Концептуальный проект: Благотворительность в нашем городе: история и современность

Концептуальный проект :Благотворительность в нашем городе:история и современность предназначен школьникам 6-9  классов и направлен на изучения истории благотворительности как в нашей стране, так и в  городе.Проект знакомит школьников с меценатами города Димитровграда.Причем в процессе реализации проекта «Благотворительность в нашем городе :история и современность «школьники ведут исследовательскую работу, изучают историю города, работают совместно с работниками  городского  краеведческого  музея...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концептуальный проект

Благотворительность в нашем городе:

история и современность



Автор

Лучезарнова Ирина Ваисовна

Цель: Духовно нравственное воспитание молодежи.

Воспитание любви к своей Родине, городу, людям.

Популяризация среди молодежи идей благотворительности, милосердия, меценатства..

Задачи:

  • развивать умения самостоятельного аналитического поиска информации и публичного выступления;

  • формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;

  • сформировать у учащихся мировоззренческую оценку событий;

  • воспитывать интерес к истории родного края, чувство уважения к «малой родине», патриотизм;

  • создать условия для развития мотивации к совершению добрых дел и гуманных поступков.

Этапы реализации концептуального проекта.

  1. Подготовительный (работа в группах) - Поиск информации по темам.

  2. Практический (работа в группах) - Создание материалов по темам.

1.Благотворительность,меценатсво.(группа исследователи)- печатные материалы.

2.»Улица Гагарина « ( группа архитекторы)- печатные материалы, слайд-шоу.

3.»К.Марков - первый посадский глава» (группа краеведы)- печатные материалы.

4.Поиск заметок и создание статей о современных благотворителях.

3. Заключительный. Проведение мероприятия «Украшайте душу добрыми делами»

(защита проектов, выступления, обсуждение, подведение итогов)

Методические комментарии

Для проведения итогового мероприятия необходимы следующие материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, лист-путеводитель или маршрутный лист, печатная презентация в форме виртуальной экскурсии «К Марков- первый посадский глава», « Мелекесс купеческий», слайд-шоу «Улица Гагарина музей под открытым небом», печатные материалы с фотографиями особняков и старинных зданий города, буклеты с афоризмами и глоссарием по теме , ватман, маркеры.

Оформление кабинета. Несколько столов объединены и расставлены для работы в мини группах по 4 - 5 человек. На столах для каждой группы находятся лист-путеводитель, буклеты, таблички с названием групп. На стендах или на доске находятся портреты известных благотворителей России и г. Мелекесса. На доске размещаются следующие высказывания:

  1. «Благотворительная душа будет насыщена; и кто наполняет других, тот и сам напоен будет». Библия (Притчи.11:25)

  2. Зигфрид Ленц: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире.»

Комментарии - пояснения принципа действия концептуального проекта, рекомендации по использованию в работе.

Данный концептуальный проект построен на основе педагогической технологии «проектной деятельности», главной особенностью которого является обучение детей на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Первую часть итогового мероприятия «Украшайте душу добрыми делами» целесообразно посвятить работе над понятиями и беседе об истории и развитии благотворительности в России.

Основную часть итогового мероприятия «УКРАШАЙТЕ ДУШУ ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ» занимает представление проекта «Благотворительность в нашем городе: «К. Марков - первый посадский глава». »Мелекесс купеческий»

Проект представлен в форме виртуальной экскурсии, как одной из организационных форм обучения, создающей условия для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.

Преимуществами экскурсии являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность. Она дает возможность для сочетания краеведческого и общероссийского компонентов, установления связей и проведения параллелей между прошлым и современным состоянием благотворительности в нашем городе.

Заключительная часть ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Украшайте душу добрыми делами» посвящается современному состоянию благотворительности в родном городе и проводится в форме сообщений.

Ребята из статей подбирают информацию о сегодняшних благотворителях. Если есть знакомые - берут информацию из первых уст и сами пишут статью.

В течение реализации проект все задания могут выполняться учащимися в индивидуальной, парной или групповой форме.

Использование методического материалов концептуального проекта.

Материалы концептуального проекта и представленная в проекте информация может быть использована в 8 классе при изучении темы по истории «Культура России во второй половине XIX века»;

В 10-м классе по обществознанию при изучении темы «Духовно-практическая деятельность»,

В 9-м классе в рамках курса «Историческое краеведение»;

В 8-м классе при изучении курса «Литературное краеведение».

Данное мероприятие может быть использована и при проведении классных часов, занятий в кружках журналистики, краеведения , летних профильных лагерях.

ХОД итогового МЕРОПРИЯТИЯ.

Организационный этап .

Сообщение темы. Постановка цели и задач . (Целеполагание)

Методические комментарии

Руководитель объявляет тему мероприятия. (она записана на доске). Учащиеся на основе объявленной темы самостоятельно определяют задачи в виде утверждений или вопросов. Формируем умение ставить задачи, работать в группах.

Мотивационный этап урока. Актуализация собственных знаний.

Руководитель: Тема нашего мероприятия «Украшайте душу добрыми делами» заставляет задуматься о многом. Какое слово в теме с вашей точки зрения является ключевым, главным?

Ответы учащихся: Добро - любовь - милость - благо и др.

Руководитель: Как называют человека, который совершает добрые дела, творит добро? (Ответы учащихся). А какое слово существует для названия этого явления? (Ответы учащихся).

Совершенно верно, ребята. В последнее время мы все чаще произносим эти слова: «благотворитель», «благотворительность». Слова, незаслуженно забытые в XX веке, произносимые еще совсем недавно с иронией, иногда с удивлением, не канули в лету, не пропали из нашей жизни, как множество других явлений и слов, их называющих. Давайте вслушаемся в это мудрое и красивое слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. Именно этому понятию посвящен наше мероприятие . . Дизайнеры нашего проекта оформили результаты работы групп «краеведов», «архитекторов», «исследователей» в форме виртуальной экскурсии по нашему городу. Но прежде чем мы отправимся в наше путешествие, попробуем объяснить, дать определение понятиям «благотворительность», «меценатство».

Работа с новым понятием.

- Наши «исследователи » обратились к различным словарям и выяснили значения этих слов. Итак, послушаем наших ребят.

Методические комментарии

В течение выступления «исследователи » дают толкование . Остальные учащиеся делают запись в тетрадях: «Благотворительность - это…», выделяют в записи существенные признаки понятия и составляют кластеры (это способ графической организации материала). Такая же работа ведется с понятием «меценатство». Затем группы представляют свои работы на ватмане.

Примерные кластеры:

Концептуальный проект: Благотворительность в нашем городе :история и современность :

Концептуальный проект: Благотворительность в нашем городе :история и современность :

Знания понятий : благотворительность, меценатство.

Умения: работать со словарями, устно и письменно формулировать понятия, выделять его существенные признаки, обрабатывать информацию в виде кластера .

Вводный рассказ руководителя о развитии благотворительности в России

Информация для рассказа

Благотворительность существовала на Руси всегда. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства, с одной из его основных заповедей: любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных. Первыми формами благотворительности были милостыня и призрение нищих, убогих; молитва их за дающего милостыню считалась самой сильной, доходящей до Бога первой. Начальная русская летопись гласила: «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.

Позже Владимир Мономах писал: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека.» Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринимается как выражение христианской любви к ближнему Неотъемлемой частью жизни православного христианина является помощь другим, а монастыри и православные храмы становятся центрами благотворительности в допетровскую эпоху.. Благотворительность, меценатство становятся свойством, потребностью души русского человека: от купца до царя, от крестьянина до предпринимателя. Отличительная черта благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню.

В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», в котором предписывалось «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены». Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность. На эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники.

В XVIII - начале XIX века масштабы российской благотворительности растут. Появляются благотворительные учреждения: воспитательные дома, больницы, богадельни, приюты, народные школы, сиротские дома и т.д. Благотворительность имеет как государственную, так и частную формы. На средства казны создаются приюты для подкидышей, появляется особый приказ общественного призрения, и в обязанности полиции вменяется призрение. Одним из первых, в 1802 году под эгидой императорской семьи, возникает «Императорское Человеколюбивое общество», преследовавшее цели содержания учебно-воспитательных заведений, больниц, приютов, а также помощь бедным, инвалидам, погорельцам и переселенцам. Представители царского дома в лице императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I, огромное внимание уделяли благотворительности, покровительствовали общественным фондам.

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

Особое значение во второй половине XIX века в России занимает частная благотворительность, она принимает невиданные ранее размеры, приобретает новые формы и виды, охватывает буквально всю Россию, становясь социальным феноменом, который до сих пор вызывает восхищение и уважение. Русские предприниматели, купцы отличаются особым отношением не только к своему делу, они становятся в центре просветительства, культурного созидания в России. На их средства организовывались учебные заведения, приюты, народные дома. Остались навсегда в истории благотворительности имена известных русских купеческих династий:

  • Морозовы (Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула - 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название «Морозовская»),

  • Мамонтовы (на свои средства С.Мамонтов развивал оперное искусство, его усадьба Абрамцево была культурным центром того времени),

  • Солодовниковы (в 1902 году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование: 20-ти миллионное наследство купца Г.Г. Солодовникова было потрачено на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек; оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих)

  • Солдатенковы (издатель-меценат: фирма специализировалась на публикации сочинений Н.Некрасова, И.Тургенева),

  • Алексеевы (построено здание для мужского и женского училищ на сто мест каждое).

  • Именами некоторых русских меценатов названы созданные ими учреждения, картинные галереи. Всемирно известна сейчас Государственная Третьяковская Галерея. Павел Михайлович Третьяков на протяжении нескольких десятилетий на свои средства создал уникальную художественную галерею, где собраны полотна русских художников, затем подарил ее Москве

К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как и общественная) благотворительная деятельность пресекались.

Но сегодня традиции благотворительности и меценатства продолжают развиваться на благо общества и каждого человека

«Благотворительность в нашем городе: история и современность».

Виртуальная экскурсия

Методические комментарии. Предварительная подготовительная работа.

Большую по объему часть занятия целесообразно посвятить местным благотворителям и меценатам прошлого и настоящего времени. Ребята должны знать, что хорошо им известные здания города, учреждения культуры созданы, сохранены и доступны благодаря бескорыстным землякам, составившим славу и гордость не только нашего края, но и России.

До начала «запуска» концептуального проекта «Украшайте душу добрыми делами» выбирается основная тема, ставятся цели и задачи, определяются пути решения поставленных вопросов, намечается маршрут для виртуальной экскурсии, выбираются основные объекты для работы.

Формируются проектные группы по интересам, каждая группа имеет свое название и задание:

  • «Краеведы»: используя различные источники информации (периодика, Интернет, литература и т.д.) собирают материал о первом посадском главе купце 1 гильдии Константине Маркове., «Мелекесс купеческий

Итоговый продукт. (Создание буклета «К. Марков первый посадский глава». «Мелекесс купеческий»)

  • «Архитекторы»: пользуясь специальной краеведческой и музейной литературой, должны найти материал об архитектурных особенностях рассматриваемых объектов . Предварительно юные журналисты посещают музей под открытым небом «Улица Гагарина.» Делают фотографии.

Итоговый продукт: Печатные материалы (экскурсии) «Улица Гагарина» ( о истории зданий Мелекесса купеческого), слайд-шоу «Улица Гагарина)

.

  • «Исследователи»: подбирают из различных словарей определения слов «благотворительность», «меценат»; составляют глоссарий на тему «Благотворительность»,

  • Итоговый продукт: Создание буклета с сообщениями (Благотворительность - сегодня). .Подбирают эпиграфы к уроку; используя литературный краеведческий материал, подбирают стихи и прозу к объектам экскурсии.

  • «Дизайнеры»: анализируют, систематизируют собранный материал, оформляют его в форме виртуальной экскурсии. ( до мероприятия)

Итоговый продукт : Оформление материалов ( компьютерная верстка, выпуск плакатов, оформление буклетов )

Из числа подготовленных учеников выступают два экскурсовода, которые руководят работой групп. Вся работа строится на основе презентации . Каждый объект виртуальной экскурсии хорошо известен ребятам. На столах у каждой группы находится маршрутный лист, в котором учащиеся должны сделать подписи по маршруту экскурсии, записать неизвестные факты, сведения. Каждая группа заранее выбрала выступающих по каждому объекту экскурсии.

Таким образом, почти все учащиеся имеют возможность продолжить формировать умение публичного выступления.

Информация для вступительного слова экскурсоводов

Ребята, сегодня мы приглашаем вас на необычную экскурсию, которая перенесет нас почти на двести лет тому назад, когда на карте России не существовало такого города как Димитровград. Был город Мелекесс. Первым посадским главой был Константин Марков. При его умелом управлении город Мелекесс был знаменит не только в России, но и во всём мире.

Мелекесская мука, тара, винокуренные заводы и ткацкие мануфактуры не знали себе равных.Продукция купцов Мелекесса Марковых, Таратина, и др. занимала первые места на известных международных ярмарках.

До сих пор каждый день мы проходим мимо зданий, построенных на средства мелекесских купцов, особенно семейства Марковых. Давайте поближе познакомимся с нашим родным городом, лучше узнаем о нем.

Начинаем нашу виртуальную экскурсию.


Показ слайд-шоу: « Улица Гагарина - музей под открытым небом».

Рассказ о том каким купцам принадлежали здания, когда они были построены. Какого рода учреждения располагались в них в разные годы.

Работы представляют группы »краеведы» и «архитекторы».

Методические комментарии

После окончания виртуальной экскурсии учащиеся совместно с руководителем анализируют и дают оценку работе каждой из групп по следующим критериям:

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения вопроса

  2. Логичность, последовательность изложения, обобщение фактов.

  3. Оригинальность подачи материала, культура речи, владение терминологией.

Творческое аналитическое задание «Портрет благотворителя»

Цель: выявление отличия и сходства современного благотворителя от благотворителя прошлого столетия

Методические комментарии

Для выполнения задания необходимы или листы ватмана или листы А4 разного цвета, фломастеры. Учащимся предлагается подумать и создать собирательный образ благотворителя прошлого столетия, записывая отличительные черты, качества характера, ценностные ориентиры, присущие этим людям, на листах определенного цвета или на одной половине ватмана.

На другом листе или на другой половине ватмана записать ответ на вопрос:

Какими вы представляете себе современных благотворителей?

Информация для слова руководителя.

Благотворительность, благотворители всегда вызывали двоякое отношение окружающих: одни восхищались этими людьми и преклонялись перед ними, другие завидовали и не понимали. Их называли спасителями и святыми, чудаками и сумасшедшими, ими гордились, над ними смеялись. Так кто же они такие? Давайте создадим портрет благотворителя.

Возможные вопросы для обсуждения:

  1. Каким в вашем представлении были благотворители прошлого столетия?

  2. Какими чертами обладают современные благотворители?

  3. В чем сходство деятельности благотворителей прошлого и настоящего времени?

  4. В чем вы видите различия между ними?

В итоге руководитель должен подчеркнуть, что благотворители во все времена были бескорыстными людьми, ими двигали чувства патриотизма, милосердия, уважения. Возможное непонимание их деяний современниками, близкими людьми возмещено будет их потомками, которые могут и должны по достоинству оценить их деятельность и наследие.

«Благотворительность в нашем городе: современность» Сообщение группы учащихся

Методические комментарии

Заслушивается выступление учащихся. Выступление представляет собой представление сообщений из сегодняшней прессы. «Человек реальных дел».

Это заметки о том, как предприниматели , фирмы, администрация города помогает димитровградцам.

Это помощь больным детям, средства на организацию фестивалей, конкурсов, поездки, акции для детей сирот и т д. Может быть представлена информация от друзей, сверстников, которым помогли.

Выступление готовит группа «исследователи» .



Рефлексия

Методические комментарии

Рефлексия проводится следующим образом:

  1. Анализ эпиграфов к мероприятию в форме устного обсуждения

  2. Создание «синквейна»: группам учащихся предложено дать нравственную оценку благотворительной деятельности в Мелекессе в прошлом веке и в настоящее время.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Заключительное слово руководителя

Информация для заключительного слова

Вспоминая слова небесного покровителя города Димитровграда архимандрита Гавриила «Украшайте душу добрыми делами » понимаешь , что действительно только доброта спасает людей, делает мир лучше. Мир держится на таких личностях, как наши сегодняшние герои. Несмотря на годы гонений, забвения, мы помним о них, потому что о человеке судят по его поступкам и память о нем сохраняется до тех пор, пока живет дело его рук. Константин Марков оставил нам в наследство прекрасные здания - памятники архитектуры, уникальный парк. Наша задача - все это беречь. И, конечно же, учиться у посадского главы как следует заботиться о своем городе, о его жителях, как приумножать богатство родного края. Не стесняться того, что мы живем в маленьком провинциальном городке, а гордиться тем, что мы живем в городе Димитровграде.

Ребята, творите добро, помните, что вокруг вас всегда есть люди, которым нужна ваша помощь и забота.

-Зачем?- спросят некоторые из вас.

-Затем, чтобы быть на земле ЧЕЛОВЕКОМ.


Литература

1. Афанасьев В. Г., Соколов

Р. Благотворительность в России: Историогр. аспекты проблемы. СПб, 1998.

2. Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М, 1989.

3. Бродский Д. К .Отчет по исследованию значения СМИ

в формировании позитивного отношения к благотворительности

в Российском обществе. М, 1999.

4. Большой энциклопедический словарь, М , 2000 г.



Главная страница ::

Список литературы о благотворительности в России

Данный пречень изданий охватывает период от 1862 г. до 2001 г. Он не притендует на полное освещение вопросов развития благотворительной деятельности в России. Однако может оказаться весьма полезным всем, кто серьезно интересуется данной проблематикой.

1. «Благотворительность в России», Т. 1-3. СПб, 1907.

2. «Благотворительные учреждения России», СПб, 1912.

3. «Благотворительные учреждения Российской империи», Т. 1-3. СПб, 1900.

4. «Благотворительные учреждения», Москва, 1987.

5. «Сборник сведений о благотворительности в России», СПб, 1899.

6. Абросимова Б. А. «О благотворительных организациях в России» //Советское государство и право. 1992. № 1.

7. Алексеева О. «Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций», Москва, 1994.

8. Архангельский В. М. «Филантропические начинания русского правительства XVIII века», Смоленск, 1910.



© 2010-2022