Воспитательная программа Между прошлым и будущим

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательный лицей №3»





Между прошлым и будущим


воспитательная программа

Автор: Бурцева Ю.Л.,

классный руководитель

11 класса МОУ «Общеобразовательный

лицей №3»

Воспитательная программа Между прошлым и будущим
















Котлас

2014

РАССМОТРЕНО

на заседании ПО

классных руководителей

Протокол №__

«__»_____2014 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР________Степашина Л.А.

«__»_______2014 года

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ «Общеобразовательный лицей №3»

_________Резниченко И.В.

«___»_________2014 года


Программа воспитательной работы

в 11 классе на 2014-2015 учебный год

«Между прошлым и будущим»


Классный руководитель Бурцева Ю.Л.

  1. Информационная справка о классе.

На начало 2014-2015 учебного года в 11 классе 20 обучающихся, из них 9 мальчиков и 11 девочек 1996 - 1998 года рождения. С первого класса в лицее учатся 6 обучающихся, девятый класс окончили в лицее еще 6 обучающихся, остальные поступили в 10-ый класс из разных школ города. Адаптация в новом коллективе у всех обучающихся прошла успешно, в том числе и благодаря системе мероприятий, проведённых в течение прошлого учебного года.

По данным медицинского осмотра I группу здоровья имеют 3 обучающихся, II группа - у 16 человек, III группа - у 1 человека, снижение зрения у 14 человек (70%). Хронические заболевания есть у 5 обучающихся.

В неполных семьях воспитываются 3 обучающихся (все - мамами). В нескольких семьях есть младшие дети до 3 лет. Многодетной являются семьи ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________ и ______________________. Установлен контакт классного руководителя со всеми родителями. Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы условия для домашней учебной работы. Неблагополучных семей не выявлено. Родители заинтересованы в хороших результатах обучения и воспитания своих детей, но не всегда правильно понимают свою роль в образовательном процессе. Большинство родителей имеют среднее специальное образование.

11 класс на «4» и «5» окончили 7 обучающихся (35%). Реальные возможности улучшить качество обучения есть ещё у нескольких обучающихся. В учебной деятельности выявлены следующие проблемы: отсутствие устойчивой внутренней мотивации к обучению (ярко выражено у 30% обучающихся), неумение организовать свою учебную деятельность (50% обучающихся), невысокий уровень обучаемости и интеллекта у некоторых обучающихся данного класса (15%). Отверженных обучающихся в классе нет, все имеют свой круг общения, чаще всего доброжелательны друг к другу и к другим участникам образовательного процесса.

Обучающихся, серьезно занимающихся спортом, в классе нет, 100% обучающихся заняты бальными танцами на базе лицея (приложение 1).

По наблюдениям за классным коллективом в начале этого учебного года можно заметить, что сохранился интерес к общественной деятельности у большинства обучающихся, они заинтересованы в проводимых мероприятиях, стремятся проявить инициативу. В прошлом учебном году классный коллектив активно проявлял себя в КТД, был признан лучшим в номинации «Класс года». Были преодолены такие проблемы как недостаток самостоятельности в планировании КТД, неумение быстро организовать себя и товарищей при реализации проекта, затруднения при определении лидерских позиций в коллективе. Коэффициент уровня развития самоуправления учебного коллектива повысился с 0,68 до 0,7 (методика М.И.Рожкова), как и планировалось.


Диагностика уровня воспитанности

(по Е.Ю. Васильевой ИППК г.Архангельск)


I - отношение к школе

II - отношение к трудовым делам

III - отношение к природе и продуктам труда

IV - доброжелательное отношение к людям

V - непримиримое отношение к безнравственности

VI - требовательное отношение к себе

VII - отношение к своему физическому развитию

VIII - эстетическое отношение к действительности

Список учащихся

I

10кл-11кл

II

10кл-11кл

III

10кл-11кл

IV

10кл-11кл

V

10кл-11кл

VI

10кл-11кл

VII

10кл-11кл

VIII

10кл-11кл

2 - 3

3 - 3

2- 2

3-3

2 - 2

1 - 2

4-4

2-2

4 - 4

4 - 4

3 - 3

3-3

3- 4

3-3

3-3

4-4

3 - 3

2-3

3 - 3

3-3

2-3

3-3

3-4

3-4

2 - 3

2 - 3

2 - 2

3-3

2-3

2-2

3-4

2-2

3 - 3

4 - 4

3 - 3

3-3

3-3

3-3

4-4

3-3

4 - 4

4 - 3

3 - 3

3-3

3-3

3-3

3-3

3-3

3 - 3

3 - 3

3 - 3

3-3

3-3

2-3

3-3

3-3

4 - 4

3 - 3

3 - 4

3-4

3-3

4-4

3-3

4-4

3 - 4

3 - 3

4 - 4

3-3

3-4

4-4

3-3

4-4

3 - 3

3 - 3

3 - 3

3-3

2-3

2-2

3-3

3-3

3 - 3

3 - 3

3 - 3

3-4

3-3

3-3

3-3

3-3

3 - 3

3 - 3

3 - 3

3-3

4-3

2-3

3-3

3-3

3 - 3

3 - 3

3 - 3

3-3

2-2

2-2

4-3

3-3

4 - 4

4 - 4

3 - 3

3-3

3-3

3-3

3-3

4-4

3 - 3

3 - 3

3 - 3

2-3

3-3

2-3

3-3

4-4

3 - 3

3 - 3

3 - 3

3-3

3-3

3-3

3-3

3-3

3 - 3

3 - 3

3 - 3

3-3

2-3

2-3

3-2

3-3

3 - 3

3 - 3

2 - 3

3-3

2-2

2-3

3-3

2-3

3 - 3

2 - 3

2 - 3

2-3

2-3

2-3

4-3

2-3

3 - 3

3 - 3

3 - 3

2-3

2-3

2-2

3-3

3-3









Сред. балл

3,1 - 3,25

3,05 - 3,15

2,85 - 3,05

2,85 - 3,1

2,6 - 2,95

2,5 - 2,85

3,2 - 3,15

3,05 - 3,2

Уровни воспитанности: 4 - идеальный; 3 - достаточный;

2 - тревожный; 1 - критический

Диагностика уровня воспитанности показывает, что, несмотря на некоторую положительную динамику, не достигают достаточного уровня такие критерии, как непримиримое отношение к безнравственности и требовательное отношение к себе, нестабильно отношение к своему физическому развитию.

Стартовая диагностика и анализ деятельности и поведения обучающихся показывают необходимость большее внимание уделить направлению «Самовоспитание» (в том числе формированию объективной самооценки и самоопределению), пристального внимания требуют направления «Нравственность» и «Здоровье». Непростая задача последнего года обучения - необходимость сделать определённый жизненный выбор и качественно подготовиться к новым условиям жизни по окончании школы - требует работы по профориентации и формированию правильных моделей поведения в различных жизненных ситуациях.

  1. Концептуальное обоснование воспитательной программы.

Возраст учащихся 11 класса - ранняя юность. Данная воспитательная программа рассчитана на год. В её основу положена программа духовно-нравственного развития лицеистов МОУ «Общеобразовательный лицей №3».

По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего - это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а общение с друзьями остается интимно-личностным.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В юности происходит активный поиск себя, сферы приложения своих мыслей и действий. Не случайно главную роль в этом возрасте играет саморазвитие. Вся внутренняя деятельность старшеклассника направлена на поиск адекватных форм и способов самоорганизации, самореализации и самоутверждения. Особенность обучения в лицее связана с освоением специфики учебных предметов старшей средней школы, углублением знаний по профильным предметам и выбором будущей профессии для перехода из школы в ВУЗ. Также особое значение в этом возрасте приобретают межличностные отношения. Все это определяет специфику роли классного руководителя. Актуальность приобретает позиция старшего товарища и советчика. Классный руководитель оказывает помощь обучающимся в выборе соответствующего индивидуальным особенностям и учебным возможностям продолжения образования; поддерживает школьников в научно-исследовательской работе; координирует, а не организует деятельность учащихся по проведению совместного досуга; оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов.


  1. Целевые ориентиры и принципы воспитания

Цель воспитательной программы: создание условий для актуализации, развития и проявления воспитуемым личностных качеств, формирования его собственной системы интеллектуальных и нравственных ценностей.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) содействовать формированию стремления к самовоспитанию и самоопределению;

2) содействовать развитию ученического коллектива как средства самореализации каждого его члена;

3) организовать педагогическую поддержку развития духовно-нравственных ценностей, направленных на обновление и духовное обогащение личности;

4) содействовать развитию познавательной активности каждого;

5) формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни.

В нашей воспитательной программе наиболее значимыми ценностями являются: «Индивидуальность», «Выбор. Творчество», «Успех», «Доверие и поддержка». Эти ценности выполняют роль принципов, на которых строится воспитательное взаимодействие.

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, творческих и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучаегося к проведению и развитию природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип выбора. Обучающийся должен жить, воспитываться и учиться в условиях постоянного выбора. Без этого невозможно развитие индивидуальности и самоактуализации.

4. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию положительной Я-концепции, стимулирует дальнейшую работу по самосовершенствованию.

5. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений, личностно-ориентированный подход являются основой воспитательного процесса.


  1. Механизм функционирования жизнедеятельности классного коллектива.

Системообразующий фактор воспитательной работы - ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному духовно-нравственному и профессиональному самоопределению.

Ведущие методы:

метод самодиагностики - обучение самоанализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;

метод самоопределения - создание ситуаций, когда обучающийся должен самостоятельно сделать выбор;

метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситуаций свободного выбора поведения.

Воспитательное взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

Нравственность - воспитание совестливости, порядочности, тактичности и толерантности; уважительного отношения к героическому прошлому и культурному наследию своей страны и малой Родины;

Учение - педагогическая поддержка качественного освоения образовательной программы; обеспечение изучения и развития интересов, любознательности и кругозора учащихся;

Профориентация - формирование сознательного отношения к выбору профессии, реализации своих способностей и возможностей;

Общение - развитие коммуникативных качеств, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе;

Досуг - воспитание стремления к интересному и полезному время провождению; потребности участвовать в КТД; проявлять и развивать свои творческие и организаторские способности;

Здоровье - формирование сознательного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья путем выполнения режима дня, правильного питания, интереса и привычки к занятиям спортом.

Направление

Содержание и формы работы

Ожидаемый результат

Учение

Тематические классные часы.

Встречи с выпускниками лицея. Классные, школьные, городские предметные олимпиады и конкурсы.

Индивидуальные консультации учителей-предметников.

Реклама элективных курсов.

Предметные недели. Интеллектуальный марафон.

Школьная научно-практическая конференция.

Международные интеллектуальные игры («Кенгуру», «Золотое руно», «Русский медвежонок»)

Познавательная активность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Любознательность, эрудиция, организованность (положительная динамика уровня умственного развития учащихся по ШТУРу). Посещение элективных курсов - не менее 80% учащихся, положительная динамика процентного участия в интеллектуальных играх, конференциях (статистический анализ). Успеваемость 100%, качество обученности - 37,5% учащихся.

Досуг

Посещение театра, концертов (не менее 1 раза в четверть)

Экскурсии, выставки (не менее 1 раза в четверть)

Традиционные и новые классные вечера.

Активное участие в мероприятиях школы и класса. Стремление к интересной и полезной деятельности вне учебных занятий. Разносторонность интересов.

Статистический анализ участия обучающихся класса во внеурочной деятельности - не менее 80% учащихся в каждом мероприятии.

Общение

Организация классного самоуправления.

Совместное планирование деятельности классного коллектива.

Взаимодействие учащихся в процессе разработки и проведения классных мероприятий.

Часы общения.

Создан благоприятный психологический климат в классном коллективе.

Сформированы коммуникативная культура учащихся, умение регулировать межличностные отношения, проявлять свои организаторские и лидерские качества.

Развита толерантность

Высокая степень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (методика А.Л.Андреева). Отсутствие «непринятых» и «отвергнутых» детей в коллективе (социометрия).

Здоровье

Участие в спортивных мероприятиях школьного и городского уровней.

Дни здоровья.

Встречи с врачами гигиенистами, инспектором ГИБДД.

Тематические классные часы.

Индивидуальные беседы.

Сформировано стремление к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию.

Осознана степень разрушающего воздействия вредных привычек на физическое и психическое здоровье личности.

Выработаны индивидуальные здоровьесберегающие рекомендации.

Положительные ответы на вопросы анкеты о здоровом образе жизни составят в среднем 90%.

Нравст

венность

Тематические классные часы, мероприятия, направленные на формирование понятий «честь, достоинство, патриотизм, ответственность, самореализация»,

развитие самовоспитания

Доброжелательность и ответственность, умение соотносить свои поступки с общепринятыми нормами и ценностям. Гордость за свою школу, малую родину, страну и ее культуру, законопослушность. Готовность совершенствовать нравственные поступки и принимать ответственность за свой выбор. Средний по классу уровень воспитанности - достаточный (3).

Примерная тематика классных часов

Циклы тематических классных часов:

  1. Секреты успешного человека - 4 часа

  2. Ценности, которые мы выбираем - 4 часа

  3. Самореализация - 3 часа

  4. Моё здоровье - моё будущее - 3 часа

  5. Правильный выбор - 3 часа

  6. Этика деловых отношений - 3 часа

  7. Классные часы, посвящённые организации КТД, инструктажам, экскурсиям, памятным датам.

Примерная тематика «15-минуток»

  • Права и обязанности обучающихся (две 15-минутки)

  • Самоуправление в классе и лицее

  • Юбилей со Дня рождения Н.Г.Кузнецова

  • Вузы России (четыре 15-минутки)

  • Правила безопасного поведения (четыре 15-минутки)

  • Здоровье. Как вести себя во время эпидемии (две 15-минутки)

  • События месяца (в городе, стране, мире)

  • Любовь - великая страна

  • Честь солдата

  • Котлашане - участники ВОв

Особую роль в реализации концептуального замысла воспитательной программы играет самоуправление учащихся, организующее жизнедеятельность класса. В текущем учебном году самоуправление будет осуществляться по традиционному алгоритму:

  1. учащиеся выбирают старосту класса путем голосования;

  2. староста назначает личного помощника;

  3. учащиеся предлагают свои кандидатуры на пост ответственных за учебные дела, за трудовые дела, за порядок, за художественно-эстетическое оформление мероприятий, за спортивные мероприятия, за культурно-развлекательные мероприятия;

  4. путем голосования учащиеся утверждают ответственных;

  5. учащиеся высказывают свои предложения по организации жизнедеятельности класса;

  6. учащиеся класса заключают с выбранным активом устное соглашение о предоставлении помощи всех одноклассников в проведении различных мероприятий;

  7. староста совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть, проводит работу с ответственными за намеченные дела; знакомит класс с предстоящими мероприятиями;

  8. в конце четверти актив класса представляет отчет о своей работе.

Необходимой составляющей работы органа классного самоуправления является создание основополагающих принципов, целевых ориентиров, которых должен придерживаться каждый член классного коллектива («клятва одиннадцатиклассника»).

Ожидаемый результат: Коэффициент уровня развития самоуправления учебного коллектива повысится с 0,7 как минимум до 0,72 (методика М.И.Рожкова)

5. Индивидуальная работа с учащимися.

Виды деятельности

Учащиеся

формы работы и сроки проведения

1. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся

все обучающиеся класса

Сентябрь - декабрь - анкетирование,

наблюдение, тестирование

2. Оказание индивидуальной помощи

а) по организации индивидуальной исследовательской деятельности

все учащиеся класса

октябрь - индивидуальные и групповые беседы, дискуссии

в течение года - консультирование

б) по преодолению психологических трудностей межличностных отношений

________________

сентябрь - октябрь - индивидуальные беседы, в течение года - консультации с педагогами и родителями

в) в соблюдении норм и правил поведения

________________

в течение года - индивидуальные беседы; консультации педагогов, консультирование родителей

г) по организации самоуправления

________________

д) по преодолению трудностей учебной деятельности

________________

по необходимости - индивидуальные беседы; консультации педагогов, консультирование родителей

Дети, состоящие на контроле классного руководителя

Учащийся

Причина постановки на контроль

Содержание работы

________________

Участие в правонарушениях

индивидуальные беседы с учащимся, беседы с родителями


  1. Работа с родителями.

Мы считаем, что залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на духовно-нравственное становление и самоопределение учащегося. Следовательно, необходимо сделать родителей активными участниками реализации данной программы посредством следующих форм работы:

Направление

Содержание и формы работы

Изучение семьи

Анкетирование, беседы, посещение

Просвещение

Организация родительского всеобуча

Родительские собрания:

  1. Особенности образовательного процесса в 11 классе.

  2. Легко ли быть молодым?

  3. Как помочь сделать выбор. Стратегия принятия решений.

  4. Период экзаменов. Роль родителей.

Совместная деятельность школы

и семьи

Все досуговые мероприятия, некоторые классные часы проводятся при непосредственном участии родителей.

Посещение театра, выставок; походы, экскурсии, поездки; участие в подготовке и проведении классных мероприятий; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении кабинета.

Работа с родительским активом.

Консультирование

Индивидуальные и групповые консультации по семейным и учебным проблемам.

На контроле классного руководителя семьи не числятся.

7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса

Для определения результативности воспитательной деятельности выбрана совокупность критериев:

1) оценки уровня воспитанности учащихся, предложенная кафедрой педагогики АО ИППК: Диагностика уровня воспитанности (по Е.Ю. Васильевой ИППК г. Архангельск) См. приложение 1.

2) Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, разработанная А.Л.Андреевым. См. приложение 2.

3) Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, разработанная Е.Н.Степановым. См. приложение 3.

4) Методика для изучения социализированности личности учащегося, разработанная М.И.Рожковым. См. приложение 6.

5) Методика определения уровня развития самоуправления, подготовленная М.И.Рожковым. См. приложение 5.

Список учащихся 11а класса 2014 - 2015 уч. год Приложение 2



Список членов актива 11а класса 2014 - 2015 уч. год

  1. Староста класса - ________________

  2. Ответственные за трудовые дела - ________________

  3. Ответственные за художественно-эстетическое оформление мероприятий - ________________

  4. Ответственные за спортивные мероприятия - ________________

  5. Ответственные за культурно-развлекательные мероприятия - ________________

  6. Ответственный за портфолио класса - ________________


Список членов родительского комитета2014 - 2015 уч. год

  1. Председатель - ________________

  2. Казначей - ________________

  3. ________________

  4. ________________

© 2010-2022