Конспект открытого урока, посвященного Великой Отечественной войне в 5 классе: Они сражались на войне, чтоб счастье дать моей семье

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока.

Учитель истории и обществознания

Якимова Т.В.

МАОУ СОШ №1 п.Забайкальск

Урок обществознания

5 А класс

15.04.2015 1 урок 1 смены

«Они сражались на войне, чтоб счастье дать моей семье»

Предварительная работа: проектно-исследовательская работа учителя и учеников, беседа в семьях о подвигах родных во время Великой Отечественной войны, поиск материалов, подготовка проектов, запись видеоклипа, составление презентации, разучивание песни, стихов.

Оборудование и оформление: презентация, соответствующая тематике, музыкальное сопровождение - песни на военную тему, солдатское письмо-треугольник , фотографии, плакат с датами, прикрепленные на доску надписи со словами о войне.
Цель: привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи, своей Родины.

Задачи:

  • воспитание гордости за свой народ;

  • развитие гражданской позиции, знающего свою историю гражданина;

  • способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей;

  • воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу, ответственность)

  • Отрабатывать навыки проектной деятельности в соответствии с ФГОС.

Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? …
«Память - это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге - долг потомков хранить как святыню.

9 мая День Победы. Этот праздник у всех на устах. 70 лет назад в этот день закончилась страшная война - великая отечественная война. Длилась она почти 4 года. 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистские войска напали на мирно спящих людей. Без объявления войны рано утром на нашу землю обрушался шквал немецких снарядов. Но наши советские бойцы не растерялись. Они мужественно приняли бой и, как могли, защищали нашу страну. Трудной и долгой была эта война. Много бед принесла она советскому народу. Каждая семья отдавала на фронт крепких, сильных бойцов. А когда все мужчины ушли воевать, пришел черед подростков, стариков и женщин. Они самоотверженно защищали Родину от захватчиков. Кто на фронте, кто в партизанских отрядах, кто в тылу. Нелегко пришлось людям. Был и голод, и смерть, и концлагеря. Но наш народ не сломился под напором фашистом. Несмотря на все тяжести, явное преимущество в начале войны вражеских сил, мы победили захватчиков, отстояли свободу и независимость своей страны. Миллионы солдат положили свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны, но не отступили ни на шаг, не сдали неприятелю ни клочка нашей земли. 9 мая 1945 года было объявлено о полной капитуляции немецкой армии и великой Победе наших войск. Вот уже 70 лет наш народ празднует праздник Победы 9 мая, вспоминая тех, кто защитил нашу страну, тех, кто не пожалел своей жизни для блага всего народа.

Звучит песня: Журавли (приложение 1). Поют Карпова Соня и Третьякова Аня.

1 чтец.

Пусть гадают потомки, какими мы были,

С богатырскою статью, со взглядом орла?

Нет, мы были простыми!

Мы шутку любили,

Нас хорошая песня за сердце брала.

Мы любили Россию…

Мы мечтали живыми вернуться с войны!

2 чтец.

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,

Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас...

3 чтец.

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас -

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!

4 чтец.

Мой прадед

Рассказывал мне о войне.

Как в танке сражались,

Горели в огне,

Теряли друзей,

Защищая страну.

Победа пришла

В Сорок пятом году!

Вечернее небо,

Победы салют.

Солдаты России

Наш сон берегут.

Я вырасту -

Детям своим расскажу,

Как прадеды их

Защищали страну!

Учитель: Даже в нашем классе, почти в каждой семье есть свои герои. Это и ветераны Великой Отечественной войны и Ветераны Тыла, и дети войны. Ни одну семью война не обошла стороной. И мы с вами живем благодаря этим людям, которые прошли через многое ,чтобы мы с вами были счастливы.

Давайте послушаем рассказы о ветеранах, которые есть ваших семьях.

Дети рассказывают свои проекты, заранее подготовленные под слайды презентации. (приложение 2)

  1. Дашидондоков Зандан

  2. Ракитина кристина

  3. Карпова Соня

  4. Файзуллин Кирилл

  5. Третьякова Аня

  6. Дженкова Юля

  7. Лесков Костя.

Учитель: Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.
Расставались любимые, никто тогда не думал о себе.
Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, - это история нашей страны, наша история, история наших семей.

Вопрос классу: А что можно считать подвигом? …
Письмо. Читает Тюкавкина Зоя.
В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?
«28 июня» 1941г.
Милая Тонечка!
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц.
Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем - Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче - ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше.
22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, подумал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму к своей груди?
А может, никогда. Ведь война… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она - могила-то?»

Учитель: Если бы была возможность написать ему письмо, то что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей). Перед вами листы бумаги, давайте сложим фронтовое письмо - треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение.

Практическая работа «Сложи фронтовое письмо - треугольник» Читает Харитонова Люба.

Написал я то, что надо,
А увижусь - доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый - самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.

Учитель: Ну вот и подходит к концу наш сегодняшний урок. На доске вы видите слова, к которым мы не раз сегодня уже обращались. Эти слова: Война, Подвиг, Герои, Память, Победа. Попробуйте составить из этих слов предложение, которое подведет итог нашему занятию. Дети предлагают свои варианты. Учитель подводит итог вместе с детьми.

В конце урока звучит стихотворение: (Дударева Алина)

Поклонимся великим тем годам.

Тем самым командирам и бойцам.

И маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землей,

Поклонимся за тот великий бой…


© 2010-2022