Классный час на тему «Красиво жить. Как вы это понимаете?»

Предлагаемый материал помогает рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном, так и в общественном значении. Рассчитан на учащихся среднего звена. Работая в группах, ребята определяются с философским вопросом «Что значит «Жить красиво?», обсуждают различные жизненные ситуации, дают им свою оценку. В заключение классного часа учащиеся приходят к выводу, что жить красиво - значит иметь свою цель, стремиться ее достичь, совершенствоваться, чтобы оставить после себя долгую память и уваж...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему «Красиво жить». Как вы это понимаете?


«Красиво жить» - не просто звук пустой.

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!

И. Бехер

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам (Сократ).



Цели:

  • Сформировать представление об истинном смысле выражения «Жить красиво»;

  • Сформулировать собственные жизненные ценности;

  • Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).

Оборудование: презентация, набор жетонов, прозрачный сосуд, свеча, бумажные звездочки 4 цветов.

Ход классного часа:

Перед началом занятия дети получают звездочки и объединяются в 4 группы в соответствии с цветом звезд.

На фоне музыки звучат слова

Учитель:

«Красиво жить» - не просто звук пустой.

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!

Жизнь человеку дается всего один раз. И, конечно, каждому хочется прожить ее счастливо, радостно, осмысленно, красиво.

-Какое же определение даётся в словаре? Обратимся к нему.

Обращение к словарю.

Красота. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Ребята, как вы думаете, что означает выражение «Жить красиво»? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим понятием?

Предполагаемые ответы учащихся:

Жить красиво, это от слова красота. Красивый человек, красивый цветок, красивый дом, красивая машина. Красивая, значит дорогая. Красиво жить, значит богато жить.

"Красивая жизнь" - это:

возможность не работать, но получать всё что можно купить за деньги

возможность путешествовать по миру

возможность жить так, как хочется

А короче - это жизнь с возможностями

Учитель: такая красота - только внешняя форма благополучия. Можно красиво жить, но так и не быть счастливым, окружать себя красивыми вещами (дорогими). «Как много, однако, есть на свете вещей, в которых я не нуждаюсь» - произнес Сократ, попав однажды в дом богача. Христианские заповеди никогда не ратовали за собирание сокровищ на земле, где тлен и ржа истребляют их. Но они поощряли сокровищ небесных, т.е. духовных, связанных с нравственным возвышением и умственным развитием человека.

А давайте продолжим, что у нас еще должно быть красивым, может и определимся с философским вопросом что значит "Жить красиво"?

Красивые и успешные дети

Красивые поступки

Красивая родная улица

Красивый куст сирени возле любимой скамейки

Красивый макияж, скрывший уставшее лицо

Красивый закат, не позволяющий оторвать взор...

Вывод: каждый сам выбирает для себя, что ему нравится, тем он и украшает свою жизнь. Кто-то развешивает коллекции своих работ - это красиво и понятно ему. Кто-то красит волосы в красный и зеленый цвет- это его красота....

Красота жизни - это пазлы, которые мы собираем всю жизнь и на каждом этапе ценим по-своему и порой меняем свое мнение на противоположное.

Ситуации (каждая группа получает задание рассмотреть и дать оценку одной ситуации)

1. Вам предоставляется выбор: богатый человек с машиной или человек эрудированный, находящий выход из любой ситуации, но всего лишь с мелкими карманными деньгами. Кого вы предпочтете?

(Людей нужно судить не по деньгам, а по их достоинствам)

2. Как вы относитесь к людям, которые под словом «любовь» подразумевают богатство и внешне красивую жизнь?

(такие люди вызывают сожаление, так как счастье проходит мимо них)

3. Древний философ Диоген жил в бочке, не имел никаких материальных благ, занимался наукой и был счастлив. Граф Монте-Кристо был баснословно богат, однако несчастлив. Что же нужно для того, чтобы быть счастливым?

4. Как-то раз довелось побывать в гостях у одной пары. Обоим - за пятьдесят. Не то, чтобы они отличались особой красотой - люди как люди. И дом - не из самых богатых. Да, ухоженный, да, многое в нем сделано своими руками, а во дворе рядом с помидорами росли цветы - то тут, то там. И рассказывали они о своем жилье наперебой, друг друга дополняя и вспоминая, как строились, ремонтировались, где бывали, какие истории с ними приключались.

ЭТО БЫЛО КРАСИВО.

Приходилось потом видеть и дома побогаче, и пары помоложе и попривлекательнее внешне, но очарование той встречи не проходит до сих пор.

О какой красоте идет речь? (о гармонии)


Игра «На что потратить жизнь?»

Учитель: Ребята, перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Раздаются жетоны)

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: "потратить" жетоны или "сэкономить". На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с "торгов".

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных "товаров"?

(Жетоны, потраченные на покупку ценностей, откладываются в сторону.)

Следующая пара:

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

Затем:

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

Далее:

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

Потом:

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Дальше:

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Следующая пара:

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам в течение следующих двух минут обсудить свои покупки в группе и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

Заключение.

Учитель: Наша жизнь постоянно идет вперед, развивается так стремительно, что не все могут за ней успеть. Или просто не хотят? Ведь все блага цивилизации, все достижения в науке, технике, искусстве совершаются людьми - именно теми людьми, которые прожили свою жизнь красиво - внесли свой вклад в развитие общества.

Конечно, в современном мире некоторые предпочитают наслаждаться тем, что было создано раньше, не стремясь добавить в нее еще что-то новое. Для таких людей понятие «красивая жизнь» приобретает совсем другое значение. Кто-то видит красоту жизни в посещении шикарных ресторанов, клубов, вечеринок. Кто-то стремится поразить других дорогими и модными вещами: одеждой, машинами, золотыми украшениями. Кто-то гордится тем, что имеет возможность посещать различные страны и курорты. Но не с целью пополнения своих знаний, своего жизненного опыта, а только ради всевозможных развлечений. Да, они считают, что живут красиво, что у них есть все, что им нужно, о чем другие могут только мечтать. Но вся эта красота лишь внешняя, показная, ненастоящая, если нет ничего высокого за душой. Она не приносит никакой пользы, кроме праздного удовольствия. А ведь, как сказал Гете, «без пользы жить - безвременная смерть…»

Другое дело, человек, который посвящает свою жизнь созданию чего-то нового, великого, прекрасного. Ученые создают мощные машины и другие приспособления, которые облегчают труд человека. Врачи находят новые, эффективные и безопасные методы лечения болезней, даже тех, которые раньше считались неизлечимыми. Учителя отдают свою душу и знания детям, стараясь воспитать их настоящими и образованными людьми. Писатели и поэты создают великие произведения, в которых восхваляют мужественных и благородных героев, описывают важнейшие события прошлого и настоящего, дают уроки нравственности и морали, учат различать добро и зло. Кто-то выращивает прекрасные растения, приносящие пользу или просто радующие взгляды тысяч людей. Другие стремятся отыскать и сохранить исчезающих животных и разъяснить всем, насколько важно не нарушать гармонию природы. Люди исследуют космические просторы, желая познать жизнь и устройство других планет; опускаются на дно самых глубоких морей и океанов и открывают там неведомые, неповторимые миры, живущие своей загадочной и интересной жизнью.

А разве можно переоценить значение искусства в нашей жизни! Замечательные картины великих художников не только дарят нам удовольствие от их созерцания, но и заставляют вникать в их смысл, задумываться над их содержанием. И сколько тонких, затаенных струн в наших душах затрагивают творения выдающихся композиторов, музыкантов.

Все эти люди - музыканты и художники, врачи и учителя, космонавты и мореплаватели, артисты и писатели - живут красивой жизнью, потому что имеют цель, стремятся ее достичь, совершенствуются по мере ее достижения. И всем этим они оставляют после себя долгую память и уважение многих поколений. И не только они - человек любой из многочисленных профессий на земле, даже самой, казалось бы, незаметной, проживает достойную жизнь, если отдает всего себя своему делу, если его труд дает положительные результаты, а значит, приносит пользу всему обществу. Главное - не стоять на месте, а стремиться вперед, находиться в постоянном движении, - и тогда ты проживешь красивую жизнь.

Рефлексия.

"…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?"

Сосуд - символ жизни. Чем он будет наполнен, зависит, в первую очередь, от вас самих. Я предлагаю кратко записать на своих листочках-звездочках, чем вы хотите наполнить свою жизнь, чтобы прожить ее красиво.

(Дети записывают ответы, кладут их в сосуд. По желанию некоторые ответы зачитываются).

6

© 2010-2022