Сценарий литературно-музыкальной композиции о ВОВ: Войною не был сломлен дух

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Войною не был сломлен дух…
(документально-литературная композиция о концлагерях времен Великой Отечественной войны).

Цель: воспитание гражданско-патриотической позиции у школьников.

Возрастная категория- 5-8 классы

22 июня 1941 года памятно нам как один из самых трагических дней в истории нашей
страны. В этот день фашистская Германия напала на СССР. Над нашей страной нависла
смертельная опасность. За 1418 дней войны пострадало огромное количество людей:
военнослужащих, мирного населения и даже дети.
1 ведущий. Со дня ее окончания прошло уже 70 лет. Но мы с благодарностью вспоминаем ратные и трудовые подвиги всех тех, кто каким-то образом помогал ковать победу на фронте и в тылу.
Ночь… Я люблю этот час предрассветный,
Когда еще тьма тиха и густа,
Когда изливаются лучшие чувства
На трепетную белизну листа.
Снова пишу и пишу до рассвета,
И строки мои обжигают тетрадь…
Два мира сейчас в душе моей спорят, -
Вот почему не могу молчать!
Два мира… Один - золотой и синий,
Пронизанный горным солнцем насквозь.
И мир другой: где драконьей пастью
Чернеет оскал железных ворот,
Где память о пытках, допросах, зверствах
Душу входящего мучит и жжет,
Где над колючками ржавой ограды
Колокол скорби мерно звучит,
А из-за приземистых мертвых бараков
Труба крематория в небо торчит…
Таким, наверно, в древности люди
Себе представляли загробный ад:
Девять кругов - все мрачней и страшнее,
Где в жгучих мученьях души горят.
Ночь на исходе… Светает над морем…
А строчки все льются, все жгут тетрадь…
Два мира во мне мучительно спорят,
Вот почему не могу молчать…
2 ведущий. Чего же хотели эти люди, называющие себя «великой», «нордической расой»? Всего ничего: уничтожения одних народов, «биологического ослабления» других и онемечивания третьих.
Французы, итальянцы, греки и славян попали под «биологическое ослабление». Это жестокое обращение с населением, массовый террор, принудительные депортации, тотальное ограбление вплоть до полуголодного существования. Славянские народы предполагалось выселить за Урал или уничтожить.
3 ведущий. Главным средством выполнения нацистами программы уничтожения целых народов являлись концлагеря. Они густой сетью покрывали всю Европу:

  • Германия - Бухенвальд, Галле, Дрезден, Дюссельдорф, Катбус, Равенсбрюк, Шлибен, Шпремберг, Эссен;

  • Австрия - Амштеттен, Маутхаузен;

  • Польша - Красник, Майданск, Освенцим, Пшемысль, Радом;

  • Франция - Мюлуз, Нанси, Реймс;

  • Чехословакия - Глинско, Кунта-гора, Натра;

  • Латвия - Саласпилс;

  • Литва - Алитус, Димитравас, Каунас;

  • Белоруссия - Барановичи, Минск.

Общее количество концентрационных лагерей, их филиалов, тюрем, гетто, шде в тяжелейших условиях содержались и уничтожались различными методами и средствами люди, составляло 14033 пункта.
4 ведущий. Самыми ужасными считают Дахау, Освенцим, Майданск, Бухенвальд, Маутхаузен и Саласпилс. Время пребывания в них было достаточно коротким, так как основное назначение лагерей - «фабрика смерти».
Три беспощадных слова
С арки железной угрюмо глядят.
«Йедэм дас зайнэ!» - девиз фашистский,
Каждому, видите ли, свое:
Одним быть рабами, другим - господами,
Одним - рукоять, другим - острие,
Одним - потехи, другим - терзанья,
Одним - пиры, другим - кабала,
Одним - добыча, другим - погибель,
Одним - до отвала, другим - дотла!..
Любому, входящему в мрачную арку
Этих тупых беспощадных ворот,
Вбивали, вжигали: забудь свое имя,
Отныне ты лишь нумерованный скот,
Ешь гниль, надрывайся, безропотно гибни,
Ведь вас, безымянных рабов, не счесть…
5 ведущий. Зато у овчарок - у каждой свирепой
Клыкастой красавицы - кличка есть!
Да, здесь имена у людей отнимали,
Чтоб легче скотиною было считать:
Отныне ты - бессловесный призрак,
Мучайся, таскай непосильную кладь.
Ты - цифра, ты - тень в полосатой куртке,
Быть перестал ты самим собой,
Не имя выкликнут - лагерный номер,
Когда погонят тебя на убой…
6 ведущий. В концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания погибло более 13 миллионов советских людей, из них 1 млн 200 тысяч детей. Всего же жертвами фашисткой неволи было более 5 млн детей. Дожил до освобождения лишь 1 ребенок из десяти.
(чтение рассказа Ясика, стр. 174 - 179)

7 ведущий. Люди, постойте, люди, не плачьте,
Как бы тоска ни была горька,-
Здесь было больше и слез, и стонов,
Чем в целом мире за все века.
Люди, прошу, тишину мне дайте!
Ведь и сочувствие ни к чему
Тем, что вот здесь замучены были -
Тысячами ушли во тьму…
Люди, прошу, тишину мне дайте, -
Чтоб крик заглушить, нужна тишина,
Вулкан в груди моей закипает,
Но справиться, выстоять я должна.
Колючая проволока… Бараки…
Спускаешься в ад - за ступенью ступень.
8 ведущий. С помощью концлагерей гестаповцы пытались уничтожить индивидуальность заключенных, превратив их в покорную массу; использовать их для проведения многочисленных медицинских опытов.

Здесь убивали везде: в лазарете,
В каменоломне, в конюшне, в лесу,
В подземных цехах, на ночных допросах
И среди бела дня - на плацу.
Здесь убивали так злобно и подло,
Что в голову и сатане не придет:
Живьем зарывали, овчарками рвали,
Топили в ямах для нечистот…
9 ведущий. При перевозке заключенных постоянно подвергали самым разным пыткам. Многое здесь зависело от фантазии конкретного эсэсовца, взявшегося за ту или иную группу. Телесные наказания - плетка, пинок, пощечина, выстрел, удар штыком - чередовались пытками, которые должны были лишить человека всяческих сил.
Ограбление прибывших в лагерь заключенных было возведено в систему. Все вещи: чемоданы, одежда, вплоть до нательного, и обувь, забирались, сортировались, складывались в специально построенные и оборудованные склады и направлялись в Германию.
10 ведущий. На территории лагеря Освенцим имелось 35 специальных складов для сортировки и упаковки вещей и одежды. Здесь же на кожевенном заводе были обнаружены 293 тюка запакованных женских волос общим весом 7 тысяч килограммов.
Молчат бункера для допросов и пыток -
Давно разучились стонать и хрипеть.
Молчит, не гудит под смертельным током
Ржавых колючек паучья сеть,
Молчат в бетонных, сырых подвалах
Груды одежды, ботинок, волос…
Такого мучительного молчанья
В жизни мне слышать не довелось!
А сверху, над мертвенным этим безмолвьем,
Звучит и звучит колокольный зов:
«Слушайте, люди!.. Слушайте, люди!..
Не нужно, не нужно ни слов, ни слез!..»
И вдруг понимаю, зачем так упорно
К молчанью зовет этот вещий напев:
Лишь в тишине пробуждается совесть,
Лишь в тишине созревает гнев.
Да, чтобы сплавились гнев и совесть,
Нужны не рыданья, не стон, не крик -
Нужна тишина!
11 ведущий. В 1941 году в лагере Аушвиц был выстроен для сжигания трупов умерщвлённых людей первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая «баня особого назначения», т.е. газовая камера для удушения людей. В Майданеке только за период с 1942 по 1944 год было поставлено 7711 кг газа «Циклон - Б»
У входа в приземистый крематорий -
В грязный, потухший, протухший ад
Стою, - и верить не хочет сердце,
И верить глаза мои не хотят.
Настежь железные двери… За ними
Разинуты пасти драконов - печей,
Лотки для угля, вагонетки для трупов -
Орудья усердных культур-палачей.
В те печи не тесто ставили печься,
Чтоб вынуть на свет золотые хлеба, -
Скелеты в пергаментной, дряблой коже,
Несчастных, кого доконала судьба,
Кого доконали дубинки и ругань,
Позор унижений, пинки, плевки,
Каторжный труд, баланда из брюквы
Да гнет безысходной, холодной тоски…
12 ведущий. О, сколько надежд, слез, молитв, проклятий
Сгорело в бездонных этих печах!
Сюда, где гудел огонь ненасытный,
Где жирной золой объедалась земля,
Везли в колымагах вязанки трупов
И в смрадные складывали штабеля.
Случалось, что в груде уже остывших
Стонал еще теплый, полуживой,
Но здесь не привыкли долго возиться:
В печь всех подряд - вперед головой!
13 ведущий. В 1943 году в Гданьске был организован «Фармакологический институт Медицинской академии», которым руководил профессор Рудольф Шпаннер. Он приказал собирать человеческий жир для изготовления мыла. Профессор старался достать как можно больше трупов и вел переписку с тюрьмами и лагерями, с которыми договаривались о доставке трупов в институт.
Точно так же профессор приказал собирать и человеческую кожу, которая после обезжиривания подвергалась обработке определенными химическими веществами. Выработанная кожа складывалась в ящики и отправлялась в Германию для изготовления кошельков, женских сумочек, абажуров для настольных ламп и т.д.
Да, это здесь - в ослепленье, в безумье
Злобных страстей, сатанинских идей -
Люди не только людей убивали,
Но и в себе удушали людей.
Пыткой и голодом, бранью и плетью
Старались расчетливо, гнусно, хитро
Убить, погасить в полумертвых жертвах
Искру последнюю - веру в Добро.
Не вышло!.. Добро не убьешь, не погасишь,
Оно победило в священной войне.
15 ведущий. Добро победило!.. Оно и сегодня,
Словно незримый алмазный щит,
Стоит над селеньями и городами -
Народы от новой войны хранит.
Но каждый из нас и другое знает:
Живут на земле еще демоны зла,
Плодятся, наглеют - опять мечтают
Приняться за дьявольские дела, -
Есть мрачные силы на нашей планете,
Готовые новый пожар начать…
Два мира по-прежнему в мире спорят, -
Вот почему не могу молчать!




© 2010-2022