Значение семьи в решении проблемы адаптации детей к школе

Проблема социальной адаптации к школе чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новыми видами деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В процессе социально-психологической адаптации есть наиболее значимые периоды, требующие кардинальной перестройки адаптивных механизмов. Один из них – поступление ребенка в школу, когда меняется тип ведущей деятельности и социальный статус, расширяется сфера общения. Это требует изменения первоначально сложивше...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение семьи в решении проблемы адаптации детей к школе

Проблема социальной адаптации к школе чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новыми видами деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В процессе социально-психологической адаптации есть наиболее значимые периоды, требующие кардинальной перестройки адаптивных механизмов. Один из них - поступление ребенка в школу, когда меняется тип ведущей деятельности и социальный статус, расширяется сфера общения. Это требует изменения первоначально сложившегося стиля поведения. По тем же самым причинам приход в школу является и психотравмирующим фактором. Как переживает этот период начинающий ученик, сможет ли влиться в новый коллектив и наладить отношения - от этого зависит его социальное благополучие и психическое здоровье.

Наибольшее значение для формирования ключевых социальных компетентностей личности ребенка имеет период адаптации к обучению в школе. Значимость этого периода определяется еще и тем, что от характера его прохождения зависит то, станет ли школа местом, где наиболее эффективно будет протекать процесс социализации, или роль школы ограничиться только формальным предоставлением большого объема информации, далеко не всегда переходящей в знания.

Поступление в школу связано для ребенка с сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить общими усилиями семьи и профессиональных педагогов. Причины глубоких изменений в настроении, поведении ребенка объясняются ломкой привычного стереотипа жизни, в которой он чувствовал себя спокойно, уверенно, надежно. Он привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке. Способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ребенок. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любая адаптация к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую «платит» организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. И учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.

Период адаптации к школе - трудный период и для ребенка, и для его семьи. Общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь школы.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и все-таки элемент соревновательности, конкурентности доминирует в совместной работе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко. Неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке.

Выделяют три уровня адаптации к школе.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем. Без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребенка к школе?

Как видно, в числе наиболее благоприятных факторов - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

В числе неблагоприятных факторов можно выделить следующие: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослым, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса, неполная семья.

Результаты исследований показывают, что если педагогическая коррекция учащихся подготовительных классов, испытывающих трудности в овладении программой, проводится преимущественно в игровой деятельности, ее развивающий эффект значительно больше, чем при проведении дополнительных занятий только по грамматике и письму.

Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с детьми шестилетнего возраста. Дело в том, что одна из частых причин трудностей адаптации шестилетних к школе состоит в резкой смене стиля общения педагога с детьми. Даже при положительном отношении к детям учитель часто применяет более жесткие, авторитарные формы педагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошкольники. Эти формы педагогического воздействия часто воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляет инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе (особенно у робких, застенчивых детей).

Совершенствование работы с шестилетками предполагает пересмотр учителями форм воздействия на ребят, чтобы они не контрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.

  1. Совещания, семинары, конференции, педсоветы по обмену опытом работы воспитателей детских садов и педагогов школ, работающих с первоклассниками.

  2. Посещение педагогами школы детского сада, наблюдение за организацией и руководством различных видов деятельности детей (игровой, учебной, трудовой, художественной, бытовой) и, соответственно, посещение воспитателями школы с последующим анализом, обсуждением, обменом опытом. Социально-психологические характеристики на каждого ребенка и группу в целом, составленные воспитателем старшей группы и переданные им учителям начальных классов, - еще один важный путь углубления этой преемственности.

  3. Установление связи детского сада и школы может идти и по линии развития контактов воспитанников детского сада с учащимися школ. Здесь шефство над детским садом, совместное проведение воспитательных мероприятий (например, «книжкины именины», цирк, праздник «проводы зимы» и др.); посещение дошкольниками торжественной церемонии встречи первоклассников, просмотр кинофильмов о школе, встречи с учащимися, бывшими воспитанниками детского сада, организация и проведение совместных трудовых дел, кружков («Умелые руки» и др.).

Сейчас, когда у учителей имеется потребность в знаниях психологии личности и деятельности шестилетних детей, думается, что работники школы найдут и другие пути обеспечения преемственности и совместной работы школы и детского сада с детьми данного возраста.

Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательные отношения родителей к окружающим людям негативно влияют на общение ребенка с одноклассниками.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в школе.

Общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь школы. Родители должны отдавать себе отчет, насколько ответственен момент поступления в школу и первые месяцы пребывания в ней ребенка. Важна позиция, которую займет семья в это время. На формирование этой позиции должны повлиять учитель, школьный психолог.

Общими усилиями, но при индивидуальных контактах они должны выяснить, что волнует и тревожит родителей. Дальнейшая тактика работы должна быть направлена на то, чтобы по возможности снять тревоги и волнения. Обязательно сотрудничество родителей и педагога.

Таким образом, влияние семьи на адаптацию детей к школе очень велико.

Для успешной организации работы с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать следующие рекомендации:

- для достижения положительного течения адаптации к школе необходимо формирование положительного отношения к школе и обучению вообще;

- руководствуясь деятельностью детей шестилетнего возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы внутрисемейного воспитания с применением школьных методов;

- в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;

- необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения;

- использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности семьи и школы.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания и встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызывать у отцов и матерей.

Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у ребенка начало учебы в школе. Не меньше волнений оно вызывает и у родителей учащихся. Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья».

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него в школе и дома - важнейшие условия, облегчающие ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Таким образом, для ребенка не последнюю роль играет то, как он живет в семье, как к нему относятся родители, какие подходы в воспитании применяются.

При поступлении в школу это существенно повлияет на приспособление ребенка к школьной жизни, жизни в коллективе.



© 2010-2022