Преемственность начального и среднего звена школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация алгоритма организации преемственности

педагогическим коллективом между и основного ступенями начального образования

Автор(ы) статьи-отчета:

  1. Буланкина О.П.

  2. Трофимова М. А.

  3. Агафонова Е. В.

  4. Гильмутдинова Э.И.

  5. Газизова Н.М.

  6. Чубарова Ю.В.

  7. Парфирьева Н. В.

  8. Приказчикова О.Г.


Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов.

1-й шаг. Создание приказом администрации образовательного учреждения временного методобъединения учителей начальной и основной школы.

Объединение создается на один календарный год - с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно включать учителей, которые в момент образования методобъединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесет реализация этого шага?

Учителя основной и начальной школы объединяются по проблеме преемственности.

Какие трудности возникнут при реализации этого шага?

Различие в технологиях, ослабление контроля, рассогласованность в нормах выставления оценок и в сложности содержания образовательных программ.

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Проводить совместную работу по разработкам уроков.

2-й шаг. Договоренность внутри методобъединения о едином понимании целей: уровне общеучебных умений, которые необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах, о соблюдении единых технологий и принципов системы «Школа 2100».

Реализация этого пункта предполагает поиск компромисса между позициями педагогов начального и основного звена - формирование единого «портрета выпускника начальной школы» данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему. При этом педагоги, опираются на систему общеучебных умений «Школы 2100», анализируют организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения, указанные для 3-4-го классов, детализируют и дополняют этот перечень, исходя из ситуации в своем образовательном учреждении. Также данный шаг предполагает освоение педагогами основной школы технологий «Школы 2100» и использование преемственного содержания, отраженного в учебниках образовательной системы. Все это позволяет начать выстраивать линии преемственности по целям, методике и содержанию.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесет реализация этого шага?

У учащихся легче проходит адаптационный период, учителя договариваются о соблюдении единых технологий.

Какие трудности возникнут при реализации этого шага?

Непонимание того, что учебники должны быть из одной ОС. Не каждый учитель психологически готов к оценке своих коллег и пересмотру собственной учебной программы

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Пройти курсы повышения квалификации. Внутри школы проводить различные тренинги, семинары.

3-й шаг. Посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим предметам и коллективное обсуждение уроков с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования, демонстрации учениками требуемых умений.

Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками - увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе же обсуждения, педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали ли бы видеть у учеников учителя основной школы в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), можно и нужно скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесет реализация этого шага?

Это поможет учителям предметникам увидеть возможности своих будущих учеников, познакомятся с технологиями урока, выделить для себя одаренных и слабоуспевающих детей.

Какие трудности возникнут при реализации этого шага?

Учителю будет трудно выделить время для посещения уроков.

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Администрации школы скорректировать расписание уроков.

4-й шаг. Разработка и проведение учителями основной школы и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве консультантов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной школы - консультантами в нюансах своего предмета.

На этом шаге педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и могут почувствовать себя командой единомышленников, уточнить и скорректировать свои позиции. Одновременно ученики 4-го класса смогут познакомиться со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесет реализация этого шага?

Учителя основной и начальной школы становятся партнерами.

Какие трудности возникнут при реализации этого шага?

Трудность учеников в понимании учителя-предметника.

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Учителю основной школы подготовиться к работе с младшими школьниками, с учетом возрастных, психологических особенностей.

5-й шаг. Диагностика общеучебных и предметных умений, психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.

Задача минимум - замерить уровень развития общеучебных умений на выходе из начальной школы, чтобы сравнить его с уровнем, который ученики покажут после адаптации в основной школе к середине 5-го класса. Задача максимум - сравнение также результатов предметных итоговых контрольных работ, сравнение психологического состояния, для чего необходимо провести тесты на уровень школьной тревожности, тесты развития самооценки, мотивированности к учебе и т.п.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесет реализация этого шага?

Учителя увидят полную картину уровня сформированности общеучебных и предметных умений учащихся

Какие трудности возникнут при реализации этого шага?

Отсутствие психологической поддержки.

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Организация психологической помощи.

6-й шаг. Посещение уроков в 5-м классе руководителем методобъединения и учителями начальной школы.

Данный шаг осуществляется, когда ученики уже перейдут в основную школу. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности, должны своими глазами видеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике совместные договоренности о преемственных технологиях в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов).

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесет реализация этого шага?

Договоренность о приемственных технологиях в организации изучения нового знания.

Какие трудности возникнут при реализации этого шага?

Трудности в применении технологии оценивания учебных успехов.

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Изучить памятку по технологии самооценки учителя.

7-й шаг. Регулярные методобъединения в 5-м классе - обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем.

Принципиально важно в первые же две недели и далее регулярно встречаться учителям-предметникам и учителям бывших 4-х классов, чтобы обсуждать - какими видятся ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно коллективно найти решение в интересах развития личности каждого ученика.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесет реализация этого шага?

Своевременное решение возникшей проблемы в интересах развития детей и повышения качества обучения в школе.

Какие трудности возникнут при реализации этого шага?

Загруженность учителя

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Проведение совместных семинаров и стажировок.

8-й шаг. Определение эффективности работы по преемственности - диагностика общеучебных и предметных умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива.

Этот шаг в большей степени рассчитан на третий год эксперимента, то есть на предстоящий учебный год. Сравнение результатов диагностики в 5-6-х и в 4-м классах покажет нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях. Если в вашей школе проводилась какая-нибудь диагностика (психологическая, по уровню развития умений и т.п.), то Вы можете поделиться своим опытом. Если никакой диагностики не проводилось, то этот шаг будем заполнять в конце следующего учебного года.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесет реализация этого шага?

Можно наглядно увидеть динамику предметных и общеучебных умений к концу пятого класса.

Какие трудности возникнут при реализации этого шага?

Отсутствие психолога в школе.

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Проводить диагностику общеучебных и предметных умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива.

Общий вывод по эффективности курсов по организации преемственности между ступенями начального и основного образования по Образовательной системе «Школа 2100»

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация организации преемственности между ступенями начального и основного образования по Образовательной системе «Школа 2100»?

Какие трудности возникали при реализации этого?

Советы другим педагогам по реализации организации преемственности между ступенями начального и основного образования по Образовательной системе «Школа 2100»? (опыт преодоления трудностей).


© 2010-2022