ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.Я.Маршак    Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка. Школа как одна из ступеней социализации личности имеет наибольшие возможности в процессе коррекции ментальности – в воспитании полноценного представителя гражданского общества. Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добить...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Якупова В.Г.,

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани


Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а лишь готовятся.

Но вряд ли пригодиться в жизни тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

С.Я.Маршак

Школьное детство - замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка. Школа как одна из ступеней социализации личности имеет наибольшие возможности в процессе коррекции ментальности - в воспитании полноценного представителя гражданского общества. Задача современной школы - воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость, социальная мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования своей жизни. Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество инновационных технологий.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Цель проектного обучения:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.

  • Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.

  • Развить у каждого позитивный образ себя и других.

  • Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.

  1. Развить у учащихся "командный дух" и "чувство локтя"; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.

  2. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.

  3. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.



Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрирования знаний, исследовательского поиска для её решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта.

  5. Использование исследовательских методов.

Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности. Выделим два ведущих признака в проектной технологии:

1) прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат. Технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).

2) Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности- ученика и учителя.

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;

  • рекомендует источники получения информации;

  • раскрывает возможные формы деятельности;

  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;

  • создаёт условия для активности школьника;

  • является партнёром;

  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;

  • открывает новые знания;

  • экспериментирует;

  • выбирает пути решения возникающих проблем;

  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

  • качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;

  • умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс. Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;

  • благоприятная среда;

  • грамотный доброжелательный преподаватель - консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы проекта;

  • выдвижение первоначальных идей;

  • выбор лучшей идеи;

  • планирование проектной деятельности;

  • оценка и самооценка проекта.

  • презентация проекта.

Темы проектов выбираются не случайно. Они связаны с интересами детей на данном этапе учёбы.

ПРОЕКТ "ГЕРОИ НЕМЕЦКИХ СКАЗОК".

Работа проводилась в рамках НЕДЕЛИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ( по плану работы школы) в 1 классе. Необходимость данного проекта вызвана тем, что в связи с введением нового предмета, немецкого языка, у детей возникло желание узнать больше о Германии, о книгах, которые читают немецкие школьники. Познакомившись с книгами, они захотели поближе познакомиться с героями сказок, с которыми они встречались на уроках немецкого языка. Так как это был самый первый проект, было много идей, то детям трудно было выбрать и сформулировать тему и задачи проекта. Именно на этом этапе нам потребовалась помощь родителей. Были организованы группы, и во время заседаний групп - принято решение поближе познакомиться с произведениями В.Гофмана. Намечен план действий и распределены роли, задания по направлениям родители - дети. Неоценимую помощь детям родители оказали на этапе изучения литературы, посещение библиотек, на этапе подготовки выводов по результатам выполнения проекта и их презентации. Родители вместе с детьми готовили дома костюмы, оформление для зала, выполняли совместные поделки, сделали картину из теста, рисовали рисунки, придумывали различные задания для заключительного праздника. Презентация данного проекта прошла в виде праздника под названием: "Сказки, сказки…" Сам праздник провели родители. Дети были его участниками. На этот спортивный праздник мы пригласили поучаствовать и ребят 2 класса. Первый совместный проект показал, что за период работы над ним родители и дети стали ближе друг к другу, большинство родителей стали " героями" в глазах детей. Родители помогли ученикам, чьи мамы и папы не пожелали работать в данном проекте, тоже быть активными участниками всех дел.

ПРОЕКТ "РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА" 2 класс

Необходимость данного проекта вызвана тем, что ученики начальных классов - это творческие личности, способные добиться успеха, совместно трудиться на общее дело умеющие общаться. В последнее время вырос интерес к религии, к церкви, к Библии, изучению национальной культуры, традиций, обычаев. Вот и возник вопрос о том, чтобы расширить представление о празднике Рождества. После первого проекта, где родители брали на себя большой объём работы, решили во втором проекте дать больше самостоятельности самим детям. Проект "Рождественская ёлка" был краткосрочным. Определили тему, цель, сформулировали задачи проекта, был намечен план работы. Подбирали материала о праздновании Рождества во всём мире. Познакомились с Библией, с историей рождения Иисуса. Изготовляли вместе с детьми игрушки на ёлку, а потом её наряжали все вместе. Объединились по группам с детьми, и каждая группа выпускала свою газету. Готовили костюмы. Сходили с детьми в храм. Выпекали рождественское печенье. Подбирали рождественские игры. Разучивали рождественские песни. Родители помогли в обработке материала и составлении презентации. Презентация прошла в виде театрализованного представления. Это театрализованное представление (отрывок о рождении Иисуса) мы показали ученикам нашей параллели.

Литература:

  1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова - М.: Чистые пруды, 2009.

  2. Землянская Е. Н.,Чугреева М. К. Учебные проекты младших школьников.

  3. Журнал "Начальное образование" №5, 2008.

  4. Журнал "Классный руководитель" №6, 2007.

  5. Журнал "Завуч начальной школы" №6, 2010.

  6. Журнал "Управление школой" №3, 2010.

  7. Журнал "Начальная школа плюс до и после", №11, №5, 2009.

  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов.пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. - М.: издательский центр "Академия", 2010.

  9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 2008. №2, №3.

ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pr





© 2010-2022