- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа «Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»
Программа «Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дохина Т.З. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Хуры тын»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ___________Ф.К. Тменов
Программа
«Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»
Автор: Дохина Татьяна Зафаровна .
Воспитатель высшей квалификационной категории ; Почетный работник
Рассчитана на воспитанников 10-15 лет;
Срок реализации: 2015-2017г.г.
Владикавказ 2015
Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
(Корчак)
Пояснительная записка.
Забота о детях - сиротах является главной нравственной задачей. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Необходимо подготовить его к преодолению трудностей социализации. Для полноценного личностного роста ребенку недостаточно лишь групповых занятий - бесед, диспутов, игр и т.п.
Он часто нуждается в индивидуальном внимании взрослого, внимании, которое уделяется персонально ему и некому более. Поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, жизненных затруднениях. И если воспитатель является для подростка значимым, авторитетным, он сможет оказать воспитаннику не малую помощь.
Целью данной программы является создание благоприятных условий для комплексного развития детей - сирот.
Учитывая индивидуально-психологические, особенности каждого воспитанника, помогаю развивать в детях принцип самоутверждения, формирования личности - «Я - концепции».
В работе использую работу с «Портфолио». Ребята вносят в эту книгу свои достижения: учебные, творческие, спортивные, физические изменения, заметные изменения в личностных качествах или яркие, неординарные, благородные поступки. Это своего рода «Книга откровений».
Таким образом, актуальность обусловлена потребностью образовательного учреждения, направленной на индивидуальное развитие и коррекцию проблем детей-сирот.
-
Обоснования создания индивидуальной Программы развития.
Практические и научные исследование, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются не приспособленностью к самостоятельной жизни.
Дети-сироты ... Дети, растущие в детском доме... Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей.
Анализ и педагогический, и психологический показывает, что многие из них относятся к детям «группы риска», трудным.
Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросовестно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства.
Работать с теми, кто оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко.
Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся.
Задача воспитателя, прежде всего- воспитание гражданских качеств.
Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую.
Социально- бытовая ориентированность - понятие сложное, но можно в какой -то степени определить и задачи, и содержание этого раздела в нашей работе.
Для этого необходимо использовать все имеющиеся в детском доме, в общеобразовательной школе, в методике, в педагогике, в психологии ресурсы. Кратко об этих задачах (целях):
-
воспитание творчески активной личности, моральной устойчивости, нравственной зрелости;
-
научить и помочь узнать свои права и обязанности;
-
добиться политической, правовой и экономической грамотности;
-
формировать культуру, умение ценить ум, уважать таланты, воспитывать художественный вкус, чувство красоты, понимание искусства, развивать речевую культуру;
-
умение смотреть в будущее, воспитывать трудолюбие, ответственность. Можно их перечислять очень долго. Но в первую очередь мы должны
научить детей быть ответственными за свои действия, поступки перед обществом, перед окружающими.
Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм общения, формирования образа собственного «Я» создана Программа развития личности.
В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:
Принцип гуманизации - ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.
Принцип открытости - позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.
Принцип «На стороне ребенка» - решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя из его интересов.
Принцип непрерывности сопровождения. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекращает индивидуальную работу только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна.
Принцип мулътидисциплинарности сопровождения. Данный принцип предполагает мониторинг развития и оценку благополучия ребенка, усиление диагностической функции воспитателей, как специалистов постоянно сопровождающих ребенка.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип доступности обучения и развития. Предполагает подбор и распределение материала исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.
Цель - Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.
Задачи
-
Способствовать развитию самосознания, умению предвидеть последствия поступков, волевых качеств личности.
-
Сформировать умение контролировать свои эмоции при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
-
Способствовать повышению уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
-
Обучить посильным приемам регуляции поведения и конструктивным способам достижения поставленной цели.
Содержание работы воспитателя
-
Педагогическая диагностика развития воспитанника в разработки деятельности.
-
Составление Программы индивидуального развития.
-
Организация различных видов деятельности воспитании! (коммуникативной, игровой, трудовой, и т.д.).
-
Планирования работы с детьми (выбор образовательного маршрута) и составления плана индивидуального развития.
-
Создание благоприятного микроклимата в группе.
-
Создание предметно - развивающей среды, соответствуй: индивидуальным интересам воспитанника.
-
Коррекционная работа по плану Программы индивидуального развития.
-
Анализ результатов.
Этапы и сроки реализации программы
-
этап - диагностический.
Цель: организация комплексного медико-психолого- педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение активности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Срок проведения - сентябрь, октябрь 2015. На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование, собеседование). По результатам работы выявляются основные проблемы в личностном развитии воспитанника.
Приоритетные направления:
Психологическая диагностика:
-
Изучение различных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа,
-
Выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспособности, а также волевой регуляции деятельности.
-
Диагностика СДВГ, импульсивности, нарушения внимания, памяти.
-
Диагностика уровня тревожности;
-
Исследования эмоционально-волевой сферы;
-
Диагностика межличностных отношений;
-
Изучение школьной мотивации Педагогическая диагностика:
-
Беседы с врачом, уточнение медицинского диагноза, изучение листа здоровья
-
Консультирование у специалистов (психолог, логопед) по результатам обследований
-
Мониторинг успеваемости и поведения воспитанника в школе;
-
Беседы с учителями в школе, сбор мини-характеристик учителей предметников о воспитаннике
Беседы с воспитанником о школе (отношения с учителями, со сверстниками, любимые предметы).
Цель: анализ результатов коррекционно-развивающей работы и составление дальнейшего плана с учетом достижений и неудач реализации индивидуальной программы развития.
Срок проведения - февраль - май 2016 года
Предполагаемые результаты
-
Повышение уровня самосознания, умения предвидеть последствия поступков.
-
Умение контролировать свои эмоции и агрессивное поведение при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
-
Повышение уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
-
Умение применять приемы регуляции поведения и конструктивные способы достижения поставленной цели.
Обучение навыкам саморегуляции.
Развитие умения концентрировать внимание на деталях, отвлечение от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии
-
Настольно-печатные, конструктивные игры, направленные на формирование усидчивости
-
Игры для развития тактильного взаимодействия.
-
Наблюдение за поведением воспитанника в группе, отношениями со сверстниками, выполнением домашних заданий.
-
этап - организационно-деятельностный.
Цель: анализ полученных в ходе диагностического этапа результатов и составление индивидуальной программы развития воспитанника.
На основании анализа результатов, полученных в ходе наблюдений и диагностик, были выявлены основные проблемы в личностном развитии:
-
трудности в школьном обучении
-
память
-
низкая мотивация обучения
-
трудности в межличностном общении со сверстниками
-
не сформированы волевые усилия личности (усидчивость, не может довести начатое дело до конца, сложность в отвлечении от посторонних раздражителей)
-
эмоциональная неуравновешенность
Исходя из выявленных проблем составлена Индивидуальная
Программа развития для воспитанника 2015-2016 учебный год.
Данная программа разбита на блоки, каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведётся параллельно.
-
этап - коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальной программы развития.
Срок проведения - февраль 2015 - февраль 2017 год
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
-
индивидуальная;
-
парная;
-
подгрупповая.
Формы коррекционно-развивающей работы
-
беседы
-
практическая работа
-
моделирование ситуаций, в которых испытывает затруднения
-
ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение
-
практические упражнения
-
дидактические игры
-
настольно-печатные игры
-
конструктивные игры
-
пальчиковые игры
-
подвижные игры с использованием сдерживающих моментов
-
анализ художественных текстов
-
творческие задания
-
просмотр видеосюжетов
IV. Блок обобщающий.
Раздел I. «Я учусь»,«Мои перспективы» , «Мои перспективы»;
Раздел II. «Я читаю», «Мои перспективы», «Мои достижения»;
Раздел III. «Межличностное общение»;
Развитие коммуникативных навыков Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Отработка навыков вербального взаимодействия с детьми, навыков энструктивного общения. Формирование знаний разных способов общения; навыков речевого обращения в различных ситуациях; умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умение вести диалог, беседу.
Развитие навыков взаимодействия с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. Выработка адекватного способа общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения. Формировать умение переключать внимание на другой вид деятельности, контролировать свои эмоции и поведение. Моделирование различных ситуаций, в которых испытывает затруднения. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.
Обучение способам выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, формирование навыков самоконтроля. Коммуникативное поведение Формировать умение участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживать свои эмоции. Показать варианты выхода из конфликтных ситуаций. Формирование знаний о том, что такое конфликт и как его можно избежать; знания и умения следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Формирование знаний и умений, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
-
Культура поведения.
-
Вежливое общение.
-
Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей.
-
Манера поведения.
-
Правила детского общежития.
-
Самооценка поступков.
-
Организация совместной деятельности.
-
Общение или одиночество: что лучше?
-
Неадекватное общение. Ненормативная лексика.
-
Ответственность за неадекватное поведение в общественном месте
-
Умение разделить переживание с другим человеком.
-
Умей выбирать друзей.
-
Общение подростков и детей младшего возраста.
-
От чего зависит настроение.
-
Учимся справляться с гневом.
-
Ссора.
-
Как справиться с упрямством.
-
Учимся понимать чувства других людей.
-
Учимся доброжелательности.
-
Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.
-
Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.
-
Поступки добрые и злые.
-
Умеем общаться
-
Вглядись в себя - сравни с другим
-
Помоги понять себя.
Коррекция агрессивного поведения Сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением. Показать неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более - к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности.
Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них сопереживания.
а) развитие умения понимать состояния другого человека;
б) развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
в) развитие навыков общения;
Риски
-
Построение внутреннего контроля предполагает переход из режима функционирования в режим инновационного развития.
-
Целостная система программы в течение трех лет, поэтому первый значимый результат может быть получен только по истечении этого времени.
-
Циркуляция всей информации, полученной в ходе реализации программы, должна существовать в рамках некоторой нормативной базы.
-
Насколько, внешняя среда заинтересована в реализации программы?
-
Сможет ли программа дать действительно нужную информацию о индивидуальном развитии детей ?
-
Готовы ли мы к изменениям в воспитательной работе пед. коллектива?
Ожидаемые результаты.
Подросток должен:
-
Уметь общаться со своими сверстниками;
-
Уметь вести себя в общественных местах, в различных ситуациях;
-
Уметь вести домашнее хозяйство, готовить, стирать, экономить.
-
Знать и уважать обычаи, обряды, проявлять уважение к традициям своего народа;