Проект классного руководителя Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, –разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа. Поэтому главным приоритетом современного обучения и воспитания учащихся должна стать переориентация всей системы ценностей: наивыс...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Управление образования Симферопольского городского совета


Симферопольский городской методический центр


УВК «Украинская школа-гимназия»

Симферопольского городского совета



Республиканский конкурс «Лучший классный руководитель»

Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося

Проект

классного руководителя

10-А класса

Оскомы Людмилы Петровны




Симферополь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Основные этапы реализации проекта

1.1. І этап - подготовительный (2010-2011 уч. г.)

1.2. ІІ этап - практический (2011-2014 уч. г.)

1.2.1. Период личностного роста педагога (2011-2012 уч. г.)

  1. Период экспериментальной деятельности (2012-2014 уч. г.)

1.3. ІІІ этап - контрольно-оценочный (2014-2015 уч. г.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


















ВВЕДЕНИЕ

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для славянского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Поэтому главным приоритетом современного обучения и воспитания учащихся должна стать переориентация всей системы ценностей: наивысшей необходимо признать человека, личность. Общепланетарный культурный процесс, сама жизнь должны тяготеть сегодня к положительному началу общечеловеческих ценностей, гармонии человека и природы, социальной справедливости, свободе, творческому самовыражению.

В Республике Крым становление учащегося как развивающейся личности, воспитание у нее высоких интеллектуальных и нравственных качеств, способности мотивировано подбирать адекватные средства для реализации личных и общественно значимых стремлений приобретает государственное значение. Человеческие отношения, основанные на новых, демократических началах, требуют иного подхода: НЕ волюнтаристского, характерного для командно-административной системы тоталитарного характера, а доказательного, когда возникает необходимость (и возможность) убеждать и доказывать.

Нам, преподавателям, необходимо перейти от заучивания готового материала к формированию творческого мышления, прежде всего самим овладеть сложным искусством педагогического мастерства. Мы не воспитаем в учениках творческих личностей, если сами не будем творческими и активными в своем педагогическом поиске. Формирование успешной личности, как известно, зависит от правильного определения целей содержания обучения и воспитания, а также от способов достижения цели через методы и технологии.

Сам термин «метод воспитания» по-разному трактуется в научных исследованиях, это «указывает на разнообразие подходов ученых к исследованию сущности методов воспитания и намерение описать их через один или несколько существующих признаков. Методы воспитания - это средства взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на овладение ученика знаниями, умениями и навыками, на его воспитание и развитие в процессе обучения »[Петрук 2006: 387]. Разнообразие методов способствует повышению интереса учащихся к учебно-познавательной деятельности, что очень важно для формирования мотивированного отношения к обучению и воспитанию в целом.

Основным проблемам образовательной и воспитательной инноватики в современной теории и практике посвящены работы И. Бома, Л. Бурковой, Л. Ващенко, А. Гина, В. Гузеева, П. Дробязко, А. Дусавицкого, О. Козловой, И. Подласого, Л. Пироженко, Н. Погребной, С. Подмазина, А. Пометун, А. Поповой, Г. Селевко, К. Ушакова, А. Фасоли, Н. Федоровой, А. Хуторского. Эти работы свидетельствуют о том, что научно-педагогическая мысль постепенно идет путем разработки и стимулирования развития образования.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Поэтому актуальность исследования обоснована необходимостью разработки механизмов приоритетных направлений развития общего среднего образования, которые определены в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими сферу образования:

- Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),

- Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4),

- Законом Российской Федерации «Об образовании»,

- Федеральным Государственным Стандартом,

- Национальной доктриной образования,

- Международной конвенцией «О правах ребенка»,

- «Всеобщей декларацией прав человека»,

- Гражданским кодексом РФ,

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

В этих документах акцент ставится на развитие инновационных образовательных и воспитательных технологий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учебного заведения с целью обеспечения перехода образования на новую, личностно-ориентированную парадигму. Но внедрение указанных технологий в современную педагогическую практику продвигается очень медленно. Ускорение темпа жизни, большой поток знаний, влияет на современного человека, требует от него умения быстро находить необходимое решение, используя для этого поисковые методы, пользуясь большим количеством разнообразных источников информации.

Цель работы - разработать проект духовно-нравственного воспитания учащихся путем социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Поставленная цель предполагает реализацию следующих задач:

1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Методологической основой проекта является технологический подход к разработке программы духовно-нравственного воспитания учащихся с использованием компьютерной техники; деятельностный, личностно-ориентированный, информационно-психологический подходы к организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

Объектом исследования является, прежде всего, учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях, в частности в общеобразовательных школах.

Предметом исследования являются принципы, методы, средства организации и внедрения проекта духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательного учебного заведения.

Методы педагогического исследования. Сложность и проблемность темы обусловили использование (как основного) описательного метода анализа материала, предусматривающего наблюдение, обобщение и классификацию материала. Как вспомогательные используются методы описательно-сопоставимого, описательно-аналитического, компонентного, контекстуального, статистического анализа.

Научная новизна проекта заключается в том, что впервые предпринята попытка решить ряд теоретических и практических проблем, касающихся системного изучения сложного механизма внедрения программы духовно-нравственного воспитания учащихся.

Теоретическое значение работы состоит в том, что основные положения и результаты исследования могут иметь значение для дальнейшего изучения инновационного педагогического потенциала, базирующегося на внедрении программы духовно-нравственного воспитания; стать вспомогательным материалом в решении ряда проблем, до сих пор не выясненных педагогической наукой. Предложенная методика может стать основой для исследования использования других образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Практическое значение исследования заключается в разработке и внедрении полученных результатов по организации процесса воспитания с использованием программы духовно-нравственного воспитания учащихся. Теоретические положения, выводы и материал могут быть использованы также для дальнейшей научной разработки данной проблематики.

Тип проекта:

• по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский (поисковый);

• по предметно-содержательной сфере знаний: монопроект (в рамках одной области знаний);

• по характеру координации проекта: непосредственный;

• по характеру контактов: среди участников одного класса;

• по продолжительности выполнения проекта: средняя продолжительность (5 лет).

Основные этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (2010-2011 уч. г.)

II этап - практический (2011-2014 уч. г.)

1. Период личностного роста педагога (2011-2012 уч. г.)

2. Период экспериментальной деятельности (2012-2014 уч. г.)

III этап - контрольно-оценочный (2014-2015 уч. г.)

Раздел 1. Основные этапы реализации проекта.

1.1. I этап - подготовительный (2010-2011 уч. г.)

Подготовительный этап предусматривает:

• изучение проблем школьного образования и воспитания, потребностей и возможностей, интересов учащихся, оценку дидактических возможностей предмета;

• определение цели, постановку конкретных целей и задач;

• научно-теоретическую подготовку (анализ последних исследований);

• психолого-педагогическую подготовку;

• методическую подготовку;

• динамику самообразовательной деятельности (овладение теоретическими знаниями по выбранной теме).

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Под понятием «духовность» традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [Ожегов 1989: 96]. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. "Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека". [Слободчиков, Исаев 1996: 84]

С. С. Аверинцев дает антропологическое определение нравственности. "Не буду предлагать тысяча первой дефиниции морали, - пишет он, - воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу "этику", "мораль", "нравственность". Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть - глубина, ум - свет; мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину" [Аверинцев 2001: 360].

Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Результаты:

* Разработка функциональных обязанностей классного руководителя.

Личное участие к конкурсах

Название мероприятия, уровень

Где, когда состоялось

Результат

ІІ Крымский республиканский конкурс научно-исследовательских работ молодых учителей и молодых ученых по актуальным проблемам образования

сентябрь - ноябрь

2010 г.


Диплом І степени Министерства образования и науки Автономной Республики Крым

Функциональные обязанности классного руководителя


Главная функция в должности классного руководителя - защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.

1. Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья:

- изучает особенности развития детей;

- выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;

- проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамента;

- совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни;

- помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников;

- ведет работу по профилактике заболеваний, проводит физкультминутки;

- проводит беседы о личной гигиене человека;

- ведет антиалкогольную пропаганду;

- проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев;

- организует спортивные соревнования, игры на воздухе;

- рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы, корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся;

- пропагандирует здоровый образ жизни.

2. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся:

- изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания;

- исходя из единых (школа - семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;

- осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;

- проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать информацией:

- состояние семейно-бытовых условий ученика;

- состояние его здоровья;

- положение в классе;

- внешкольные интересы и увлечения;

- общественные поручения;

- любимые и нелюбимые предметы;

- отношение к школе, к учителям, родителям, товарищам;

- уровень воспитанности учащихся своего класса;

- стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

3. Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:

- должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;

- определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;

- посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;

- создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;

- проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыков учащихся;

- вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т. д.;

совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.

4. Работа с классным коллективом:

- организует дежурство учащихся на переменах;

- прививает навыки трудового воспитания, организуя участие в генеральных уборках школы и классного помещения, прививает навыки производственного труда;

- привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;

- развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения;

- проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры;

- проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т. д.

- участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях.

5. Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями:

- изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений;

- определяет виды и формы совместной работы;

- ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей;

- выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов;

- расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;

- перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.

6. Документация классного руководителя:

- ведет психологичекую карту класса;

- составляет план социального развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям:

а) развитие интеллектуальных способностей;

б) нравственно-этическое воспитание (правовое, половое в том числе);

в) экологическое воспитание;

г) эстетическое воспитание;

д) физическое воспитание;

е) развитие технического творчества и производственной деятельности;

- ведет рабочий дневник;

- обрабатывает исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради «Психологическая карта класса»;

- ведет классный журнал;

- проверяет один раз в неделю ученический дневник;

- ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по необходимости и чаще.





1.2. II этап - практический (2011-2014 уч. г.)

1.2.1. Период личностного роста педагога (2011-2012 уч. г.)

Период личностного роста педагога предусматривает:

• оптимальное овладение навыками инновационной деятельности в соответствии с личностным потенциалом;

• индивидуальную практическую деятельность, направленную на развитие личных способностей учеников, творческого потенциала;

• разработка и внедрение проекта духовно-нравственного воспитания учащихся;

• коррекцию негативных тенденций.

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Разделы проекта духовно-нравственного воспитания учащихся:

- направления воспитательной работы;

- основные принципы программы;

- основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

- виды деятельности и формы занятий с обучающимися;

- совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УВК «УКРАИНСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Гражданско-патриотическое воспитание:

- формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России;

- формирование правовой культуры, гражданской и правовой направленности личности, активной позиции, готовности к служению своему и выполнению конституционного долга.

2. Интеллектуально-познавательное воспитание:

- выявление и развитие природных задатков и способностей учащихся;

- реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.

3. Духовно-нравственное воспитание:

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственности в любых жизненных ситуациях;

- воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;

- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании пожилых людей, ветеранов войны и труда, детей, оставшихся без попечения родителей; воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению к окружающим людям, членам своей семьи;

- приобщение к православным духовным ценностям;

- формирование потребности в освоении и сохранении ценностей семьи.

4. Трудовое воспитание:

- воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;

- развитие навыков самообслуживания;

- ответственность за порученное дело;

- формирование уважительного отношения к труду других людей и материальным ценностям.

5. Физкультурно-оздоровительное воспитание:

- создание условий для становления психически и физически здоровой, социально-адаптированной личности.

6. Экологическое воспитание:

- воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя развития личности;

- создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, природоохранной деятельности, осуществление действенной заботы об окружающей среде.

7. Культурно-досуговое и художественно-эстетическое воспитание:

- воспитание духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей;

- формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;

- сохранение и развитие духовной культуры общества; передача семейных, народных традиций;

- развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств;

- формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.

Предполагаемый результат работы:

* формирование личности с присущими ей интегративными качествами, соответствующей образу выпускника гимназии, который обладает:

- высокоразвитым сознанием (понимание самого себя, формирование своего отношения к людям, к труду, к своей семье, к обществу, нахождение своего места среди людей, понимание своих возможностей и желание их реализовать);

- психическим, физическим, духовным и нравственным здоровьем;

- чувством любви к Отечеству в сочетании с активной гражданской позицией.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА


1. Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения, в процессе которого учащиеся приобщаются к ценностям, «сливаются» с окружающими их людьми в нравственном отношении, но в тоже время и обособляются от них через выделение собственного "Я".

2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса подразумевает соблюдение баланса духовно-нравственного воспитания и высокого уровня образования.

3. Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей.

4. Личностно-ориентированный поход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.

5. Возрастной поход подразумевает учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

6. Принцип сохранения исторической памяти.

Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Повышение квалификации педагогических работников в области воспитания молодого поколения. Реализуется через:

- конференции по проблемам воспитания и развития дополнительного образования детей;

- конкурсы педагогического мастерства (педагогических инноваций «Шагни за горизонт», «В мире творческих открытий», «Сердце отдаю детям», по организации самоуправления, оздоровления, каникулярного отдыха и занятости детей, «Добрых дел мастера» и др.);

- семинары-практикумы, творческие мастерские, мастер-классы;

- выставки программно-методического обеспечения;

- издание печатной продукции.

2. Развивающая образовательная и досугово-познавательная деятельность разных категорий детей и подростков: одарённых в различных видах творчества (социально-педагогическом, литературном, художественном, интеллектуальном и др.), девиантного поведения, групп риска. Реализуется через:

- просветительские, оздоровительные программы;

- коллективные творческие дела, организационно-деятельностные игры («Андреевские вечорницы», «Выпускной», «Вторая жизнь ненужных вещей»);

- благотворительные акции «Передай добро по кругу».

3. Психолого-педагогическое просвещение родительской общественности по вопросам семейного воспитания. Реализуется через:

- индивидуальные и групповые консультации;

- совместную творческую деятельность: защита проектов, открытые уроки, праздники народного календаря и др.





ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

1. Урочная деятельность. Интеграция воспитательных программ, задач воспитания в содержание учебных предметов, используя принципы научности, системности, последовательности, культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей отражается в содержании обучения и оказывает влияние на его организацию.

2. Внеурочная деятельность. Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздниках, викторинах, выставках, дискуссиях, играх, в деятельности кружков, секций, клубов и др. Основной внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики - экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные полезные дела и т.д.). Социальная практика формирует социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения, позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В проведении социальных практик могут принимать участие педагоги и школьники, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

4. Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития учащихся.

Принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ


Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

* повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний, конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

* совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный спортивный праздник, театральные постановки ко дню учителя и дню матери и т.п.).

* расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета класса и школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.











Организация работы с родителями


Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 80% родителей с высшим образованием) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.

Следовательно, задача педагогов - создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.о. родители становятся активными участниками образовательного процесса.

1. Изучение семей обучающихся:

  • пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

  • диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

  • диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

  • пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;

  • психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;

  • индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

  • родительские собрания: "Психологический комфорт в семье и школе - условие успешной познавательной деятельности", "Педагоги и родители - одна семья", "О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми", "Коммуникационные особенности в общении с детьми ", "Как ликвидировать конфликт с ребенком?"

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей:

  • родительский лекторий: "Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения", "Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре";

  • встречи с медицинскими работниками: "Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников". "Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний";

  • встреча с юристом, психологом. "Права и обязанности ребенка ".

3. Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

  • подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного и городского уровня;

  • конкурс "Мама, папа, я - спортивная семья", семейные альбомы;

  • мероприятия: "Андреевские вечорницы", "Выпускной", литературно-музыкальные композиции;

  • конференция "Круг семейного чтения";

  • совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;

  • выставка "Семейное хобби, увлечения, занятия", "Семейные традиции";

  • совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

3. Повышение педагогической культуры родителей:

  • знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

  • изучение закономерностей развития ребенка;

  • содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

4. Пропаганда здорового образа жизни в семье:

  • организация режима дня детей в семье;

  • организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;

  • клуб любителей семейных путешествий;

  • совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

5. Повышение правовой культуры родителей:

  • изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

  • изучение Закона РФ "Об образовании";

  • Билль о правах ребенка;

  • программа развития и воспитания детей в системе национального образования;

  • программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.

Методы работы с родителями:

  • наблюдение;

  • индивидуальные беседы;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • диагностика;

  • анализ детских рисунков и рассказов о семье;

  • метод коллективно-творческой деятельности.

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:

- дни творчества детей и их родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;

- родительское общественное патрулирование;

- шефская помощь;

- участие родителей в работе Совета школы.

Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Результаты:

* обновление содержания и технологий обучения и воспитания с учетом современных требований к ним;

* работа в системе развития;

* овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями;

* создание широких возможностей для самореализации учащихся.

Качественные изменения:

* повышение степени удовлетворенности качеством образовательного процесса его участников;

* улучшение физического, духовного и нравственного состояния здоровья участников образовательного процесса;

* обеспечение психолого-педагогической поддержки детей, формирование чувства психологического комфорта;

* положительная динамика развития межличностных отношений.

Личное участие в конкурсах

Название мероприятия, уровень

Где, когда состоялся

Результат

І городской конкурс среди молодых учителей "Педагогический дебют"

апрель-май

2011 р.

І место

1.2.2. Период экспериментальной деятельности (2012-2014 уч. г.)

Период экспериментальной деятельности предполагает:

• практическое применение инновационных образовательных технологий экспериментальной деятельности на основе креативного образования;

• разработку авторских уроков и воспитательных мероприятий с применением экспериментальных образовательных технологий духовно-нравственной направленности;

• повышение профессионального мастерства;

• комплексный анализ уровня реализации проекта.

Некоторые инновационные образовательные технологии разработали сами и апробировали их на уроках русского языка и литературы, украинского языка и литературы, во время внеклассных воспитательных мероприятий. Коротко о них.

ПУТЕШЕСТВИЯ - проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ - проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО - проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.

ПОРТФОЛИО ВЫХОДНОГО ДНЯ - это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни детских театров, музеев, выставок, вернисажей, дворцово-парковых комплексов, зоопарка, океанариума, ботанического сада и т.п. Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце учебного года проводится Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяются лучшие находки, интересные проекты, дела, высказываются рекомендации для участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году.

Использование в работе экспериментальных технологий духовно-нравственной направленности способствует:

- развитию личной рефлексии;

- осознанию включенности в общую работу;

- становлению активной субъективной позиции в учебной деятельности;

- развитию навыков общения;

- принятию моральных норм и правил совместной деятельности;

- повышению познавательного интереса;

- нестандартному отношению к организации воспитательного процесса;

- формированию мотивационной готовности к межличностному взаимодействию в различных ситуациях.

В процессе применения технологий духовно-нравственной направленности возникали различные проблемы и трудности. Считаем целесообразным их привести, чтобы показать практическую сторону внедрения проекта.

Итак, типичные проблемы:

* ученик часто не имеет (!) собственного мнения, а если и имеет, боится высказывать его открыто, на весь класс. Сами ученики объясняют это так: "У нас редко спрашивают собственное мнение", "ценится ли мое мнение?", "А вдруг оно не совпадет с мнением учителя или коллектива?" и т.п.;

* часто гимназисты не умеют слушать других, объективно оценивать их мнения, решения;

* ученик не готов в процессе обсуждения менять свое мнение, идти на компромисс;

* школьникам трудно быть мобильными, менять обстановку, методы работы;

* случаются высказывания откровенно антиобщественных мыслей с целью завоевания "авторитета", привлечение внимания.

Результаты:

* динамика степени школьной адаптации;

* повышение общественной активности;

* динамика степени удовлетворенности школой и классным коллективом;

* увеличение творческих способов самореализации во всех видах деятельности;

* разработка и внедрение воспитательной системы «Ученическое самоуправление класса».

Личное участие в конкурсах

Название мероприятия, уровень

Где, когда состоялся

Результат

Республиканский конкурс проектов молодых педагогов «Шагни за горизонт»

Декабрь

2012 г.

Диплом І степени Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым

Публикации в прессе

Название публикации

Где напечатано

Використання інтерактивних методів на уроках української мови та літератури

crimea-portal.gov.ua







СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ 10-А КЛАССА


«Нас классная семья недаром породнила,

мы - школьные друзья, и в этом наша сила»

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

Развитие классного самоуправления - дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу. Своим ученикам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, классная пресса, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, шефская помощь в работе с младшими учениками, помощь в проверке дневников, обеспечение

Заместитель классного руководителя - курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает учителям-предметникам, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса.

Представитель класса в школьном комитете самоуправления - связующее звено между классом и школьным комитетом самоуправления, так как в его обязанности входит посещение сборов общешкольного комитета самоуправления.

Пресс-центр

(редколлегия)


САМОУПРАВЛЕНИЕ


«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - внедряй!»



Высший орган само-управления

Собрание

содружества



Родители



Классный руково-дитель



Учащиеся



Содружество «10-А КЛАСС»

«Ученик - кл.руков. -родитель»



Классное собрание учащихся

Роди-тельское

собрание

Пресс-центр

Культмассовый

сектор

Спортивный

сектор

Трудовой

сектор

Учебный сектор




ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Учебный сектор

(зам классного руководителя)

*помощь в проверке дневников;

*организация работы по развитию познавательных интересов;

*формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах;

*организация помощи отстающим в учебе;

* учет посещаемости.

Трудовой сектор

(зам классного руководителя) *организация дежурства по гимназии, по классу;

*участие в трудовых акциях;

*работа по оформлению кабинета

(озеленение, поддержание хорошего состояния мебели, поддержание чистоты).

Спортивный сектор

(организатор спортивно-оздоровительной работы)

*участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях класса и гимназии;

*формирование команды к спортивным турнирам, эстафетам.

Культмассовый сектор

*организация классных огоньков;

*общешкольные и внутриклассные праздники; *посещение театров, музеев, проведение экскурсий.

ПРИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Равноправие (все имеют право голоса во время принятия решений).

2. Откровенность и гласность (работа ведется открыто для всех учащихся).

3. Ответственность (регулярный отчет о проделанной работе).

4. Выборность (полномочия приобретаются в результате выборов).

5. Гуманность (действия базируются на нравственных принципах).

1.3. III этап - контрольно-оценочный (2014-2015 уч. г.)

Контрольно-оценочный (итоговый) этап предусматривает:

  • анализ результатов педагогической деятельности, основанной на научных подходах проекта духовно-нравственного воспитания учащихся;

  • конструирование нового личного опыта оптимального внедрения инновационных педагогических технологий, экспериментальной деятельности;

  • контроль и обобщение достигнутых результатов;

  • подведение итогов проектной деятельности: обобщение опыта, подготовка методических рекомендаций.

Контрольно-оценочный этап на сегодняшний день находится в состоянии разработки, но за 2 месяца обучения 2014-2015 уч. г. можно сделать определенные выводы относительно внедрения проекта духовно-нравственного воспитания учащихся УВК «Украинская школа-гимназия».

Как показали результаты педагогической деятельности, с использованием методов и технологий духовно-нравственной направленности констатируем следующие сдвиги в учебно-познавательной деятельности:

• учащиеся приобрели культуры дискуссии;

• выработалось умение принимать совместные решения;

• улучшилось умение общаться, докладывать;

• качественно изменился уровень восприятия учащимися литературы - он приобрел личностного смысла, вместо "изучить", "запомнить", стало "обдумать", "применить";

• качественно изменился уровень владения главными мыслительными операциями - анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием.

Итак, во время проведения проекта установлено, что положительными явлениями технологий духовно-нравственной направленности можно считать:

* воспитательный процесс организован таким образом, что практически все ученики участвуют в процессе познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают;

* создание комфортных условий обучения и воспитания, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

* базирование на подходе, центрированной на школьнику, что дает возможность актуализировать знания, опыт всех участников обучения, обменяться им. Этот подход делает обучение активным, что облегчает усвоение материала, делает этот процесс осознанным, а значит более эффективным.

Для эффективного внедрения интерактивных технологий на уроках разработаны рекомендации (которые постоянно пополняются за счет замечаний и предложений педагогического коллектива) для начинающих педагогов:

1) цель внедрения проекта - реализация воспитательных целей, общее развитие ученика, предоставление каждому из них оптимальной возможности в личностном становлении и развитии, расширение возможностей самоопределения;

2) результат внедрения проекта - создание дидактических условий для ситуации успеха ребенка в процессе воспитательной деятельности, обогащения его мотивационной, интеллектуальной и других сфер;

3) эффект от использования приемов духовно-нравственной направленности будет максимальным только тогда, когда сам педагог глубоко осознает суть и необходимость такой работы, при этом учитывает возрастные особенности и уровень развития учащихся класса;

4) мастерство учителя заключается в творческом подходе к конструированию уроков и внеклассных мероприятий, в постоянном стремлении повысить эффективность воспитательной деятельности путем новейших организационных форм.






РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

(на основе диагностических исследований -

тестирования и анкетирования)

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на 2014-2015 у.ч. имеем следующие достижения:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

* положительное отношение к Родине, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

* элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

* первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

* опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

* опыт социальной и межкультурной коммуникации;

* начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

* начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

* нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

* уважительное отношение к традиционным религиям;

* неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

* способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

* уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

* знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

* ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

* ценностное и творческое отношение к учебному труду;

* элементарные представления о различных профессиях;

* первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

* осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

* первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

* потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

* мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

* ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

* элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

* первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

* первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

* знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

* ценностное отношение к природе;

* первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

* элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

* первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

* личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

* первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

* первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

* элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

* первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

* первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

* первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

* мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся, относятся:

  • ценностные ориентации учеников, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Таким образом, внедрение в воспитательный процесс проекта духовно-нравственного воспитания учащихся способствовало повышению уровня эффективности проведения занятий и внеклассных мероприятий, приобретению коммуникативных навыков и умений, развитию диалогической речи школьников, формированию способности самостоятельно обрабатывать материал и утверждать или опровергать результаты собственных научно-исследовательских поисков, способствовало развитию аналитического мышления, способности принимать решения и предлагать пути реализации, необходимости анализа и самооценки собственных возможностей. И важнейшим моментом при этом является обязательная системность применения методов духовно-нравственной направленности.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальные преобразования в обществе коренным образом изменили ориентации в области образования. Направления учебно-воспитательного процесса, призванные сформировать личности, раскрыть ее потенциальные возможности и способности, утвердить общечеловеческие ценности, стали главной стратегией педагогической деятельности творчески работающих учителей.

Решение этих актуальных проблем возможно только на основе внедрения новейших педагогических технологий, которые бы давали возможность для развития творческих способностей личности.

Данный проект предлагает педагогам ряд условий: приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; гуманизация межличностных отношений учителей и учеников, воспитателей и воспитанников, родителей и детей на принципах уважения, сострадания, терпимости, внимания, доброты.

Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема духовно-нравственного оздоровления - восстановление ценностей традиционной культуры - является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только совместными действиями педагогического, ученического и родительского коллективов при условии системного подхода. Основой системного подхода в восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем.

Таким образом, использование проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся наиболее полно обеспечивает комфортные, бесконфликтные и благоприятные условия развития школьников, всесторонне реализует их природный потенциал, воспитывает личность, способную к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию. С помощью технологий духовно-нравственной направленности можно глубже осмыслить актуальные явления общественной, культурной, международной жизни, научиться уважать собственное мнение, понять, что не всегда то, что выражает большинство, является истиной.

Промежуточные результаты анкетирования учащихся и инновационной деятельности самого педагога на протяжении разработки проекта отражены в сравнительной гистограмме. Результаты внедрения проекта по духовно-нравственному развитию учащихся в воспитательный процесс таковы:

• за время реализации проекта познавательная деятельность стала приоритетным направлением развития личности школьника (уровень воспитанности учащихся вырос в 3,5 раза по сравнению с 2010-2011 уч. г.);

• усвоение теоретических знаний по педагогике и психологии, применение их на практике, экспериментальная деятельность способствуют повышению профессионального мастерства педагога.

Вышеприведенные примеры убедительно свидетельствуют об успешности и эффективности использования технологий духовно-нравственной направленности в учебно-воспитательном процессе.

Данное научное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы внедрения проекта по духовно-нравственному воспитанию в педагогическую деятельность. Оно убеждает в необходимости дальнейших научно-конструктивных исследований и разработок моделей и технологий воспитательного процесса, исследований функциональных взаимодействий преподавателей учебного заведения с участниками инновационных процессов.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аверинцев С. С. Православная традиция как культурно-историческая традиция. - М., 1999. - 313 с.

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223.

Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. - М., 2002. - 176 с.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.

Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.

Настольная книга классного руководителя/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. - 383 с.

Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П.Шашина. - Ростов н/Д, 2002. - 351 с.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.

Петрук В.А. Ретроспективний аналіз інноваційних методів навчання. - К., 2006.

Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. - 255 с.

Синенко В.Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы. М., 2006

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Канон, 1996

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова, М. 1989 г.

Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. - Избр. тр. в 2 т. - М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. - 566 с.

© 2010-2022