Педагогический проект «Мир и Я

Педагогический проект организации воспитательной деятельности со старшеклассниками «Мир и Я» Проект является примером реализации современной воспитательной тьюторской технологии, обеспечивает совместную досуговую, творческую и проектную деятельность учащихся, организованную на основе живой коммуникации. Проект обеспечивает внедрение системы тьюторства в образовательный процесс старшего уровня образования, в нем обозначены цели, задачи, ожидаемые результаты, определена новизна и практическая знач...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект «Мир и Я

















педагогический проект по организации воспитательной деятельности со старшеклассниками








Автор:

Ольга Александровна Пигарева,

классный руководитель 11 класса

МБОУ Гимназия №14 «Университетская»,

города Новосибирска










Содержание




Краткая аннотация проекта…………………………………………….


Проблема, на решение которой направлен проект…………………..


Цель, задачи проекта……………………………………………………


Этапы реализации……………………………………………………….


Ожидаемые результаты………………………………………………...


Условия реализации проекта. Ресурсное обеспечение……………….


Критерии эффективности реализации проекта……………………….






  1. Краткая аннотация проекта

«Возможностям ребенка нет предела!» - это является философской основой моей педагогической деятельности. Я - классный руководитель с тьюторской компетенцией.

Проект является примером реализации современной воспитательной тьюторской технологии, обеспечивает совместную досуговую, творческую и проектную деятельность учащихся, организованную на основе живой коммуникации. Тьюторское сопровождение - особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. Тьюторская позиция - это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор - это особая педагогическая позиция. Она отличается от традиционной учительской в первую очередь взглядом тьютора на ситуацию взаимодействия с учеником, на самого ученика. В основе взаимодействия тьютора и ученика лежит субъектная активность ученика. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т.е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Тьюторская позиция это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность.

Еще Аристотель отметил, что «коль человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - ему нужны слушатели или зрители; сочинил стихи - кому- то посвятил.

Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации Российского образования и концепцией профильного обучения является ориентация учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Из выше сказанного следует, что среди наиболее важных видов деятельности классного руководителя старшего класса можно отметить следующие: изучение личности каждого обучающегося класса, его склонностей, интересов; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого; развитие у обучающихся навыков общения, помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями; содействие получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в гимназии, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства, тесная связь с ВУЗами и коррекция работы по мере становления каждого учащегося; обновление содержания жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества; ведение активной пропаганды здорового образа жизни, физкультурно-массовых, спортивных и другие мероприятий, способствующих укреплению здоровья обучающихся.




  1. Проблема, на решение которой направлен проект

Сегодня многие из детей моего класса большую часть времени проводят в гимназии. Любой ребенок имеет право рассчитывать на гимназию как на место, где он может пережить радость достижения, счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Проект «Мир и Я» направлен на формирование классного коллектива и развитие личности каждого ученика.

Все это особенно важно в 10 классе, когда подростки стоят на пороге взрослой жизни, требующей от них способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию. Особое внимание при написании проекта обращала на высокую социальную активность учащихся класса. Класс - это общество личностей, поэтому эмоционально - психологические отношения в классе должны быть направлены на личностное развитие каждого ребенка. В таком коллективе должны быть сформированы:

  • общечеловеческая культура;

  • соучастие и сопереживание;

  • умение взаимодействовать.

Классное руководство - это не работа, а образ жизни. Задача состоит в том, чтобы общение с воспитанником было наиболее насыщенным. Основа основ - сотрудничество. Должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. Научить ученика нельзя - он может только научиться. Нельзя его воспитать - он может только воспитаться. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активность самого ребенка. Таким образом, сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.Воспитывать… В самом корне этого слова заложен глубокий и мудрый смысл: питать, подкреплять юное подрастающее существо, заботиться не только о хлебе насущном, но и о пище духовной, впитывая которую дитя взрастет гармоничным и полезным для общества.

Мое отношение к личности ученика основывается на признании его как создателя собственной жизни, который сам творит его дома, на улице, в общественных местах, в том числе и в гимназии. Отсюда в планировании воспитательной работы я особое место уделяю организации диспутов, бесед за «круглым столом», классным собраниям, работе над различными значимыми проектами (учебными, исследовательскими, социальными и творческими).

Воспитательная работа концентрируется по видам деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, спортивной и свободному общению, среди которых я отвожу особую роль развитию способности учащегося самостоятельно строить собственную жизнь и самого себя в процессе межличностных отношений.
















  1. Цель и задачи проекта

Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  • интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;

  • быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;

  • инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;

  • потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;

  • умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;

  • диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;

  • высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Проект содержит цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Цель:

  1. Формирование классного коллектива.

  2. Развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций.

Задачи:

  1. Объединить учащихся вокруг идеи социального проектирования, через создание в классе оптимальных условий для жизнедеятельности.

  2. Содействовать процессам самовоспитания, самообразования, самопознания.

  3. Вовлекать каждого ученика в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной самореализации и развития творческой активности десятиклассников.

  4. Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.

  5. Оказывать педагогическую поддержку в выборе будущей профессии.


  1. Этапы реализации проекта

I этап 10 класс

Цели:

1. Формирование классного коллектива.

2. Развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций.

Задачи:

1. Объединить учащихся вокруг идеи социального проектирования, через создание в классе оптимальных условий для жизнедеятельности.

2. Содействовать процессам самовоспитания, самообразования, самопознания.

3. Вовлекать каждого ученика в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной самореализации и развития творческой активности десятиклассников.

4. Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.

5. Оказывать педагогическую поддержку в выборе будущей профессии.

II этап 11 класс

Цель: Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи:

1.Создавать условия для самовыражения и самоопределения учащихся.

2.Содействовать формированию качеств личности, способной адаптироваться в современных условиях жизни.

3. Оказывать помощь в профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.










  1. Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит воспитать выпускника, адаптированного к условиям современного общества:

  • сформировавшего в себе личностные качества;

  • обладающего культурой общения и постоянно развивающегося в этом направлении;

  • объединяющего в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;

  • креативно мыслящего, сохраняющего при этом алгоритмичность рассуждений;

  • психологически адаптированного: стрессоустойчивого, имеющего навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;

  • испытывающего потребность в труде, профессиональной деятельности;

  • способного руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;

  • способного рационально организовать свой досуг;

  • свободно владеющего информационными и коммуникационными технологиями и применяющего их в своей повседневной деятельности.

Выпускник гимназии это:

  • успешный человек, владеющий ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми компетенциями, компетенциями личностного самосовершенствования;

  • юноша или девушка, обладающие всеми преимуществами, которая природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность;

  • личность, характеризующаяся следующими качествами: мобильностью, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью, способностью к сознательному выбору, коммуникабельностью, социальной активностью, умением сотрудничать, креативностью, созидательностью и конструктивностью мышления.


  1. Условия реализации проекта. Ресурсное обеспечение.

Гимназия располагает всеми необходимыми ресурсами для реализации проекта «Мир и Я».

Материально-технические -учебный кабинет закрепленный за классом оснащен современными техническими средствами обучения, кроме того в гимназии имеется класс робототехники, мобильный и стационарный компьютерные классы, создана современная инфраструктура для организации спортивно - массовой и оздоровительной деятельности, в наличии концертное оборудование и оснащение для проведения праздников, имеются отдельные помещения: танцевальный, актовый, спортивный залы и другое оборудование.

Организационные - административная команда, владеющая современными методами управления образовательным учреждением, действуют функциональные службы гимназии: психолого - педагогическая, оздоровительная, библиотечно - информационный центр, центр воспитательной работы, центр гражданского образования, развита сеть дополнительных образовательных услуг. В гимназии имеется полный пакет локальных актов, обеспечивающих деятельность гимназии, который обновляется в соответствии с новым законом об образовании.

Технологии и методики, которые я использую в работе с учащимися - это технологии открытого образования:

  • Картирование

В сентябре с учащимися проведено картирование «Я в гимназии», цель определения место положения ребенка в ОУ, его отношения к гимназии, понимание своего места, определение значимых для него мест. А через месяц с учащимися проведено картирование по теме «Мир моих увлечений». Анализ карт дает возможность раскрыть мир ребенка, его увлечения, его желания, то, что помогает тьютору увидеть ребенка изнутри. В декабре проведено картирование «Новосибирск - город, где Я», данные карт показывают понимание и осознание подросткам себя в масштабах города, их видение себя в городе, своего места и положения. Анализ карт позволяет определить направление дальнейшей работы с учеником. Это позволяет выстроить индивидуальную работу с учащимися карты, которых не четкие и не определенные. А так же организовать работу с группами тьюторантов по интересам.

  • «Кейс-обучение» (метод, основанный на разборе практических ситуаций)

Примером реализации данного направления служат тематические классные собрания, беседы, которые проводятся как со всеми учащимися класса, так и с группами по интересам. В ходе работы, дети разрабатывают возможные модели поведения в той или иной ситуации, они спорят, доказывают свою точку зрения, прорабатывая ту или иную ситуацию, тем самым получают опыт общения и взаимодействия.

Одно из последних таких мероприятий, тематическая беседа «ОН и ОНА», где девочки и мальчики обсуждали модели мужского и женского поведения. Это мероприятие позволило мне увидеть проблемы взаимоотношения внутри группы мальчиков и девочек, умение детей взаимодействовать друг с другом, умение проявлять и чувствовать себя в соответствии со своей гендерной ролью, ведь это одна из самых главных задач ребенка.

  • «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную).

Данная методика хорошо работает при планировании работы, обсуждении проведенных мероприятий, при организации ученического самоуправления, так например, в преддверии выборов органов ученического самоуправления, кандидаты, претендующие на один пост, представляют свои программы и планы, доказывая необходимость выбора именно их кандидатуры.

  • Составление индивидуального образовательного маршрута.

Примером служат графические индивидуальные маршруты, карты расписания на каждого ребенка. Наличие индивидуального маршрута ребенка позволяет не только отследить сферу его образовательных интересов, но и увидеть его занятость во внеурочное время и сферу интересов.

  • «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов).

Результативность деятельности учащихся, а также моей тьюторской деятельности оценивается по материалам портфолио достижений. Портфолио достижений, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки.

Личные портфолио наиболее успешных учащихся служат отличным примером высокой результативности тьюторской деятельности, что так же повышает мотивированность деятельности других учащихся. А так же беседы и лекции; разнообразные классные часы; классные собрания; совместные с родителями мероприятия; деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы; встречи с интересными людьми; занятия-практикумы; тестирование, анкетирование; тренинги; КТД; проекты.

Проект предусматривает 10 направлений: «Семья», «Интеллект», «Нравственность», «Профессиональное самоопределение», «Здоровье» «Гражданин», «Общение и досуг», «Лидер», «Безопасность», Работа с учащимися, требующими постоянной психолого-педагогической поддержки.

Реализация мероприятий проекта предполагает тесное взаимодействие классного руководителя с психолого-педагогической службой гимназии, учителями-предметниками, педагогами - организаторами, социальными партнерами, медицинскими работниками, родителями и т.д. Результативность проекта прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую диагностику.

  1. Критерии эффективности реализации проекта

Эффективность реализации проекта оценивается по следующим критериям:

  • стабильность основного состава участников проекта;

  • наличие портфолио учащихся;

  • наличие творческого продукта, созданного учащимися в совместной деятельности;

  • наличие программно-методического комплекса для обеспечения реализации проекта;

  • наличие высоких результатов конкурсной деятельности на различных уровнях (гимназия, район, город, регион и т.д.)

  • включение в процесс реализации проекта учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся, различных специалистов.

© 2010-2022