся…а где, вы постарайтесь сами догадаться. Дети закрывают глаза. Включается аудиозапись «Пение птиц в лесу» (1 мин)

- Прошу вас высказаться, Что увидели, услышали, где побывали?

Давайте, представим, что мы на лесной полянке. Предлагаю разгадать загадки про деревья, которые растут в нашем лесу. А потом я прочитаю вам сказку про одно дерево.

Переход ко второй странице. Проблемная ситуация.

Попробуйте догадаться, как называется следующая страничка…Итак, здесь будут загадки…

Слайд 4- 8.Загадочная полянка.

1. Высоконько стоит
Далеконько глядит,
Станет старушкой -
Будет избушкой.

(Отгадка) сосна

2. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Отгадка) черёмуха

3.Белые овечки

Бегают по свечке (Отгадка) верба

4. Никто её не пугает

Она всё равно дрожит.(Отгадка) осина

5. весной зеленела

Летом загорела.

Осенью надела
Красные кораллы. (Отгадка) рябина

6. Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Отгадка) береза

7. Зимой и летом одним цветом. (Отгадка) ель

8. Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Отгадка) лиственница

Обобщение по загадкам и переход к физминутке.

- Молодцы! Пришла пора отдохнуть.


Физпауза « Вот под ёлочкой зелёной…» (Проводит ученица 1 класса)


Самоопределение к деятельности

- Кто из вас видел лиственницу? Что можете рассказать о ней?

- К хвойным или лиственным деревьям она относится? (Вопрос к первоклассникам и второклассникам, но даётся возможность высказаться и четвероклассникам)

- Точный ответ на этот вопрос вы, надеюсь, дадите после того как я вам прочитаю сказку. Она называется «Солнечное дерево». М. Скребцова .

Прослушивание сказки

(Звучит тихая спокойная мелодия «Звуки природы -Мелодия жизни»

Учитель читает сказку)

Как-то раз загрустило солнышко, глядя с небес на хвойный лес: - Изо дня в день освещаю я его своими лучами, а лес все равно темный. Вот лиственные леса свет мой хранить умеют. Пошлю-ка я свой лучик в хвойный лес. Пусть спросит у деревьев, куда они мой свет прячут.

Послало солнышко свой самый светлый лучик в темный лес хвойный. Деревья его сразу заметили и жадно к нему потянулись своими лапами.

Удивился лучик и спрашивает деревья: - Если вы свет любите, что же вы всегда темные? Солнышко удивляется, куда вы свет его прячете?

Отвечают деревья лучику: - Мы храним свет солнышка в иголках - им зиму долгую зимовать, вот и копят они свет да тепло.

Лучик снова спрашивает: - Почему же ваша хвоя не светлеет от света солнечного, почему она темной остается?

Деревья отвечают лучику: - У нас только молодые иголочки светятся. Это в начале лета бывает, пока они могут беззаботно жизни радоваться. Но мы их торопим, чтобы взрослели скорее, - зима суровая ждать не станет. Вот они и стараются: свет солнышка впитывают, хвоинки свои в толстую плотную кожицу закутывают да еще поверх нее, будто непромокаемым плащом, сизым восковым налетом покрываются, чтобы не страшны им были морозы да ураганы. Поэтому к середине лета они уже темнеют.

Лучик произнес с грустью: - Как жаль, что среди вас нет дерева, чья хвоя всегда светлой оставалась бы: и зимой и летом. С этим деревом в лесу вашем сразу бы светлее стало.

Попрощался лучик с деревьями и к солнышку вернулся. Выслушало его солнышко и говорит: - Знаю я, лучик, что делать. Попрошу-ка я Мать-природу посадить в хвойном лесу семечко солнечного дерева. Ты, лучик, будешь его растить да оберегать; от твоей заботы многое зависит. Смотри, не ленись, а потом мне обо всем расскажешь.

Исполнила Мать-природа просьбу солнышка и посадила в хвойном лесу маленькое бурое семечко. Скоро проросло семечко в деревце. Стало деревце расти не по дням, а по часам. Другие деревья быстро обогнало. Лучик от него ни на минутку не отходил, и выросли у деревца из каждой почки пучки светло-зеленых лучиков. Хвоя в пучках светлая, мягкая, нежная, бархатистая.

Радуется лучик: - Наконец-то, светлое деревце выросло.

Привязался лучик к деревцу, полюбил его, целыми днями ласкал да щекотал его. От этого все деревце будто светилось. На ночь лучик за гору уходил, а деревце засыпало сладко, обогретое за день любовью и светом своего друга. Утром лучик снова к деревцу своему спешил. Наступила осень. Хвоя деревца стала нежно-золотой.

Лучик сам себя не помнил от счастья: - Деревце мое с каждым днем все больше на солнышко похожим становится. Будет теперь в хвойном лесу золотое пятнышко.

Но вдруг случилось страшное. Как-то утром прилетел лучик в лес, а деревце его голое стоит. Посмотрел лучик на землю и увидел на ней солнечный коврик из золотых хвоинок. Заплакал лучик: - Что же я наделал, проглядел деревце, не заметил, как заболело оно. Как я солнышку на глаза покажусь?

А солнышко тут как тут. Улыбается лучику: - Не плачь, я все уже знаю. Когда Мать-природа по моей просьбе солнечное семечко в землю посадила, она поведала мне его тайну. Это деревце необычное. Оно так солнышко любит, что не может жить без него. Ночью, как только вы, лучики, прячетесь, деревце тоже засыпает и замирает, даже расти перестает, в отличие от елей и сосен. Зимой же оно спит крепким сном, поэтому и сбрасывает на зиму свои листья - хвою. Весной, лучик, ты снова увидишь свое деревце в красивом и светлом наряде.

Лучик всполошился: - Как же наше деревце хрупкое зиму суровую переживет без хвои?

Отвечает солнышко: - Но у него же есть друг-лучик! С таким другом солнечному деревцу не страшна даже лютая зима.

Так все и получилось, как солнышко пообещало. Столь хрупкое на вид деревце безмятежно пережило лютую зиму и к весне вновь покрылось необыкновенно мягкой и нежной хвоей. Лучик был счастлив.

Так появилась на земле Лиственница - самое светлое дерево из всех хвойных. Там, где растут эти деревья, будто отпечаток света лежит, даже в непогоду, когда солнышко за тучами. А прозрачно-воздушные кроны лиственниц подобны небесно-зеленым облакам.
(Автор сказки: М. Скребцова)

Беседа по прочитанному.

- К лиственным или хвойным деревьям относится лиственница? (К хвойным)

- Чем же она отличается от других хвойных деревьев?

- Почему это дерево сбрасывает зимой свою хвою? (Зимой оно спит крепким сном)

- Почему лиственницу называют солнечным деревом?

Обобщение и переход к следующей странице.

- Молодцы! А сейчас мы переходим к самой, на мой взгляд, особенной странице нашего журнала:

Слайд 9. Страница 3 « Наша родная природа» - проекты детей.

Предъявление результатов.

Дети защищают свои проекты.

Обобщение по проектам.

Вхождение в тему и работа по теме четвертой страницы

- Открывая, последнюю страничку, я хочу, чтобы вы послушали стихотворение.

Слайд 10. Страница 4 « Наш северный край»

Стихотворение читает учащийся 4 класса.

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С. Дрожжин)

- Наше Верещагино находится на территории, приравненной к территории Крайнего Севера. Нам и нашим односельчанам приходится часто жить в суровых погодных и жизненных (социальных) условиях, но от этого наш северный народ становится только сильнее духом и добрее сердцем. Мы любим свою малую родину и свою необычайно красивую северную природу.

Просмотр видеоролика « На севере нашем»

ΙΙΙ. Заключительная часть. Рефлексия. Процесс самопознания.

- Что значит, любить свой край?

- Покажите на пиктограмме, на сколько вы уважительно относитесь к своим односельчанам?

- Подумайте и скажите, что может каждый из вас, чтобы в нашем селе всем жилось лучше?

Интернет - ресурсы:

kostyor.ru/ - Загадки;

florets.ru/legendy-o-tsvetah/legendy-o-podsnedjnikah.html - Сказка про лиственницу;

besplatniemp3.ru/song/ - звуки природы


© 2010-2022