Особенности, средства, формы и методы развития лидерских качеств личности у детей

                                                                                                                                                                                         .
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности, средства, формы и методы развития лидерских качеств личности у детей

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности, обусловленный законами общественного развития, действием множества объективных и субъективных факторов.

Изучая истоки развития лидерства в Украине, обратимся к временам Украины - Руси, основоположником которой стал Владимир Великий - один из самых прогрессивных киевских князей. За время его княжества (980-1015г.г.) Русь начала подниматься как единое целое общество и государство. Владимиру нужны были молодые грамотные люди, которые продолжили бы возрождение государства. Дети из княжеских родов с трех-четырехлетнего возраста отдавались на воспитание в семьи кормильцев - бояр, которых выбирали из управителей земель. Бояре готовили княжичей к участию в государственных делах.

В середине 12 столетия в Украине уже насчитывалось 300-400 человек, которые достаточно хорошо знали греческий язык. Эти знания давали возможность изучать греческую риторику и стиль, что считалось вершиной образования. Кроме хорошего образования эти люди получали возможность участвовать в торговых переговорах, что было важно для государства. Многие из них становились знатоками права, дипломатами.

В 13-14 столетии мастера грамоты (священники) обучали лучших учеников делопроизводству. Образованные люди были нужны для написания важных дипломатических актов и договоров.

Центрами политической и культурной жизни в Украине 16-17 столетия были города, в которых зарождалась буржуазия. Под польским правлением власть в свои руки взяли католики. Украинцы вынуждены были объединяться, вести в судах процессы против местных властей. Начали образовываться общественные объединения. Братства переняли структуру городских цехов, ежегодно выбирали старшин, регулярно проводили сборы.

Украинцы нуждались в людях, которые могли бы отстаивать интересы народа. В Остроге с 1498 года действовала школа, потом академия. Изучение диалектики и риторики (искусства дискуссии) готовило выпускников к письменным и устным полемикам с католическим учением по защите православной веры, национальной культуры, языка.

Еще одним вкладом в историю украинского лидерства была казацкая система образования. Запорожские казаки в 1766 году на общем военном совете одобрили открытие школ при церквях.

Во времена казачества система начального образования имела своеобразные учебные заведения - сечевые и полковые школы. В них существовала определенная система самоуправления. Ученики выбирали свое руководство сечевой школы (управу), в состав которого входили атаман и повар. Кошевой атаман наблюдал за учебным процессом, здоровьем учеников и за поведением.

Казацкая молодежь, дети систематически развивали свои природные способности, совершенствовались физически и духовно. Существовали правила, которые носили воспитательный характер, призывали молодую личность стремиться к совершенству. Записаны они были в «кодексе рыцарской чести», который предусматривал:

  • любовь к родителям, родному языку;

  • верность в дружбе и любви;

  • готовность защищать слабых, младших;

  • несгибаемую верность идеям справедливости, свободы и независимости личности, народа, государства;

  • развитие собственных физических и духовных сил, воли;

  • готовность бороться за волю, честь и славу Украины.

Эта система перекликаются с движением скаутизма (возникшего на два столетия позже), которое считается движением-основоположником развития лидерских качеств у молодого поколения.

Скауты - всемирная детская организация. Она занимается физическим, духовным и умственным развитием детей так, чтобы они могли занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутские методы. Движение скаутов было основано в 1907 году отставным полковником британской армии Робертом Стивен Смит Баден Пауэллом. В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Работы Эрнеста Сетон Томмсона и Даниэла Картера Берда очень влияли на раннее развитие скаутинга, так же как и на основу движения традиционного скаутизма, которое стало очень существенным за прошедшие несколько лет.

Девиз скаутов - «будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P.).

В Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения (ВОСД) ясно обозначено, что Скаутское Движение ‒ это «воспитательное Движение».

Воспитание в широком смысле ‒ это процесс, длящийся всю жизнь, который делает возможным всеобъемлющее и непрерывное развитие способностей человека как личности и как члена общества.

• Процесс, длящийся всю жизнь. Развитие личности не завершается в период «формирования» (детство и подростковый возраст). Оно продолжается на протяжении всей жизни. Как и у любого «процесса», здесь есть свои взлеты и падения: то есть периоды большей активности, интенсивности, значимости. И этот процесс необходимо поддерживать.

• Цель воспитания ‒ способствовать полному развитию автономной, готовой помочь другим, ответственной и идейной личности.
Автономность ‒ cпособность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.

Готовность помочь другим ‒ aктивная забота о людях и внимательное отношение к окружающим.

Ответственность ‒ cпособность осознавать последствия своих решений, выполнять взятые обязательства и заканчивать начатое дело.

Идейность ‒ cтремление жить в соответствии со своими ценностями и придерживаться демократических идеалов.

• Развитие человека как личности. Развитие способностей личности во всех сферах: физической, умственной, эмоциональной, общественной и духовной.
• Развитие человека как члена общества. Развитие понимания других и соучастия, воспитание чувства принадлежности к обществу и осознания себя как части его истории и эволюции. Два последних аспекта неразделимы, поскольку воспитание невозможно без постоянного поиска
путей развития собственного личностного потенциала. И не может быть воспитания без того, чтобы учиться жить с другими, являясь членом местного, национального и международного сообществ.

В круг внимания скаутизма входит воспитание определенных лидерских качеств: учиться делать, чтобы приобрести не только профессиональные навыки, а также широкий круг жизненных навыков, включающих межличностные взаимоотношения. Учиться жить вместе, развивая в себе понимание других людей, уважение независимости, навыки командной работы и улаживания конфликтов, приверженность демократическим ценностям, стремление к миру и справедливости. Учиться быть, чтобы полнее раскрыть свой характер и действовать со все большей автономией, рассудительностью и личной ответственностью. В этой связи воспитание не должно упускать из внимания ни один из аспектов развития потенциала растущей личности.
Определение, принятое в ЮНЕСКО, отражает три ясно различимых вида воспитания:
- формальное воспитание ‒ имеющая иерархическую структуру, хронологически очерченная учебно-воспитательная система, идущая от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.

- неформальное воспитание ‒ процесс, посредством которого личность обретает социальные установки, ценности, умения и знания из своего повседневного опыта (семья, друзья, группы сверстников, средства массовой информации) и под влиянием других социальных факторов.

- внеформальное воспитание ‒ это организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной системы, предназначенная служить определенному кругу воспитуемых с определенными воспитательными целями.

Как воспитательное Движение для молодежи Скаутское Движение полностью соотносит себя с выше указанными элементами воспитания.
Его цель ‒ внести вклад в развитие потенциала молодого человека как автономной, готовой помочь другим, ответственной и идейной личности и члена общества. Это включает в себя все четыре понятия воспитания: учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть.
Последние два имеют особое значение для развития Скаутинга.
Скаутское Движение принадлежит к категории внеформального воспитания, поскольку, существуя вне формальной учебно-воспитательной системы, оно является организованным институтом, имеющим воспитательную Цель и направленным на определенный круг участников. Кроме того, с точки зрения воспитательного подхода, Скаутское Движение характеризуется следующим:

• оно применяет глобальный подход к воспитанию молодой личности;

• оно стремится достичь своей воспитательной Цели с помощью воспитательного предложения;

• являясь внеформальной воспитательной силой, оно играет дополняющую роль по отношению к другим воспитательным силам;

• оно признает, что может внести свой особый вклад в воспитание молодежи.
Cкаутское Движение рассматривает каждого ребенка как личность, которая является:

• сложно организованным существом, чья индивидуальность формируется через взаимодействие между различными аспектами личности (физическим, умственным, эмоциональным, общественным и духовным), между личностью и внешним миром и, в конечном счете, между личностью и Духовной Реальностью.

Скаутское Движение направлено на развитие целостной личности, стремясь стимулировать ее развитие во всех аспектах:

• оно признает, что различные аспекты человеческой личности связаны между собой и влияют друг на друга;

• оно признает, что развитие целостной личности может происходить только в результате многообразия переживаний и опыта, которые обязательно распределены в определенном временном промежутке;

• уникальной личностью со своей биографией, особенностями, многообразием потребностей, способностей и своим темпом развития. Поэтому Скаутское Движение направлено на развитие целостной индивидуальности как уникальной личности;

• оно признает, что развитие способностей каждой молодой личности происходит в ее собственном ритме со вспышками роста в одних аспектах и периодами низкой активности в других. Поэтому Скаутинг стремится отвечать потребностям каждой молодой личности по мере того, как они появляются, продолжая тем временем стимулировать ее развитие во всех аспектах;

• оно признает, что у каждой личности имеется свой потенциал, и поэтому стремится помочь каждой молодой личности развивать его, используя свои способности наилучшим образом («делая все, что в ее/его силах»). Поэтому Скаутское Движение направлено на развитие целостной индивидуальности как уникальной личности;

• оно стремится помочь каждой молодой личности рассматривать себя как часть целого, хоть и небольшую, и развить чувство принадлежности к этому целому, что помогает придать жизни смысл. Для этого молодой личности требуется множество возможностей взаимодействовать и вносить осмысленный вклад в мир, частью которого она является (семья, местное, национальное и международное сообщество, культурное наследие и природная среда).

Скаутское Движение стремится достичь своей воспитательной Цели внести вклад в полное развитие потенциала молодежи ‒ на основе нескольких идей или ценностей (принципов) и в соответствии с четко определенной воспитательной методикой (Скаутским Методом), каждый элемент которого несет особое воспитательное значение:

скаутский Закон и Обещание;

обучение через дело;

система патрулей (или Командная система);

символическая основа;

жизнь в гармонии с природой;

поддержка взрослых;

личностный прогресс.

Личностный прогресс ‒ это элемент, помогающий каждой молодой личности развить внутреннюю мотивацию, чтобы быть сознательно и активно вовлеченной в свое собственное развитие. Это позволяет молодой личности прогрессировать по-своему, сообразно со своим темпом в общем
направлении воспитательных Целей возрастной группы, обрести уверенность и осознать достигнутый прогресс.

В годы развития молодого советского государства (1922 год) было создано новое детское движение, тоже имеющее воспитательную функцию. Деятели скаутского движения, принявшие советскую власть и начавшие работу с пионерами, отказались от буржуазных с точки зрения новой власти принципов скаутинга, но оставили в пионерской организации всё самое позитивное с их точки зрения, что было в скаутском движении.

Пионерское движение возникло как стихийная самоорганизация взрослых и детей в ответ на беспризорность и разруху в России после Гражданской войны. По месту жительства стали стихийно возникать пионерские отряды, целью которых была взаимопомощь, организация повседневной жизни и досуга, борьба с беспризорностью и влиянием улицы. Тогда ещё не было ни чёткой структуры организации, ни какой-либо иерархии. Основой для пионерской организации стал имевшийся ранее богатый опыт русского скаутского движения. Ещё во время Гражданской войны скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Однако, скаутское движение при новой власти было обречено на уход с исторической сцены, так как в России скаутские структуры зарождались и функционировали как монархические детские организации. Однако, распустив скаутские организации, новая власть, всё же положительно оценила опыт скаутского движения и решила поставить его на службу интересам как партии, так и страны в целом. У истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Н. Крупская и один из идеологов русского скаутизма И. Жуков. Именно Н. Крупская в своей известной работе «РКСМ и бойскаутизм» предложила российскому комсомолу создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию», а И. Жуков предложил назвать детскую организацию пионерской.

В пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Таким образом, в первое время после смены в России общественной формации скаутское движение трансформировалось в пионерское, сохранив свою организационную форму, но поменяв своё идеологическое содержание и став подконтрольным высшим партийным и комсомольским органам.

Позже, всё дальше отходя от колыбели скаутинга, пионерская организация обогатилась своей историей, своими традициями и характерными только для неё чертами.

В это время украинский педагог А. Макаренко на практике обосновывал теорию развития личности в обществе. С конца 1927 года он руководил детской трудовой коммуной им. Ф. Дзержинского, которая находилась в предместье Харькова. Организация колоний и коммун для несовершеннолетних было новым делом для системы воспитания молодой советской страны. В колонии работали кружки и студии. Жизнь детей и молодежи, их мораль и этика, подчеркивал А. Макаренко, должны отвечать современным требованиям жизни. Большое значение он придавал воспитанию у детей и молодежи сознательной дисциплины, которую понимал как «дисциплину борьбы и преодоления трудностей» и рассматривал в тесной связи с воспитанием воли, мужества и характера. А. Макаренко обозначил методы дисциплинирования: переубеждение, пояснение, гражданское мнение, авторитет старших, четкий режим, разные формы морального поощрения и наказания.

Основополагающей научной работой А. Макаренко является теория воспитания детей и молодежи в коллективе, для коллектива и через коллектив.

В педагогической системе А. Макаренко особое место занимает трудовое воспитание детей и молодежи. Трудовое воспитание, по его мнению, - это важный способ всестороннего развития человека, формирование активных строителей социализма.

В статье «Воспитание в труде» Макаренко писал: «Только участие в коллективном труде дает возможность человеку выработать правильное моральное отношение к другим людям, семейную любовь и дружбу к каждому трудящемуся, осуждение в отношении к лодырю, к человеку, который уклоняется от работы». Пионерское самоуправление было важным методом формирования молодых лидеров для будущего управления страной.

В наше время новым этапом воспитания лидера является ученическое самоуправления. Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является первичным коллективом школы, центром, ядром воспитательной работы. Срок функционирования класса как первичного коллектива определяется постоянным составом его членов. Класс выполняет воспитательную функцию, поэтому необходима деятельность в нём строго с позиции ребёнка, его интересов, дарований, склонностей.

Класс является основой школьного самоуправления. Задача органов ученического самоуправления - вместе с педагогическим коллективом формировать морально-этический климат в школе. С этой целью под руководством актива разрабатывается кодекс чести школьника, его права и обязанности, меры поощрений и порицания.

Ученическое самоуправление призвано решать следующие задачи:

- создать работоспособные органы коллектива, уполномоченные представлять интересы общества;

- развивать отношения подлинного товарищества;

- формировать общественное мнение.

Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Педагогический коллектив, опираясь на высшие органы самоуправления (собрание), старается развивать у учащихся потребность в самоанализе, самооценке.

Существуют принципы ученического самоуправления:

- каждому коллективу учащихся - свой орган самоуправления;

-самоуправлению школы - систему исполнительных органов;

- каждому делу - свой организатор;

- каждому учащемуся - конкретное поручение.;

- всем членам самоуправления - действенные права и обязанности;

- всем активистам - школу «Лидеров»;

- всем органам самоуправления - единство действий и взаимодействие.

Известна динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива:

1 этап - отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе;

2 этап - сформированость актива, заинтересованность учащихся в делах класса;

3 этап - наличие общественного мнения, постоянно меняющийся актив.

Методы ученического самоуправления содержат следующие воспитательные элементы:

- Устав ученического самоуправления;

- структура школьного самоуправления;

- обязанности школьников в организации самоуправления;

- права школьников в организации самоуправления.

Интересно, что в системе прав и обязанностей явно прослеживаются возможности для ребенка проявить лидерские качества:

- избирать и быть избранным;

- участвовать в работе;

- вносить предложения по улучшению работы школы;

- свободно высказывать и отстаивать своё мнение;

- представлять ученический коллектив.

В случае необходимости обращаться за помощью при возникновении конфликтных ситуаций:

- выступать с критикой и самокритикой;

- оценивать работу коллектива класса, школы;

- творчески подходить к своим обязанностям;

- активно участвовать в подготовке и проведении

различных мероприятий;

- нести личную ответственность за работу своего класса;

- развивать самостоятельность младших школьников;

-отчитываться перед высшим органом ученического самоуправления за порученное дело.

Таким образом мы пришли к выводу, что общество всегда заботилось о воспитании в детях активной жизненной позиции. Для этого использовались различные средства, формы и методы организации детей.

Изменения в политической, экономической, социальной и культурной сферах, которые происходят в Украине в последнее время, вызвали значительный рост национального сознания. Сегодня уже можно говорить о наступлении периода этнокультурного ренесанса. Это социально-культурное явление созвучно интенсивным интеграционным процессам, которые происходят в Украине. Оно свидетельствует о наличии ресурсов для формирования нового поколения граждан, способного поддержать процесс стойкого развития Украины.

В национально доктрине развития образования, утвержденной Указом Президента Украины в 2002 году, говорится, что «национальное воспитание является одним из главных приоритетов, органичным слагаемым образования. Его основная цель - воспитание сознательного гражданина, патриота, приобретение молодежью социального опыта, высокой культуры межнациональных взаимоотношений, формирование у молодежи потребности и умения жить в гражданском обществе», «национальное воспитание должно осуществляться на всех этапах обучения детей и молодежи, обеспечивать всестороннее развитие, гармоничность и целостность личности, развитие ее способностей и дарований, совершенствование на этой основе интеллектуального потенциала народа, его духовности и культуры, воспитание гражданина, способного к самостоятельному мышлению, общественного выбора и деятельности, направленной на процветание Украины.

Национальная (этническая) самоидентификация рассматривается как самый важный компонент социализации личности, которая базируется на этническом самосознании - единстве психических связей-установок, поведенческих стандартов и осознанного чувства духовно-эмоциональной близости. Этническое самосознание выполняет ценностно ориентированную функцию, О. Вишневский писал: «Самобытность нашего пути в том, чтобы научиться всматриваться в собственную воспитательную традицию, в собственную душу и в первую очередь там искать ориентиры для построения нашего образования и воспитания - с ориентацией на европейский путь».

В современных условиях очень важно понять, что перед школой ставятся новые проблемы в числе которых - формирование духовно богатого, интеллектуального поколения, формирование самодостаточной личности, способной на самоопределение и самореализацию. Человек никогда не достигнет успеха, если не почувствует его хотя бы один раз в чем-то для себя важном. Необходимо как можно раньше привлечь ребенка к коллективной организационной деятельности. При этом не запрещаются и индивидуальные действия, поскольку они генетически первичны в психологическом развитии человека, но с возрастом не должны доминировать во внутренних процессах личностного самосовершенствования.

Самой оптимальной в воспитательном и развивающем плане есть та форма коллективной деятельности, которую относят к кооперативной. В обычной коллективной деятельности, которую шире используют в учебно-воспитательном процессе, цель все же индивидуальна. Каждый ее участник достигает своего индивидуального результата независимо от других; он также не отвечает за результаты партнера. Отсутствуют условия для возникновения социальных отношений, которые служили бы личностному развитию участников деятельности.

В кооперативной деятельности цель является общей, соответственно и результат. Каждый участник вносит свою часть в единое достижение - продукт. Этим самым снимается вопрос конфликтности и конкуренции, и утверждается сотрудничество и согласие между участниками.

Заинтересованность каждого участника кооперативной деятельности в качестве конечного продукта может стимулировать становление поведения, ориентированного на помощь другому человеку. Переживание успеха в условиях одного на всех результата является механизмом объединения детей. Чувство полезности для другого является базовым, на основе которого порождается моральная система личности: правдивость, справедливость, ценность, надежность и многое другое.

Школа - микромодель будущего общества. Основы гражданского становления и демократии закладываются с детских лет. Опыт взаимоотношений, развязывания конфликтов, проявления и защиты своих интересов, полученный в школе, становится багажом, с которым школьники войдут во взрослую жизнь. Задача педагога - организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он содействовал развитию ученика, самосовершенствованию, получению собственного опыта. Школьники должны иметь практические навыки управленческой деятельности, полученной участием в органах ученического самоуправления. Такая форма развития личности связана непосредственно с формированием лидерских качеств ребенка. Начинать эту деятельность необходимо с младшего школьного возраста. Основной задачей педагога здесь является привитие навыков общения в поликультурном обществе. Поликультурное воспитание - воспитание, которое содержит организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и больше культур, отличающихся языковыми, этническими, национальными признаками.

Вливаясь в европейское пространство, украинское общество должно учитывать опыт своих зарубежных коллег и современную культурно-политическую ситуацию и позаботиться о том, как стать гражданами мира, не утратив своей самобытности. Поскольку ценности современных детей через 10-15 лет в значительной степени запрограммируют ценности общества, то воспитание в координатах уважения к многообразию мира является на сей час самой актуальной проблемой.

В век глобализации экономики и мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век многомасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и перевоплощения социальных структур в, стратегию воспитания подрастающего поколения в Украине следует связывать с осмыслением мирового педагогического опыта и лучших образцов модернизации национальных учебно-воспитательных систем в условиях новых социально-культурных ориентаций в жизни мирового сообщества в начале XXI столетия.

Среди таких ориентаций одной из главных является формирование способности личности принимать разнообразность и межкультурные отличия мирового культурного пространства. В последнее время по этим вопросам приняты стратегические международные документы, которые ориентируют мировую общественность.

В Декларации принципов терпимости, принятой в декабре 1995 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО, терпимость определяется как «уважение, принятие и правильное понимание большого разнообразия нашего мира, наших способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».

Во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (декабрь2001г.) определяется, что «как источник обменов, новаторства и творчества культурное разнообразие есть таким же необходимым для человечества, как биоразнообразие для живой природы. В этом понимании оно есть общим для человечества и должно быть признанным и закрепленным в интересах нынешнего и будущего поколений».

Международная комиссия ЮНЕСКО утверждает, что глобальной перспективой развития образования в XXI столетии является поставленная задача - образование должно помогать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и был готов определить свое место в мире, а с другой стороны - воспитать в нем уважение к другим культурам. Экспертами Совета Европы был разработан Кодекс воспитательных ценностей как руководство к действию в условиях мультикультурного общества, что включает отношение человека к себе, к обществу и окружению, его отношения с другими людьми.

Опыт воспитания личности в мультикультурном пространстве, созданный в евроатлантическом контексте, является особенно полезным для нашей страны, которая стремится создать гражданское общество и занять достойное место в демократическом мире.

Украина является многонациональным государством, где проживает более 125 народностей, представлены все мировые религии и расы, но далеко не в каждой школе представлено яркое разнообразие наций, культур и вероисповеданий. Поэтому проблема формирования толерантности в украинском контексте определяется в формировании потенциала к успешному осуществлению в будущем, в том, чтоб вырастить личность, которая, зная культуру своей страны, смогла ба полноценно и успешно осуществлять свою жизнь в условиях объединенной Европы. Поэтому при всех возможностях социально-педагогических тренингов поиск в области поликультурного воспитания продолжается. Определяя его направления в европейском стандарте школьного образования, М. Форбек определяет: «Ценности нельзя преподавать и проверять как математические формулы, необходимо прожить определенный отрезок времени. Ценностное воспитание предусматривает наличие соответствующего климата в школе, коллегиально открытое управление ею, добрые отношения между школьным руководством, учителями, родителями…» В этом аспекте общеевропейский поиск путей формирования глубинных личностных образований человека совпадает с отечественными педагогическими открытиями в области воспитательных систем.

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения», - утверждал А. Сент-Экзюпери. Двадцатое столетие будут вспоминать главным образом как столетие, в котором общество осмелилось задуматься над здоровьем всего человечества. Одна из глобальных проблем психологического здоровья общества - коммуникативность подрастающего поколения (способность устанавливать и поддерживать необходимый контакт с другими людьми.

Коммуникация в общении имеет ряд характерных черт:

- информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается;

- каждый из тех, кто общается, занимает активную позицию во взаимодействии;

- для передачи информации используются определенные способы общения;

- для общения используется система вербальных и невербальных способов передачи информации;

- в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер.

Необходимо признать, что общение в нашей жизни играет главную роль. Его психологическая природа очень сложна. Сегодня в отечественной психологии нет разработок, посвященных содержательной структуре коммуникативной культуры, но существует общепринятый подход к практическому обучению общению, к развитию у молодежи коммуникативной культуры соответственно с возрастной спецификой.

В то же время в прошлом веке украинские психологи осуществили достаточно существенные теоретические исследования психологии общения и практические разработки путей повышения культуры межличностного общения. Проблему становления личности и ее развития как субъекта общения и учебной деятельности разрабатывали В. Андриевская, О. Бондаренко, В. Костюк, В. Рыбалка, И. Синица, Т. Яценко.

Процесс общения является самой необходимой потребностью человека. Поступательно формируется целый класс коммуникативных потребностей личности (в сотрудничестве, лидерстве, передачи информации, самоутверждении, самореализации). Все они способствуют его развитию. Позитив общения зависит от многих причин, в том числе от социально-психологической атмосферы в обществе, индивидуальных и возрастных особенностей и тех механизмов общения, которыми они пользуются.

Известный грузинский психолог Д. Узнадзе определил, что человек мобилизуя свои психологические ресурсы, создает условия для возникновения установок к определенному действию. Такие установки являются следствием влияния как социальной среды, так и деятельности человека, его интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий.

Коммуникативные установки являются психологической базой коммуникативных качеств личности. Они обеспечивают ее готовность строить свои отношения с другими в определенном стиле и с определенным типом партнеров. Те или другие трудности общения детей поясняются их установками.

В становлении коммуникативных установок берет участие вся система потребностей личности. В первую очередь - это потребность в поддержке, сотрудничестве, помощи, а также оценке другими.

Некоторые из ученых поясняют низкий уровень культуры общения сегодня сложностями условий нашей жизни на данном этапе.

Процесс общения зависит не только от развития общества и общественных отношений. Он содержит в себе:

формирование и развитие личности;

социально-психологическую адаптацию;

обмен эмоциями, информацией, деятельностью;

обучение, передача умений и навыков;

формирование отношения к себе, к другим людям и к обществу в целом;

создание и развитие общественных способов взаимодействия людей.

В. Сухомлинский потребность в общении, потребность человека в человеке называл самой человечной. Он считал что там, где нет культивирования проблемы, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким управлением невозможно улучшить убогость воспитания.

Исследуя и анализируя человека в психологическом аспекте, можно сделать вывод: если в нем сформирована человечность, культура, духовные ценности, то он и в экстремальных условиях, действуя на подсознательном уровне, останется человеком.

Процесс коммуникативного развития детей усиливается в новых социальных условиях. Ознакомления подрастающего поколения с системой знаний, в том числе и по психологии, приобщение его к науке, к процессу взаимодействия с предметным (смысловым) миром и - главное - с миром социальным: с другими людьми, с проявлениями их внутреннего мира - это, по сути, является приобщением его к культуре вообще и к культуре общения в частности.

Для того, чтобы процесс общения проходил более эффективно необходимо учить детей понимать такие моменты:

- быть внимательным к партнеру по общению;

- развивать коммуникативную память, помнить о тональности общения;

- развивать собственную наблюдательность в общении с людьми;

- стараться предвидеть реакцию собеседника.

Итак, при формировании главных слагаемых коммуникативной культуры относительно возрастной специфики следует учитывать взаимосвязи между процессом становления культуры общения и индивидуально-психологическим развитием личности.

Таким образом мы пришли к выводу, что коммуникативность детей - это психологическая готовность их к организаторской деятельности. Личность, которая общается на высоком культурном уровне, всегда помнит о том, что не имеет права своим словом навредить другим. Она знает, что общение должно нести помощь, радость, а не вызывать негативные переживания, напряжения в общении. Причем, чем больше человек анализирует и понимает свои преимущества в общении, тем больше осознает, что знает очень мало, и у него возникает все больше вопросов. Поиск ответов на них стимулирует дальнейшее развитие личности. Высокая коммуникативная компетенция детей - гарантия психологического здоровья общества.

































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Артемова Л.В.Історія педагогіки України / Л.В. Артемова. - К.: Либідь, 2006. - 421 с.

  2. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. - Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000. - 248 с.

  3. Вишневський О. М. Сучасне українське виховання.Педагогічні нариси / О. М. Вишневський. Львів, - 1996. - 323 с.

  4. Макаренко А.С. Методика виховної роботи / А. С. Макаренко. - К.: Либідь, 1990. - 374 с.

  5. Учнівське самоврядування. Участь та співучасть. // Завуч. Наша вкладка. - 2004.-№11(197). - с.1.



© 2010-2022