- Преподавателю
- Классному руководителю
- Экологический праздник Земля-наш общий дом
Экологический праздник Земля-наш общий дом
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жолнерович О.Г. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное занятие «Земля - наш общий дом»
Цели: воспитывать экологическую культуру, разбудить, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, прививать готовность сохранять и защищать её, понимать закономерности происходящего с ней,
развивать потребность общения с природой, творческие способности учащихся, культуру слушателя.
Оборудование : выставка газет на экологическую тему, записи фонограмм, элементы костюмов для мини- спектакля, презентация.
Ход занятия
Оргмомент
Вступительное слово
(Звучит мелодия «Серебряная мечта» исп. «Зодиак»)
Ведущий
Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар… Огромный , старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца…
Смотрю на глобус-
Шар земной.
И вдруг вздохнул он,
Как живой.
И шепчут мне материки:
« Ты береги нас, береги.»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах,
Как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги.»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги.»
Остановил олень
Свой бег:
«Будь Человеком,
Человек.
В тебя мы верим,
Не солги,
Ты береги нас, береги.»
Смотрю на глобус-
Шар земной,
Такой прекрасный
И родной,
И шепчут губы:
« Не солгу,
Я сберегу вас,
Сберегу…»
Основная часть
Дорогие , друзья! Сегодня,22 апреля, мы отмечаем малоизвестный, но очень важный праздник - Международный день Земли. Праздник этот носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды.
Впервые эта всемирная акция стартовала в 1970 году в США, а с 1972 года стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.
Каждый год этот праздник отмечают по - разному. Например, несколько лет назад в этот день было предложено отменить все поездки на автомобилях и передвигаться исключительно пешком или на велосипедах, то есть экологически чистыми способами. К сожалению, не все прислушиваются к этим советам, потому, как многие считают, что один автомобиль не нанесёт большого вреда окружающей среде, а миллионы…
Но мы-то с вами знаем, что начинать надо с себя, и, возможно, когда- нибудь человек пересмотрит своё потребительское отношение к природе. Конечно, всё это впереди, но не нужно забывать, что основа основ- это наши знания. Знания о природе . о Земле.
Наша зелёная планета из-за неразумной людской деятельности постепенно превращается в огромную свалку.
Несколько простых примеров:
- в крупных городах нашей страны на одного жителя приходится примерно 200-400 кг промышленных отходов в год;
-даже в водах Арктики, где вечная мерзлота, найдены остатки стирального порошка ;
каждый год во всём мире в Мировой океан попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс товарных поездов;
-за последние 100 лет на Земле уничтожена почти четвёртая часть плодородных почв;
-катастрофически сокращаются леса, за год человек вырубает около 330 миллионов кубометров леса;
- каждую секунду вырубается квадратный километр тропических лесов- «лёгких нашей планеты». Через 40 лет ,если всё так и будет продолжаться, этих лесов не станет;
-ежегодно на земном шаре безвозвратно погибает один вид животных или один вид растений.
Задумайтесь над этими цифрами!
(мини- спектакль)
Далеко- далеко, среди вековых деревьев , в густом дремучем лесу есть одна поляна. На этой поляне собирались лесные жители, когда нужно было решать какие- нибудь важные дела. И вот однажды Человек стал свидетелем такого собрания.
Лев . Сегодня в наш лес прибыло несметное количество животных. Что же случилось? Почему здесь так много птиц?
Птицы. Мы, птицы, взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты. За последние 150 лет нас вымерло 60 видов и 67 подвидов; ежегодно мы теряем один вид своих крылатых братьев. И это всё по вине Человека.
Лев. Разве Человек может так поступать с вами? Я не могу в это поверить.
Гагарка. Но это так. Я, бескрылая гагарка была уничтожена человеком. А погубило нас привлекательное оперение. Из наших шкурок шили праздничную и ритуальную одежду и даже изготавливали местные деньги. Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью.
Голубь . Я - странствующий голубь. Ещё в 19 веке наш род насчитывал миллиарды особей. Но человек уничтожал нас с небывалым размахом: нас били палками, травили ядами, по стаям палили даже из пушек. Ещё недавно слышались повсюду крики радости и жизни. Ещё не так давно прозвучали первые стоны, а сегодня - всё замолчало: наступила смерть…
Лев. Неужели это так? Неужели Человек не понимает, что истребляя вас, он готовит такую же участь и себе? Он научился летать по воздуху, как птица, плавать, под водой, как рыба, ему осталось лишь одно- научиться достойно жить на земле.
Чайка. Мы - водоплавающие птицы. Ежегодно от нефтяного загрязнения нас погибает от 150 до 450 тысяч. Нам , птицам , которые кормятся в море, угрожают не только нефтепродукты, но и различные вещества, которые сбрасываются в море вместе со сточными водами.
Ласточка. Человек! К нашей гибели ведёт и загрязнение атмосферы из труб твоих фабрик и заводов. Эти вредные вещества попадают в наш организм и вызывают необратимые последствия. Кстати, ты губишь и себя .
Если город твой окутан смогом,
Быть здоровы люди здесь уже не могут,
И когда кислотный дождик льёт из тучки,
Вы ему не подставляйте ручки!
Чайка. Человек! Слышишь ли ты, видишь ли ты что- нибудь, кроме смерти?
Лев. Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей,
И прости,
Что слова мои будут звучать не по- царски.
Я- последний из львов,
Но пускай за меня говорят-
Лань в объятьях капкана,
Ползучего смога громадность
И дельфинов семья, за которой неделю подряд
С вертолёта охотился ты, чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
Хлебнувший отрав,
Муравейник сожжённый,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушённая сёмга,
Дрожащий от страха жираф,
И подстреленный лебедь,
И чайки - по горло в мазуте.
Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты -хозяин!
Мы спорить с тобой не хотим и можем.
Но без нас - ты представь !
Разве будет землёю земля?
Но без нас - ты пойми!
Разве море останется морем?
Человечьи детёныши вспомнят о нас и заплачут…
Мы - пушистые глыбы тепла.
Мы - живое зверьё.
Всё твоё на планете, а нашего - нет ничего!
Может, правда,
Что день ото дня мир становится злее?
Человек, по твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа и ты сам…
Ведущий
Бурный научно- технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное, неправильное их использование привели к нарушению экологического равновесия.
Чтец
Моя планета - человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу…»
2 чтец
Что же натворил ты с природой?
Как теперь ей смотреть в глаза?
В тёмные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса…
Ведущий
Однако, то, что сделано, нельзя исправить никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее непоправимо. Мало- не делать зла, нужно делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен.
И если каждый из нас всегда будет соблюдать хотя бы элементарные правила поведения в природе, не будет мусорить, соблюдать чистоту в том месте, где живёт, то есть шанс улучшить экологическое состояние страны и даже планеты.
Но , к сожалению, очень часто мы поступаем именно так, как в предлагаемых вашему вниманию частушках.
Дети поют частушки.
Нашу речку еле видно,
Берега все в тине.
Она сильно обмелела,
Рыбы нет в помине.
Классом мы в поход пошли,
Место лучшее нашли.
Посидели мы, поели,
Бросив всё, домой ушли.
Рубят, рубят лесорубы!
Пилят, пилят всё подряд!
Скоро будем жить в пустыне,-
Так в народе говорят.
«Чистота- залог здоровья»,-
Нам твердят который год.
Только что-то непонятно,
Кто всю грязь -то уберёт.
Мы деревья посадили,
Чтоб была аллея.
А потом полить забыли…
Очень сожалеем.
Громко мы частушки пели,
Очень мы старалися,
А зачем мы вам их пели,
Вы хоть догадалися?
Ведущий
О чём же пели наши артисты?
Что делать, чтобы не погибнуть вместе с планетой? Это вопрос, который волнует сейчас всех разумных людей. Вероятно, причины экологического кризиса лежат не только в бурном развитии промышленности, а в сознании людей. Значит, каждый должен начинать экологическое воспитание прежде всего с самого себя.
А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знатоки природы»
5.Почему нельзя бросать стекло в лесу? ( оно может стать причиной пожара )
6.Чем опасны изделия из пенопласта для экологии? ( они не разлагаются в природе)
1.Назовите полезные функции зелёных растений в населённых пунктах.(очищают воздух от углекислого газа, пыли, вредных микробов, снижают уровень шума, отражают солнечную энергию, радуют глаз)
2. Что делать с опавшей листвой деревьев, растущих в городах с загрязнённым воздухом?( собрать и закопать в таком месте, чтобы сточные воды с этого участка не загрязняли ближайшие огороды, сады, поля, т к листья содержат в себе множество вредных веществ, накопившихся за лето. По этой же причине, нельзя сжигать листья, т к выделяющиеся вещества загрязняют воздух)
3.Какие растения- хвойные или лиственные- лучше сажать в населённых пунктах? Ответ поясните.(лиственные, т к они ежегодно сбрасывают листву с накопленными в ней вредными веществами, хвойные деревья сбрасывают хвою раз в 2-7 лет)
4.Вы пришли на пикник в лес. Развели костёр, напекли картошку. Потом залили костёр водой, а банки и пакеты закопали. Правильно ли вы поступили? (кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а для полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет)
7.Почему нельзя вытаптывать в лесу даже ядовитые грибы? ( ими лечатся животные)
8.Волка часто называют «санитаром леса». Можно ли назвать санитаром леса браконьера?( волк добывает в первую очередь ослабленных или больных животных, а браконьер истребляет наиболее ценных )
9.Назовите основные типы особо охраняемых природных территорий в России.(заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки)
10.Во многих регионах нашей страны существует следующая проблема: дно озёр и других водоёмов сильно зарастает. Из-за избыточной растительности нарушается экологическое равновесие водоёмов. Однако существует дешёвый и эффективный способ их очистки. Как вы думаете, какой? (развести больше водоплавающих птиц)
11. Почему не в каждом лесу растут лишайники и не в каждом водоёме живут раки?(лишайники растут лишь там, где чистый воздух, и раки живут в чистой воде, являясь санитарами этого водоёма)
Если в воду не сбрасывать мусор, то постепенно вода сама очистится, а если озеро очистить от отходов, то тогда жизнь вернётся в водоём.
Заключительная часть
1Чтец
За генеральную уборку
Пора приняться на Земле!
Что в говорильне нашей толку?
Природа плачет о себе!
2чтец
Помогите, люди, ей:
Мать-природа умирает!
С каждым годом всё сильней
К нам о помощи взывает!
Хватит городам дымить,
Заслоняя в небе солнце.
Как мы будем дальше жить,
Если землю не сумеем сохранить?
3чтец
Мы природу сбережём
И во что бы то ни стало
Красоту земле вернём,
Пусть и лет пройдёт немало.
Не хотим мы погибать
На безжизненной планете,
Позаботимся о том,
Чтоб земля была для всех как общий дом!
Звучит фонограмма «Земля - наш дом» исп. С.Мазаев