Конспект для классного часа «Свадебный обряд – новой семьи наряд»

"Описание материала: ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Свадебный обряд – новой семьи наряд "Цели: - воспитание духовной нравственности и гражданственности через приобщение к традициям своего народа. Задачи: - пропагандировать традиции русской культуры, формируя приоритетную ценность семьи; - формировать бережное отношение к обычаям родной страны; - обратить внимание на значимость следования традициям своего народа. Оборудование: Телевизор. Мультимедийный проектор, Компьютер. Книжная выставка. Лит...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Свадебный обряд - новой семьи наряд

Конспект для классного часа «Свадебный обряд – новой семьи наряд»


18.12..2013

Участники - группы ДОУ-2-1(12); ГР-2-1(12); ТА-3-1(11)

Кл. руководители: Карасева И.Н., Коробейникова Н.А.

Цели:

- воспитание духовной нравственности и гражданственности через приобщение к традициям своего народа

Задачи:

- пропагандировать традиции русской культуры, формируя приоритетную ценность семьи;

- формировать бережное отношение к обычаям родной страны;

- обратить внимание на значимость следования традициям своего народа.

Оборудование: Телевизор. Мультимедийный проектор, Компьютер. Книжная выставка.

Литература:

1.Балашов Д.М., Марченко Ю.И. Русская свадьба.-М,1985

2.Женитьба Бальзаминова: DVD

3.Истоки: Альманах. Стихи и проза молодых-М, 1987

4.Русские свадебные обряды: DVD

5.Свадебные обряды на Руси: DVD

6.Сватовство на Гончаровке: DVD

7. Современная свадьба: DYD

8.Тихий Дон : DVD

Начало - русская народная песня [4]

Ведущий: Какая девчонка не мечтает стать невестой? Одним из важнейших семейных обрядов является свадебный. Свадьба в крестьянской жизни представляла собой большое театрализованное действо, состоящее из нескольких этапов. Предлагаем Вам познакомиться с ними.

Свадьбы устраивали, как правило, зимой, в зимний мясоед, это время между рождественским и великим постом. Еще свадьбы были в начале лета, после Троицы. В остальную часть лета и осенью свадеб не играли. Так как это было время осенне - летней страды, когда забота об урожае в огороде, на покосе - вытесняла все.

1-й: Со сватовства или сватанья начинался свадебный обряд. Сват или сваха приезжали после предварительной договоренности с родителями невесты.

Их узнавали по следующему поведению. Заходя в дом невесты, сваты подходили к печи, брякали печной заслонкой или садились на лавку под матицу - центральную балку, которая держала весь потолок. Сваха же могла и в рукомойник или в печь заглянуть, определив чистоплотность будущей невесты. [1]

ОТРЫВОК из фильма «Женитьба Бальзаминова» [2]

Стихотворение 1:

Снежная, суровая зима - для свадеб лучшая пора.

На сватовстве первые лица - сват и сваха - мастерица.

Вот сват распахивает дверь и громко молвит:

- Мир вашему дому, хозяева. Дайте напиться водицы.

Ох, вода уж больно вкусна ваша, а воля-то наша.

И сваха, избегая словесной суеты, вторит, словно эхо, про цветы:

- У вас товар, у нас купец. У вас цветочек, а у нас садочек.

Нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?!

Матушка невесты о доле женской, зная много,

Приглашает незваных гостей пройти в горницу от порога.

Сваха за стол садится и не забывает на образа перекреститься.

Спрашивает матушка невесты: «Откуда пожаловали, с какого места?»

Отец гордо подмечает, что гости запрягли не сани, а развалившиеся дровни

И считают, что приехали свататься к ровне!

Сват и сваха как голубки воркуют, жениха и его родню хвалят и милуют.

Что мол, с голоду - не пухнут, от скудости - не ревут, уж очень зажиточно живут.

- Так в казачихи берете или в скотницы наймете? Лелеять будете или в работе загубите?

Сватов таким вопросом не смутить, ответ готов всегда:

- Какая же семья без заботы? Без дела - беда! Где работа - там достаток всегда.

Сват сахарные баранки, печатные пряники, дорогие конфеты вмиг достает.

Да не одну, не две, а за горстью - горсть. Родители видят, что пожаловал щедрый гость.

ОТРЫВОК из фильма «Сватанье на Гончаровке» [6]

2-й: Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказать сватам, даже если и рады были свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После сватовства родители давали свой ответ, согласия девушки не требовалось.

3-й: Решали все родители. Они, опираясь на свой жизненный опыт, внутренним чутьем определяли стоит ли родниться с этой семьей или нет. А через несколько дней после сватовства родители или родственники невесты приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Это уже были смотрины.

ОТРЫВОК из фильма «Свадебные обряды на Руси» 01.29-02.22[5]


4-й: Во время смотрин оценивался достаток жениха, сможет ли он обеспечить будущую жену. Поэтому родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды и посуды. Было и такое, что после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

5-й: Через две недели после сватовства наступала очередь рукобития. Что означало «ударить по рукам», заключить договоренность о свадьбе, публично заявить о ней. После рукобития только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу.

6-й: Затем следовал обряд: вытие -оплакивание невесты. Девушка покидала род отца и переходила в род мужа. Такой переход был сродни смерти в своём и рождении в другом роду. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Она всячески должна была демонстрировать свое горе от перехода в другой род: затушить свечу перед иконами, спрятаться или убежать из дома

7-й:. Роль ее подруг была в том, что они пытались разыскать ее и отвести к отцу. Просватанная невеста вырывалась, демонстрируя свою непокорность, но все-таки смирялась. После этого совершалось ключевое действие всего дня - «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо дочери платком, покорившись, она переставала вырываться и начинала причитать. Жених и сват, не дожидаясь конца причетов, уезжали. [1]

8-й: В течение недели невеста и подруги собирались на причитание, готовили приданое. Обязательно приезжал и жених с подарками, угощением.

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В приданое обычно входила постельные принадлежности( перина, подушки, одеяла), а также дары жениху и родне.

9-й: Невесте полагалось дарить родственникам жениха «платовья» (так называли полотенца). Иногда приходилось раздавать до сорока полотенец , каждое имело узор, вышитый невестой. Ритуальное значение имели и пояса, плетенные из разного шелка. Пояс символизировал поддержку, опору человека, также указывал на состоятельность семьи, ее общественное положение и достоинство владельца. Все эти вещи заранее были сделаны собственными руками невесты.

10-й: К концу недели, когда причитание невесты заканчивалось, топилась баня. Уревевшаяся за неделю девушка приводила себя в порядок , а после этого на следующий день невеста с подругами встречала приезд женихов, Целая вереница саней. Жених и его друзья, иногда до 12 человек, привозили с собой угощение: пироги, колобки, хворост - все раздавалось родне невесты и гостям. Дорогу жениху не перегораживали с целью выкупа, а вот ворота в доме запирали, приходилось ждать до тех пор, пока не выходили родители невесты и не приглашали в дом.

11-й: Угощение в доме невесты сопровождалось играми. Вот некоторые из них:

Гости жениха с дороги должны были утереться платком и только потом принять угощение от родителей невесты. Но этот платок нужно было еще найти у дружки - родственника невесты, который хитро его прятал.

Невеста караулила жениха за порогом, чтобы схватить за одежду, волосы или ущипнуть. Если сумеет, значит, будет большей властью обладать в семье. Жених должен был выкупить место за столом и найти невесту, которая ничем не отличалась от других девушек. [1]

12-й: Наконец, наступает самый торжественный миг - это вывод невесты. Иногда жених до этого момента не видел своей избранницы ни разу. Девушка в сопровождении подружки и родственницы выходит к столу, где собрались гости, кланяется и подает на подносе угощения.

13-й: После вывода невесты следовал второй ключевой момент всего свадебного обряда - девичник. Это последняя прощальная встреча невесты с подругами перед свадьбой. Подруги невесты расплетали ей косу, что символизировало окончание беззаботной девичьей жизни.

14-й: Перед венчанием, утром, жених приезжает с подарками - выкупает невесту, отдавая деньги, пытается хоть одну, но утаить у себя. Молодые садятся за стол вместе с родней, но не притрагиваются к еде, так как их ожидает венчание. После трапезы жених и невеста выходят из-за стола, встают на колени на расстеленную на полу скатерть, и склонив головы, получают благословение родителей.

ОТРЫВОК из фильма «Свадебные обряды на Руси»04.25-06.05 [5]

15-й: Перед отъездом к венцу принимались особые меры, оберегающие молодых от сглаза: посыпали солью головы, мели веником дорогу перед ними. Таинство венчания имеет глубокий смысл: над головой жениха и невесты располагают венцы, как награду за чистоту и целомудрие предыдущей жизни. Но эти венцы символизируют не только узаконивание отношений, но и ту ответственность, радости и невзгоды, которые берут на себя вступающие в брак.

ОТРЫВОК из фильма «Свадебные обряды на Руси»06.17-07.58 [5]

Ведущий: Вы обратили внимание как обстоятельно, не спеша решался вопрос о рождении новой семьи. Какое участие принимали в нем родители и родственники. Очень большое значение имело родительское благословение на брак.

Предлагаем вам посмотреть сценку и определить, кто же будет невесткой в этой семье. ( отец и сын ведут разговор)

Отец: Вот что, сын! Решил я - надо бы тебе уже и о своей семье подумать, женить тебя хочу.

Сын: Да, кто ж за меня замуж-то пойдет?

О: А ты что, непутёвый какой? Не лодырничаешь, не лоботрясничаешь, не озоруешь. Мне во всём помогаешь!

С: Батюшка, так ведь жениться - не в сани садиться. Дело-то серьёзное! Жена - не рукавичка: с белой ручки не смахнёшь да за пояс не заткнешь!

О: Так вот я и думаю, сынок, не сосватать ли нам Прасковью, Федора дочь.

С: Отец, она же неумёха, лежебока, белоручка. Только хороводы водить, да зубы скалить и умеет.

О: Ишь ты какой! Действительно в доме хозяйка нужна, чтобы и сварить, сшить, связать могла, дом в чистоте содержала. А у Петра Ивановича дочка Варвара, может её просватаем?

С: Да она редко на вечёрки ходит, то в огороде, то на покосе. Я её и не знаю совсем.

О: Я тебе о чем и говорю! Выбирай невесту не в хороводе, а огороде. Чтобы труженица была, а не белоручка.

С: Да не люба она мне, некрасивая!

О: Вот он, почтительный сын! Слово отцу сказать не даёт! Красота с годами уходит, увядает, а душа-то расцветает. Тогда Василису просватаем.

С: Ничего не выйдет, батюшка. Там очередь из женихов, за богатым приданым. Василиса - девка видная, гордая, нос от женихов воротит. От них уже шестая сваха уходит ни с чем. Видно богатого жениха из города ждёт.

О: А вот Алёнушка Прохорова, дочка Савелия. Как ни смотрю: то воду несёт, то половики на речке стирает, по ягоды, грибы - всегда первая. Да и Савелий хвалит её как заботливую, благоразумную дочь.

С: Да, девушка хорошая. Батюшка, а давай просватаем соседку нашу Дарьюшку!?

О: Нет, сынок, не бывать этому никогда! У них на днях ворота дёгтем вымазали. Позор - то какой.Хорошая слава лежит, а худая бежит. Нет дыма без огня. Не может такая девушка честной быть! Гулящая она! Или не знаешь кто у неё родители? А яблочко от яблони недалеко падает. Нет, не будет она тебе помощницей. И хорошей хозяйкой и матерью не станет.

С: Отец! Да лучше её на свете никого нет!

О: И не ропщи Не своевольничай! Я в своё время отца моего послушал и на матушке твоей женился. Родительское благословение получил. Слава Богу, живём душа в душу. Так, завтра сватов засылаем.

С: К кому батюшка?

Ведущий: Как вы думаете, к кому отправит сватов отец?

1) к лежебоке, белоручке Прасковье;

2) к Варваре, она на вечёрки не ходит, то в огороде, то на покосе

3) к Василисе - она, девка видная, гордая, нос от женихов воротит

4) к Алёнушке : то воду несёт, то половики на речке стирает, по ягоды, грибы - всегда первая

5) к Дарьюшке, у которой на днях ворота дёгтем вымазали, запятнали девичью честь

Вот и вы все задумались! Быстро такой вопрос решить нельзя. Жену выбирать - это не шашкой махать, не хоровод водить, не в гусли играть.

Жену выбирать - значит, ум и сердце воедино связать.

Ведущая: Вот и сама свадьба. Такой ее увидел Сергей Герасимов, режиссер фильма «Тихий Дон». ОТРЫВОК из фильма «Тихий Дон» (свадьба Григория Мелехова) [8]

Ведущая: В наши дни - свадьба может выглядеть так

ОТРЫВОК из фильма «Современная свадьба»00.57-01.19[7]

Стихотворение 2:

За стеною свадьба. Крики «горько!»

Смелые частушки, смех и звон.

Это мой сосед, курносый Колька,

Празднует «согласие сторон».

Дай им Бог согласия подольше,

Вот хотя бы так же, как у нас.

Кажется, что стены стали тоньше:

С топотом пустились гости в пляс.

Вольное, крикливое веселье,

Чуждое мне раз и навсегда.

Все эти крестины, новоселья,

Тосты и обильная еда.

Мы без лент и кукол поженились,

Презирая шум и кутерьму.

Мы когда-то этим так гордились,

А теперь вот горько. Почему?[3,с.317]

Ведущий: Семья сродни подвижничеству. Она совершенствует человека, учит любви, терпению и снисхождению к слабостям окружающих.

Стихотворение 3:

Не спорь со мной, не рви

Голосовые связки,

В семье мы учимся любви

На опыте иль на подсказке.

И в жизни, как в горах,

Мы на одной веревке,

Нужна поддержка, а не страх,

Когда шаги неловки.

И забывать нельзя,

О многом забывая,

Что за тобой скользя,

Душа идет живая.[3, с.34]

Ведущий: Обычаи и традиции семьи - это те корни, которые питают ее и сохраняют от бурь и непогоды. Чем крепче семья - тем здоровее общество. Любовь в семье учит любви к человеку, к Родине.


© 2010-2022