Трудности адаптации учащихся 5 а класса в средней школе

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Как показывают социологические исследования, большое влияние на ребенка оказывает семья - 50%, средства массовой информации - 30%, улица - 10%, школа - 10%. Вывод: все начинается с семьи. Все начинается в семье.

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы -

Все начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Умение страдать и сложность жизни видеть -

Все начинается с семьи.

Опять вставать, идти и ошибаться,

И так всю жизнь и только не сдаваться -

Все начинается с семьи.

Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание - формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придает той семейной обстановке , в которой он вырос. Если о человеке говорят, что он из хорошей семьи, это значит, что этот человек… (продолжите предложение, называя человеческие качества: трудолюбивый, честный, приятен в общении, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью, он хороший семьянин, гражданин своего Отечества). Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей.


Самые близкие ребенку люди - его родители. И для родителей дети - смысл и радость всей жизни. ( пословицы на доске: «Родительское сердце - в детках», «Дети не в тягость, а в радость», «Нет ближе дружка, чем родная матушка»). Если дети окружены заботой, любовью, вниманием своих родных, если в доме уютно, тепло, чисто, то такой дом дети очень любят. Дом можно сравнить с гнездом, в котором подрастают, набираются сил и ума малыши. Когда дети вырастут и разлетятся из-под родного крова, то и свои собственные семьи они станут создавать по образу и подобию родительских.

Мы живем в очень сложное время. Душа ребенка действительно становится ареной борьбы добра и зла. Сохранить и развить в ребенке лучшие душевные качества, основы нравственности призвана семья.

Изначально семья строится на чувстве любви: проявлении ласки, нежности, заботы, терпимости, умении прощать, чувстве долга… Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему чувство счастья, защищенности от внешних невзгод, надежность существования, а в лице родителей - авторитетных советчиков. В семье ребенка принимают таким, какой он есть, - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий. В семье он свой.

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

останется тайной опорой твоей.

Родительская любовь - одно из самых красивых и чистых человеческих чувств. Отношения родителей между собой, их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера - всё это уже само по себе воспитывает личность.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускают серьёзные ошибки в воспитании детей. Например, удовлетворяют прихоти и капризы ребёнка, и он чувствует себя привилегированным членом семьи. Или проявляют равнодушие к его духовным запросам, интересам. Или, напротив, закармливают его любовью, и он становиться самовлюблённым эгоистом. Такие дети вырастают ни к чему не приспособленными, не обладают жизненным опытом.

Чрезмерно опекаемых детей очень трудно потом научить самостоятельности. Они полагаются в своих поступках на чьё-то решение. Такой человек не станет в жизни опорой ни для кого. Неверно поступают и те родители, которые распоряжаются будущим своего ребёнка и выбирают сами ему профессию. Иногда мы стремимся ни в чем не отказывать детям, забывая о том, что никакие материальные блага ничто по сравнению с духовным общением. В связи с этим позволю себе ссылку на Сухомлинского: "Никогда нельзя допускать, чтобы мои желания всегда удовлетворялись и чтобы родители в чём-то ограничивали себя или создавали для себя трудности; согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей, не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль. Не допускать, чтобы отец и мать всё лучшее отдавали тебе!"

И если дети не таят мелочного зла за так и не полученные от вас компьютеры или модные джинсы, но помнят совместные прогулки, душевные разговоры, если у них сохранилась потребность общения с вами - значит, вы растите хороших детей.

Одним из отрицательных явлений стал сейчас гражданский брак. Дети, рождённые в таком браке, с самого рождения часто оказываются ущемлёнными в своих правах: отцы, как правило, устраняются от воспитания. А как расценить тот факт, что взрослые в разговорах с детьми употребляют нецензурные выражения, брань? К великому стыду, это стало почти нормой. И, конечно, несчастливы те семьи, где есть пьющие родители. Тут одними призывами делу не поможешь. Важно, чтобы родители сами поняли пагубность этих негативных проявлений и захотели исправиться, и только тогда будет возможность изменить жизнь к лучшему.

Атмосфера семьи больше всего определяется её прочностью, её нравственными идеалами. Но нет, пожалуй, ни одной семьи, где бы не возникало разногласий между родителями. Если у родителей конфликты, то и дети ими задеты тоже. Реакция детей на семейный конфликт разная: у одних возникает агрессивность, у других - цинизм, недоверие, депрессия. Всё это ведёт к дисгармоничности личности. Вполне естествен вопрос: как обезопасить себя и своих детей от подобных ситуаций? Просто: личные интересы должны быть приведены в соответствие с семейными. Хотя бы одному из супругов надо попытаться прекратить ссору и замолчать. И это не проявление слабости. Такая позиция достойна уважения. Разговор можно продолжать без детей. Ребёнок должен быть как можно дальше от семейного конфликта. Ещё более разрушительно действуют на ребёнка разводы родителей. Дети в возрасте 10-11 лет осуждают обоих родителей, кто лишает их защищённости в семье.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и иногда делают нечто такое, за что потом бывает стыдно. Все из нас когда-либо совершали подобные ошибки.

Вывод из всего сказанного: родителям нельзя думать только о себе. С рождением ребёнка они взяли ответственность на себя за его благополучие. И они должны постараться уберечь своего ребёнка от всего, что отрицательно отразится на его психике и развитии. Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: "Мой ребёнок не виноват в моих жизненных трудностях".

И помните: дети, как сказал один мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее. Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье.

Семья - это школа любви для взрослых и детей. Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветер и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать их в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращаться с детьми нужно с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед вами.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, они утрачивают чувство собственного достоинства.

"Говорят, что несчастье - хорошая школа. Может быть... Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному" - эти слова принадлежат А.С.Пушкину. Пусть в доме, где растёт ребёнок, царит солнечная атмосфера простых и добрых отношений. Дом не притягателен для ребёнка, если в нём нет радости общения, шутки, юмора, споров, ободряющей улыбки близких людей. Скучен дом, в котором нет ласки, тепла.

Хорошая семья - та, в которой нет проповедей, крика по поводу всякой мелочи, нет ханжества, когда дети и взрослые члены семьи одинаково ответственны за покой и уют в доме, за радость семейного очага, когда родители и дети не просто близкие по родству люди, а близкие по душе, это самые лучшие друзья.

Говоря о принципах родительского воспитания, я пришла к выводу о том, что самым весовым среди них является принцип принятия ребенка. Принятие ребёнка - это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Принятие ребёнка - это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей - это безграничная вера в то, что ребёнок, которому подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значительность своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу. Это делает ребёнка лучше, добрее, умнее.

Надо помнить, что потребность духовного общения начинается с участия детей в совместном со взрослыми домашнем труде. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок полюбил домашний труд. Воспитательная ценность такого труда не только в его практических результатах, но и в той духовной близости, которая возникает при этом между родителями и детьми. Много интересных традиций можно связать и с досугом, например, увлечение спортом.

Эти традиции обогащают жизнь семьи, сближают родителей и детей. Чем больше в семье хороших традиций, тем она дружнее. Обычно дети охотно помогают в домашних делах:

дежурят на кухне, накрывают на стол, моют посуду, помогают готовить еду. Постепенно надо приучать детей к бережливости, аккуратности. Вместе приводите в порядок одежду, стирайте, гладьте, пришивайте пуговицы и т. д.

Старайтесь развить в детях самостоятельность и веру в свои силы. В разговорах с детьми отмечайте, что мир держится на добрых, душевно благородных людях. Учите детей быть участливыми, дружелюбными, приучайте их к тактичности, а когда необходимо - сдержанности и всегда к вежливости в общении. А в условиях любви и ласки и дети растут намного добрее и мягче. И кто знает: быть может, их доброта, ласковость, сердечность и внимание друг к другу помогут им в будущей семейной жизни. А это очень важно. Терпение, ласка, нежность, понятное молчание, взаимопонимание. Это важно для любого человека, а тем более, для ребёнка. Вот почему, что бы ни произошло в школе или где-либо, дети бегут домой, а не куда-то: они знают, что именно в семье их всегда участливо выслушают и успокоят, поймут и пожалеют, простят, а потом мягко, неназойливо посоветуют, как быть. У любого ребёнка, как и у взрослого, есть право на ошибку, на слабость. Поэтому при проступках надо стараться внушить детям веру в то, что такого больше никогда не повторится. Даже трудный ребёнок нуждается только в помощи, а не в критике и наказаниях. Вселяйте в детей уверенность в то, что они могут преодолеть любые трудности.

Как можно раньше ребёнок должен познакомиться с семейным бюджетом. Тогда он будет знать, куда тратятся деньги семьи, что не все его желания могут быть удовлетворены. Также он должен понять, что те деньги, которые родители приносят домой, являются результатом большого труда их родителей. Но а если работает только отец, а мать-домохозяйка, то детям следует объяснить, что быть мамой и хозяйкой дома нужно уметь. Эта работа требует огромных сил, напряжения, ответственности, мудрости.

Оградить детей от зла невозможно, но можно противопоставить злу душу, полную любви. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению у ребёнка чувства собственного достоинства и самоуважения. Но очень важно не "закармливать" детей любовью, чтобы они не уверовали в свою исключительность и не стали маленькими наполеончиками.

По мнению психологов, детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Из 25 пятиклассников лишь 17 ребят сказали о том, что родители их ласкают и говорят ласковые слова, остальные отметили, что родители считают это "телячьими нежностями". 10% детей быстро назвали бранные слова, которые используют родители в общении с ними.

Да, мы все живые люди, у всех бывают минуты отчаяния и горечи. Но дети имеют право на плохое настроение, а мама - нет. Нельзя обманывать надежды детей на добрую маму. Не на раздражительную, измученную, сердитую маму, а на добрую, тёплую, приветливую, которая всегда приласкает, с которой всегда тепло, светло и интересно. Дети должны знать, что матери нелегко, но их наполняет жизненной силой то, что они видят мать, не покоряющуюся невзгодам, борющуюся с ними. Пусть что-то не ладится, но не позволяйте себе впадать в уныние. Недаром замечательный педагог и писатель А.С.Макаренко писал: "Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших детей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем".

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома", - говорил Лев Толстой.

Очень значительным и важным принципом в воспитании детей является принцип доступности. Он особенно актуален для семей 21 века. Во время психологических консультаций многие родители объясняют проблемы воспитания собственного ребёнка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба. Быть доступным - это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, чтобы пообщаться с ребёнком. В общении с ребёнком промедление иногда подобно смерти. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом.

Добрая, тёплая атмосфера дома, тихие задушевные беседы между детьми и взрослыми, общие цели, дела, традиционные домашние пироги - всё это объединяет, делает родными и в то же время обогащает детей опытом семейной жизни и приносит большую радость и детям, и нам, взрослым.

Воспитывает ребёнка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между её членами, отношение к труду, отдыху, к людям.

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях - всё это имеет для ребёнка большое значение», - писал А.С.Макаренко.

Если вы хотите сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребёнком, прислушайтесь к следующим советам:

1.Помните, что ваша семья и ваш ребёнок - это самая большая ценность вашей жизни.

2.Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется.

3.Доступно объясните ребёнку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи, не жалуйтесь ребёнку, рассказывая ему о вашей работе, демонстрируйте ему свою успешность, рассказывайте о своих успехах.

4.Интересуйтесь не только отметками ребенка, но и его душевным состоянием, впечатлениями от прожитого дня, от общения с друзьями.

5.Изучайте своего ребёнка, знакомьтесь с его внутренним миром, бойтесь опоздать!

6.Не тратьте вечера на телевизор и необязательные телефонные звонки.

7.Помните: лишая своего ребёнка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости.

Помните - бумерангу свойственно возвращаться.

Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. На проявление ребёнком этих качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Родители могут подготовить ребёнка к жизни, не иначе как показывая ему собственные положительные примеры. Если родители несут ответственность за судьбу своего ребёнка, если они проявляют душевное внимание к ребёнку, включают его в общие дела семьи, если ребёнок вовремя накормлен, обут, одет; если постоянно присутствует контроль за занятиями ребёнка, если с ним обсуждают его дела и дают советы, то и дети будут готовы к выполнению своего социального долга. А главная обязанность вашего ребёнка сейчас - это его отношение к ежедневному ученическому труду. Не уставайте объяснять детям, что учёба - это их основная обязанность и сложный труд, и помогайте им в решении их учебных проблем, Если ребёнок в добром здравии, но просто не хочет ничего делать, он должен быть наказан, и необходимо, чтобы наказание воспринималось им осознанно.

Воспитывать у ребёнка ответственность - это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители не научились говорить ребёнку «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.

И уж совершено недопустимо безразличие по отношению к собственным детям. Равнодушие оборачивается страшными трагедиями, которых можно избежать, если помнить о родительском долге.

Важная составляющая успешности воспитания детей в семье - авторитет родителей.

Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитетные родители не боятся критики со стороны детей, умеют прощать и просить прощение у собственных детей. Авторитетность родителей в глазах ребёнка - это, прежде всего, желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца или матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если им объяснят, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Самым близким и дорогим людям - своим родителям - дети адресуют своё письмо-обращение. (Приложение)

Уважаемые родители! Ваши дети повзрослели. У них начинается новая, интересная жизнь. Какой она будет, во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед. Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни.

Ваш ребёнок учится в 5 классе уже 3 месяца. Одни дети гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие непросто переживают изменение в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Мы заметили, что дети изменились - некоторые иногда тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, слишком развязными, суетятся. Как результат - у некоторых снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными. Кроме того, учёные пришли к выводу о волнообразной цикличности в настроении и поведении детей: 9 лет - замкнутый, невротичный, 10 лет - спокойный, 12 лет - уравновешенный.

Наш школьный психолог провела анкетирование в классе по выявлению уровня тревожности и вот его результаты. (Приложение)

К причинам медленной адаптации в 5 классе относятся, прежде всего, разные требования со стороны учителей - предметников, необходимость все эти требования учитывать и выполнять; большой поток информации, незнакомые термины, слова; чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удаётся уделить всем необходимое внимание.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому и учителям, и родителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Послушайте некоторые рекомендации для родителей пятиклассников в период адаптации:

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.

  3. Обязательное знакомство с его одноклассниками, возможность общения ребят после школы.

  4. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.

  5. Исключение физических и психических наказаний.

  6. Учёт темперамента ребёнка в период адаптации. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям, быстро теряют интерес ко всему, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насмешки, сарказм и жестокость.

  7. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и одновременно организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

  8. Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи.

  9. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.

Мы считаем, что дети в школе должны получать образование не за счёт здоровья, а вместе с ним, потому что здоровье является наиважнейшей ценностью не только человека, но и общества, государства.

Сохранению здоровья детей способствует здоровьесберегающая внутришкольная среда, комфортный психологический климат, программы и учебные планы, предохраняющие пятиклассников от перегрузок. Расписание уроков и продолжительность перемен соответствуют санитарным нормам. Объём домашних заданий не превышает установленных норм.

Своими рекомендациями по поводу сохранения и укрепления здоровья детей с вами поделится участковый педиатр Иванова Екатерина Васильевна. Выступление врача.

Воспитание- это последовательность целей, и поэтому:

  1. Нужно пробовать не наступать, а уступать.

  2. Не захватить, а отдать.

  3. Не кулак показать, а протянуть ладонь.

  4. Не спрятать, а поделиться.

  5. Не кричать, а выслушать.

  6. Не разорвать, а склеить.

А главное - как можно больше любви к ребёнку, как можно больше требовательности к нему. В заключение мне хотелось бы зачитать некоторые детские сочинения, адресованные вам (накануне дети написали сочинение "Послание моей семье"). Дорогие мамы и папы! Ваши дети любят вас, верят вам, ждут вас. Не обманывайте их ожидания и помните, что у вас есть самое большое чудо на свете - ваш ребёнок.

Свет в окне, я хочу,

Чтобы он не гас.

Свет в окне - свет тревожных

Любимых глаз!

Свет в окне -

Чередой бегут года.

Свет в окне - пусть не гаснет он никогда!

Подводя итоги всему сказанному, я всё-таки думаю, что сообща мы сможем многое, потому что мы очень хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, честными, сильными людьми, умеющими думать, мечтать, творить, любить и быть счастливыми.




















9

© 2010-2022