Программа внеурочной деятельности в 6 классе Клуб юного журналиста

1.      Пояснительная записка      Современная жизнь быстро увеличивает объём информации. Человеку трудно иногда уследить за ней. В связи с этим одной из задач современной школы становится - обучение ребёнка осмыслять полученные данные и уметь ими оперировать. Данная программа направлена на решение этой задачи. Необходимо подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речью. Умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические заме...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Современная жизнь быстро увеличивает объём информации. Человеку трудно иногда уследить за ней. В связи с этим одной из задач современной школы становится - обучение ребёнка осмыслять полученные данные и уметь ими оперировать.

Данная программа направлена на решение этой задачи. Необходимо подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речью. Умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания, приобретения необходимых практических навыков помогут им не только в ученические годы, но и в будущем: в самостоятельной жизни каждый из них не раз сможет взяться за перо внештатного корреспондента в интересах дела, общества, государства.

В современных условиях вообще чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Сочинения в газетных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы и позволяют развивать творческие способности учащихся, дают возможность выражать своё «я», своё мироощущение, глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни страны.

Данные занятия способствуют повышению грамотности и в учебной деятельности (особенно на уроках русского языка). А навыки правильного общения способствуют полноценному функционированию личности школьника.

Программа «Юный журналист» разработана для учащихся 6-7 классов. Количество часов в год для каждого класса - 34 (1 час в неделю).

В связи с особенностями содержания программы, задачами, решаемыми в учебном процессе, можно выделить следующие организационные формы деятельности:

-коллективную;

-групповую;

-самостоятельную.

Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Для выполнения поставленной задачи в программе сочетаются такие формы занятий как лекции по теории, психологические игры- тренинги, беседы, пресс - конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты.

  • Приобретение знаний по журналистике;

  • Отработка навыка говорения и грамотного письма;

  • Развитие умения грамотно устанавливать диалог с людьми.

Личностные результаты:

• осознание возможностей самореализации средствами курса «Юный журналист»;

• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Предметные результаты:

;

• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты:

• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Для наблюдения за результатами освоения программы могут использоваться проверочные задания, тестирование, анкетирование, а так же дневник самоконтроля ученика.

Дневник самоконтроля оформляется учащимся в форме портфолио, которое состоит из титульного листа, записи учета достижений и таблицы проверки планируемых и достигнутых результатов (т.е. ребенок в начале курса записывает, чего он стремится достичь за определенный период освоения программы. В процессе наблюдает за своей деятельностью. А в конце периода подводит итог всей работы). Таким образом, возможность следить за процессом освоения курса есть не только у учителя, но и у самого ученика и его родителей.



  1. Учебно-тематический план


Название темы

Теорети-ческое занятие

Практи-ческое занятие

Форма контроля

О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ (3 часа)


1

Микромир редакции

1

2

Защита данных и изображения

1

3

Официальные лица. Права и обязанности журналиста

1

Круглый стол «Журналист и законодательство»

ПРОФЕССИЯ - РЕПОРТЁР (2 часа)


4

Источники информации - человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама.

1

5

Как находить нужную информацию.

1

ИФОРМАЦИЯ (2 часа)


6

Чем является информация. Типы информации.

1

7

Что такое лид? Способы написания лидов.

1

Написать лид к своей статье.

ИНТЕРВЬЮ (1 час)


8

Подготовка к интервью - сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов.

1

Написать интервью в школьную газету.

РЕПОРТАЖ (3 часа)


9

Тема для репортажа - актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие.

1

Написать репортаж в школьную газету.

10

Техника работы.

1

11

Техника письма.

1

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (3 часа)


12

Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности.

1

13

Заглавие в тексте.

1

14

Графическое оформление текста.

1

Сдать статью с графическим оформлением.

ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ - КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа)


15

Комментарий: презентация единого факта.

1

16

Структура рецензии. Критика и рецензия.

1

17

Фельетон.

1

18

Эссе.

1

Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор).

НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час)


19

Кем является Читатель?

1

ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа)


20

Фотоинвентарь и его использование.

1

21

Снимок - символ.

1

22

Фоторепортаж.

1

Сделать фоторепортаж.

23

Авторские и смежные права.

1

КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (1 час)


24

Редакция.

1

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (3 часа)


25

Как планировать номер.

1

26,

27

Правка и редактирование текстов.

1

1

Работа с текстом.

LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час)


28

Типы газет.

1

РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (5 часов)


29

Рекламный текст в печати.

1

30

Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать.

1

Составить рекламный текст.

31

Спонсоринг, бартерная договорённость.

1

32

Язык рекламных текстов.

1

33

Профессиональная этика.

1

РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час)


34

Как основать свою газету.

1

Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета»



  1. Список литературы



  1. Литература для учителя

- Алексеев В. Русский советский очерк. - Ленинград, 1980.

- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. - М., 1973.

- Васильева Н. Делаем новости! - М., 2003.

- Ворошилов В. Журналистика. - М., 2000.

- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.

- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. - СПб., 2000.

- Лазарева Э. Заголовок в газете. - Свердловск, 1989.

- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. - СПб., 2005.

- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2004.

- Михайлов С. Колумнистика // Журналист. - 1998. № 11-12.

- Рэндалл Д. Универсальный журналист. - М., 2000.

- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - М. 2002.

- Тертычный А. Аналитическая журналистика. - М.,1998.

- Тертычный А. Жанры периодической печати. - М., 2008.

- Ученова В. У истоков публицистики. - М., 1989.

- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. - М., 2002.

- Эпштейн М. Парадоксы новизны. - М., 1987.


  1. Литература для учащихся

- Виленский М. Как написать фельетон. - М., 1982.

- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. - М., 2001.

- Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2003. № 1 - 2.

- Елинек Э. Досужими путями мышления // Иностранная литература. - 2005. № 7. - С. 228-231.

- Журбина Е. Искусство фельетона. - М., 1965.

- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. - М., 1973.

- Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.

- Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.

- Лукина М. Технология интервью. - М., 2003.

- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1981.

- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. -СПб., 2000.

- Черепахов М. Работа над очерком. - М., 1966.

- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. - М., 2005.

- Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // relga.rsu.ru/n47/jur47.htm



© 2010-2022