Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

    Методическая разработка даного мероприятия  предназначена для проведения классного часа, урока мужества,  подрастающему покплению. В ней собраны материалы о людях, защищавших жизни наших земляков, которых можно и нужно назвать героями.     В  разработке описываются подвиги людей разных профессий и национальностей, без которых невозможен был мир в ннынешнее время.  При проведении классного часа мои студенты  были очень заинтересованы героями, чьи фамилии прозвучали и с большим интересом стали...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« СЕБРЯКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»




Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы.


«От рожденья земля не видала ни осады, ни битвы такой, Содрогалась земля и краснели поля,

Всё пылало над Волгой- рекой.

В зное заводы, дома, вокзал, пыль на крутом берегу.

Голос отчизны ему сказал: «Город не сдай врагу»!

Верный присяге русский солдат

Он защищал Сталинград»

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы



Преподаватель:

Дорожкина Н.В.



Михайловка, 2015год


«От рожденья земля не видала ни осады не битвы такой,

Содрогалась земля и краснели поля,

Всё пылало над Волгой- рекой.

В зное заводы, дома, вокзал, пыль на крутом берегу.

Голос отчизны ему сказал: «Город не сдай врагу»!

Верный присяге русский солдат

Он защищал Сталинград»

(Героям Сталинградской битвы посвящается)

Цели:

  • Помочь учащимся осознать весь трагизм, весь ужас ВОВ и показать великий героизм русского народа, его любовь к Родине и готовность к защите в период опасности

  • Воспитание в каждом учащемся лучших человеческих качеств на примере героических поступков героев Сталинграда

  • Формирование чёткой гражданской позиции, умения её формулировать, открыто и грамотно высказывать.

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Форма : торжественное выступление с просмотром презентации по данной теме и с последующим обсуждением.

Сталинградская битва

17 июля 1942 - 2 февраля 1943 гг.

Ход мероприятия :

Слово преподавателя :

Открытые степному ветру

Дома разбитые стоят

На 62 километра

В длину раскинут Сталинград

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой

Встал фронтом поперёк России -

И всю её прикрыл собой!

Петр Пресняков

Английский премьер У. Черчилль писал: «Гитлера привлекал Сталинград. Само название города бросало ему вызов. Этот город стал магнитом, притягивающим к себе основные усилия германской армии...»

Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 г. до 2 февраля 1943 г. - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырёх месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили её перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.

Сталинградская битва - решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточённости боёв, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тыс. квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, до 26 тыс. орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: 6-ю полевую и 4-ю танковую немецкие, 3-ю и 4-ю румынскую, 8-ю итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли полностью 32 дивизии и 3 бригады, а 16-ти их дивизиям было нанесено серьёзное поражение. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, пленёнными более 800 тыс. солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 г.) и наступательный (с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.)

Выступление обучающихся ( просмотр презентации)

«Герои Сталинградской битвы»

Презентация

Слайд 1

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Более 70 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна стремилась к победе.

Сталинградская битва - одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявляли героизм, который приводил врага в замешательство, вселял в него чувство страха. Немцам были непонятны его причины. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, приклоняешься перед их самоотверженностью, силой воли, мужеством. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?…

Слайд 2

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Поэт Александр Твардовский писал:

Нет героев от рожденья,

Они рождаются в боях.

Подвиги солдат.

Слайд 3

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Петр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза.





Слайд 4

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

24 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом. Он повел своих бойцов в наступление, был ранен в руку и ногу, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Илья Воронов со своими бойцами занял соседний дом. Из окна здоровой рукой он продолжал кидать гранаты во врага. Немцы взорвали дом, из которого вели атаку наши бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда бой затих, вынесли раненых и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ног, но выжил.

Слайд 5

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Иван Семенович Рачков на своем пароходе «Иосиф Сталин» вывез из Сталинграда сотни раненых, доставлял боеприпасы, провизию и солдат к местам боев. В августе 1942 года принял на борт своего корабля женщин, детей и стариков, эвакуировавшихся из города. Он должен был доставить их в город Куйбышев. Под прикрытием ночи пароход тронулся в путь, но был быстро обнаружен врагом; по пароходу открыли огонь, и на нем возник пожар.


Слайд 6

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Спасая людей, капитан не покинул корабль. Пароход затонул на мелководье, большинство пассажиров спаслись.


Слайд 7

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Илья Каплунов в бою в декабре 1942 года вступил в единоборство с 9 фашистскими танками. Во время боя ему оторвало ногу, пробило левую руку, но он продолжал бой.







Слайд 8

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Его нашли возле девятого уничтоженного им танка.

Слайд 9

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Сержант Яков Павлов и его знаменитый дом в центре Сталинграда. Сержант защищал его с горсткой бойцов12 национальностей.

Слайд 10

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Немцы положили за этот дом больше жизней, чем за город Париж во Франции, но в отличие от Парижа этот дом не взяли.

Слайд 11, 12


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвыМетодическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, изображен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома.


Подвиги летчиков.

Слайд 13

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

7 августа летчик Владимир Землянский четыре раза в день поднял в воздух свое подразделение. Во время четвертого боя его самолет был подбит с земли, он направил свою горящую машину в скопление вражеских танков и автомашин.

Слайд 14

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Летчик Владимир Каменщиков лично сбил 12 вражеских самолетов, а в группе - еще 37. В день ему приходилось делать по 10 вылетов. Были сражения, когда летчику приходилось биться в группе из 6 самолетов против 28 вражеских машин. Во время своего сотого боевого вылета Владимир Каменщиков погиб

Слайд 15

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Летчик Петр Алексеевич Панин с мая 1942 по август 1943 года произвел 114 боевых вылетов. Лично он сбил 13 фашистских самолетов. 26 августа 1943 года его подразделение по тревоге поднялось в воздух. 6 самолетов вступило в бой с 30 вражескими крылатыми машинами. Восемь удалось сбить, враг отступил, но подразделение вернулось с задания без своего командира Панина.


Слайд 16

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Иван Мещеряков - командир эскадрильи шестого авиационного полка. Эскадрилья сделала 1555 боевых вылетов, приняла 304 воздушных боя,

Слайд 17

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

уничтожила 56 вражеских самолетов. Лично Мещеряков сделал 135 боевых вылетов, участвовал в 15 боях и сбил 6 самолетов.

6 февраля 1942 года по заданию он прикрывал с воздуха порядки наземных войск. Не обнаружив в районе прикрытия воздушного противника, летчик направил самолет к узловой железнодорожной станции Ржев, где находился вражеский аэродром, нанес удар по скоплению эшелонов. С воздуха он заметил цистерны с горючим и направил самолет на них. По самолету стреляли с земли, и Мещерякова ранило в руку, но он продолжал вести самолет одной рукой. Самолет потерял управление, тогда пилот направил падающую машину на цистерны, взорвал их и погиб сам.




Слайд 18,19,20

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвыМетодическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Летчик Петр Дымченко, прикрывая переправу через Волгу, сразился с 15 фашистскими «мессершмиттами», подбив 4 из них, погиб в неравном бою.

Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18 - 20 лет, совсем, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.

Стихотворение Ивана Уткина «Сестра».

Когда, упав на поле боя,

И не в стихах, а наяву,

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой.

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой.

Подвиги медсестер.

Слайд 21

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боев за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

Слайд 22

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

19-летняя медсестра Зинаида Маресева во время Сталинградской битвы выносила раненых с поля боя и доставляла их к переправе. Погибла в августе 1943 года, переправляя через Волгу раненых бойцов.

Слайд 23

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Сандружинница Евдокия Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведданные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

Слайд 24

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Всем известно имя Гули Королевой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 года во время боев при Паньшино вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненная, она не оставила поле боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

Демонстрация слайдов 25-43 на фоне песни «Горячий снег»

Кинохроника «Капитуляция Паулюса» (на 44 слайде)

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы



Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Всех героев не назвать, но их помнят, в их честь зажигают вечный огонь.

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Слайд 45

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Стихотворение В. Леднева «Вечный огонь».

Их теперь не обнять,

Не пожать им ладонь.

Но восстал из земли

Негасимый огонь -

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца

Отдают до конца

Свое яркое пламя живущим.


Слайд 46


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Есть вечный огонь и в Волгограде. Один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.



Слайд 47


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Вечный огонь на площади Павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битвы. Там же находится братская могила, в которой похоронены воины 13 дивизии, погибшие в боях за Сталинград.

Демонстрация слайдов 48-53 на фоне песни «На братских могилах»

Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают со всех уголков нашей Родины.


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Стихотворение В. Мавродиева «Мать».

Слайд 54

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо березок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она. не разрыдалась

И даже не сказала ничего -

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла,

Кулек конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Еще минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

Слайд 55

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Героев наградили орденами, медалями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мертвым?

Слайд 56


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы

Нет. Это нужно живым. Это нужно нам. Чтобы не забывали.


Слайд 66

Кинохроника «На всю оставшуюся жизнь» (Сталинградская битва)

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы



Слово преподавателя:

Вместе с тем необходимо отметить, что победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира - Красной Армии досталась дорогой ценой. В ходе контрнаступления советские войска потеряли 486 тыс. человек (из них безвозвратные потери составили около 155 тыс.), 2915 танков, 3591 орудие и миномёт, 706 самолетов. Общие же потери Красной Армии в Сталинградской битве составили 1 млн. 130 тыс. солдат и офицеров, в том числе безвозвратные потери - около 480 тыс., 4341 танк, 15728 орудий и минометов, 2769 самолетов. К 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне Волгограду (Сталинграду) было присвоено почётное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (8 мая 1965 г.).

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Героям Сталинградской битвы


Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма.

Да, подвиг русского народа велик. Наверное, не пустые слова были для них

МУЖЕСТВО,

ЧЕСТЬ,

ДОЛГ,

ГЕРОЙСТВО,

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ,

СМЕЛОСТЬ,

ОТВАГА,

ДРУЖБА,

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ,

ВЕРНОСТЬ ИДЕАЛАМ .

Вопрос обучающимся: А что сегодня значат эти же слова для молодого поколения?

( ОТВЕТЫ)

Преподаватель:

В суровые дни войны Леонид Леонов писал :

« Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершины истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовом бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества.

С каким мужеством они служили ей!.. И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой земле, и был им слаще мёду горький полынный прах её дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословение матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и крепка,

тем и стояла столетья Русская земля».

Вопрос обучающимся: Бесспорно, великие слова. А как каждый из вас понимает их для себя?

(Ответы о значении Родины в жизни человека)

Преподаватель: (обобщает)

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений :

Это и страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков. Именно поэтому в трудные, критические минуты своей жизни люди защищают не только то место, где они родились, но и всю большую Отчизну.

У А.С.Пушкина есть такие слова: « Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Преподаватель: Вечная слава героям! Слава героям, слава!

«Но зачем она им, эта слава, павшим, всё живое спасшим, себя не спасшим? - спрашивает Р. Рождественский в поэме «Реквием» - для чего она им, эта слава, мертвым?»

Вопрос обучающимся: А как вы считаете, нужно ли чтить и славить имена и подвиги тех, кто погиб в 1941-1945 ?

( Учащиеся отвечают о том, что это наш долг тем, кто подарил нам жизнь)

Преподаватель:

Да, солдаты, павшие на полях сражений, уже никогда не переступят порог родного дома. Но оставшиеся жить должны помнить о том, какой ценой завоёвано их счастье. Эта память - долг и верность погибшим и одновременно предостережение живущим :

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!..

Мечту пронесите через года и жизнью наполните,

Но тех, кто уже не придёт никогда,

Заклинаю вас, помните!



32


© 2010-2022