Классный час Шагаа светлый-праздник

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 10»Б» классе.

ТЕМА: « Шагаа - светлое время»

Цели : *-«Шагаа: значение, история, традиции.»

*углубить знания о светлом празднике тувинцев;

*знать и уважать тувинские традиции, обычаи, обряды тувинского народа;

*учиться любить, прощать, не таить злые намерения.

*воспитывать в детях потребность знать больше о людях, которые тебя окружают, с которыми ты живёшь бок о бок.

Ход классного часа:

1.Слово подготовленному ученику:

ШАГАА - буквально переводится как «обновление времени».

Обновлённое время во всех отношениях. Но самое главное - в отношениях между людьми, в семье, в стране, в народе, в мире.

Смысл Шагаа в том, чтобы всё вокруг сделать чистым, новым, белым. Чтобы все были радостные, счастливые, чистые, здоровые, довольные. Перед праздником надо очистить всё внешнее: территорию. Дом, своё тело. Надо очистить всё вокруг. Но главное - мысли очистить.

Говорят, раньше на Шагаа прекращались войны. То есть прекращалось страдание. Это и есть - настоящее Шагаа.

Было бы очень хорошо. Чтобы люди в семье, дети и родители ,мужья и жёны просто поговорили друг с другом, пожали бы друг другу руки, попросили прощения за всё, особенно , если в семье в прошлом году были конфликты, непонимание, невнимание, раздоры. И пообещали бы никогда не вспоминать больше об этом.

Это и будет НАСТОЯЩЕЕ ЧИСТОЕ ШАГАА. Настоящее Шагаа -это внутреннее состояние.

2.Учитель: -Но что нужно делать практически?

-ПЕРВЫЙ обряд проводится за два дня до праздника - ОБРЯД ДРУЖБА.

Далган размешать с молоком и маслом. Делается небольшой комок, который можно поместить в ладони. Провести им по всему телу, с головы до ног, особенно там, где болит, и представить, что все болезни на него перейдут. Перед этим хорошо бы осветить далган. Всё плохое - это негативные существа, которые порождают страдания, болезни, раздоры. Они муку и охотно переселяются в далган. Потом этот комок надо принести в хурээ. Там горит специальный огонь. Комки далгана бросают в огонь. Вс негативные качества сгорают в огне. Остаются только позитивные. Комок далгана можно просто выбросить на следующий день, если этот обряд Вы проводите на следующий день .

ЭТО ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ОБРЯД.

И вся негативная атмосфера в наших сердцах полностью сгорит, уничтожится.

3. КАНУН ШАГАА-

Самое главное - все должны подружиться, попросить прощения друг у друга, простить друг друга, помириться.

В доме надо сделать генеральную уборку, всё очистить. Когда Шагаа наступает - это наступает мир, дружба, радость, счастье, гармония,

Наши тела и наше сознание очень чистые. И наши дома очень чистые, полны еды. Желательно, чтобы на столах была белая еда- никакого вреда другим существам.

4. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ШАГАА

Надо всем поздороваться. Начинать со старших родственников, пожелать всем старшим благополучия , удачи, счастья. Надо ходить друг к другу в гости, здороваться со всеми, всех поздравлять.

В первый день очень важно находиться в радостном состоянии, не сориться.

5. ВТОРОЙ ДЕНЬ «Кони ветра удачи».

Флажки Хей-аът это повышение энергии. « Конь ветра удачи» служит мощной защитой несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств.

Нужно купить флажки и разместить их коло храма , ступы.

Человек состоит из двух частей: физическое тело - анатомия, психическое тело - наш ум.

Ум - как ветер .

Когда человек флажки размещает на высоких местах, ветер у него увеличивает ум, энергию. Ветер увеличивает решимость. Увеличивается жизненные устремления.

Раньше»Белый месяц» люди праздновали, именно месяц, отдыхали, радовались, говорили друг другу разные благопожелания.

6. ПЯТЬ ДНЕЙ ПРАЗДНИКА.

Ещё раз напомню, о главных событиях праздника:

1-ый день праздника -дружба. Обряд очищения тела.

2-ой день -день Палден Лхамо -защитника учения. Всем надо помириться, всё почистить.

3 -ий день -САМ праздник.

4-ый день Хей аът, «Кони ветра удачи»

5-ый день -ещё один день специальной молитвы, призвание богатсва и процветания Намцри. Намцри -бог богатства.

7. Подготовленные ученики: ШАГАА: ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ.

1 . УЧЕНИК: В далёкой древности тувинцы. КА и многие другие народы, первый день нового года встречали 22 декабря, когда начинался новый цикл вращения Земли вокруг Солнца. 21 декабря заканчивается сокращение светового дня, 22 декабря время от восхода до заката Солнца не меняется, а со следующего дня, хоть и на секунду в сутки , но световой день начинает удлиняться.

Итак, начало нового года -Шагаа -приходилось на день зимнего солнцестояния. Сроки празднования Шагаа в прошлом полностью соответствовали земным, а значит, и космическим циклам. Все древние народы знали, что Новый год начинается 22 декабря, когда встречали новое Солнце. Древние звездочёты (чотчулар), ведические шаманы хорошо знали то, что сейчас называется астрономия. Они учитывали положение Земли не только по отношению к Солнцу, но и к Луне и звёздам. Так они считали дни, месяцы, годы. У них был древнетюркский календарь, такой же , как календарь майя. Этот календарь- загадка даже для современной науки, потому что он без каких -либо ошибок, погрешностей точно показывал летоисчисление. ИИ это говорит о том, что кочевая цивилизация народов скифского, хуннского, тюркского, уйгурского, ыргызского, уранхайского времени была очень развитой.

2 ученик: Восточный календарь.

Начиная с 1770 гг., новый год в Туве начали встречать в другое время. Это произошло, потому что в 1750-х годах маньчжурская Цинская империя нанесла сокрушительный удар по уранхайскому (тувинскому) народу Центральной Азии. Произошёл геноцид, население было почти полностью уничтожено. Только около шестидесяти тысячи человек , которые спрятались в таёжных местах, осталось в живых. В это время в Уранхай приехали из Тибета 1500 буддийских лам, чтобы заменить Кам чудулге - древний ведический шаманизм, уничтожить древние знания и древнюю письменность.


Цинская империя внедряла свою доктрину, специально вводила новую религию, чтобы привести к полному порабощению и подчинению уранхайский народ. Кам

чудулге, или шаманизм ,-это ведь не религия, пот ому что все религии основаны на учениях философии. А шаманизм - это обычаи, традиции, основанные на , ведании природных стихий, духов Природы. Если бы уранхайский народ оставался таким же многочисленным , как до геноцида Цинской империей, то изменить его культуру, мировоззрение было бы очень сложно. После геноцида и порабощения у малочисленного народа - наших предков - сулде (жизненная сила, жизненный дух) сильно понизился. А что оставалось делать малочисленному народу? Пришлось подчиняться Манчы -хаану -цинскому императору.

3. ученик: ШАГАА, РОЖДЕСТВО и МАСЛЕНИЦА.

Европейские народы сохранили память древней традиции. Приняв католическое христианство, они стали праздновать его как Рождество. Древний обычай празднования Нового года - Шагаа был сохранён в Туве. Только его перенесли с 22 декабря на конец января или февраль , согласно восточному календарю.

Одной из причин того, почему тувинцы относительно безболезненно перенесли сроки празднования Шагаа на февраль, является древний языческий обычай проводов зимы и встречи весны, который соблюдается также и тувинцами. Этот обычай более известен сейчас как масленица. Обычаи Шагаа и Масленицы во многом схожи : это стремление отбросить всё старое, плохое, болезни и опасности ( обрядовый костёр «сан салыр» и сжигание чучела Масленицы), народные игры и веселье и, конечно, обильное угощение - всех и каждого.

1 ученик: Злые духи не мешают рождению Солнца.

Шагаа начинается в час ночи, но в час ночи не встречают Шагаа, и в два, и в три, и в Четыре, и в пять часов ночи Шагаа не встречают, потому что с часу до пяти часов ночи - это время злых духов, раньше об этом знали все люди. А с шести часов утра, ещё в сумерки, но когда ночная темень уже отступила, начинается празднование Шагаа.

Шагаа это обряд празднования своего рода « дня рождения» одного из могущественных Небесных (Тенгери) богов - Солнца. Шаманы камлают и испрашивают у духа - хозяина Солнца хорошую безбедную жизнь для людей. Шагаа -это повсеместное , массовое поклонение духам -хозяевам местностей и духам предков, и « сан салыр» - подношение на обрядовом костре пищи этим духам. Бывают духи тайги, речные духи, духи аржаанов -источников подземных вод, а также есть духи Неба -Тенгер ээлери. В шаманизме есть культ «Тенгер», потому что все души людей родом из Тенгери, которое буквально означает «место равенства»( тен -равный, гери/чери - род.пад. слова «чер» - место). Этот культ включает Тенгери Солнца, Тенгери Луны, Тенгери звёзд. Если бы не было божества Вечного Синего неба Монге Кок Тенгер Хайыра- Хааны, то не было бы жизни на Земле. Так трактовали тайну жизни древние скифы, хунны, тюрки, уйгуры, кыргызы и уранхайцы. Небо благоволит тому, чтобы мы мирно , сыто жили, чтобы скот не бедствовал, чтобы трава хорошо росла. Небо даёт дождь, а дождь это вода - живительная влага для всего живого, т. Ч человека. Если воды нет, значит будет засуха и всё уничтожающие пожары.

2 ученик: ПРИНОШЕНИЯ ДУХАМ: ЧТО МОЖНО , А ЧТО - НЕЛЬЗЯ.

« Сан» - обрядовый костёр, готовится из сухих веток, дров , установленных как шалаш ил чум. Внутрь укладывается еда для духов. Это - мясные продукты, которые готовят заранее , в конце осени, когда скот ёщё в теле: жир курдяка , мяса с жиром из грудинки, рёбер, конечностей( без костей, кости нельзя в «сан» класть, кроме начальной кости грудинки и примерно шестисантиметрового курдючного хвостика). Кладут прожаренную ячменную муку, просо. Молочные продукты ( ааржы, чокпек, топлёное масло и .др.), жареные ,мучные изделия , сладкие продукты и фрукты ( духи знают их вкус , потому что и в древности в Туву их завозили разными караванами).

Ни в коем случае в костёр нельзя брызгать или наливать водку, винные изделия. Категорически нельзя! Молоко надо брызгать в костёр и, с восходом Солнца и, с

восходом Солнца, навстречу Солнцу. Тогда в наступающем году твоя жизнь будет очень чистая, как молоко, и все твои благопожелания будут осуществляться.

3 ученик: БУБЕН -КОЛЕСО ЖИЗНИ.

Благопожеланиям очень способствует камланье шамана, алгыши и мистерии шамана. Большую роль играет бубен шамана. Бубен -это колесо жизни, его восьмистенный обод - это стороны света. Круглой формой бубен похож на Солнце, а если посмотреть снизу, бубен похож на дымоход юрты. Когда в бубен ударяешь, то на Земля дрожит, небо колышется - это значит, что он связывает людей с землёй и с небом. Под звуки бубна плохое само собой убирается, а хорошее притягивается.

На семейных обрядах «сан салыр» пожилые люди могут говорить хорошие, действенные слова. Желательно, чтобына местах, хотя бы в кожуунных центрах, при встрече Шагаа присутствовали шаманы. В Кызыле шаманы встречают Шагаа в четырёх местах - это гора Догээ, гора с памятником «Пастух» около 9-го километра, берег Енисея в парке и спорткомплекс «Субедей». Шагаа всегда встречали вместе с шаманами, потому что шаманы во все времена были среди тувинского народа. Наши предки говорили, обычно у тувинцев один человек из десяти являлся «видящим нечто» (чуве коор), т.е. был шаманом, а три человека из десяти «слышашими нечто»( чуве дыннаар). Т.е. обладали некоторыми способностями. Сейчас в Туве около 500 человек являются шаманами..

1 ученик: ПЛОХИЕ МЫСЛИ УБРАТЬ И ВСЕМ ЖЕЛАТЬ ДОБРА.

Во время Шагаа произносятся различные благопожелания с целью укрепления мира везде, и чтобы люди друг друга уважали и любили. Без любви в душе Шагаа не встречают, при встрече Шагаа надо думать только о хорошем. Шагаа - это главное народное событие, когда укрепляются уважением, дружба и любовь между людьми. Во время шага люди желают друг другу добра, любви, всем родственникам, соседям. Односельчанам. Если в Шагаа очень хорошо угостить гостей вкусной и сытной едой ,то благодарность вернётся хозяевам дома в стократном размере -они будут обеспечены пищей и разными вещами. А если ты в Шагаа будешь жадничать, не будешь угощать, принимать гостей, то не будет у тебя никаких хороших прибавлений в жизни в наступившем году. Плохие мысли в Шагаа надо убрать. Даже на врага в это время смотри хорошо , и в таком случае к тебе самому будет приходить хорошее.

2 ученик: СБРОСЬТЕ СТАРУЮ ШКУРУ.

Суть Шагаа -это прощание со старым и встреча Шагаа, которое означает «шаг чаазы, шагнын чаазы» -новое время. В это время люди друг другу говорят: «Чылан кежисоюлду, чыл бажы унду, эрги чыл барды, чаа чыл келди» -(старая) шкура змеи сошла, начало года взошло, старый год ушёл, новый год пришёл. И в знак этого существует обычай снимать тон-верхнюю одежду(«сбросить старую шкуру»), повалять её в снегу(«обновить») и после этого одеть. Обычай катания с горок тоже имеет смысл - потоком воздуха выветривается всё отжившее.

8. Учитель(читает одно из поздравлений к Шагаа Верховного шамана Республики Тыва РФ, председателя Кызылской местной религиозной организации шаманов «Адыг-Ээрен»(«Дух Медведя») Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевича.)

Дорогие мои земляки, народ Тувы! Встречая Шагаа, я желаю, чтобы народ Тувы, народы России и люди всей Земли жили в мире и согласии, жизнь наша мирная была, и не было болезней! Пусть несчастья и опасности , сплетни, наговоры и зависть минуют нас! Пусть все люди помогают друг другу в жизни, плодотворно трудятся, хорошо воспитывают детей и счастливо живут!


© 2010-2022