Статья по воспитательной работе

Десятые Сократовские педагогические чтения "21 век: реализация деятельностного подхода в воспитании подростков". Секция 6. Духовно -нравственное воспитание подростка средствами преподаваемого предмета. Статья "Духовно-нравственное воспитание подростка в работе классного руководителя." Одной из ведущих задач модернизации образования является повышение воспитательного потенциала учебного процесса, усиление воспитательной функции  образовательных учреждений. Проблема духовно-нравственного воспитани...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание подростка в работе классного руководителя.

Одной из ведущих задач модернизации образования является повышение воспитательного потенциала учебного процесса, усиление воспитательной функции образовательных учреждений. Проблема духовно-нравственного воспитания является общенациональной. Это связано с тем, что разрушены прежние идеалы, произошло падение нравственных устоев, утратились существовавшие нормы и принципы морали. Всё это привело к усилению неблагополучия в детской и подростковой среде, снизило воспитательный потенциал мощных факторов социализации: семьи, СМИ, общественных организаций и учреждений дополнительного образования.

В Концепции модернизации образования говорится, что воспитание-это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей и для самореализации личности. Одним из приоритетных направлений воспитания детей в Российской федерации является формирование духовно-нравственного мира, гражданско-патриотическое воспитание детей. Одной из приоритетных задач деятельности классного руководителя является формирование нравственных смыслов и духовных ценностей.

Человек не рождается с определённым уровнем духовности, она начинает формироваться в детском возрасте. Роль классного руководителя в этом процессе велика, одной из ведущих задач классного руководителя является оказание помощи детям в понимании величайших духовных ценностей, развитии основ нравственности. Воспитание-это взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов в поиске жизненных ценностей. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил, законов жизни составляет суть воспитания.

В своей работе я использую различные формы воспитательной работы на основе комплексной программы «Я - человек. Я - гражданин. Я - личность». Каждая часть программы предназначена для определённого возраста. Раздел программы «Я - личность» охватывает учащихся 5-9 классов. Цель программы - создание условий для интеллектуального, духовно-нравственного, физического и эмоционального развития учащихся.

Духовно-нравственное воспитание - это передача детям знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности. Необходимо целенаправленно развивать у учащихся такие качества, как доброта, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, то есть духовно-нравственные ценности, выработанные христианской культурой.

Содержание программы выстраивается по шести основным блокам.

  1. « Я и мир знаний. Я в этом мире»- формирует нравственный смысл учения, представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда, значения творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.

  2. «Истоки культуры и духовности» - способствует формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств, представления о душевной и физической красоте человека; формированию эстетических идеалов , чувства прекрасного и способности видеть красоту природы, труда и творчества; развивает интерес к чтению, произведениям искусства, музыке, занятиям художественным творчеством и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

  3. «Природа-творец. Я - творец самого себя» - формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде, сознательного отношения к самому себе; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе и элементарного опыта природоохранной деятельности. Бережного отношения к растениям и животным.

  4. «Мир и общество. Я и мир» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека.

  5. «Я, моя семья и мои друзья»- формирование отношения к семье как основе российского общества, представлений о семейных ценностях, уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство с культурно - историческими и этническими традициями российской семьи.

  6. «Я и мои жизненные ориентиры» - формирование основ морали, осознанной необходимости поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

Содержание программы отражает социально-значимые ценности, которые признаются обществом. Воплощение в жизнь этих ценностей создаёт условия для развития в человеке гуманизма. Ответственности, долга, чувства собственного достоинства, чувства эмпатии, толерантности и гражданственности.

Ожидаемый результат реализации программы: ученик, умеющий общаться в различных ситуациях со сверстниками. Педагогами. Родителями и другими окружающими людьми; умеющий выбирать ориентиры, анализировать собственные поступки и поступки окружающих людей; противостоять отрицательным явлениям среды; знающий обязанности человека и гражданина, умеющий рассуждать, высказывать своё мнение; социально активный и социально ответственный; проявляющий интерес к окружающим людям, имеющий чувство собственного достоинства.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нём человека. Поэтому «гражданин» с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. В течение тысячелетней истории русская культура утверждала приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы русской культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого вакуума в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки. Технология воспитания человеческого в человеке на основе комплексной программы «Я - человек, Я-гражданин, Я-личность» является хорошей основой для создания системы работы с классом по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся.

Литература:

  1. Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»

  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.Начальная школа.5-11 классы . 2003 год.

  3. Степанов Е.Н. Воспитание в начале 20 века: тенденции развития. Воспитание школьника -2000,№2.

  4. Степанов В.М. О воспитании, воспитателе и гуманной педагогике,2000

© 2010-2022