Экологический праздник Земля-наш общий дом

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие «Земля - наш общий дом»

Цели: воспитывать экологическую культуру, разбудить, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, прививать готовность сохранять и защищать её, понимать закономерности происходящего с ней,

развивать потребность общения с природой, творческие способности учащихся, культуру слушателя.

Оборудование : выставка газет на экологическую тему, записи фонограмм, элементы костюмов для мини- спектакля, презентация.

Ход занятия

Оргмомент

Вступительное слово

(Звучит мелодия «Серебряная мечта» исп. «Зодиак»)

Ведущий

Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар… Огромный , старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца…

Смотрю на глобус-

Шар земной.

И вдруг вздохнул он,

Как живой.

И шепчут мне материки:

« Ты береги нас, береги.»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах,

Как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги.»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги.»

Остановил олень

Свой бег:

«Будь Человеком,

Человек.

В тебя мы верим,

Не солги,

Ты береги нас, береги.»

Смотрю на глобус-

Шар земной,

Такой прекрасный

И родной,

И шепчут губы:

« Не солгу,

Я сберегу вас,

Сберегу…»

Основная часть

Дорогие , друзья! Сегодня,22 апреля, мы отмечаем малоизвестный, но очень важный праздник - Международный день Земли. Праздник этот носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды.

Впервые эта всемирная акция стартовала в 1970 году в США, а с 1972 года стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.

Каждый год этот праздник отмечают по - разному. Например, несколько лет назад в этот день было предложено отменить все поездки на автомобилях и передвигаться исключительно пешком или на велосипедах, то есть экологически чистыми способами. К сожалению, не все прислушиваются к этим советам, потому, как многие считают, что один автомобиль не нанесёт большого вреда окружающей среде, а миллионы…

Но мы-то с вами знаем, что начинать надо с себя, и, возможно, когда- нибудь человек пересмотрит своё потребительское отношение к природе. Конечно, всё это впереди, но не нужно забывать, что основа основ- это наши знания. Знания о природе . о Земле.

Наша зелёная планета из-за неразумной людской деятельности постепенно превращается в огромную свалку.

Несколько простых примеров:

- в крупных городах нашей страны на одного жителя приходится примерно 200-400 кг промышленных отходов в год;

-даже в водах Арктики, где вечная мерзлота, найдены остатки стирального порошка ;

каждый год во всём мире в Мировой океан попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс товарных поездов;

-за последние 100 лет на Земле уничтожена почти четвёртая часть плодородных почв;

-катастрофически сокращаются леса, за год человек вырубает около 330 миллионов кубометров леса;

- каждую секунду вырубается квадратный километр тропических лесов- «лёгких нашей планеты». Через 40 лет ,если всё так и будет продолжаться, этих лесов не станет;

-ежегодно на земном шаре безвозвратно погибает один вид животных или один вид растений.

Задумайтесь над этими цифрами!

(мини- спектакль)

Далеко- далеко, среди вековых деревьев , в густом дремучем лесу есть одна поляна. На этой поляне собирались лесные жители, когда нужно было решать какие- нибудь важные дела. И вот однажды Человек стал свидетелем такого собрания.

Лев . Сегодня в наш лес прибыло несметное количество животных. Что же случилось? Почему здесь так много птиц?

Птицы. Мы, птицы, взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты. За последние 150 лет нас вымерло 60 видов и 67 подвидов; ежегодно мы теряем один вид своих крылатых братьев. И это всё по вине Человека.

Лев. Разве Человек может так поступать с вами? Я не могу в это поверить.

Гагарка. Но это так. Я, бескрылая гагарка была уничтожена человеком. А погубило нас привлекательное оперение. Из наших шкурок шили праздничную и ритуальную одежду и даже изготавливали местные деньги. Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью.

Голубь . Я - странствующий голубь. Ещё в 19 веке наш род насчитывал миллиарды особей. Но человек уничтожал нас с небывалым размахом: нас били палками, травили ядами, по стаям палили даже из пушек. Ещё недавно слышались повсюду крики радости и жизни. Ещё не так давно прозвучали первые стоны, а сегодня - всё замолчало: наступила смерть…

Лев. Неужели это так? Неужели Человек не понимает, что истребляя вас, он готовит такую же участь и себе? Он научился летать по воздуху, как птица, плавать, под водой, как рыба, ему осталось лишь одно- научиться достойно жить на земле.

Чайка. Мы - водоплавающие птицы. Ежегодно от нефтяного загрязнения нас погибает от 150 до 450 тысяч. Нам , птицам , которые кормятся в море, угрожают не только нефтепродукты, но и различные вещества, которые сбрасываются в море вместе со сточными водами.

Ласточка. Человек! К нашей гибели ведёт и загрязнение атмосферы из труб твоих фабрик и заводов. Эти вредные вещества попадают в наш организм и вызывают необратимые последствия. Кстати, ты губишь и себя .

Если город твой окутан смогом,

Быть здоровы люди здесь уже не могут,

И когда кислотный дождик льёт из тучки,

Вы ему не подставляйте ручки!

Чайка. Человек! Слышишь ли ты, видишь ли ты что- нибудь, кроме смерти?

Лев. Человек!

Ты послушай царя терпеливых зверей,

И прости,

Что слова мои будут звучать не по- царски.

Я- последний из львов,

Но пускай за меня говорят-

Лань в объятьях капкана,

Ползучего смога громадность

И дельфинов семья, за которой неделю подряд

С вертолёта охотился ты, чтоб развеяться малость.

Пусть тебе повстречается голубь,

Хлебнувший отрав,

Муравейник сожжённый,

Разрытые норы барсучьи,

Оглушённая сёмга,

Дрожащий от страха жираф,

И подстреленный лебедь,

И чайки - по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век,

Пусть они стороною обходят любую машину.

Ты -хозяин!

Мы спорить с тобой не хотим и можем.

Но без нас - ты представь !

Разве будет землёю земля?

Но без нас - ты пойми!

Разве море останется морем?

Человечьи детёныши вспомнят о нас и заплачут…

Мы - пушистые глыбы тепла.

Мы - живое зверьё.

Всё твоё на планете, а нашего - нет ничего!

Может, правда,

Что день ото дня мир становится злее?

Человек, по твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа и ты сам…

Ведущий

Бурный научно- технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное, неправильное их использование привели к нарушению экологического равновесия.

Чтец

Моя планета - человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава - океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу…»

2 чтец

Что же натворил ты с природой?

Как теперь ей смотреть в глаза?

В тёмные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса…

Ведущий

Однако, то, что сделано, нельзя исправить никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее непоправимо. Мало- не делать зла, нужно делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен.

И если каждый из нас всегда будет соблюдать хотя бы элементарные правила поведения в природе, не будет мусорить, соблюдать чистоту в том месте, где живёт, то есть шанс улучшить экологическое состояние страны и даже планеты.

Но , к сожалению, очень часто мы поступаем именно так, как в предлагаемых вашему вниманию частушках.

Дети поют частушки.

Нашу речку еле видно,

Берега все в тине.

Она сильно обмелела,

Рыбы нет в помине.

Классом мы в поход пошли,

Место лучшее нашли.

Посидели мы, поели,

Бросив всё, домой ушли.

Рубят, рубят лесорубы!

Пилят, пилят всё подряд!

Скоро будем жить в пустыне,-

Так в народе говорят.

«Чистота- залог здоровья»,-

Нам твердят который год.

Только что-то непонятно,

Кто всю грязь -то уберёт.

Мы деревья посадили,

Чтоб была аллея.

А потом полить забыли…

Очень сожалеем.

Громко мы частушки пели,

Очень мы старалися,

А зачем мы вам их пели,

Вы хоть догадалися?

Ведущий

О чём же пели наши артисты?

Что делать, чтобы не погибнуть вместе с планетой? Это вопрос, который волнует сейчас всех разумных людей. Вероятно, причины экологического кризиса лежат не только в бурном развитии промышленности, а в сознании людей. Значит, каждый должен начинать экологическое воспитание прежде всего с самого себя.

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знатоки природы»

5.Почему нельзя бросать стекло в лесу? ( оно может стать причиной пожара )

6.Чем опасны изделия из пенопласта для экологии? ( они не разлагаются в природе)

1.Назовите полезные функции зелёных растений в населённых пунктах.(очищают воздух от углекислого газа, пыли, вредных микробов, снижают уровень шума, отражают солнечную энергию, радуют глаз)

2. Что делать с опавшей листвой деревьев, растущих в городах с загрязнённым воздухом?( собрать и закопать в таком месте, чтобы сточные воды с этого участка не загрязняли ближайшие огороды, сады, поля, т к листья содержат в себе множество вредных веществ, накопившихся за лето. По этой же причине, нельзя сжигать листья, т к выделяющиеся вещества загрязняют воздух)

3.Какие растения- хвойные или лиственные- лучше сажать в населённых пунктах? Ответ поясните.(лиственные, т к они ежегодно сбрасывают листву с накопленными в ней вредными веществами, хвойные деревья сбрасывают хвою раз в 2-7 лет)

4.Вы пришли на пикник в лес. Развели костёр, напекли картошку. Потом залили костёр водой, а банки и пакеты закопали. Правильно ли вы поступили? (кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а для полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет)

7.Почему нельзя вытаптывать в лесу даже ядовитые грибы? ( ими лечатся животные)

8.Волка часто называют «санитаром леса». Можно ли назвать санитаром леса браконьера?( волк добывает в первую очередь ослабленных или больных животных, а браконьер истребляет наиболее ценных )

9.Назовите основные типы особо охраняемых природных территорий в России.(заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки)

10.Во многих регионах нашей страны существует следующая проблема: дно озёр и других водоёмов сильно зарастает. Из-за избыточной растительности нарушается экологическое равновесие водоёмов. Однако существует дешёвый и эффективный способ их очистки. Как вы думаете, какой? (развести больше водоплавающих птиц)

11. Почему не в каждом лесу растут лишайники и не в каждом водоёме живут раки?(лишайники растут лишь там, где чистый воздух, и раки живут в чистой воде, являясь санитарами этого водоёма)

Если в воду не сбрасывать мусор, то постепенно вода сама очистится, а если озеро очистить от отходов, то тогда жизнь вернётся в водоём.

Заключительная часть

1Чтец

За генеральную уборку

Пора приняться на Земле!

Что в говорильне нашей толку?

Природа плачет о себе!

2чтец

Помогите, люди, ей:

Мать-природа умирает!

С каждым годом всё сильней

К нам о помощи взывает!

Хватит городам дымить,

Заслоняя в небе солнце.

Как мы будем дальше жить,

Если землю не сумеем сохранить?

3чтец

Мы природу сбережём

И во что бы то ни стало

Красоту земле вернём,

Пусть и лет пройдёт немало.

Не хотим мы погибать

На безжизненной планете,

Позаботимся о том,

Чтоб земля была для всех как общий дом!

Звучит фонограмма «Земля - наш дом» исп. С.Мазаев


© 2010-2022