Ленинград в дни блокады

Цель классного часа: способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гордости за прошлое нашей страны, чувства уважения  к памяти погибших во время войны; вызвать у школьников чувство сопереживания к трагической судьбой ленинградцев, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом. Классный час проходит в форме телепередачи "Как это было...". Материал разработан на основе исторических документов и литературного материала. Подготовка ведется усителем в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областной конкурс методических разработок

«Великой Победе посвящается…»







Номинация № 3

«Методическая разработка мероприятия

для учащихся 10-11 классов»

Название разработки

«Ленинград в дни блокады»









Автор:

Верьясова Светлана Викторовна

Место работы:

МБОУ Вачский центр образования

Должность:

учитель русского языка и литературы











2015

Методическая разработка «Ленинград в дни блокады».

(8 сентября 1941 - 27 января 1944)


Мероприятие проходит в форме телепередачи «Как это было…»

Цель: способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гордости за прошлое нашей страны, чувства уважения к памяти погибших во время войны; вызвать у школьников чувство сопереживания к трагической судьбой ленинградцев, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.

Оборудование: книжная выставка, дневник Тани Савичевой, дневник Юры Рябинкина, «Седьмая симфония» Д. Шостаковича, карта ВОВ, плакат «Хлебный паек»; репродукции картин, посвященных блокаде Ленинграда, фото героев Ленинграда.

Эпиграф:

И каждый, защищавший Ленинград,

Вложивший руку в пламенные раны,

Не просто горожанин, а солдат,

По мужеству подобный ветерану.

Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,

Что в сотни раз почетней и трудней

В блокаде, в окруженье палачей

Не превратиться в оборотня, в зверя…

Учащиеся заранее готовятся к мероприятию под руководством учителя (работают с историческими документами, литературным материалом, дневниками, подбирают музыку, распределяют роли). Класс делится на группы, и ребята выполняют домашние задания.

На доске изображается схема:

Ленинград в дни блокады

здесь же размещены плакаты военных лет, карта, стеллаж с художественными и документальными книгами о событиях блокадного Ленинграда. При проведении мероприятия были привлечены документы, письма военных лет, стихи о войне, отрывки из рассказа Е.И.Носова «Живое пламя».

На фоне музыки:

Чтец 1

Нечистая сила,

Фашистская сила

В броне и крестах

По земле колесила.

Чтец 2

Горела планета

Зимой и весною.

Под Лондоном где-то,

У нас, под Москвою.

На склонах Карпат,

На вершинах Кавказа

Ползла неотступно она,

Как проказа.

Ведущий:

Страшной страницей Великой Отечественной войны была блокада Ленинграда. Она продолжалась 900 ужасных дней и ночей.

Сегодня мы вспомним, как это было…

Ведущий:

Но прежде давайте обратимся к произведению Е.И.Носова «Живое пламя». Один из учеников кратко пересказывает содержание рассказа. Учитель подводит учеников к мысли о том, маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем. Ее сын погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика. Писатель подводит читателя к мысли о нравственной сущности жизни: прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. И пока мать будет помнить о сыне, он будет жить в ее сердце и в сердцах людей. Вот и мы должны помнить, какой ценой завоевано наше счастье жить под мирным небом. И наше мероприятие звучит как память о тех, кто выстоял в блокаде Ленинграда и кто погиб в эти страшные годы.

Историк: Решающие события летом и осенью 1941 года развернулись на южном и юго-западном подступах к Ленинграду. Гитлер считал, что захватом северной столицы русских будет уничтожен один из главных символов их революции. Решение этой стратегической задачи возлагалось на войска группы армий «Север» под командованием генерала -фельдмаршала В. Леебс. Группа армий включала 16-ую, 18-ую армии, 40-ую танковую группу. Она должна была отрезать Ленинград с востока и юго-востока. Русская армия должна была не допустить противника к Ленинграду, удержать коммуникации, связующие его со страной, и прикрыть военно-морские базы.

Не сумев взять Ленинград штурмом, гитлеровцы решили добиться цели длительной блокадой, артиллерийским обстрелом и бомбардировками с воздуха.

Эксперт:

В тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941 года, подготовленных в ставке Гитлера, говорилось: а) «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город артиллерией и авиацией…б) Весной мы проникаем в город… все, что осталось живое, возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы-Финляндии».

Ведущий: 8 сентября - начало блокады Ленинграда.

Эксперт 1 зачитывает «Письмо И.В.Сталина Жукову, Жданову, Кузнецову, Меркулову» (секретно). (См. Приложение № 1)

Эксперт 2 зачитывает из «Дневника генерала Ф. Гальдера» от 08 июля 1941 г. (см. Приложение № 2)

Ведущий:

В беспримерной истории Ленинграда, его жителей - защитников самым тяжелым временем была зима 1941-1942 года. В городе, кроме защитников, находилось свыше 2,5 млн. человек населения. С 4 сентября по 3 ноября враг предпринял 272 обстрела общей продолжительностью 430 часов. Совершалось около 100 налетов. Связь с Большой Землей поддерживалась только по Ладожскому озеру. 20 ноября норма выдачи хлеба была еще сокращена, рабочие стали получать 250 гр., а остальные - 125 гр. в сутки. Истощились запасы топлива, прекратили работу электростанции, замерз водопровод, остановился городской транспорт. Недоедание привело к росту смертности населения. За первую половину 1942 года погибло от голода 60 тыс. человек. В ноябре 1941 года погибло 11тыс. человек, в декабре- 52 тыс. человек.

Чтец:

Мне скажут - Армия…

Я вспомню день- зимой, январский день сорок второго года.

Моя подруга шла с детьми домой,

Они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен, хоть и недалек,

И подошел к ни человек в шинели, взглянул и вынул хлебный свой паек

Трехсотграммовый, весь обледенелый.

И разломил, и детям дал чужим,

И постоял, пока они поели,

А мать рукою серою, как дым,

Дотронулась до рукава шинели,

Дотронулась и, посветлев в лице:

Не ведал мир движенья благородней!

(О.Бергольц)

Ведущий зачитывает «Нормы карточного снабжения ленинградцев» (см.Приложение № 3)

Как люди выживали, как боролись с голодом, как… это… было…?

Военный корреспондент:

Урезка хлебного пайка за короткий срок более чем на одну треть пагубно сказалась на здоровье людей. Чтобы заглушить муки голода, они прибегали к различным способам изыскания пищи: охотились на птиц, ловили кошек или собак, случайно где-то уцелевших, выбирали из домашних аптечек все, что можно применить в пищу, - касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень. Осажденные с каждым днем все сильнее и сильнее ощущали дыхание смерти. В ноябре дистрофия и голод угнали в могилы 11085 человек. С 23 ноября по 1 декабря удалось завести всего 800 тонн муки, меньше двухдневного расхода. Люди умирали от голода. Было решено передать продовольствие (аварийный запас) с кораблей и частей фронта для выдачи пайка населению. Смерть постигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь людей обрывалась у станка. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее - просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвого на полпути. Работники коммунального хозяйства и здравоохранения ежедневно подбирали трупы и увозили их на грузовых машинах на кладбище. Рыть землю не хватало сил. Команды МПВО взрывали землю и опускали в могилы десятки, сотни трупов, не зная имен умерших. В декабре от дистрофии умерло 52881 чел, в январе-феврале - 199187 чел.

Эксперт 3 зачитывает из «Дневника Ю. Рябинкина»

Ноябрь 1941 г. Ленинград.

«Теперь я забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно… Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох. Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 граммов сливочного масла и 500 граммов колбасы из конины с соей».

Декабрь.

«Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству…выхода нет. Тупик. Голод. Какой страшный голод! Страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность…Я постиг свой удел… Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором… Я недостойный сын своей матери».

Историк зачитывает из воспоминаний академика Д.С. Лихачева:

«Люди оставляли умирающих матерей, отцов, жен, детей, переставали кормить тех, кого бесполезно было кормить, выбирали, кого из близких можно спасти. Раздевали трупы на улицах, чтобы забрать теплые вещи для живых. Отрезали остатки иссохшей кожи на трупе, чтобы сварить из нее суп для детей».

Литературная зарисовка

Чтец 1:

Какая долгая зима,

Как время медленно крадется!

В ночи

Ни люди, ни дома

Не знают,

Кто из них проснется.

Чтец 2:

И по утру,

Когда ветра

Метелью застилали небо,

Опять короче,

Чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

Чтец 3:

В нас голод убивает страх,

Но он же убивает силы…

На пискаревских пустырях

Все шире братские могилы

И зря

Порою говорят:

«Не все снаряды убивают…»

Когда мишенью Ленинград,

Я знаю, - мимо не бывает.

Чтец 4:

Ведь даже падая в Неву,

Снаряды - в нас,

Чтоб нас ломало,

Вчера там каменному льву

Осколком лапу оторвало.

Чтец 5:

Но лев молчит.

Молчат дома,

А нам

По-прежнему бороться,

Чтоб жить и не сойти с ума,

Какая длинная зима.

Как время медленно крадется.

Эксперт рассказывает о «Дневнике Тани Савичевой» (см. Приложение № 4)

Ведущий:

Этот дневник одиннадцатилетней девочки является свидетельством трагедии и подвига Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. А вот воспоминания тех, кто выжил.

Ученица

Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 года не стало отопления, света, воды, и стены дома примерзли на 20-30 см. В ту пору на окнах была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это ночь), а ночью никто не кушает, надо терпеть. Блокадный паек- 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода - это одно из устойчивых воспоминаний моего детства (Л.Т.Шепелева, профессор, доктор исторических наук).

Ведущий. Не было в истории человечества города, который бы выдержал блокаду в 900 дней. Но Ленинград выстоял и победил.

А Таня… Летом 1942 года 148 воспитанников Ленинградского детского дома № 48 были вывезены по Ладоге и попали в Горьковскую область, в село Красный Бор Шатковского района. Состояние Тани, находившейся среди этих ребят, расценивалось врачами как «постоянно угрожающе-опасное». Болезнь, вызванная длительным голоданием, была уже неизлечима. Девочку похоронили на сельском кладбище.

31 мая 1981 года, в канун Международного дня защиты детей, здесь открыт памятник Тане Савичевой. Рядом - возведенная в 1975 году стела с барельефным портретом девочки и страницами из е дневника (автор проекта - десятиклассник из с. Старое Иванцево Шатковского района Дмитрий Курташкин). Дневник Тани - экспонат Музея истории Санкт-Петербурга.

Историк:

Для изменившегося положения Военный Совет Ленинградского фронта и городской комитет приняли решение о создании автомобильной дороги по льду Ладожского озера для доставки грузов в Ленинград и эвакуации в тыл населения и промышленного оборудования. Эта ледовая магистраль протяженностью 30 км. поистине стала Дорогой жизни, как назвали ее жители и защитники города.

Чтец 1:

В Рубацком по берегу девочка шла

Тропой, что к Неве протянулась,

А рядом в волнах бескозырка плыла,

И девочка ей улыбалась.

Одна бескозырка, другая… И так

Был воздух. Заря спустилась.

На Охте старушка заметила их

И медленно перекрестилась.

И плыли они мимо строгих громад-

Гранитных твердынь Ленинграда.

И будто бы их провожал Ленинград

Суровым молчаньем блокады.

И я был свидетель того, как вода

Кипела в Усть-Тосно, как схода.

Бросались на вражеский берег суда

Десанта Балтийского флота.

Историк 1: об участии жителей Вачского района в событиях блокадного Ленинграда

У стен великого города повторил подвиг Николая Гастелло летчик-истребитель из р.п. Вача Герой Советского Союза Михаил Шаронов. Его эскадрилье было приказано нанести сокрушительный удар по колонне немецких войск. Одна атака, другая… Вдруг самолет потряс взрыв зенитного снаряда. Из-под мотора вырвались языки пламени. А внизу - колонна немецких автомашин и бензовозов. Михаил развернул горящую машину к последней цели. Огромный взрыв потряс все вокруг.

Историк 2:

Из Ленинграда эвакуировались детские дома. У каждог4о ребенка на рукаве была нашита тряпочка, на которой химическим карандашом были написаны его имя, отчество, фамилия номер детского дома, город назначения. Село Филинское, Вачского района, Нижегородской области, расположено вблизи шоссейной дороги и недалеко от пристани Александрово. Это обстоятельство не раз использовалось в ходе войны. В мае 1942 года первую партию раненых бойцов и командиров принял развернутый в Филинском госпиталь № 2825. Особенно много ранениых поступило в середине лета 1942 года, в период напряженных боев. Жители Филинского оказывали большую помощь в организации их питания и снабжения одеждой. После окончания Курской битвы в августе 1943 года госпиталь из Филинского передислоцировали в Тульскую область.

Летом 1942 года в район прибыло около 250 детей из Ленинграда и Ленинградской области. Село Филинское, где для этих детей был открыт детский дом, стало для них второй родиной. Некоторые из них подросли, остались жить и работать на фабрике.

Корреспондент:

В «Вачской газете» от 14.04.2010 г. Екатерина Серова, блокадница Ленинграда, пишет: « В Филинском детдоме мы провели свое трудное детство и до сих пор благодарны людям, которые приняли нас в трудное время». На месте детдома был возведен храм. Бывшие воспитанницы детдома Е.И.Серова и З.П.Степанова преподнесли в дар Филинской церкви икону Божией Матери заступницы всех детей и икону Серафима Саровского.

На фоне «Седьмой симфонии» Шостаковича:

Тихо постой, помолчи…

Слушай святую минуту молчанья.

Спят ленинградцы, спят москвичи,

Сибиряки, украинцы, минчане.

Спят и не слышат далекого боя

Пекарь и зодчий, кузнец и поэт.

Стало бессмертье их общей судьбою

Только к живым возвращения нет.

Минута молчания.

Ведущий:

Люди! В минуты молчания эти

Вечную память о павших храня:

Помните!

Мы постоянно в ответе

За мирное солнце грядущего дня.

Подведение итогов и обсуждение.

1.Как вы думаете, правильно ли поступили жители, оставшись в Ленинграде? Может быть, его надо было сдать?

2.Как чувствовали себя дети в годы войны и как себя вели?

3.Смогли бы так поступить люди сегодняшнего времени?

4.Кто из ваших родных воевал? В каких операциях принимал участие? Чем награжден?

Участники мероприятия вместе с учителем делают вывод о значении данных мероприятий.

Память не должна умирать: человек жив, пока жива память о нем.





Приложение.

1. Из «Письма И.В.Сталина Жукову, Жданову, Кузнецову, Меркулову» (секретно).

Говорят, что немецкие мерзавцы, идя в Ленинград, посылают вперед своих войск детей, стариков, старух, женщин, делегатов от занятых ими районов с просьбой большевикам сдать Ленинград и установить мир. Говорят, что среди ленинградских большевиков нашлись люди, которые не считают возможным применить оружие к такого рода делегатам.

Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожать в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов. Мой совет: не сентиментальничать, а бить врага и его пособников, вольных или невольных, по зубам. Война неумолима, и она приносит поражение в первую очередь тем, кто проявил слабость и допустил колебания. Если кто-либо допустит в наших рядах колебания, тот будет основным виновником падения Ленинграда. Бейте во всю по немцам и по их делегатам, кто бы они ни были, косите врагов, все равно, являются ли они вольными или невольными врагами. Никой пощады ни немецким мерзавцам, ни их делегатам, кто бы они ни были. Просьба довести до сведения командиров и комиссаров дивизий и полков, а также до Военного Совета Балтийского флота и командиров и комиссаров кораблей.

21.09.41 И.В. Сталин

2. Из «Дневника генерала Ф. Гальдера» от 08 июля 1941 г.

«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы стало ясно «неколебимое решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие», которое лишит центров не только большевизма, но и московитов (русских) вообще».

3. «Нормы карточного снабжения ленинградцев».

Ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 года по февраль 1942 гражданскому населению не выдавался. Электричества не было. Хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на 30% из суррогатов и заменителей.

4. О «Дневнике Тани Савичевой».

Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего 9 страниц. На шести из них даты. И за каждой датой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи:

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

Дядя Леша - 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 г.»

А потом без даты:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

5. Хлебный паек в день (в граммах)

01.10.1941

20.11.1941

25.12.1941

24.01.1942

Рабочего

400

250

350

400

Служащего

200

125

200

300

Иждивенца

200

125

200

250

Ребенок до 12 лет

200

125

200

250

Другие продукты (в граммах в день)

жиры

мясо

крупа

сахар

Калорий/ сутки на одного чел+

Рабочего

20

50

50

50

1087

Служащего

8,3

26,6

33,3

33,3

581

Иждивенца

6,6

13,2

20

26,6

466

Ребенок до 12 лет

16,6

13,2

40

40

684


© 2010-2022