- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая статья О роли этнопедагогических традиций в обучении и воспитании учащихся
Методическая статья О роли этнопедагогических традиций в обучении и воспитании учащихся
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бадмаева Е.Д. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
О роли некоторых этнопедагогических традиций
в обучении и воспитании учащихся
Управление процессом воспитания предполагает координацию деятельности всех социальных факторов, направленных на формирование молодого поколения. А.С.Макаренко говорил: «Воспитание есть социальный процесс в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди…».
У каждого народа есть своя история, свое мировосприятие, свои народно-педагогические традиции. Эти традиции имеют специфическую национальную форму. Именно поэтому наряду с понятием «народная педагогика» употребляется термин «этнопедагогика», т.е. народная педагогика определенной этнической общности. Идеи этнопедагогики несут в себе художественно-образные, нравственно-этические нормы и понятия, в которых заложен многовековой опыт народа.
Для бурятского народа характерны многие ценные человеческие качества: коллективизм, трудолюбие, гостеприимство, любовь к родной земле. Преклоняясь перед суровой стихией, человек научился бережно, с пониманием относиться к флоре и фауне родного края, научился жить по законам природы. В народе всегда высоко ценились дружба и товарищество, которые принимались как признак нравственности. Также одной их распространенных форм отношений между людьми была взаимопомощь. Это и гостеприимство как источник симпатии, взаимного понимания и поддержки, жалость к старикам, маленьким детям, сиротам, нищим, слабым и убогим, что является выражением чувства сострадания к несчастью и нуждам людей. Отношения между людьми, процессы воспитания в семье регулировались рядом неписаных правил «Не принуждай жаловаться старших, не заставляй плакать младших», «Обогрей замерзших, накорми голодных, приюти бездомных», «Не злорадствуй над больными, не смейся над сиротами» и т.д.
Каждому народу присущи свои нравственные ценности. К ним можно отнести такие черты людей как доверчивость, доброжелательность, искренность, чувство благодарности, готовность помочь в беде. Особое место в воспитании занимают традиции культа предков. Следует отметить, что почтительное отношение к старшим - качество, особо ценимое у многих азиатских народов. Люди почтенного возраста всегда олицетворяли собой мудрость, являлись главными хранителями житейского опыта и норм поведения.
«Первый учитель и воспитатель - это сам народ». А народные умения и навыки - это первые крупицы народной педагогики. Трудолюбие и ответственное отношение к труду можно прививать только в труде, а к труду можно прививать только с малых лет.
В современных условиях важно обновить и совершенствовать трудовые традиции и подготовить ребенка к самостоятельной жизни. В семейном воспитании родители активно применяют такой метод воспитания как совместный труд в доме и в подворье, где каждому из детей отводится определенная работа. Под руководством родителей дети постигают трудовые навыки на разных возрастных этапах. В народе уважают те семьи, чьи дети владеют разнообразными трудовыми навыками, которым их обучили родители.
Наряду с нравственно-трудовым воспитанием первостепенное значение придавалось интеллектуальному потенциалу общества. Как передать ребенку навыки и знания, как пробудить в нем жажду к познанию, которое «тянуло» бы его всю жизнь к стремлению учиться, набираться опыта и мудрости? Эти вопросы всегда были главными в семейном воспитании. Детей с малых лет обучали устному счету, придавали большое значение своевременному развитию мелкой моторики, так как считалось, что если у ребенка хорошо развиты пальцы рук, то он должен уметь все. Восхваляли тех, кто отличался находчивостью, сообразительностью, светлым умом. Почти в каждой семье дети с удовольствием играли в народную игру «шагай наадан», в которой применялись до 1000 мелких элементов. Нужно было обладать хорошей логикой, наблюдательностью, сметливостью, чтобы быстро прикинуть, сосчитать и раскидать их. Очень большое значение придавалось умению играть в шахматы. В школе проводятся ставшие традиционными шашечные и шахматные турниры, проводятся семинары, мастер-классы. С 2012 года в учебный план школы введен предмет «шахматы».
В народном понимании здоровье человека - самое драгоценное богатство и источник всех благ. Испокон веков постоянное внимание уделялось физическому закаливанию тела, считая, что только здоровый, физически развитый человек может успешно противостоять жизненным невзгодам и трудностям, вести хозяйство, продолжить крепкий род. Народные игры и развлечения детей способствовали физическому развитию, воспитывали силу воли, стремление достичь цели, добиться большего. В детях воспитывали сноровку, ловкость, меткость, наблюдательность и т.д. Неслучайно в народе огромной популярностью пользуются такие зрелищные состязания как «Сурхарбан», «Игры трех мужей», обязательными элементами которых являются конные скачки, стрельба из лука, бурятская борьба. Во все времена становления и развития школы большое значение придавалось физкультурно-оздоровительной работе. В школе и в селе необычайной популярностью пользуются такие спортивные игры как волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, лыжный спорт. По этим видам спорта сборная команда школьников неизменно входит в тройку лидеров района. Наверное, нет в селе ученика, не умеющего играть в эти игры. С вводом в эксплуатацию в 2011 году нового современного здания школы, спортивного зала, универсальной спортивной площадки у наших ребят появилась возможность еще лучше проявить себя на спортивном поприще.
В современном огромном информационном мире противостоять таким злободневным социальным проблемам как наркомания, курение, компьютерная зависимость, депрессия и т.д. т.п. можно, основываясь на нравственно-этическое, духовно-интеллектуальное, здоровьесберегающее содержание народной педагогики. Суть инновационного подхода в воспитании и обучении заключается в приближении и опережении будущего путем переоценивания прошлого, воспроизведения его лучших достижений. Учащихся нужно убедить в том, что сохранение исторического наследия, культуры и традиций, уважительное отношение к старшим, справедливость, трудолюбие, ответственность есть основа национального самосознания.