Доклад по Здоровому Образу Жизни

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Голышева Татьяна Александровна.

МБОУ «СОШ № 4» г. Кашира Московской обл.

[email protected]

Создание условий для здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Формированием здорового образа жизни и профилактикой вредных привычек в основной школе занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы (основы безопасности жизнедеятельности), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Разрабатываются и внедряются разнообразные материалы для осуществления антинаркотической профилактики через предметное обучение в школе. Многие материалы публикуются на страницах предметных методических журналов. Однако на уроках математики подобная работа не ведется и материалов для нее не публикуется. В то же время следует отметить, что известны исторические факты, описывающие воспитательную работу по борьбе с табакокурением и алкоголизмом, проводимую в русской школе на уроках математики.
Предлагаемые программно-методические материалы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, осуществляемой на уроках математики, предназначены учителю для организации и проведения систематической воспитательной работы с учащимися основной общеобразовательной школы. Они позволяют использовать воспитательный потенциал школьного курса математики с целью осуществления антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной профилактики.

Место школьного курса математики в системе других школьных дисциплин определяется значимостью этой науки в ходе развития человеческой цивилизации, ее влиянием на формирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, значимостью приобретаемых знаний для жизни в обществе и для изучения других предметов. Назначение математического образования связано с практической полезностью, с духовной деятельностью по овладению методами познания и преобразования мира. Занятия математикой формируют логическое мышление, способствуют развитию воображения, развивают речь учащихся (точность, экономность).
Воспитание на уроках математики направлено на подготовку к активному участию в общественной жизни, на формирование личности учащегося, всей психики молодого человека, его нравственных и интеллектуальных качеств. В докладе предоставлен фактический материал, который выделен в разделы в соответствии с возрастом учащихся. Тематика материалов связана с содержанием учебного курса математики и позволяет реализовать их воспитательное воздействие. Предполагается фрагментарное использование этих материалов на отдельных уроках математики в объеме, который учителю представляется наиболее приемлемым, с этой целью учитель может проводить короткие сообщения, небольшие содержательные беседы, дискуссии, предлагать текстовые задачи и давать необходимые разъяснения учащимся об их содержании, привлекать их к выступлениям, подбору материалов. Кроме того, учитель может планировать и проводить уроки, систему уроков по названной проблематике. Содержательные материалы для осуществления воспитательной работы с учащимися представлены в виде задач, упражнений для устного счета, дидактических игр, наборов пословиц и поговорок, крылатых выражений, сведений из жизни выдающихся русских и зарубежных ученых-математиков. Как известно, большой и благодатный материал для формирования личности учащегося дают историко-математические сведения о достижениях человеческой мысли, примеры служения науке. На уроках математики учитель может вооружить учащихся знаниями о разнообразных фактах из истории науки математики, ее роли в развитии техники, производстве и других отраслей хозяйства, способствующих воспитанию и самовоспитанию. Материалы предназначены для классов основной общеобразовательной школы. Разделы содержат материалы для работы с учащимися и методические рекомендации по их использованию.
Для уроков учителю предлагаются материалы, которые представлены в четырех разделах:
Раздел I. Старинные задачи, их использование на уроках.
Раздел II. Материалы для проведения устного счета «Физкультминутка».
Раздел III. Пословицы и поговорки. Рекомендации по их использованию на уроках.
Раздел IV. Дидактические игры «О чем могут рассказать числа?».
НАПРИМЕР
Раздел I. Старинные задачи, их использование на уроках.
Задачи взяты из сборника С.А. Рачинского «1001 задача для умственного счета». Их можно использовать при изучении темы «Натуральные числа», «Десятичные дроби». С учащимися можно провести беседу о школе С.А. Рачинского, показать картину Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет» и затем предложить учащимся решить задачи, которые в России решали дети более 100 лет назад.

1. Я трачу по 60 коп. в день. Сколько я трачу в год? Ответ: 219 руб., 365·60.
2. Я в течение декабря выкурил 961 папиросу. Сколько папирос я выкуривал в день? Ответ: 31, 961:31.
3. Некто выпивает в каждый будний день по рюмке водки, а по воскресеньям выпивает 6 рюмок. Рюмка стоит 4 коп. Сколько денег он пропивает в год? Ответ:25руб.,52·6·4+(365-52)·4.
4. Чиновник получает 500 руб. в год. В первые 7 месяцев года он тратил по 45 руб. Сколько может он, не делая долгов, тратить в каждый из остальных месяцев? Ответ: 37 руб., (500-45·7):5, (12-7).
5. Кабатчик за 200 руб. купил бочку водки в 42 ведра. Эту бочку он разбавил водой, прибавляя по 3 ведра воды к 7 ведрам водки, и разлил в 5-ведерные бочонки, которые продал по 25 руб. Сколько барыша? Ответ: 100 руб., 300-(((42:7·3)+42):5·25).
6. Из золотника табаку выходит 5 папиросок. Сколько из 25 фунтов? Ответ: 12000.
7. В нашем обществе трезвости 980 членов. Если считать, что каждый из них тем, что не пьет водки, сберегает по 25 руб. в год, сколько в год сберегают они вместе? Ответ: 24500 руб., 25·980.

Раздел II. Материалы для проведения устного счета «Физкультминутка»
В рамках профилактики здорового образа жизни важно использовать приемы снятия утомляемости, подготовки внимания к изучению сложного материала, создания настроения для активной работы учащихся на уроках, внушения необходимости и ценности физической культуры. Рассмотрим использование приема математической физкультминутки. Методика ее проведения описана в журнале «Математика в школе» (см. 1993, № 2, с. 24). Автор пишет: «Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы верные, на других - неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочередно показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный, поднимают руки вверх, неверный - руки вперед. Зарядка может состоять из 2-3 упражнений и проводиться по самым разным темам. Составление комплексов упражнений полезно поручать детям. Таким образом, учитель может составить различные комплексы гимнастики, используя систему устных упражнений.
На мой взгляд, можно разнообразить задания, привлекая учащихся, например: на каждое упражнение вызывать учеников, которые будут предлагать движения для правильного и неправильного ответов. Можно задать движения для правильного и неправильного ответов, а упражнения писать на доске, т.е. не использовать карточек. Возможны и другие варианты проведения математической гимнастики. Главная цель учителя - привлечь учащихся к проблеме здоровья человека.

Раздел III. Пословицы и поговорки, их использование на уроках
Предлагаю учителю математики использовать на уроках разнообразные пословицы, поговорки. Они являются наследием народного творчества, выражают мудрость народа, несут в себе нравственно-этические понятия и нормы жизни в обществе, что особенно важно для воспитания отрицательного отношения к вредным привычкам. Они способствуют пониманию и усвоению многообразия духовных ценностей общества.
Сборник пословиц - свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. Приговор пословицы неотразим: «На пословицу, что на дурака, и суда нет», «От пословицы не уйдешь».
Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения; это одна первая половина пословицы. «Одного поля ягода», «Один, как маков цвет», «Чужими руками жар загребает» и др.».
Пословицы и поговорки можно использовать на уроках математики для проведения небольших бесед нравственного характера. Учитель может сформулировать пословицу или поговорку в начале, середине или конце урока с целью оценить работу учащихся на уроке, дать характеристику отдельных нравственных качеств человека. Кроме того, разбор пословиц и поговорок предоставляет учителю возможность формировать важные логические умения (анализировать, выделять главное, существенное, обобщать). Их разбор позволяет учителю переключить внимание учащихся, изменить вид деятельности на уроке. Пословицы и поговорки могут быть использованы как итог вычислений, выполняемых учащимися в ходе урока. Для этого учителю необходимо заготовить пословицы и поговорки по нужной теме. Например «О добре и зле», или «О человеке»). Такую работу учитель может систематически проводить на уроках закрепления, повторения, а обращение к народной мудрости, выраженной в пословицах и поговорках, поможет учащимся обрести жизнестойкость, оптимизм, чувство достоинства, ответственности перед самим собой, товарищами, близкими людьми. Эти пословицы можно записывать в тетради учащихся или в отдельную тетрадь, накапливая их, перечитывая и переосмысливая.
Предлагаемая работа может проводиться иначе. Например, первому ученику, решившему данный номер задания и получившему верный ответ, можно предложить найти карточку с пословицей и поговоркой с соответствующим ответу задания номером. Можно разрешить первым трем ученикам, решившим заданный пример, найти карточки с пословицами и поговорками.
Учитель может поощрять решение наибольшего числа заданных на уроке примеров тем, что лучшие учащиеся получат право зачитывать пословицы и поговорки.
Важным моментом является правильное разъяснение смысла поговорки или пословицы. Учитель должен направлять мысли учащихся на понимание ими нравственно-этических понятий и норм жизни в обществе, общения со сверстниками и другими людьми, а также знания о других людях, их характерах, стремлениях. Важно, чтобы учащиеся познакомились с обозначенными проблемами: дружба, человек, внешность и сущность, добро и зло, беда и несчастье, пьянство, жизнь и здоровье. Желательно, чтобы учащиеся научились самостоятельно давать разъяснение смысла пословицы или поговорки. Систематическое их использование позволит учителю развивать мышление учащихся, учить их высказывать собственное мнение, что имеет прямое отношение к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Раздел IV. Дидактические игры «О чем могут рассказать числа?»
Дидактические игры - признанный метод обучения и воспитания. Игровые формы обучения содействуют эффективному взаимодействию учителя и учащихся, продуктивному общению с элементами соревнования, пробуждая неподдельный интерес к учению. В игре учащиеся проявляют внимательность, сосредоточенность, дисциплинированность, волевые усилия, преодоление трудностей, терпение и т.д.

Учитель при проведении дидактической игры должен учитывать:
1) какое место игра занимает в системе видов деятельности на уроке;
2) целесообразность использования игры на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;
3) какова методика игры, цель урока и уровень подготовленности учащихся.
Учитель может предлагать учащимся самим составлять математические ребусы по пословицам и поговоркам и выделять проблемы, которые они хотели бы обсудить с учителем. В современных условиях можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы на уроках. При этом их также можно записывать в тетради, оформлять кабинет.
Наиболее распространенными вредными привычками в детско-подростковой и молодежной среде являются: пьянство, табакокурение, токсикомания, в частности наркомания. Учитель может давать небольшие разъяснения детям о том, что это такое, а главное - каковы последствия этих привычек, т.к. детей и подростков они мало волнуют. А между тем дети должны получать определенную информацию от педагога, а не от сверстников или случайных людей. Таким образом, работу с учащимися можно построить при условии, что учитель понимает особенности поведения подростков, возможные отклонения от нормы. Подумать и подобрать материалы для бесед с учениками учителю помогут разнообразные ситуации, которые связаны с проявлениями отклоняющегося поведения учащихся.
Раздел III. Краткие сведения из жизни и деятельности ученых-математиков. Рекомендации по их использованию на уроках.
Для взрослеющего подростка могут быть полезны яркие примеры из жизни выдающихся ученых-математиков, их мудрость, размышления о жизни. Многие выражения ученых стали крылатыми. Знакомство учащихся с мыслями ученых о жизни, взаимоотношениях с людьми, их размышления над тем, как добиваться успеха, как стать человеком, что можно принять, а что следует отвергать и многое другое поможет задуматься над многими вопросами и помочь реализовать свои планы. На основе фактов из жизни ученых учитель может рассказать о трудностях, которые обычно испытывают школьники в учебе, похвалить весь класс или отдельных учащихся - за проявленное терпение, упорство, трудолюбие. На примере жизни ученых можно объяснить, как преодолевать препятствия и достигать поставленных целей. Рассказы об ученых и беседы с учениками должны быть краткими и ненавязчивыми. Необходимо тщательно отбирать материал, разбивать его на небольшие сюжеты, подбирать иллюстрации, крылатые выражения. Можно использовать стенды, имеющиеся в кабинете, для размещения портретов, цитат, списка литературы для дополнительного чтения, рекомендаций по их изучению. Возможно также использовать выставки книг, посвященных одному или нескольким ученым.



Заключение
Профилактическая работа с учащимися по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами должна способствовать решению задач, поставленных перед образовательными учреждениями. Подобная работа должна проводиться ненавязчиво. Вписать эту работу в учебный процесс - достаточно сложная задача. Однако если понимать ту ответственность, которая лежит на учителе, использовать различный опыт и разработки по данной проблеме, многочисленные публикации видных ученых, педагогов, можно внести определенный вклад в общие усилия общества по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами.


© 2010-2022