Сценарий внеклассного мероприятия Семейный альбом

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Одной из основных форм сотрудничества семьи и школы является изучение истории семей и родов, которые способствуют воспитанию чувства гордости за свой род, свою фамилию, способствуют развитию традиций и духовной культуры: духовной памяти, чувство родства, уважения к живущим рядом. Собирая данные о своих родственниках, записывая биографию бабушек и дедушек, дети сохраняют историю своей семьи для будущего поколения.

Именно семья была, есть и всегда будет важной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может без школы обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Тесное сотрудничество школы и семьи может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовать творческий союз детей и взрослых: педагог - ребенок - взрослый.

Методическая разработка мероприятия «Семейный альбом» создана для реализации школьной комплексно-целевой программы «Патриот». Одной из задач программы «Патриот» является развитие чувства уважения к старшему поколению, особое внимание уделяется укреплению связи разных поколений, семейных традиций, изучению и знанию своих «корней», истории семьи, рода.

Мероприятие предназначено для методической помощи педагогу-организатору, классному руководителю при проведении внеклассной работы с семьёй. Проводится в форме семейного вечера.

Результатом литературной встречи может стать оформление фотоальбомов - экспонатов для школьного музея.

Плох тот человек,

Который не помнит,

Не ценит,

Не изучает свою родословную.

Тема: «Семейный альбом»

Цель: Способствование становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.

Задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к семье, чувство дружбы.

2. Определить значение имени и фамилии в родословной.

3. Вызвать интерес к своему роду, связи времён, связи поколений,

способствовать усилению связи между членами семьи.

Форма: Семейный вечер

Подготовительная работа:

  • Провести конкурс «Семейный альбом».

  • Подготовится к выступлению, собрать информацию о родословной своей семьи.

  • Провести классные часы: «Что означает моё имя, фамилия», «Как составить родословную».

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка детских рисунков и поделок, подарки для семей (фотоальбом), грамоты для детей, аппаратура для воспроизведения и презентации проекта «Моя родословная», «Семейный альбом», 5 столов, 5 скатертей, 5 настольных ламп.

Ход мероприятия:

( В зале сидят семьи за столиками. Столы накрыты белой скатертью. На столе стоит лампа, лежат семейные альбомы. Звучит песня «Семейный альбом». Слова М. Танича, музыка Д. Тухманова. Сопровождается по мультимедийному проектору фотографии из фотоальбомов. Слайд 1-7 ).

Ученик: Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в красоту находим

Хоть новому принадлежим.

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие гости!

Ведущий 2: Мы рады вас приветствовать, и просим принять активное участие в сегодняшнем разговоре. Тема нашего вечера «Семейный альбом».

Ведущий 1: Оказывается, каждого новорождённого, человечество ждёт в течение полутора веков и готовиться к его появлению на свет.

Ведущий 2: Исследования доказывают, что отдельные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребёнка, причем наиболее сильно воздействует пятое - деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь рождённого ранее не пропадает бесследно. К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.

Ведущий 1: Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости».

(Слайд 8)

(Исполнение песни «Родительский дом». Слова М. Рябина, музыка В. Шаинского).

Ученик: Природа, Родина, народ…

Слова в сознании оживают,

Их не случайно корень род

В единую семью объединяет.

Я к влаге бережно приник,

Я пью студёными глотками,

И слово звонкое родник

Одними вспоено корнями.

Ведущий 1: Родительский дом, родители, род…

Ведущий 2: Что означает слово род? Обратимся к учителю истории

(Слайд 9)

Учитель истории: Род - это не только родные, родственники, это и весь народ. Род к роду - народ. Мы все вместе народ, который состоит из маленьких и больших родов, дружных и работящих.

Ведущий 1: Как могучая река берёт силу из маленьких ручейков, так и наша культура обогащается семьями, родами.

Ведущий 2: Фамильная гордость, интерес к своей родословной - всё это ветви одного дерева, имя которому - патриотизм. Нельзя жить иванами, не помнящими родства, невозможно изучить историю Родины в отрыве от родного края. Но прошлое - это не только перечень событий, это и судьба, яркие страницы биографий реальных людей.

Ведущий 1: В старину, прежде чем начать общаться с человеком, узнавали его родословную. Иван Грозный перед встречей со шведским королём послал ему такое письмо: «Пишешь ты там, что твой отец - венчанный король, а мать твоя - венчанная королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но предки-то их на престоле не бывали. А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим» (Слайд 10)

Ведущий 1: Что же такое родословная?

Ведущий 2: Родословная, или как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. (Слайд 11)

Ведущий 1: Сегодня с достаточной полнотой составлены родословные Романовых, Лермонтовых, Пушкиных и других известных исторических лиц.

(Слайд 12).

Ведущий 2: А с чего лучше начать работу над родословной? Слово учителю истории.

Учитель истории: Работу над родословной лучше начать со смешанной восходящей, то есть по памяти родителей, бабушек, дедушек. Если вы проследите линию только вашего рада, то и тогда это будет большим делом не только для вас, но и для истории, так как будут собраны сведения и документы, которые, быть может, нельзя найти ни в каких исторических книгах и архивах.

Ведущий 1: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств.

Ведущий 2: К тому же миллионы из них не оставляют своих родословных, а в вашей она будет!

Ведущий 1: Ваш род станет заметен в истории уже тем, что в собранной вами родословной хорошо и полно будут отражены поколения ХХ - ХХІ века.

Ведущий 2: Послушайте сейчас тех, кто уже начал составлять свои родословные.

(Выступление детей о своей родословной)

Ученик: Нам были память и любовь даны.

Чтобы сердцам ушедшим поклониться,

И, может статься, будут неполны

Без этих строк истории страницы.

Ведущий 2: Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Ведущий 1: Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчёты и ошибки лягут на них тяжелым бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, но и историю нашей жизни со всеми её достоинствами и просчетами.

Ведущий 2: Все члены вашей семьи имеют свою историю. Но ваши семьи не живут обособлено от других: они связаны со многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых, в свою очередь, имеет собственную историю. Значит, история вашей семьи является частью истории страны.

Учитель истории: слово «фамилия» в значении «семья» заимствовано из латинского языка - «наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям».

Ведущий1: Фамилия - это вся твоя семья. Она объединяет несколько поколений. К своей семье надо относиться бережно и стараться не пятнать её плохими поступками.

Ученик: В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

Ведущий 2: Объясните происхождение своих фамилий.

(Ответы детей).

(Стихотворение сопровождается слайдами 13 -16)

Ученик: Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Пускай совсем я маленький,

Но Родину люблю,

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!

Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над Родиной моей!

Ведущий 1: Какое счастье - прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю! А история начинается уже с нашего имени. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя возникло у человека не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Ведущий 2: Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Знаете ли вы, что означает ваше имя?

(Дети отвечают).

Ведущий 1: Отгадайте кроссворд (Приложение 4, слайд17)

(Слайд 18)

Ученик: Вчерашний день, минувший год

Не умирают в человеке.

Прошедший век - он в нашем веке

Ещё звенит, ещё поёт.

Живут высокие веленья

Ума и сердца прежних лет,

Давно угасшие волненья

Ещё отбрасывают свет.

И фотография в альбоме,

И куст сирени под окном,

И тишина в отцовском доме

Твердят о времени ином.

Ведущий 1: А сейчас подведём итоги смотра-конкурса семейных альбомов. (Семьи-победители представляют свои альбомы).

Ведущий 2: Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит».

(Слайд 19)

Ведущий 1: Представьте, что мы с вами - семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберём то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам? ( Доброта. Понимание, уважение, забота, тепло)

( Слайд 20-21).

Ведущий 2: Вот мы построили дом, в котором тепло.

Ведущий 1: Семейный очаг - это маленькое солнце, это фундамент и источник жизни на земле. Какой бы холодный ветер ни подул, тепло семейного очага всегда согреет нас с вами и придаст уверенность нашим силам.

Ведущий 2: Семейный очаг надо беречь, нельзя дать ему угаснуть! (Слайд22)

Ученик: Всех благ вам в жизни и здоровья,

Богатства, мира и тепла.

Семья, согретая любовью,

Всегда надёжна и крепка.

Ученик: Пусть молодость у вас не гаснет,

А вместе с ней любовь и доброта.

Пусть вечными гостями в доме

Будут счастье,

Покой, уют и доброта.

Ведущий 1: Соберите в ладони своё тепло.

Пусть его будет много.

Поделитесь своим теплом друг с другом.

Возьмитесь за руки, друзья.

(Исполнение песни). «Под крышей дома своего» (Слайд 23)

Конечно, это мир прекрасен,

Но лишь семья милей всего!

И только там возможно счастье,

Где крыша дома твоего. (2 раза)

Семья всегда всего начало,

И мы хотим лишь одного:

Чтобы семья существовала

Под крышей дома моего,

Под крышей дома твоего.


Кроссворд

  1. Наследственное имя семьи.

(Фамилия)

  1. Как называют людей, которым предстоит жить в будущем?

(Потомки)

  1. Перечень всех поколений одного рода, устанавливающий происхождения и степень родства.

(Родословная)

  1. Место, где мы бываем все вместе.

(Дом)

  1. Что является летописью семьи?

(Фотоальбом)


Список литературы

  1. Дик, Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов [Текст] / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 416с.

  2. Можаров, Н. Как составить родословную [Текст] /Н. Можаров// Воспитание школьников. - 1992.-№5.- С. 21-25.

  3. Суркова, Н. История фамилии [Текст] / Н. Суркова.// Начальная школа. - 2006. - №19. - С 83-92.

  4. Суслова, А. В. О русских именах [Текст] / А. В. Суслова. - Л.: Лениздат, 2007.- 320с.

  5. Шейко, Н. И. Русские имена и фамилии [Текст] / Н. И. Шейко. - М.: Вече, 2006.- 304с.



10

© 2010-2022