Беседа с родителями и их детьми: Стройная спина залог здоровья

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Мамаева Ольга Геннадьевна

Место работы: МАОУ СОШ №7 имени Г. К. Жукова

Должность: преподаватель биологии.

Краснодарский край, г. Армавир.

Беседа с детьми и их родителями.

Стройная спина залог здоровья.

Беспричинная усталость предвещает болезнь.

Гиппократ.

Не важно, что вызывает болезнь, важно,

что ее устраняет. А. Цельс.[1]

Основными направлениями реформы общеобразовательной школы предусмотрено уделять большое внимание вопросам здорового образа жизни и воспитанию здорового поколения.

В современном обществе, в погоне за временем мы забываем о нашей внешности.

Мы восхищаемся людьми, которые могут держаться прямо. Не случайно мы слышим фразы: «Какая стройная девочка, ну, как березка». «Стройный как Аполлон».

Свою беседу я начала со слов известных мудрецов, действительно нет беспричинной усталости, все болезни зависят от состояния нашей спины, по ней врач может определить состояние наших внутренних органов. Многих проблем можно избежать, со многими заболеваниями врач может легко справиться, если вовремя информировать детей и родителей: на тематических собраниях, классных часах. Вот какое определение в энциклопедии дается этому понятию: «Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека»[2]. Хочется обратить внимание на следующие моменты: эстетический и медицинский.

В. И. Даль соединял в хорошей осанке: стройность, величавость, приличие и красоту. Он приводил такую пословицу: «Без осанки конь - корова».

Как же физиологически определяется правильная осанка?

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Особо хочу обратить внимание, что при правильной осанке хорошо развита мышечная система. Правильное развитие мускулатуры влияет на формирование скелета.

При нарушении осанки происходит изменение костного скелета, ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения и других систем органов.

Причинами формирования неправильной осанки могут быть некоторые заболевания: рахит, ожирение, гипотрофия, инфекционные заболевания, плоскостопие, врожденная слабость опорно - двигательного аппарата.

Нарушению осанки также способствует нерациональное или неполноценное питание: недостаточное содержание в пище белка, минеральных солей, витаминов и, конечно же, неравномерное распределение нагрузки[3].

К неравномерной нагрузке может привести мебель, несоответствующая пропорциям тела, неудобная одежда и обувь, ежедневная длительная езда на велосипеде, неправильная поза при рисовании, вышивании, игре на музыкальных инструментах.

В этом отношении отрицательную роль играет ношение портфеля в одной руке, а также ставшая модным среди молодежи сумка на одно плечо.

Существует также связь между понижением слуха и плохой осанкой. Человек желая лучше услышать все время, поворачивает голову или склоняется к говорящему. Это входит в привычку и способствует нарушению осанки[4].

Самым важным является - неправильная посадка за партой.

На формирование осанки оказывает влияние в жизни повседневная привычка: манера стоять, ходить, сидеть.

Неправильная осанка приводит здорового человека к болезни, поэтому первостепенно необходимо наших детей научить правильно, держать спину.

При нарушении осанки необходимо обращаться к врачу, который принимает решение на какой либо вид лечения.

Но мы коснемся той части, которая зависит от учителя и родителей в большей или меньшей степени.

Наши дети находят тысячи и тысячи причин, чтобы не посещать уроки физкультуры, поэтому необходимо на уроках физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, окружающего мира, биологии в 5 - 11 классах в доступной форме рассказать какое значение для здоровья, хорошей работоспособности имеют физические нагрузки и как следствие правильная осанка. В мотивации необходимости самоконтроля за своей осанкой нужно использовать разные приемы: эстетические - на стройного, прямо держащего спину человека приятно смотреть, это красиво; стремление преодолеть собственные физические недостатки - очень высокий рост, если держаться прямо со стороны выглядит намного приятнее, чем ссутулившийся, согнувшийся; человек маленького роста выглядит выше, если он держит спину прямо. При выборе профессии, достижении жизненной цели - неправильная осанка затрудняет этот выбор: например военный, актер и др.

Все эти мотивы вполне воспринимаемы в начальной школе. Ребенок должен иметь четкое представление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитывать.

Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенка вплотную ставят к стене, так чтобы он касался стены пятками, спиной и затылком.

Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Затем ученика просят отойти от стены, сохраняя туже осанку. Просит пройти этого ученика перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать наблюдать за своей осанкой в зеркало.

Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Чтоб выработать такой навык у детей можно предложить такую систему. В 1 классе, перед тем как войти в классную комнату дети выстраиваются в коридоре. Староста командует: «Проверяем осанку!» Первые три недели дети обычно выстраиваются вдоль стены в коридоре, проверяют свою осанку. Впоследствии, когда будет выработано у детей определенное мышечное чувство, дети уже не будут выстраиваться около стены.

Большое значение для формирования правильной осанки имеет повседневный контроль за тем, как ребенок стоит при ответе с места, выходит к доске.

Воспитанию правильной осанки служат физические упражнения на уроках физической культуры и подвижные игры на перемене продолжительностью по 20 минут. По возможности подвижные игры необходимо проводить на свежем воздухе. Игры должны быть простые известные всем детям: эстафеты, игра в мяч и др.

Значительную часть времени дети проводят дома, поэтому родители то же должны следить за походкой детей, позой за столом, то есть создать детям надлежащие условия; рабочая мебель и постель должны соответствовать гигиеническим требованиям.

Родители должны знать, какая одежда рекомендуется ребенку, как следует носить сумку.

У ребенка должен быть выработан автоматизм в привычке правильно сидеть. Чтобы достичь такой цели проходит несколько этапов: прежде всего, следует сформировать убеждение у ребенка в необходимости правильной посадки.

Беседы, которые мы проводим, не должны занимать более 10 минут, этого вполне достаточно, для восприятия информации и понимания ее детьми:

  1. Правильная посадка помогает вырасти стройным. На такого человека приятно смотреть (эстетическая мотивация);

  2. Правильная посадка помогает вырасти стройным, что необходимо для ряда профессий: военный, артист, спортсмен и другие, (профессиональная мотивация);

  3. Правильная посадка помогает лучше заниматься, аккуратно писать, меньше уставать (учебная мотивация);

  4. Правильная посадка помогает лучшей работе сердца, легких, и всех других внутренних органов (гигиеническая мотивация)[5].

Из многолетней практики работы многих учителей выработана следующая методика.

Пред классом около доски выставляется парта. За этой партой один из учеников демонстрирует правильную осанку при письме, чтении. Учитель должен зафиксировать внимание детей на положении рук, ног, головы, корпуса тела. Затем все учащиеся демонстрируют друг другу эти правила, т.е. по очереди проверяют друг друга. Все это необходимо закрепить дома. Соответственно учитель некоторое время, на уроке должен обращать, на это внимание и при необходимости напоминать детям о правильной посадке. Когда, будет выработана привычка, правильно сидеть за столом в таких замечаниях нет необходимости.

Дети хуже сидят в конце урока, они плохо воспринимаю материал, так как они устают. Следовательно, не стоит на уроке даже в старших классах отказываться от физкультминутки. Такие небольшие паузы хорошо разгружают детей от переутомления, они лучше воспринимают информацию, хорошо работают самостоятельно. Уже многолетней практикой доказано, что если у учащихся с начальной школы выработаны навыки правильной посадки, то этот навык сохраняется и в старших классах.

Для выработки хорошей осанки и натренированности мышц спины есть несложные упражнения, которые дети вполне могут быстро усвоить и делать самостоятельно дома:

  1. Нaполните мешочек 200 - 300 г. соли. Встать у стены и положить мешочек на голову. Пройдитесь до противоположной стены и обратно 6 - 10 раз.

  2. Стоя у стены, поднимите руки в верх, в перёд, разведите в стороны, сделайте 2 - 3 шага вперед, затем вернитесь в исходное положение. Упражнение повторить 5 - 6 раз.

  3. Возьмите тяжелую книгу и встаньте oкoлo стены, касаясь ее пятками. Расправьте плечи, лопатки. Пoложите на чуть запрокинутую голову книгу и отойдите от стены. Сделайте несколько шагов, через несколько дней вы будете легко удерживать книгу на голове. После систематической тренировки вы будете ходить легко, с хорошей осанкой[3].

Обращайтесь к врачу.

Желаю вам здоровья и удачи в достижении поставленной цели.


Список используемой литературы:

  1. «Мудрость древней Греции и Рима» - М.: изд. ОЛМА Медиа Групп. 2013 г. с 71[1].

  2. «Большая медицинская энциклопедия» т.15 - М.: АРИА - АиФ, 2012 г. с 15[2].

  3. «Большая медицинская энциклопедия. Заболевания позвоночника»./ О.Н.

Родионова. т. 17- М.: АРИА - АиФ, 2012 г. с 35[3].

  1. «Здоровый позвоночник. Методы самопомощи». Л. А. Буланов - Ростов на Дону.: изд. Феникс, 2008 г. с.230[4]

  2. Г. А. Никитина «Психология школьника» - Ростов на Дону.: изд. Феникс, 2010 г. с 85[5].




© 2010-2022