Сценарий классного часаПатриотизм – это дань моде или просыпающееся самосознание нации?

Цели: содействовать развитию чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие, создание и обеспечение возможности для активного вовлечения школьников в организованный процесс освоения знаний, умений и навыков, обеспечение условий для самообразования и самовоспитания ребят в сфере патриотического воспитания сформировать навыки ведения диспута Задачи: выявить отношение школьников к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Россия завтра; определить роль патриотизма в жизни современного общества; старших школьников сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом. формирование корректного, уважительного и внимательного отношения к мнению других людей.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий классного часа

"Патриотизм - это дань моде или просыпающееся самосознание нации?"



Цели:

  • содействовать развитию чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие,

  • создание и обеспечение возможности для активного вовлечения школьников в организованный процесс освоения знаний, умений и навыков, обеспечение условий для самообразования и самовоспитания ребят в сфере патриотического воспитания

  • сформировать навыки ведения диспута

Задачи:

  • выявить отношение школьников к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Россия завтра;

  • определить роль патриотизма в жизни современного общества; старших школьников

  • сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

  • формирование корректного, уважительного и внимательного отношения к мнению других людей.

Предварительная работа:

1. Мозговой штурм среди учителей, учеников

2. Анкетирование

Анкета составлена и обработаны результаты группой учащихся (приложение №1)

3. Формирование 2-х команд

Команда 1 отстаивает тезис "Патриотизм - это дань моде. Сейчас стало модно и выгодно (в моральном и материальном отношении) быть патриотом и заявлять об этом".

Команда 2 отстаивает тезис "Патриотизм - естественное чувство каждого нормального человека. Нынешняя молодёжь гордится своей страной".

4. Работа куратора с каждой командой:

1) помогает провести обсуждение вопросов классного часа внутри команды

2) проработка аргументации своей позиции (используя доп. материал, СМИ);

3) определение вопросов команде- противнику(работа с доп. материалом,СМИ)

4) свои выступления по 6 основным вопросам и предварительные выводы по данной теме.

Основные вопросы (они же даются для подготовки командам).

  • Что такое патриотизм?

  • Что означает для вас слово Родина?

  • Гордитесь ли вы своей страной?

  • Что ты можешь сделать для своей страны?

  • Кто является патриотом в современной России?

  • Как воспитать патриотизм?

5. Школьная газета "Ветер перемен"- анонс и тезисы

6. Подбор вопросов для обсуждения (приложение №2)

7. Подбор афоризмов (приложение №3)

8. Составление презентации (приложение 4, приложение 5)

Сценарий проведения диспута

Входят под музыку "С чего начинается Родина"

Команды перед сценой.

Ведущий. Человек рождается ,чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству . Родная мать, дом ,где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа- такие простые и теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Любая страна рассыплется в прах если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну счастливой и богатой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Так что же такое патриотизм? Вопрос в зал

Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина, отечество), любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Можно найти разные определения

У нас две команды

1-я отстаивает тезис "Патриотизм - это дань моде. Сейчас стало модно и выгодно (в моральном и материальном отношении) быть патриотом и заявлять об этом"

2-я команда отстаивает тезис " Патриотизм - естественное чувство каждого нормального человека. Нынешняя молодежь гордится своей страной"

Кто за первое утверждение? За второе? Подсчет голосов, музыка "Родина- почти красавица"

Выступление команд (3 мин) Музыка, если затягивают

Вопросы команд друг другу. Если есть, вопросы из зала

Почему патриотизм сейчас в моде?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ-"Результаты тестирования"

Просмотр результатов тестирования. Анализирует результаты ученик 11 класса.

Вопрос (в зал, пока команды обсуждают результаты тестирования):

Как вы оцениваете результаты тестирования?

Очень краткий ответ команд на этот же вопрос.

Вопросы

А) С какого возраста могут проявляться патриотические чувства?

Можно ли воспитать патриота?

Каковы истоки этого чувства?

Может ли человек неосознанно быть патриотом?

Б) Может ли настоящий патриот быть националистом? Есть ли грань? Страшно ли преступить эту грань?

Чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в собственной исключительности

Как вы можете проявить свои патриотические чувства, сейчас и в будущем?

(патриотизм - долг)

Можно ли гордиться своей страной? Когда вы испытывали это чувство? За страну? За себя?

Что ТЫ можешь сделать, чтобы жители нашей страны чаще испытывали гордость за нее?

Так что же такое патриотизм - это мода или просыпающееся самосознание нации?

Подсчет голосов. Музыка

Ведущий. В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно более и сколько возможно лучше. Николай Александрович. Добролюбов (литературный критик, публицист)(1836-1861)

Ученица 9 класса читает стих:

Анна Ахматова

Родная земля
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
1961 Ленинград

Диаграмма по результатам голосования.

- Что понравилось, что не понравилось, что изменить, было ли лично для вас обсуждение полезным?







ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анкета для учащихся и преподавателей

Заполните, пожалуйста, анкету.

Анкетирование проводится, чтобы узнать общественное мнение, поэтому является анонимным.

1. Считаете ли вы себя патриотом?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Испытываете ли вы чувство гордости за свою страну?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Случалось ли вам испытывать чувство стыда за свою страну?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Считаете ли вы, что у вас есть долг перед Родиной?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Считаете ли, что каждый здоровый юноша обязан служить в армии?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Хотели бы вы уехать из России?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Будете ли вы сознательно воспитывать патриотизм в своих детях?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Гордитесь ли вы тем, что вы москвич?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Есть ли у вас пример для подражания - литературный герой, реальный человек, историческая личность? Назовите его.

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Интересна ли вам история России?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Согласны ли вы с утверждением: «Патриотизм молодёжи в современной России - только мода, а не настоящее чувство»?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Хотели бы вы принять участие в школьном диспуте, посвящённом теме патриотизма?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







ПРИЛОЖЕНИЕ №2



Вопросы для ведения диспута:

  • Как вы понимаете слово «патриотизм»?

  • Кого можно назвать патриотом?

  • Каковы истоки этого чувства?

  • Можно ли воспитать патриота?

  • Как воспитать патриота?

  • Как, в чём патриотизм проявляется?

  • Чем патриотизм отличается от национализма?

  • Может ли быть настоящий патриот националистом?

  • Какие молодёжные патриотические движения вы знаете?

  • Читаете ли вы газеты, журналы, освещающие разные стороны жизни современной России?

  • Следите ли за тем, что происходит в стране и в мире?

  • Каковы ваши источники информации?

  • Чьему мнению вы доверяете, когда речь идёт о событиях в стране, о её истории, о месте Росси в современном мире? (СМИ - какие, Интернет, родители, старшие друзья, учителя, доверяю только себе).

  • Подразумевает ли патриотизм активное участие в политической жизни общества?

  • Есть ли в современном российском обществе мода на патриотизм?

  • Как относятся в молодёжной среде к понятию «патриотизм»?

  • В моде ли сейчас быть патриотом?

  • Почему патриотизм сейчас в моде?

  • Патриотом быть удобно, выгодно? Имеется в виду моральный и материальный аспект.

  • Можно ли быть патриотом, не зная истории своей страны?

  • Нужно ли развеивать исторические мифы?







ПРИЛОЖЕНИЕ №3



АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ

Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине.

А. Франс



В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно более и сколько возможно лучше.

Н.А. Добролюбов



Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.

Л.Н. Толстой



Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

В.Г. Белинский



Любовь к отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь.

Н.А. Некрасов



Много есть на свете кроме нашей страны всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина.

К.Д. Ушинский



Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без неё обходится!

И.С. Тургенев



Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины.

И.П. Павлов



Дым отечества сладок.

Гомер



Отрадно и почетно умереть за отечество.

Гораций



Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Тютчев Ф. И.

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Сенека

Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество.

Державин Г. Р.

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Пушкин А. С.

Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличиваются сила и деятельность всемирного ума.

Гельвеций К.

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью!..

Блок А. А.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Есенин С. А.

Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим и руководствован любовию к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать ее в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству.

Державин Г. Р.

Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.

Чаадаев П. Я.

Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству.

Белинский В. Г.

Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; все иное есть только отношение к ней, мысль, Провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России.

Карамзин Н. М.

Пасть за отечество - счастливая чреда:

Умерший доблестно бессмертен навсегда.

Корнель П.

Отчизна - это край, где пленница душа.

Вольтер

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество...

Достоевский Ф. М.

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Монтескье

Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд.

Суворов А. В.

Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны.

Гюго В.

Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.

Блок А. А.

Позволительно, думаю я, всякому истинному русскому, искренне любящему свое Отечество, в этот решающий час слегка досадовать на тех, кто влиянием своим, прямым или косвенным, толкнул на гибельную войну, кто не учел его нравственных и материальных ресурсов и свои теории принял за истинную политику страны, свои незавершенные изыскания - за подлинное национальное чувство, кто, наконец, преждевременно запев победные гимны, ввел в заблуждение общественное мнение, когда еще не поздно остановиться на том скользком пути, по которому увлекло страну легкомыслие или бездарность. Позволительно, думаю я, пред лицом наших бедствий не разделять стремлений разнузданного патриотизма, который привел страну на край бездны, который думает выпутаться, упорствуя в своих иллюзиях, не желая признавать отчаянного положения, им же созданного.

Чаадаев П. Я.

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.

Байрон Д.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу:

«Не надо рая, Дайте родину мою».

Есенин С. А.

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной.

Чаадаев П. Я.

Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров.

Торо Г.

Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов.

Федор Тютчев

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Сенека Луций Анней (Младший)

Слава богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных.

П.Я. Чаадаев



© 2010-2022