«Я попал в твои сети, или влияние социальных сетей на человека»

Предлагаемая работа представляет собой исследование о пользе и вреде наиболее популярных социальных сетей, содержит анкетирование для определения уровня зависимости от социальных сетей. Может быть интересна для широкого круга. Исследование проводилось при участии учащихся и родителей МБОУ СОШ № 1 города Радужный.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18

Научно - исследовательская работа «Я попал в твои сети, или влияние социальных сетей на человека»

Введение

«У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия».

В. Франкл, 1990

Во все времена смена исторических этапов развития общества сопровождалась формированием новой системы управления и внедрением новых способов и средств коммуникации. Человечество всегда испытывало страх перед новыми средствами коммуникации и считало, что новый способ общения меняет психологию и поведение человека. Платон предполагал, что письменность ослабляет память и предлагает людям «окаменевшую душу», и справедливо предупреждал: «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство, припоминать станут извне, доверяясь письму, посторонним знакам, а не изнутри, сами собою». [7]. Автомобиль отнял у нас любовь к пешим прогулкам, с появлением телефона люди реже стали писать друг другу письма… (Приложение 1).

Но, место ораторского искусства заняли литература и театр, эпистолярный жанр был возрожден в электронной почте, а благодаря автомобилю мы можем путешествовать гораздо быстрее.

Еще несколько лет назад, под словами - «зайди ко мне» подразумевался исключительно визит в гости, но с недавних пор это все чаще обозначает посещение странички в соцсети.

«Вконтакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Фэйсбук», «Твиттер» - если вы, до сих пор не зарегистрированы ни на одном из вышеприведенных сайтов, можете гордиться, так как являетесь скорее исключением общего из правила, чем его нормой.

Интерес к теме зависимости от сети Интернет впервые был проявлен западными учеными еще в 1994 году, в исследованиях К. Янг, а в 1995 году И. Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения Интернет-зависимости. В дальнейшем все больше авторов обращались к этой проблеме (Д. Гринфилд, К. Сурратт и др.) [2]

В нашей стране данная проблема представлена у А.Е. Войскунского, В.А. Лоскутовой, а А.Ю.Егоров и С.А.Игумнов определяют Интернет зависимость как «сборную группу разных поведенческих зависимостей» [2]. А.Е.Войскунский отмечает, что «почти любое человеческое увлечение в своих формах позволяет говорить о развитии психологической зависимости» [3]

Сегодня школьных психологов, педагогов и родителей все больше беспокоит возрастающая увлеченность и время, которое подростки проводят в социальных сетях, таких как «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир» и других. Но, почему то считается, что в социальных сетях запутались только подростки. На самом деле в результате проведенного мною исследования выяснилось, что странички в соцсетях есть у 89 % педагогов нашей школы, и 37 % бывают там довольно часто, 67 % родителей моих одноклассников имеют аккаунты в «Одноклассниках», «Моем мире» или других сетях, и 56 % пользуются ими довольно активно. У меня тоже есть страничка «В Контакте», и я часто провожу там гораздо больше времени, чем хотелось бы.

Действительно ли соцсети это паутина, которая неумолимо затягивает своих жертв навсегда? Или социальные сети приносят и пользу? На эти вопросы я и попыталась ответить, проведя свое исследование.

Актуальность проблемы: многие люди проводят в социальных сетях все большее количество времени, возникает так называемая «зависимость от социальных сетей». Интерес к общению в социальных сетях, их положительные и отрицательные стороны и обусловили выбор темы исследования: влияние социальных сетей на человека.

Исходя из темы исследования, целью моей работы является выявление положительного и отрицательного воздействия социальных сетей на человека.

Объект исследования: популярные социальные сети: «Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook».

Предмет исследования: достоинства и недостатки социальных сетей.

Задачи:

1) Изучить литературу и интернет - источники об истории создания и развития социальных сетей;

2) Рассмотреть структуру и возможности различных социальных сетей;

4) Провести анкетирование среди учащихся, родителей и учителей, обработать полученные данные и сделать выводы;

5) Составить рекомендации как можно интернет - зависимости от социальных сетей.

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: проведение анкетирования среди учащихся и учителей, наблюдение за общением и поведением пользователей в соцсетях, обращение к собственному опыту общения в виртуальном пространстве.

Теоретическая значимость исследования - в ходе проведенного исследования я изучила историю развития социальных сетей, а также получила новые знания о роли виртуального общения.

Практическая значимость исследования - благодаря проведенному мною исследованию я смогла обнаружить признаки зависимости от социальных сетей не только у себя и учащихся моей школы, но даже у некоторых учителей и родителей.

Данные работы могут быть использованы классными руководителями на родительских собраниях и классных часах, учителями-предметниками на уроках информатики.

Глава 1.История появления и развития социальных сетей

1.1 Понятие и история появления социальных сетей

Чтобы вести рассуждения о социальных сетях в сети Интернет, необходимо обратиться к изначальному понятию социальная сеть. Когда я начала собирать материал для своего исследования, то с удивлением узнала, что термин «социальная сеть» появился задолго до появления самого Интернета, и, конечно же, самих современных интернет - сетей. Термин был введен в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Д. Барнсом [1]. Это социальная структура, состоящая из группы узлов, и которыми являются социальные объекты (люди и организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений)[4]. Если говорить более простым языком, то социальная сеть это некая группа знакомых людей, где сам человек является центром, а его знакомые ветками. Между всеми членами сети есть двусторонние или односторонние связи.

Социальная сеть платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. [8]. Это веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети.

Первые компьютерные сети также объединяли группы людей, которые использовали для создания и поддержания социальных связей средства общения с помощью компьютера - таким средством стала электронная почта.

02.10.71 года - отправлено первое сообщение на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPANet. В 1988 году финский студент Ойкаринен изобрел IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат) - сервисную систему для общения в режиме реального времени.

Первая социальная сеть, похожая на современные появилась в 1985 году. Р. Конрад, владелец компании Classmates Online Inc. создал сайт Classmates.com, который помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Официальным началом бума социальных сетей можно считать 2003 год, когда были запущены проекты MySpace, Hi5 и Linkedln с 2004 года появляются такие мировые гиганты, как Facebook, Twitter и гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир. [11] (Приложение 2)

1.2 Первоначальные способы массового общения

Электронная почта - эта форма общения возникла самой первой и продемонстрировала саму возможность общения с помощью вычислительных сетей. Телеконференции или группы новостей стали следующим этапом развития систем массового общения между людьми. Особенности - хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена и различные способы группировки сообщений.

Интерактивные беседы - в процессе развития телекоммуникаций все большее количество пользователей начали работать в Интернете в режиме постоянного присутствия и поэтому возникла необходимость сервиса общения в режиме реального времени. Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (IRC).

Эти сервисы обеспечивали выполнение деловых задач - информирование, обсуждение производственных проблем, рабочие коммуникации. Постепенно общение стало более свободным и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества - группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен информацией был гораздо более активным и протяженным во времени, чем вне их.

1.3 Обзор популярных социальных сетей

В мире существует очень много социальных сетей. Чтобы не запутаться в них окончательно я решила проанализировать три наиболее популярные из них. (Приложение 1)

ВКонтакте - Вконтакте.ру - самый популярный интернет-ресурс России и Украины (по данным Alexa [6]). По сути является аналогом Фэйсбук. Пользователи ежедневно загружают 500-600 млн. страниц видео и аудиоконтента (статистика liveinternet.ru [10] ). Сайт: vk.com/. Регион: преимущественно Россия, также проект популярен в Украине, Беларуси, Казахстане и др. Год основания: 2006 год, основатель Павел Дуров. Тип: сеть для личного общения. Посетителей в месяц: более 40 млн. активных пользователей, при этом более 135 млн. аккаунтов. Прирост посещаемости: положительный. Проблемы: популярность во многом поддерживается за счет пиратского контента (музыка, фильмы, порно). Из - за этого у владельцев сети возникают проблемы с правообладателями.

Одноклассники русский аналог Classmates.com. сайт, создан, чтобы помочь людям, найти своих бывших одноклассников, сокурсников, старых друзей и дать им возможность поддерживать связи между собой, несмотря на расстояния. Две привлекательные функции - сервисы «Мои гости» и «Друзья друзей». «Мои гости» показывает список пользователей, посетивших страницу, и является одной из самых востребованных среди членов социальной сети, вторая существенно увеличивает время, проводимое в сети. Сайт: odnoklassniki.ru/ Регион: Россия, Украина и другие страны СНГ. Год основания: 2006 год, основатель Альберт Попков. Тип: сеть для личного общения. Посетителей в месяц: более 20 млн. пользователей, при этом более 68 млн. аккаунтов. Прирост посещаемости: положительный. Проблемы: В проекте многие сервисы платные. Сеть очень открытая, и много информации доступно посторонним. Некачественный интерфейс.

Facebook - год основания - 2004. В мае 2011 года в Facebook было зарегистрировано более 700 млн учётных записей. Самая популярная социальная сеть в мире. Компания постоянно придумывает и внедряет новые идеи, ведет активную интеграцию с внешним миром, создает свой «facebook-интернет». Сайт: facebook.com/. Регион: США, Индонезия, Великобритания, Турция, Индия, Мексика, Филиппины, Франция, Италия, Германия, более 5 млн. пользователей в России. Год основания: 2004 год. Тип: сеть для личного общения. Посетителей в месяц: более 700 млн. активных пользователей. Прирост посещаемости: положительный. Проблемы: Излишняя открытость для внешнего мира, отсутствие приватности. Часть сервисов платная. Многим не нравится интерфейс сети.

Наиболее популярные социальные сети в России (Приложение 3).

Глава 2. Положительные и отрицательные стороны социальных сетей

В этой части работы я собрала наиболее часто встречающиеся обвинения в адрес социальных сетей, и попыталась подтвердить или опровергнуть их на основе полученных мною данных.

1. Социальные сети это наркотик - здесь я хотела бы начать с того, что, по моему мнению действительно справедливо в критике соцсетей, с того, с чем спорить невозможно - социальные сети действительно вызывают зависимость и привыкание, что и показали результаты проведенного мною исследования (Приложение 4). Да, как и другие каналы коммуникации, соцсети быстро вошли в привычку и стали неотъемлемой частью нашей реальности. Но, вместе с тем, и люди, часами проводящие время у телефона или полдня сидящие у экрана телевизора тоже были и есть объектом порицания этих средств коммуникации, но мир не рухнул. Конечно, есть люди, которые слишком много времени проводят в социальных сетях, но также есть люди, злоупотребляющие самыми обычными продуктами питания, но из-за этого продукты питания никто не запрещает. Соцсети - это, прежде всего средство общения между людьми. Общение - одна из основных потребностей человека, а соцсети позволяют людям общаться, несмотря на расстояния.

Сотовый телефон также поставил нас в зависимость от себя в самые кратчайшие сроки, и мне кажется, то, что в школах дети на перемене, а то и на уроках не выпускают из рук сотовый телефон - гораздо хуже.

2. Социальные сети - это уход от реальности. Социальные сети, в отличие от компьютерных игр это, прежде всего, средство общения с реальными людьми, а не с выдуманными персонажами. Это средство общения между реальными людьми, а не параллельная реальность. Подробно о критике «виртуальной идентичности» описано в работе М.Соколова [6]. Сам факт существования соцсетей доказывает, что человеку в первую очередь интересны другие люди, общение с ними. Да, конечно, многие пользователи соцсетей, как показало мое исследование, часто преувеличивают какие либо сведения о себе, но и с другой стороны, излишняя открытость личности в сети не всегда приемлема. Подростки могут сказать гораздо больше через сеть, чем в реальной жизни, и не чувствовать себя при этом неудобно: у них есть время обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно. Когда человек заполняет анкеты, в социальной сети, он может реально задуматься над своими интересами и желаниями. Самовыражаются в сети 56 % школьников. Некоторые выкладывают результаты своего творчества - стихи, песни, музыку, видео, указывают интересы, увлечения, хобби.

Но виртуальная среда не дает достаточных навыков общения. При злоупотреблении у подростков на подсознательном уровне развивается страх общения с реальными людьми, они стесняются знакомиться в жизни, возникают трудности с речевыми оборотами. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение невидимому объекту.

3. Социальные сети делают человека тупым - появление книги также вызывало множество споров и обвинений, многие величайшие мыслители древности (Сократ), с презрением относились к самой идее записи слов и мыслей, поэтому, к сожалению, не все их наследие дошло до нас в текстах их учеников. Упрекать соцсети в том, что люди стали меньше читать не совсем справедливо, на мой взгляд, радио и телевидение задолго до них сократили количество читающего и думающего населения. А в сетях люди наоборот используют именно текстовую информацию. А подыскивая себе интересные статусы - часть пользователей знакомиться с мыслями известных людей. Конечно, общение в сетях у некоторых людей вызывает упрощение написания текстов, вместо полноценных слов - пишут странные аббревиатуры, но ведь и в школьных тетрадях некоторые ученики пишут полную абракадабру, приводя в ужас учителей. Сегодня молодые люди ведут блог, чтобы получить мнения других людей по различному поводу, 8% опрошенных учеников нашей школы имеют блог в Твиттере. В сети можно почерпнуть значимую для образования информацию. Например, «В Контакте» является самым крупным в Рунете хранилищем аудио, видео и фотоматериалов, которые можно слушать, просматривать и скачивать. Наверное, не случайно выбор учеников нашей школы принадлежит именно этой сети - 97%.

Социальные сети, в отличие от книг, радио и телевидения, позволяют человеку участвовать в создании контента [8]. Человек не только пассивно потребляет информацию, но и формирует собственное индивидуальное информационное пространство, она дает человеку новые каналы и возможности для работы с информацией, сохранения и передачи знаний. В сети человек формирует собственное информационное пространство.

Но, общение в социальных сетях снижает и упрощает уровень грамотности. Упрощается язык, допускаются грамматические ошибки, к которым люди привыкают и впоследствии не могут избежать в живой речи. 19 % опрошенных учеников используют приложения «Готовые домашние задания по всем предметам и для всех классов». 89% учащихся тратят время на пребывание в сети от 30 минут до 6 часов в день в результате - безразличие к учебе, ухудшение оценок, нехватка времени для чтения и общения.

4. Социальные сети используются преступниками - Facebook и другие социальные сети критикуют, за то, что они облегчили преступникам процесс слежения за своими жертвами или даже нахождение новых жертв. Такое обвинение не является полностью необоснованным - 76 % наших учеников добавляет себе в друзья незнакомцев, что может сделать их потенциальными жертвами обмана или насилия. С другой стороны социальные сети специально создают настройки конфиденциальности, чтобы помочь предотвратить получение мошенниками личной информации. Но они не могут заставить некоторых людей пользоваться этими настройками, так что в конечном итоге большая часть ответственности ложится на индивидуальных пользователей, а не на самих сетей, многие пользователи не пользуются настройками конфиденциальности (54 % опрошенных), делая свои профили общедоступными. Также, нужно отметить, что социальные сети используют и правоохранительные органы для поиска должников и преступников.

В заключение, хотелось бы отметить, что в социальных сетях «В Контакте» и «Одноклассники» часто создаются группы для оказания помощи людям, попавшим в беду или бездомным животным.

Глава 3 Результаты социологического исследования

Среди учащихся 9 классов МБОУ « СОШ № 1», родителей учащихся и учителей было проведено социологическое исследование с помощью анкетирования, целями которого было выявить: какие социальные сети предпочитают представители различных возрастных групп населения, какие положительные и отрицательные стороны видят пользователи в социальных сетях, определить возможность возникновения интернет зависимости у респондентов. Из 39 обучающихся в 9 классах было опрошено 37 человек, также в опросе согласились участвовать 20 родителей и 11 учителей. (Приложение 4).

Основными положительными сторонами социальных сетей и взрослые, и ученики считают - возможность общения. Было выявлено, что 98 % учеников, 67 % родителей и 89% учителей имеют аккаунты в социальных сетях.

Несмотря на большое количество социальных сетей, я определила, что наибольшей популярностью пользуются «ВКонтакте» (61%) на втором месте общение в IСQ (22%), а дальше по убывающей: «Одноклассники» (32%), «Мой мир» (20%), «Facebook» (7%), «Twitter» (4%).

У учителей оказались следующие результаты - «Одноклассники» - 88%, «Мой мир» - 67%, «Facebook» - 13%, «Twitter» - 2 %, IСQ - 0%.

Среди родителей были - «Одноклассники» - 61%, «В контакте» - 38%, «Мой мир» - 23%, %, IСQ - 9% , «Facebook» - 6 %, «Twitter» - 4%.

Результаты исследования показали, что приоритеты посещаемости тех или иных социальных сетей меняются в зависимости от возраста и уровня образования. Сети «В контакте» отдают предпочтение подростки, и взрослые со средним или среднеспециальным образованием. В «Одноклассниках» зарегистрированы в основном люди старшего поколения - родители и учителя. Приоритета в уровне образования не выявлено. «Facebook» и «Twitter» предпочитают ученики, которые хорошо учатся в школе и взрослые с высшим образованием, ICQ - пользуются в основном подростки.

У разных респондентов оказались разные причины пользования социальными сетями - для большинства, это в первую очередь средство общения с друзьями, одноклассниками, родными, кто - то пытается найти старых знакомых и друзей, кто - то мечтает восстановить былые отношения, а для кого - то это просто удобный способ для самовыражения и новых знакомств. Также среди причин пользования социальными сетями были названы - слушать музыку и делать домашнее задание.

Среди отрицательных сторон большинство и учащихся и взрослых назвали то, что социальные сети отнимают много времени и часто заменяют реальное общение на виртуальное. А несколько учеников и родителей даже написали, что соцсети мешают готовиться к ЕГЭ.

Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Проведенный опрос показал, что большинство респондентов (88%) не считают себя зависимыми от социальных сетей. Однако анализ анкет, говорит об обратном. У 32 % опрошенных учащихся и 14% родителей результаты показали возможность возникновения проблем из - за слишком большого количества времени, проводимого в сети. У учителей зависимости от социальных сетей не обнаружено. (Приложение

Результаты проведенного опроса показали, что большинство родителей негативно воспринимают увлечение подростками Интернетом и социальными сетями, хотя при этом многие из них так же являются активными пользователями соцсетей. Почему то считается, что именно Интернет портит психику и мешает нам учиться. Но насчет психики можно поспорить - многое в жизни негативно на неё влияет (постоянные стрессы в школе, ЕГЭ, контрольные, ссоры с родителями и друзьями). Как часто мы слышим от родителей и учителей - "Ты стал(а) хуже учиться. Это все Интернет виноват, правда?" А может, мне просто стало сложнее? Или просто лень? Или мне не интересно то, что преподают в школе? Много ответов, много причин, и нельзя винить во всем социальные сети. Наказывая нас родители отключают Интернет дома. Наивные люди. Перекрывая его дома, родители усложняют жизнь и себе и своему ребенку, ведь есть интернет клубы и друзья, не отключенные от сети. Ведь проблему можно решать и по-другому: например, спросить у своих детей, почему их успеваемость упала, и стиль одежды резко изменился (не в лучшую сторону), не нужно делать поспешных выводов. А может нам не хватает внимания со стороны взрослых, которые вечно заняты своими делами? Резкими и жесткими действиями можно только ожесточить против себя, нужно поступать демократично и стараться понять своих детей, а то и просто поставить себя на их место.

Заключение

В процессе работы над поставленной проблемой, я изучила специальную литературу, провела социологические исследования. Что и помогло, как мне кажется, раскрыть тему, осветить различные стороны проблемы. Я узнала много нового не только о социальных сетях, но и о своих сверстниках. Я пришла к выводу, что нельзя однозначно считать социальные сети злом, разрушающим психику человека, во всем есть свои минусы и плюсы.

В ходе исследования были выявлены такие проблемы: 98% опрошенных учеников зарегистрировались в сети для общения, 88% проводят там до и более 3 часов в день, 88% наших учеников добавляет себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами Интернет - мошенников. Подростки более подвержены влиянию социальных сетей, поэтому необходимо, вовремя выявить зависимость и предостеречь от чрезмерного пребывания в социальных сетях. Но, я думаю, это не повод отказываться раз и навсегда от их использования. Возможно, нужно попробовать свести к минимуму все опасные факторы: взрослым необходимо пытаться найти общий язык с детьми и чаще рассказывать о возможных последствиях чрезмерным увлечением социальными сетями объяснять, какие опасности скрыты в сети, и как их избежать, например - какие фото и видео можно размещать, а какие нельзя. И взрослым и подросткам важно осознавать, что социальные сети это всего лишь проект, вид развлечения и виртуального общения со знакомыми, а не часть жизни.

Ну и, несомненно, нужно оказывать больше внимания своей реальной жизни: проблемам в школе, в семье, друзьям, а также увеличивать время пребывания в компании реальных, а не виртуальных друзей.

Положительные моменты - возможность общения на дальних расстояниях, и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение… Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Нужно помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и общаться в социальных сетях.

Так же мною были проведены социологические опросы, среди учащихся, родителей и учителей нашей школы. В опросах приняло участие 11 учителей и 37 учеников. Результаты своих опросов я выразила в таблицах и диаграммах.

Я надеюсь, что прочитав мою работу многие задумаются… Причём не только подростки, но и их родители. Достучаться до людей - вот самая главная для меня задача. Необходимо понимать, что все наши действия имеют последствия, а проявится, они могут и сегодня, и завтра, и через поколения. У человека всегда есть выбор, даже если, кажется, что его нет.

Список использованной литературы

  1. Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер. с англ. - М.: СК Пресс, 1996. - 167с.

  2. Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 267 c.

  3. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость - патология XXI века?// Вопр. ментальной медицины и экологии. - 2000. - Т. VI, №1.-С. 11-13.

  4. Носов Н. А. Виртуальная псхология. - М.: Аграф, 2000. -432 с.

  5. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. - 592 с.

  6. Соколов М. Онлайновый дневник теории виртуальной идентичности. М.: Мысль, 2011.

  7. Платон, Федр / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1993 г., с. 186.

  8. Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2003.

  9. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2003. - 378 с.

  10. Википедия - социальная сеть (Интернет);

  11. Социальные сети от А до Я история развития социальных сервисов Интернета (2007);

  12. ВЦИОМ - рейтинг популярности социальных интернет-сетей (2010);

  13. Pronets.ru - какие существуют социальные сети;

  14. Dnevnik-uspeha.ru - какие существуют социальные сети (в Интернете)?

Приложение 1

«Недостатки письменности» по мнению фараона Тамуса…

«Сократ. Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрёл число, счёт, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена.

Царём над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога - Аммоном.

Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать.

Когда же дошёл черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости».

Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой - судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение.

В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою.

Стало быть, ты нашёл средство не для памяти, а для припоминания. Ты даёшь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».

Платон, Федр / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1993 г., с. 186.



Приложение 2

«Я попал в твои сети, или влияние социальных сетей на человека»

Немного статистики:

Для того, чтобы достигнуть 50 миллионов пользователей, радио понадобилось 38 лет, телевидению - 13, Интернету - 4, iPod - 3 года, а самой популярной американской социальной сети, чтобы достигнуть числа в 100 миллионов пользователей нужно было меньше 9 месяцев

«Я попал в твои сети, или влияние социальных сетей на человека»1. На Facebook зарегистрировано более 350 миллионов человек: Да! Если бы эта социальная сеть была отдельной страной, то она бы занимала 3 место сразу после Китая и Индии.

2. Психологи США представили свету новый диагноз Facebook зависимость (FAD).

3. Facebook переведен более чем на 70 языков.

«Я попал в твои сети, или влияние социальных сетей на человека»1. Пять лет назад Twitter был только лишь идеей 3 человек, работающих над ней.

2. Первое сообщение Twitter вне Земли было отправлено с Международной космической станции астронавтом НАСА Кримером Тимоти Джоном «ТиДжеем» 22 января 2010.

3. В настоящее время Twitter растет на более чем 1.123 миллионов аккаунтов в день, который насчитывает больше чем 13 новых аккаунтов в секунду.

«Я попал в твои сети, или влияние социальных сетей на человека»1. С момента запуска Google+ спустя 3 недели, зарегистрировалось более 20 миллионов человек.

2. Самым популярным пользователем сети пока остается Марк Цукерберг.

3. 17 сентября вице-президент компании Google - Вик Гундотра сообщил, что количество пользователей, зарегистрированных в Google+ составляет 400 миллионов пользователей

Общие факты:

Исследования показали, что увлечение соцсетями подрывает иммунитет человека.

Социальные сети служат причиной каждого третьего развода в мире.

Пребывание в соцсетях увеличивает риск самоубийства, т.к. делает человека более отрешенным от действительности, минимизируя контакты с окружающими.

80% людей доверяют мнению своих онлайн-друзей больше, чем своих реальных товарищей.






Приложение 3

20 любимых социальных сетей в России

В первую двадцатку Web 2.0 в России вошли 11 российских, 7 американских социальных сетей, 1 из Германии и 1 из Великобритании:

1. ВКонтакте, vkontakte.ru

2. Мой мир, mail.ru

3. Одноклассники, odnoklassniki.ru

4. Ютьюб, youtube.com

5. Википедия, wikipedia.org

6. ЛайвДжорнал, livejournal.com

7. Блоггер, blogger.com

8. Фейсбук, facebook.com

9. Пати покер, partypoker.com

10. Рутьюб, rutube.ru

11. Дайри, diary.ru

12. Мамба, mamba.ru

13. Лавпланет, loveplanet.ru

14. Травиан, travian.ru

15. Беон, beon.ru

16. Твиттер, twitter.com

17. Фликр, flickr.com

18. Мир тесен, mirtesen.ru

19. Майспейс, myspace.com

20. Мой круг, moikrug.ru





Приложение 4

Анкеты и тесты.

1. АНКЕТА
Инструкция: ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Спасибо!

1. Ваш пол
2. Ваш возраст
3. Ваше образование, профессия
4. Как часто Вы посещаете социальные сети интернет?
5. Укажите, какие социальные сети Вы посещаете?
6. Какую из вышеперечисленных социальных сетей Вы посещаете чаще
всего?
7. Что Вас притягивает в данных социальных сетях? Ответьте развернуто.
8. Много ли у Вас друзей в социальных сетях?
9. Вы часто выкладываете свои фотографии?
10.Вы часто меняете свой статус в зависимости от настроения?
11.Вы заходите в социальную сеть каждый раз, когда нечем заняться?
12.Дайте свое определение социальной сети:_________________________

98 % учеников, 67 % родителей и 89% учителей имеют свои аккаунты в социальных сетях.

Ученики - «ВКонтакте» (61%) на втором месте общение в IСQ (22%), а дальше по убывающей: «Одноклассники» (32%), «Мой мир» (20%), «Facebook» (7%), «Twitter» (4%).

Учителя - «Одноклассники» - 88%, «Мой мир» - 67%, «Facebook» - 13%, «Twitter» - 2 %, IСQ - 0%.

Родители - «Одноклассники» - 61%, «В контакте» - 38%, «Мой мир» - 23%, %, IСQ - 9% , «Facebook» - 6 %, «Twitter» - 4%.

2. Диагностика личности на интернет-зависимость Кимберли Янг.

С помощью этого теста можно определить степень интернет - зависимости по не сложным 20 вопросам. На которые даются такие варианты ответов:

Никогда или крайне редко - 1 балл

Иногда - 2 балла

Регулярно - 3 балла

Часто - 4 балла

Всегда - 5 баллов

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете общению с друзьями?
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут...», когда находитесь в сети?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

Исходя из результатов, даются следующие характеристики испытуемым:

Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 - вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование Интернета.

Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 - вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 - чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние Интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием Интернета.

88% респондентов не считают себя зависимыми от социальных сетей. Однако анализ анкет, говорит об обратном. У 32 % опрошенных учащихся и 14% родителей результаты показали возможность возникновения проблем из - за слишком большого количества времени, проводимого в сети. У учителей зависимости от социальных сетей не обнаружено.

3. Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 - очень редко, 2 - иногда, 3 - часто, 4 - очень часто, 5 - всегда
1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.






























Приложение 5

Опросы

Опрос №1 Вопрос: «Хорошо или плохо Интернет влияет на подростка?»

Всего принимало участие 36 учащихся 9-х классов

Общая таблица и диаграмма результатов опроса: хорошо - 20, плохо 1, и то и другое 15.

Опрос 2: «Какие из сайтов вы считаете полезными для подростка?»

Ответы родителей учеников 9 А класса (принимало участие 15 человек)

Ответы родителей учеников 9 Б класса (принимало участие 10 человек)


© 2010-2022