Классный час Человек и космос

  Автор проекта      Снегирева Е.В.   Воспитательное мероприятие Классный час Тема   «Человек и космос»   Краткая аннотация   Классный час «Человек и космос», выступает в качестве вводного к организации цикла бесед о роли научных исследований в области космонавтики и общественной деятельности старшеклассников, направленной на разработку и реализацию социально-образовательного проекта «Я расскажу детям о космосе»  для младших школьников, как форма проявления гражданской позиции и общественной деятельности старшеклассников. Цель классного часа   формировать активную гражданскую позицию старшеклассников.   Задачи классного часа образовательная: ·        формировать представление о роли человека в развитии космоса; ·        популяризация достижений отечественной и международной космонавтики; воспитательная: ·        воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения в области авиации и космоса развивающая: ·        развивать интерес к физике, технике и отечественной истории. ·        анализировать полученные сведения, приводить их в систему. План проведения классного часа 1.               Вступительное слово классного руководителя «Какое влияние космос оказывает на жизнь людей?» 2.                 Выступление старшеклассников с докладами: ·        Российский космос на службе людям. ·        Космическая медицина. ·        Генетика и космос. 3.     Презентация социально-образовательного проекта «Я расскажу детям о космосе»   Презентация социально-образовательного проекта старшеклассников   «Я  РАССКАЖУ  ДЕТЯМ  О  КОСМОСЕ» Организаторы проекта:   старшеклассники – учащиеся 10 «В» класса. Идея проекта: }  проект направлен на то, чтобы показать младшим школьникам необходимость изучения Космоса, познакомить их с достижениями научно-технического прогресса в сфере освоения космического пространства. }  старшеклассники, самостоятельно или под руководством педагогов гимназии разрабатывают беседы с использованием презентаций, с целью познакомить учащихся младших классов с загадочным миро... Этапы реализации социально-образовательного проекта «Я расскажу детям о космосе» Подготовительный этап. Планирование проекта Проведение консультаций. Работа творческой группы по разработке проекта. Работа оргкомитета конкурса. Основной этап. Самостоятельная работа старшеклассников по выполнению заданий. Разработка плана и конспекта беседы. Подготовка презентации. Проведение беседы. Проведение конкурса на лучшую презентацию об освоении космоса «Я расскажу детям о космосе». Заключительный этап. Итоги реализации проекта Подведение итогов конкурса и участия в проекте. Оценивание работы учащихся Оценивание проводится в соответствии с Положение о конкурсе на лучшую презентацию. Продукты  проектной деятельности старшеклассников    Мультимедийная презентация «Байконур – главный космодром начала космической эры»  (Чиркова Анастасия, Павлова Анастасия) Мультимедийная презентация «Освоение космоса» (Пирогова Любовь и Драчев Илья) Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности   Положение о конкурсе на лучшую презентацию «Я расскажу детям о космосе». Методические рекомендации по созданию презентаций Microsoft Power Point Литература. Электронные источники
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ГИМНАЗИЯ № 19 ГОРОДА ОРЛА




Снегирева Елена Владимировна -

классный руководитель 10 «В» класса



Классный час Человек и космос




КЛАССНЫЙ ЧАС


«Человек и космос»


Орел


2010 - 2011 учебный год



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Паспорт классного часа.

  2. План-конспект классного часа «Человек и космос»

  3. Доклады учеников 10 «В» класса:

  • Российский космос: на службе людям.

  • Космическая медицина

  • Генетика и космос.

Методическое обеспечение:

- Список литературы;

- Интернет - ресурсы;

- Положение о конкурсе презентаций для младших школьников;

- методические рекомендации по созданию презентаций

Microsoft Power Point.

5. Образцы творческих работ старшеклассников, участников конкурса

«Я расскажу детям о космосе»:

- мультимедийная презентация «Байконур - главный космодром начала космической эры». Авторы работы: Чиркова Анастасия, Павлова Анастасия;

- мультимедийная презентация «Освоение космоса». Авторы: Пирогова Любовь и Драчев Илья.

























Паспорт

плана-конспекта классного часа

Автор проекта

Снегирева Е.В.


Воспитательное мероприятие

Классный час

Тема


«Человек и космос»

Краткая аннотация


Классный час «Человек и космос», выступает в качестве вводного к организации цикла бесед о роли научных исследований в области космонавтики и общественной деятельности старшеклассников, направленной на разработку и реализацию социально-образовательного проекта «Я расскажу детям о космосе» для младших школьников, как форма проявления гражданской позиции и общественной деятельности старшеклассников.

Цель классного часа

формировать активную гражданскую позицию старшеклассников.

Задачи классного часа

образовательная:

  • формировать представление о роли человека в развитии космоса;

  • популяризация достижений отечественной и международной космонавтики;

воспитательная:

  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения в области авиации и космоса

развивающая:

  • развивать интерес к физике, технике и отечественной истории.

  • анализировать полученные сведения, приводить их в систему.

План проведения

классного часа

  1. Вступительное слово классного руководителя

«Какое влияние космос оказывает на жизнь людей?»

  1. Выступление старшеклассников с докладами:

  • Российский космос на службе людям.

  • Космическая медицина.

  • Генетика и космос.

  1. Презентация социально-образовательного проекта «Я расскажу детям о космосе»

Презентация

социально-образовательного проекта старшеклассников


«Я РАССКАЖУ ДЕТЯМ О КОСМОСЕ»

Организаторы проекта: старшеклассники - учащиеся 10 «В» класса.

Идея проекта:

  • проект направлен на то, чтобы показать младшим школьникам необходимость изучения Космоса, познакомить их с достижениями научно-технического прогресса в сфере освоения космического пространства.

  • старшеклассники, самостоятельно или под руководством педагогов гимназии разрабатывают беседы с использованием презентаций, с целью познакомить учащихся младших классов с загадочным миром открытого космоса, достижениями человечества в области космонавтики.

Этапы реализации социально-образовательного проекта

«Я расскажу детям о космосе»

Подготовительный этап.

Планирование проекта

Проведение консультаций.

Работа творческой группы по разработке проекта.

Работа оргкомитета конкурса.

Основной этап. Самостоятельная работа старшеклассников по выполнению заданий.

Разработка плана и конспекта беседы.

Подготовка презентации.

Проведение беседы.

Проведение конкурса на лучшую презентацию об освоении космоса «Я расскажу детям о космосе».

Заключительный этап. Итоги реализации проекта

Подведение итогов конкурса и участия в проекте.

Оценивание работы учащихся

Оценивание проводится в соответствии с Положение о конкурсе на лучшую презентацию.

Продукты проектной деятельности старшеклассников


Мультимедийная презентация «Байконур - главный космодром начала космической эры»

(Чиркова Анастасия, Павлова Анастасия)

Мультимедийная презентация «Освоение космоса» (Пирогова Любовь и Драчев Илья)

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности


Положение о конкурсе на лучшую презентацию «Я расскажу детям о космосе».

Методические рекомендации по созданию презентаций Microsoft Power Point

Литература.

Электронные источники

Классный час «ЧЕЛОВЕК И КОСМОС»


Цель: формировать активную гражданскую позицию старшеклассников.

Задачи:

  • образовательная: формировать представление о роли человека в

развитии космоса; популяризация достижений отечественной и международной космонавтики;

  • воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения

  • развивающая: развивать интерес к физике, технике и отечественной истории; анализировать полученные сведения, приводить их в систему.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портреты космонавтов, картины на тему «Космос».

Продолжительность: 40 минут.

Оформление: На стенах висят портреты космонавтов, картины, изображающие полет в космос.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:


  1. Вступительное слово: «Какое влияние космос оказывает на жизнь людей?»

  2. Выступление старшеклассников:

  • Российский космос: на службе людям.

  • Космическая медицина.

  • Генетика и космос.

3. Наша школьная инициатива. Презентация социально-образовательного проекта «Я расскажу детям о космосе».

Ход проведения классного часа:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Сегодня наш классный час посвящается юбилейному году Российской космонавтики, который будет отмечаться 12 апреля 2011 году. Исполняется 50-лет со дня полета первого космонавта. На этом мероприятии я расскажу вам о наиболее значимых этапах развития космонавтики.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Человек и космос. Жюль Верн, Герберт Уэллс, Алексей Толстой. Помыслы литературных героев и практическая космонавтика. Мир, созданный творчеством писателей-фантастов, и реальные горизонты, открывшиеся перед человечеством с первых его шагов во вселенную.

«...Я уверен, - пройдет немного лет, и сотни воздушных кораблей будут бороздить звездное пространство. Вечно, вечно нас толкает дух искания... Не мне первому нужно было лететь. Не я первый должен проникнуть в небесную тайну. Что я найду там? Забвение самого себя. Вот это меня смущает больше всего при расставании с вами... Я не гениальный строитель, не смельчак, не мечтатель: я - трус, я - беглец».

Эти слова сказал людям герой романа Алексея Толстого «Аэлита» перед отлетом на Марс.

Спустя четыре десятилетия после выхода в свет романа наш современник Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. За несколько минут до исторического старта «реальный Первый» сказал людям Земли:

«Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность перед советским народом, перед всем человечеством, перед ее настоящим и будущим...»

«Он всех нас позвал в космос», - написал американский астронавт Нейл Армстронг в «Книге памяти» в мемориальном кабинете Ю. А. Гагарина в Звёздном городке. А когда он, первый из землян, ступил на Луну, сказал: «Это маленький шаг человека и огромный скачок всего человечества».

Ради будущего человечества вышел человек в космос. Это четко сознают космонавты - наши современники. Они живут и работают в реальном мире и первыми осязают ту великую, во многом еще не познанную роль, которую космос призван сыграть в судьбе человечества. Залог тому, многообещающее начало - в бесценных записях научных наблюдений, в километрах осциллограмм, фото и кинопленки, доставленных на Землю.

Космос перестал быть обителью лишь фантастических героев. Живым людям - и тем, кто участвует в полетах, и тем, кто остается на Земле, - предстоит распорядиться его дарами, поставить их на службу человечеству, решить проблемы рационального использования космических средств.

По выражению замечательного летчика и писателя

Антуан де Сент-Экзюпери - «самолет - машина, но притом, какое орудие познания!». В еще большей степени это относится к космической технике. И, как всякому эффективному орудию познания, ей суждено помочь человеку решить и чисто научные, и прикладные проблемы.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Давайте подумаем и ответим на вопросы:

  • Какое влияние космос оказывает на жизнь людей?

  • Какие перспективы развития российской космонавтики?

(учащиеся отвечают на вопросы классного руководителя, после чего он обобщает ответ на поставленные вопросы)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Выход в пространство, освобождение от оков матушки-Земли сулит ученым фундаментальные открытия, позволяет провести невозможные в земных условиях исследования солнечной системы и вселенной, изучить солнечно-земные связи, накопить качественно новые и просто статистические данные о Земле и окружающем ее космическом пространстве.

Практическую, прикладную пользу космических полетов уже теперь в должной мере оценили специалисты многих вполне земных служб. Метеорологии космонавтика обещает надежность долгосрочных прогнозов погоды, поставляет оперативную информацию о возникновении и продвижении циклонов, цунами, пылевых бурь.

Немалую роль для прогнозирования сыграет разведка ледяных и снежных покровов планеты. Уже теперь наземным метеорологическим станциям, помогает космическая система «Метеор». И уж конечно, человек не сможет научиться управлять погодой без космических средств.

В пользу геодезии и картографии космонавтика решает проблему глобального картирования поверхности нашей планеты.

Нетрудно представить, как велика роль космических средств для контроля среды и изучения природных ресурсов планеты. На фотоснимках из космоса, сделанных в различных лучах спектра, отчетливо видны количество и состояние растительного покрова Земли, различаются характер флоры, влагоснабжение и засоленность почв, лесные пожары, миграции биологических вредителей.

Околоземное пространство - прекрасная позиция для биологического изучения замкнутых и открытых водоемов Земли, биоресурсов Мирового океана.

А сельское хозяйство! Из космоса как на ладони - четкие прямоугольники посевов различных культур, разрушенные эрозией почвы, опустошенные маршруты сельскохозяйственных вредителей. Взгляд из космоса позволяет оценить действенность мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, обнаружить подземные запасы пресных вод в засушливых и полупустынных районах.

На снимках из космоса много геологической информации. В сочетании с информацией, полученной обычными геологическими методами, материалы из космоса позволяют точнее и полнее оценить географию и запасы рудных районов, нефтегазоносных провинций, угольных бассейнов, обнаружить новые перспективные месторождения полезных ископаемых.

Детище технического прогресса - космонавтика как бы возвращает долг традиционным областям техники. Человечество получит качественно новую энергетическую базу, вынеся за атмосферу гелиоустановки с беспроводной передачей энергии с помощью лазерных систем. Там же появятся мощные атомные станции.

Немалую услугу космические средства оказывают транспорту, навигации судов и самолетов. Для них изучаются течения в открытых акваториях, состояние облачности, прокладываются новые трассы.

Сотни миллионов жителей планеты пользуются благами космической связи и телевидения. В нашей стране создана действующая космическая телевизионная система «Орбита», включающая в себя автоматы «Молния-1» и «Молния-2». Такие системы - эффективное средство коммуникации, информации и пропаганды.

Широкие перспективы использования космических средств (как пилотируемых, так и беспилотных) в народном хозяйстве, несомненно, обуславливают бурное развитие космической техники. Все это приведет к становлению новой отрасли народного хозяйства.

Космонавтике, вобравшей в себя самые передовые достижения земной цивилизации, предстоит справиться с иным, пугающим порождением научно-технического прогресса - с быстрым и уже ощутимым уменьшением природных ресурсов Земли, с заметным и прогрессирующим загрязнением среды. Эта беда не обошла ни одну развитую страну мира, и противостоять ей могут объединенные усилия всех стран планеты. Наше государство первым приняло закон об охране окружающей среды и, отмечая 50-летие свое, обратилось к народам мира:

«Мы призываем народы объединить и активизировать усилия во имя сохранения и восстановления природной среды, окружающей человека».

Трудно осуществлять контроль и исследование природных ресурсов планеты и окружающей человека среды, не будь космических средств. Разрушительная для природы деятельность общества, стремительное, плохо контролируемое расходование ресурсов могли бы оказаться страшным джинном, выпущенным из бутылки.

Как ни воздать должное прозорливости создателей космических средств - нашей науке и технике, нашему народу, поставившим космос на службу человеку!

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Ребята, а как вы думаете, исследования, проводимые в космосе, имеют, вторую жизнь на земле?


(Выступление старшеклассников с докладами: «Российский космос на службе людям», «Космическая медицина», «Генетика и космос».) ПРИЛОЖЕНИЯ.


КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Я думаю, что мы с вами продолжим цикл классных часов о космонавтике в жизни человека. К следующей встрече подготовьте сообщение по теме «Человек в космосе - повседневная жизнь», «Космическая навигация, связь и вещание».

А сейчас я предоставляю слово вашим одноклассникам, они разработали социальный проект для младших школьников и приглашают к участию Вас.

(Презентация социально-образовательного проекта «Я расскажу детям о космосе»)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Я благодарю творческую группу за инициативу. Ваша теперь задача, определиться, кто из вас поддержит инициативу и включится в работу. Создать оргкомитет и действовать. Если у вас будут возникать затруднения, обращайтесь, я буду Вам активно помогать.

А сейчас я завершаю наш классный час, выражаю благодарность активным участникам и в следующую среду мы продолжим обсуждать тему «Человек и космос».

































Доклады учеников 10 «В» класса.

Российский космос: на службе людям.

Космос и сегодня остается для России одним из безусловных приоритетов. Мы занимаем здесь хорошие позиции. Достаточно сказать, что в 2010 г. Россия совершила 31 космический запуск, заметно оторвавшись от всех конкурентов. Численность нашей орбитальной группировки составляет 114 аппаратов.

И мы продолжаем идти вперед. В нынешнем году федеральный бюджет направит на отечественные космические программы 115 млрд. руб. - сумма более чем внушительная.

Важнейшая цель, которая стоит перед Россией в космическом секторе, - используя свои конкурентные преимущества, укрепиться на рынках соответствующих услуг.

По оценкам специалистов, к 2015 г. доля России здесь может составить около 15%. Это значит, что и страна в целом, и предприятия отрасли, их сотрудники будут иметь хороший источник дохода.

Но для всех нас не менее важно задуматься об использовании космических технологий для социально-экономического развития собственной страны.

На практике - и во многих российских регионах такой опыт уже наработан - космические программы связаны с вполне «приземленными» проектами, дающими абсолютно осязаемый эффект.

Пожалуй, самый показательный пример связан с внедрением ГЛОНАСС.

Так, в субъектах федерации, где такие системы начали устанавливать на муниципальный транспорт, экономия топлива достигала 25%. Очевидно, что это дает ощутимое сокращение бюджетных расходов.

Колоссальное значение имеет использование систем космической навигации для работы экстренных служб. Уже сейчас мы имеем множество примеров того, как эти системы помогают раскрывать преступления. А оснащение соответствующими приборами автомобилей позволяет на 30% сократить время прибытия на место ДТП скорой помощи. За этими цифрами - реально спасенные человеческие жизни.

Еще один интересный пример. Новейший локомотив 2ЭС10, оснащенный системой ГЛОНАСС, благодаря этому может в автоматическом режиме проходить семафоры. Это, конечно, существенно повышает безопасность перевозок.

Если отойти от вопросов, связанных с транспортом, то стоит вспомнить о геодезии и кадастровых работах. Применение спутниковой навигации, по данным экспертов, сокращает затраты на выполнение кадастровых работ сразу в два раза.

Навигация - всего лишь один из примеров того, как космические технологии могут использоваться сегодня для решения реальных экономических и социальных задач. А ведь есть еще космическая связь, есть космический мониторинг, так называемое дистанционное зондирование - в прошлом году в рамках работы по контролю паводкоопасных участков было задействовано сразу 10 спутников.

Словом, космические технологии сегодня имеют множество прикладных приложений. А их внедрение быстро окупается

Наша страна открыла человечеству дорогу в космос. Мы должны не только гордиться этим. Мы должны научиться этим пользоваться сегодня.

2. 6 апреля 2011 года Путин В.В. обсудил со специалистами в городе Гагарин развитие ракетно-космической отрасли РФ, в частности, широкое внедрение космических технологий и развитие космической инфраструктуры до 2030 года, а так же вопросы международной кооперации в освоении космоса.

Ожидается, что будут обсуждаться расширение фундаментальных космических исследований, в том числе изучение Луны, Марса и его спутников, создание новых ракет-носителей и нового пилотируемого транспортного корабля, который придет на смену заслуженным «Союзам».

Космическая отрасль является одной из наиболее востребованных сфер деятельности: более 130 стран используют ее результаты в интересах развития экономики, науки, обеспечения безопасности.

В связи с закрытием американской программы «Шаттл» Россия сейчас является единственной страной, у которой есть возможность осуществлять регулярные пилотируемые полеты в космос. РФ занимает лидирующие позиции и по пускам ракет-носителей: 31 пуск из 74, произведенных в мире в 2010 году.

Вместе с тем, по уровню государственного финансирования космических программ Россия занимает четвертое место в мире - после США, ЕС и Китая.

Базовым элементом российского космического потенциала является ракетно-космическая промышленность. В ее составе - 92 организации, в которых работают около 232 тысяч человек.


Космическая медицина

Константин Эдуардович Циолковский назвал освоение космоса «погоней за светом и пространством». По моему мнению, освоенной можно считать ту часть космического пространства, в которой уже побывал человек. Автоматы действительно дают очень большую информацию и без них трудно представить себе процесс освоения космоса, но ведь заканчивать этот процесс приходится человеку. И вот тут можно с очевидностью утверждать, что в развитии космонавтики немало заслуг принадлежит той отрасли медицины, которая носит гордое название «космическая».

Космическая медицина вышла из недр медицины земной и, в частности, авиационной, впитала в себя достижения самых разнообразных областей естествознания, особенно медицинских и биологических наук. Однако она не оторвалась от них, и сама теперь вносит немалый вклад в решение земных медико-биологических проблем.

Специфичность задач, которые должна была решать космическая медицина, потребовала привлечения значительного числа инженеров, математиков, физиков - словом, специалистов, так называемых точных наук, а это в значительной степени способствовало прогрессу в области космической медицины, в частности, при создании специальной аппаратуры, которая сейчас используется и в условиях различных клиник.

Например, особенность медицинского контроля за состоянием здоровья космонавта в полете состоит в том, что «больной» (космонавт) находится за сотни километров от врача, который должен обследовать, оценить состояние здоровья и реакции физиологических систем космонавта, а в случае действительного заболевания - поставить диагноз и назначить лечение. Это определило необходимость разработки дистанционных методов контроля за основными системами организма. При этом медицинская аппаратура, создаваемая для этих целей, должна была быть миниатюрной, надежной и устойчивой к внешним воздействиям (вибрациям, перегрузкам, температурным влияниям и т.д.).

В настоящее время разработаны специальные методы и соответствующая аппаратура, которые позволяют с помощью телеметрических систем дистанционно регистрировать и передавать с борта космического корабля на Землю такие физиологические показатели, как электрокардиограмма, кровяное давление, биотоки мозга электроэнцефалограмма), мышц (электромиограмма), кровенаполнение сосудов (реограмма) и т.д. Кроме того, было создано устройство, предназначенное для записи ряда показателей на магнитную ленту, которые подробно расшифровываются после возвращения космонавтов на Землю или по мере необходимости периодически сбрасываются с магнитного носителя на воспринимающие наземные устройства во время полета.

Таким образом, космическая медицина располагает большими возможностями в дистанционном изучении различных физиологических систем человеческого организма. Достаточно сказать, что функции сердечнососудистой системы можно при этом обследовать в не меньшем объеме, чем в хорошо оборудованной наземной лаборатории.

Этот метод непредельного дистанционного медицинского контроля, реализованный в космических полетах, нашел практическое применение в различных областях клинической медицины, а также при врачебном контроле за спортсменами, в курортологии и т. д. Например, в ряде клиник достаточно широко используются дистанционные методы регистрации некоторых физиологических показателей для контроля за состоянием больных в послеоперационном периоде, в реанимационных отделениях. В курортологии этот метод нашел применение для оценки состояния пациентов во время приема некоторых процедур. В спортивной медицине врачи и тренер могут следить за сердечной деятельностью непосредственно в процессе выполнения упражнений, во время бега и даже при плавании. Была создана и специальная аппаратура, в которой использовались принципы, заложенные в аппаратуре врачебного контроля за космонавтами.

Используется в земных клиниках и разработанный для космической медицины метод сейсмокардиограммы для оценки сократительной функции сердечной мышцы - он применялся во время полетов экипажей «Востока-5» и «Востока-6», всех космических кораблей «Восход» и «Союз», а также орбитальных станций «Салют».

Другие примеры взаимодействия космической и земной медицин связаны с процессами обследования человека, с диагностикой состояния основных систем организма. Как известно, космической медицине еще в процессе своего становления пришлось решать задачи по отбору космонавтов к космическим полетам, по разработке требований к среде обитания в кабине космического корабля, к системам жизнеобеспечения космонавтов, а также при оценках реакций человеческого организма на воздействие условий космического полета.

Кандидаты в космонавты, готовящиеся к первым полетам, должны были обладать не просто хорошим здоровьем, но и иметь большие резервные возможности реакций физиологических систем на допустимую нагрузку. Это особенно важно, поскольку один человек может переносить данную нагрузку (например, при подъеме и в барокамере, при перегрузках на центрифуге и т. д.) «уже» на пределе своих физиологических возможностей, в то время как у другого остается еще резерв (как говорят, он не полностью «выкладывается»). В связи с этим при обследовании кандидатов в космонавты были разработаны специальные методы, позволяющие определить такие резервы, а также выявлять скрытую патологию и скрытые болезни.

Например, оказалось, что так называемые гипоксические пробы, т. е. дыхание газовой смесью, обедненной кислородом, помогают выявить скрытую коронарную недостаточность. Эти пробы сейчас прочно вошли в клиническую практику при экспертизе летчиков. Используются также методы исследования вестибулярного анализатора, разработанные для отбора космонавтов.

В гигиенической практике проведены значительные исследования, составлены и утверждены предельно допустимые концентрации вредных примесей в воздухе герметических помещений и утверждены соответствующие нормативы.

Одним из основных и наиболее специфических для космонавтики факторов является невесомость. При длительном пребывании космонавта в условиях невесомости, особенно если он недостаточно внимательно относился к физической тренировке и применению других профилактических средств, отмечались изменения со стороны сердечнососудистой системы, минерального обмена, костно-мышечной системы и т. д. Эти изменения усугубляются состоянием гиподинамии, т. е. снижением двигательной активности, характерным для условий космического полета.

Не вызывает сомнений актуальность изучения проблемы гиподинамии и постельного режима применительно к задачам нашей жизни, притом не только при клиническом лечении больных. Дело в том, что снижение двигательной активности у населения развитых стран весьма характерно для века механизации, автоматизации, телевидения, современных транспортных средств.

Сейчас человек мало передвигается пешком, для него более привычно сидеть в кабинете или у пультов управления автоматами, у телевизоров, ездить на автомашинах, в метро и т. д. В то же время недостаточность движения (гипокинезия) играет существенную роль при возникновении ряда заболеваний, и, прежде всего, сердечнососудистой системы и нарушении обмена веществ.

Кроме того, в условиях клинического лечения многие больные вынуждены иногда очень долго пребывать в постели. Так что проблема гипокинезии обрела сейчас социальную значимость и, по существу, является проблемой века техники.

Исследование этого состояния в интересах космической медицины проводилось на здоровых людях - они длительное время находились в горизонтальном положении на строгом постельном режиме (не разрешалось даже приподниматься). Это исследование выявило комплекс симптомов со стороны различных систем человеческого организма (сердечнососудистой, опорно-двигательного аппарата, водно-солевого обмена и т.д.). А это очень важно для лечащих врачей в клиниках, поскольку необходимо выявлять, какие явления связаны с основным заболеванием больного, а какие - с ограничением его подвижности.

Интенсификация производственных процессов, широкое внедрение автоматики, современных средств управления производством требуют оптимального взаимодействия между человеком и техникой. Этими вопросами занимается инженерная психология. Ученые, исследующие эти проблемы, дают рекомендации для построения автоматических систем управления, в которых должен участвовать человек, и изучают возможную деятельность человека в этих системах.

В первые годы космической эры космическая медицина переживала естественный период накопления экспериментальных данных. Тогда она брала из своего источника - земной медицины - основные данные, факты, рекомендации (этот процесс продолжается и сейчас) и пока еще мало что могла вернуть обратно, разве только некоторые методы исследования и новые подходы к проблемам. Теперь же факты, добытые космической медициной и биологией, помогают лучше понять процессы жизни на Земле и взаимосвязи внутри такой сложнейшей системы, как человеческий организм.

Исследования по космической биологии в принципе могут помочь ответить на вопрос, веками волновавший ученых, - существует ли жизнь на других планетах и в каких формах, что при сопоставлении с известными нам формами жизни углубит наши представления о сущности развития природы, будет способствовать углублению нашего диалектического миропонимания.

Как видим, космическая биология и медицина, решая сложнейшие проблемы, выдвигаемые стремительно развивающейся космонавтикой, служит не ей одной.

Все что делается для освоения космоса, в конечном счете, приводит к улучшению жизни людей на Земле.

Генетика и космос

Полеты в космос по праву относятся к величайшим завоеваниям человечества. Они начаты учеными, техниками и рабочими нашего государства. Среди задач, вставших перед проблемами космоплавания, имеются вопросы из области биологии и генетики. Не преувеличивая, можно сказать, что от решения вопросов биологии и генетики зависит проникновение человека во Вселенную.

Уже основоположнику космонавтики Константину Эдуардовичу Циолковскому было ясно, что кроме технических задач, связанных с осуществлением мечты человека о полетах к другим мирам, необходимо решить целый ряд как медицинских, так и биологических проблем. Человек в космическом полете сталкивается с влиянием факторов, не типичных для условий Земли, таких, как перегрузки, вибрация, космическая радиация, электростатические и электромагнитные поля. Кроме того, на космическом корабле ему приходится жить и работать в условиях невесомости, т. е. в условиях, качественно отличных от тех, что имеются на Земле.

Участвуя в работе Всесоюзной конференции по изучению стратосферы в 1964 г., С. П. Королев ратовал за развитие биологических исследований в космосе. При организации полетов С. П. Королев всегда находил место на кораблях для биологических объектов, и создание специальных биологических искусственных спутников проходило под его наблюдением. Незадолго до кончины С. П. Королева автор этих строк беседовал с ним о проблеме космической биологии и генетики. Главный конструктор живо интересовался этими вопросами и предсказывал им большое будущее.

Значение космических исследований по биологии и генетике действительно очень велико. Необходимо выяснить, как влияют факторы космического полета на живой организм, на все его системы, а также на структуру и функционирование клетки. Клетки человека и других существ содержат генетическую информацию в виде молекул ДНК, локализованных в хромосомах. От полноценности функционирования генетической информации в клетках человека зависит его здоровье. При поражении ДНК в зародышевых клетках будет рождаться уродливое потомство. Это и определяет значение материалов по космической генетике, ибо данная наука изучает влияние факторов космического полета на наследственный аппарат в клетках.

Первая попытка послать живые организмы в космос принадлежит советскому ученому Г.Г. Фризену. В 1935 г. сотрудник Отдела общей генетики Института экспериментальной биологии в Москве Г.Г. Фризен послал в стратосферу самцов дрозофилы (линии Нальчик) - на стратостате «СССР-1-бис». Позже, в том же году, американские исследователи послали в стратосферу дрозофилы и споры грибов на аэростате «Эксплорер-2». Этот эксперимент также показал, что кратковременное пребывание в стратосфере живых организмов не привело к индукции у них генетических изменений. С этих опытов начался первый этап космических биологических исследований, которые продолжались вплоть до 1960 г.

Современный этап исследований по космической генетике начался с 1960 г. и был обусловлен появлением первых советских искусственных спутников Земли. С тех пор прошло около 20 лет, именно в это время оформились новые научные дисциплины - космическая биология и космическая генетика.

Исследования по космической генетике проводились на пилотируемых и автоматических космических летательных аппаратах, имеющих разные параметры орбит (орбитальные полеты, полеты по трассе Земля-Луна-Земля) и разную продолжительность полета - от нескольких часов до нескольких месяцев. Большое значение имело то, что в Советском Союзе, начиная с 1960 г., появились специализированные биологические спутники..

Основными объектами исследований по космической генетике были следующие: бактерии, низшие растения (хлорелла, хламидомонада), высшие растения (крепис, арабидопсис, ячмень, салат, горох), насекомые (дрозофила, хабробракон, триболиум), амфибии (ксенопус), рыбы (гуппи, данио рерио), мыши и крысы. Коренным образом изменилось техническое оснащение экспериментов, в частности, на советских спутниках было налажено термостатирование биологических объектов, что было обусловлено созданием приборов типа «Биотерм», «Биокат», «Термоконт».

Особое значение следует придать тому факту, что все типы генетических последствий, наблюдавшихся в клетках и организмах в результате их пребывания в космосе, возникали как редкие события (в количественном отношении они не воспроизводятся от полета к полету). Это обстоятельство явилось причиной того, что в пределах различий, достигнутых в осуществленных космических экспериментах, генетические эффекты не показали корреляции ни с длительностью пребывания организмов в условиях невесомости, ни с дозой ионизирующей радиации при различных полетах.

Таким образом, на основании данных о низком уровне, на котором появлялись генетические изменения, можно заключить, что пребывание космонавтов на космических кораблях, в течение времени совершаемых до сих пор полетов не представляет опасности для жизнедеятельности их организмов на клеточном уровне. Было установлено, в частности, что факторы полета на околоземной орбите ниже поясов радиации - (при отсутствии вспышек на Солнце) длительностью до трех месяцев не вызывают ощутимых изменений в генетическом аппарате клеток.

Второй период исследований по космической генетике начался в 1971 г. и продолжается по настоящее время. Начало этому периоду положило создание долговременных орбитальных станций: в 1971 г. была запущена советская орбитальная станция «Салют», затем последовали запуски других орбитальных станций. Биологические эксперименты проводились на станциях «Салют-4, -5 и -6» и на американской орбитальной станции «Скайлэб».

Для второго периода биологических космических исследований характерны свои особенности проведения полетных опытов: возросли 1) длительность экспериментов, 2) габаритно-весовые возможности, 3) доля участия в проведении экспериментов со стороны космонавтов.

Среди важнейших задач космонавтики особое место занимает поиск внеземной жизни и в случае ее обнаружения - изучение ее молекулярных, генетических и организменных основ. Такие поиски уже начались. Так, изучение лунного грунта показало, что на Луне нет и никогда не было жизни. В свете данных, полученных с помощью станций «Викинг» на поверхности Марса" можно сказать, что высокоорганизованной жизни, хотя бы в какой-то мере подобной аналогичной жизни на Земле, на этой планете нет. Результаты биологических экспериментов с марсианским грунтом не дают доказательств существования в нем живых микроорганизмов. Вместе с тем они и не исключают полностью возможность существования там живых организмов.

Вопрос о том, существует ли внеземная жизнь, имеет крупнейшее научное и философское значение.

Во всяком случае, приходится признать, что в пределах Солнечной системы наличие жизни, по-видимому, свойственно только планете Земля. Никаких следов существования разумных существ за пределами Солнечной системы мы также не имеем. Эти факты необходимо учитывать как при построении теорий о происхождении жизни на Земле, так и для оценки столь важного явления, как жизнь, и затем возникшего на ее основе сознания. Следует считаться с возможностью того, что эти события являются уникальными.

Изучение влияния факторов космических полетов, т. е. специфических условий жизнедеятельности в космическом корабле, потребовало использования и разработки специальных тест-объектов, достаточно чувствительных, чтобы уловить изменения, возникающие в этих условиях. Один из таких объектов - одноклеточная водоросль хлорелла - в этом отношении нашла применение и на Земле, она введена в набор тест-систем, используемых при анализе мутагенных факторов среды. Предусматривается возможность использования некоторых организмов и тех приемов, которые применяются в системах жизнеобеспечения, для создания биологических методов очистки от загрязнителей, попадающих в среду, окружающую человека.

На современном этапе перед исследованиями по космической генетике стоят, четыре главные проблемы. Биологическая индикация околоземных трасс открыла человеку дорогу в космос. Предстоят длительные полеты космонавтов и, в частности, полеты к планетам, которые могут продлиться многие месяцы. Таким образом, необходим прогноз, нужны дополнительные эксперименты, которые позволили бы понять генетические последствия от сверхдлительных полетов, как для космонавтов, так и для организмов-компонент системы жизнеобеспечения. Решение этой проблемы потребует фундаментальных исследований по генетическим и. биологическим механизмам действия космических излучений и невесомости.

В условиях длительных полетов необходима устойчиво работающая система жизнеобеспечения. Для решения этой задачи важны генетические подходы. Требуется генетико-селекционная работа с организмами, которые будут компонентами этой системы. Необходимо, кроме того, изучение влияния космических условий не только на отдельные клетки и их группы, как это делалось до сих пор. Встают проблемы генетики популяций организмов и анализа взаимосвязей особей разных видов в сообществах, на которые будут длительно влиять условия космоса. Это качественно новая задача, требующая новых методических подходов.

Длительные полеты могут быть связаны с накоплением поражений в генетическом аппарате космонавтов и других организмов-компонентов системы обеспечения корабля. Поэтому необходимо разработать методы защиты и охраны генетических программ на уровне клеток и организмов.

Проблема «Генетика и космос» еще находится в колыбели, у истоков своего развития. 12 апреля 1961 г., когда Ю. А. Гагарин послал свои позывные на Землю, пролетая над ней на советском космическом корабле, многое было еще не ясно. По-прежнему впереди необъятные задачи освоения Вселенной, и чтобы успешно их решить, необходимо знать, в чем же выражается взаимодействие землян и земных организмов с космическими условиями.































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Список литературы:

1. Ю.А.Гагарин. Дорога в космос. М., Воениздат, 1981, 336 стр.

2. А.Т.Гагарина Память сердца. М., АПН, 1986, 224 стр.

3. Я.К.Голованов Наш Гагарин. М., Прогресс, 1978, 332 стр.

4. Я.К.Голованов Космонавт № 1. М., Известия, 1986, 80 стр.

5. И.И.Кузнецов Расследование… 35 лет спустя. М., ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005, 128 стр.

6. Советские и российские космонавты. 1960-2000. Справочник. М., Новости космонавтики, 2001, 408 стр.

7. В.И.Гагарина. 108 минут и вся жизнь. - М.: «Молодая гвардия», 1986

8. Космонавтика сегодня и завтра. Уманский С.П., 1986г.

9. Космос. «Детская литература».Сост. Ю.И.Коптев, С.А.Никитин., 1997

10. Энциклопедический словарь по астрономии, 2001


Интернет ресурсы.

Материалы по информационному сопровождению и поддержке проектной деятельности вы можете посмотреть на сайтах:

vsln.ru/galaktika.html

kosmos19.narod.ru

letopisi.ru/index.php

critter.fatal.ru/space/index.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин - страницы биографии, хронология подготовки полета , полет, мировая известность .

cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/chrono/index.shtml?1961.html - хроника освоения космоса

















ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе

презентаций для младших школьников

«Я РАССКАЖУ ДЕТЯМ О КОСМОСЕ»


  1. Общие положения

1.1. Конкурс презентаций «Я расскажу детям о космосе» (далее именуемый Конкурс) организуется и проводится старшеклассниками гимназии.

1.2. Конкурс проводится в рамках года 50-летия первого полета человека в космос в целях изучения, популяризация достижений российской космонавтики и развитие на этой основе чувства осознанного патриотизма.

1.3. Участниками Конкурса являются старшеклассники гимназии.

1.4. Непосредственным организатором конкурса является Оргкомитет.

1.5. В компетенцию Оргкомитета входит:

  • определение порядка, формы, места и регламента проведения Конкурса;

  • формирование списка участников Конкурса,

  • формирование и утверждение состава, порядка работы экспертного совета Конкурса;

  • обеспечение проведения Конкурса;

  • уточнение в случае необходимости сроков и порядка проведения Конкурса;

  • определение номинаций Конкурса;

  • подготовка и распространение любых информационных материалов, связанных с Конкурсом.


  1. Цели и задачи конкурса

    1. Цели Конкурса:

  • сохранение культурных традиций просветительства и формирование нового поколения российских просветителей,

  • поддержка инициативы старшеклассников.

  • способствование формированию патриотизма в воспитательной среде на основе осознания молодыми людьми своей сопричастности к культурному наследию и научно-техническим достижениям Родины в области космонавтики.


  1. Задачи Конкурса:

  • оказать информационную, методическую помощь старшеклассникам по созданию презентаций по тематике конкурса;

  • поддержать у старшеклассников позицию определения ценностей патриотизма и гражданственности;

  • приобщить старшеклассников к социально-значимой деятельности;

  • организовать просветительную работу с младшими школьниками по космической тематике;


  1. Номинации конкурса.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • «История развития космонавтики»

  • «Первый полет в космос»

  • «Место России в освоении космоса»

  • «Наши достижения в освоении космоса»

  • «Люди и космос»

  • «Ими гордится Россия» (о космонавтах и создателях ракет)

  • Лучшая компьютерная презентация о космонавтике (с использованием программы Power Point).

  1. Условия проведения конкурса

    1. На конкурс принимаются авторские материалы - презентации патриотической направленности по тематике, связанной с космической деятельностью, аэрокосмической техникой. По каждой номинации участник может предоставить только одну работу.

4.2. Основные требования к материалам, представляемым на конкурс:

конкурсные работы должны соответствовать требованиям

(Смотри рекомендации, как подготовить презентацию)


  1. Порядок проведения Конкурса

5.1. Конкурс носит открытый характер. Для участия в конкурсе старшеклассники подают конкурсные материалы, до 3 мая 2011 г. в Оргкомитет Конкурса.

5.2. Для регистрации участников конкурса проекта необходимо предоставить документы:

1.Заявка в виде таблицы по следующей форме:

1.

Ф.И.О. автора (авторов) проекта

2.

Класс

3.

Номинация

4.

Название проекта


5.

Используемое программное обеспечение (для мультимедийных проектов)

2.Краткая аннотация проекта объемом 0,5 - 1 страница формата А4.

3.Сам проект.

5.3. Все поступившие в указанные сроки работы, оформленные в соответствии с требованиями, подлежат конкурсному отбору. Оценка осуществляется членами оргкомитета конкурса. Результаты будут опубликованы на сайте гимназии.

5.4. Порядок проведения конкурса:

Этапы Конкурса

Сроки Конкурса

Мероприятия Конкурса

Организационный этап

март

Создать оргкомитет.

Организация консультаций

март

Прием заявок, конкурсных материалов и анкет участников Конкурса

Основной этап


апрель

Сбор материалов, разработка и оформление презентации.

до

3.05.2011г.

Предоставление конкурсных работ в оргкомитет

Подведение итогов

май 2011 г.

Заседание Оргкомитета. Публичное представление работ - победителей конкурса.


  1. Критерии оценивания конкурсных работ:

6.1. Соответствие презентации выбранной теме: направленность на достижение основной цели беседы.

6..2.Оригинальность, практическая значимость, информативность презентации.

6.3. Направленность на формирование у участников умений и навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности, продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, умений работы в группе.

6.4. Системность и структурированность подачи материала.

6.5. Логика, стиль и доступность изложения.

6.6. Эстетическое оформление презентации.

6.7. Культура изложения материала.

6.8. Воспитательная направленность презентации.

7. Подведение итогов конкурса и награждение

  1. Подведение итогов Конкурса состоится на совместном заседании Оргкомитета - в мае 2011 года. Дата заседания будет уточнена дополнительно.

  2. По итогам Конкурса определяются победитель и лауреаты, которые награждаются Дипломами.

  3. Лучшие презентации будут размещены на сайте гимназии


8. Информационная поддержка Конкурса

В целях информирования о ходе, результатах Конкурса материалы Конкурса будут размещаться на страницах сайта гимназии.

Рекомендации

по созданию презентаций Microsoft Power Point

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы обобщить большой объем научной информации (материала) по одной из тем и подготовиться к выступлению и наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: логические схемы, даты, понятия, портреты учёных и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; где учится автор проекта.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации - это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль


  • Соблюдайте единый стиль оформления

  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от

самой презентации.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки)

не должны преобладать над основной информацией

(текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование

цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более

трех цветов: один для фона, один для заголовка, один

для текста.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после

использования)

Анимационные эффекты


  • Используйте возможности компьютерной анимации для

представления информации на слайде.

  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными

эффектами, они не должны отвлекать внимание от

содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание

информации

- Используйте короткие слова и предложения.

- Минимизируйте количество предлогов,

наречий, прилагательных.

- Заголовки должны привлекать

внимание аудитории.

Расположение

информации

на странице

- Предпочтительно горизонтальное

расположение информации.

- Наиболее важная информация должна располагаться

в центре экрана.

- Если на слайде располагается картинка, надпись

должна располагаться под ней.

Шрифты

- Для заголовков - не менее 24.

- Для информации не менее 18.

- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в

одной презентации.

- Для выделения информации следует использовать

жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

- Нельзя злоупотреблять прописными буквами

(они читаются хуже строчных).

Способы

выделения

информации

Следует использовать:

- рамки; границы, заливку;

- штриховку, стрелки;

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем

информации

- Не стоит заполнять один слайд слишком большим

объемом информации: люди могут единовременно

запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

- Наибольшая эффективность достигается тогда,

когда ключевые пункты отображаются по одному на

каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать

разные виды слайдов:

  • с текстом;

  • с таблицами;

  • с диаграммами.

Критерии оценивания презентации


Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.

Название

критерия


Оцениваемые параметры


Тема

презентации


Соответствие темы

Дидактические и

методические

цели и задачи презентации

- Соответствие целей поставленной теме

- Достижение поставленных целей и задач


Выделение основных

идей презентации



- Соответствие целям и задачам

- Содержание умозаключений

- Вызывают ли интерес у аудитории.

- Количество (рекомендуется для запоминания

аудиторией не более 4-5)

Содержание


- Достоверная информация об исторических справках

и текущих событиях.

- Все заключения подтверждены достоверными источниками

- Язык изложения материала понятен аудитории

- Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор

информации

для создания проекта - презентации


- Графические иллюстрации для презентации

- Статистика

- Диаграммы и графики

- Экспертные оценки

- Ресурсы Интернет

- Примеры

- Сравнения

- Цитаты и т.д.

Подача материала

проекта - презентации


- Хронология

- Приоритет

- Тематическая последовательность

- Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и

переходы во

время проекта - презентации


- От вступления к основной части

- От одной основной идеи (части) к другой

- От одного слайда к другому

- Гиперссылки

Заключение


- Яркое высказывание - переход к заключению

- Повторение основных целей и задач выступления

- Выводы

- Подведение итогов

- Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн

презентации


- Шрифт (читаемость)

- Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)

- Элементы анимации

Техническая

часть


- Грамматика

- Подходящий словарь

- Наличие ошибок правописания и опечаток


Критерии оценивания презентаций:

  • Выставляемая оценка (балл) за представленный проект (от 1 до 3)

  • Связь презентации с темой

  • Содержание презентации.

  • Заключение презентации

  • Подача материала проекта - презентации

  • Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)

  • Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений Microsoft Office

  • Графический дизайн

  • Техническая часть

  • Эффективность применения презентации в учебном процессе










Образцы творческих работ старшеклассников, участников конкурса

«Я расскажу детям о космосе»:


  1. Мультимедийная презентация «Байконур - главный космодром начала космической эры». Авторы работы: Чиркова Анастасия и Павлова Анастасия.

  2. Мультимедийная презентация «Освоение космоса». Авторы работы: Пирогова Любовь и Драчев Илья










© 2010-2022