Курс для детей по изучению прав и обязанностей

Курс используется во внеурочной деятельности по направлению Духовно-нравственное воспитание. Дети знакомятся со своими правами и обязанностями , совместно с родителями выполняют проекты . Соответствует требованиям ФГОС второго поколения,помогает сплотить детей и родителей, изучить в игровой форме основные права, воспитывает чувство ответственности за свои поступки. Курс рассчитан на 34 часа, для обучающихся 2 класса. Часть занятий проводится совместно с родителями, которые являются главными помо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Потрусовская основная общеобразовательная школа»

Муниципальный методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области







Номинация: «Защита прав детей»








Программа курса «Права и обязанности школьника - гражданина РФ»

в рамках внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное воспитание»










Разработала : Неустроева З.А.

учитель начальных классов

МКОУ «Потрусовская ООШ»

Парфеньевского муниципального района





















С. Потрусово 2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый человек должен знать свои права и уметь их защищать. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав и свобод человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Так же одной из приоритетных задач России в настоящие время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка. В субъектах Российской Федерации, с учетом их социально- экономического положения, принимаются региональные нормативные акты, направленные на защиту прав и интересов детей.Реализация принципов Конвенции является актуальной задачей для российского общества. Выполнение Конвенции требует от государства реальных усилий, для того чтобы ее принципы были закреплены в национальном законодательств. Но дети живут и развиваются не только в окружении родных и близких, они так же ходят в школу. Причем в школе они проводят большую часть времени... Дети должны знать свои права, знать где им могут помочь в трудную минуту. Знать свои обязанности ученика.

Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний каждого ее воспитанника, но и критерием, определяющих поведение человека. Она может укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, сформировать способность сопротивляться пошлости, жестокости, но только в союзе с родителями .Этого требуют и новые образовательные стандарты второго поколения.

Сегодня актуальность формирования правового сознания у младших школьников, вызвана событиями, происходящими в нашей стране, во всем мире В этой связи важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие культуры

По рекомендации ЮНЕСКО (обучение правам человека предлагается начать еще на дошкольном уровне. В то же время педагогический опыт свидетельствует об эффективности их изучения в начальной школе, так как именно в этот период дети получают и усваивают большой поток информации. Школа должна не только защищать права детей ,но и просвещать их в этом вопросе, поэтому я считаю актуальным изучение курса «Права и обязанности школьника-гражданина РФ» уже во 2 классе. Данный курс поможет детям начальной школы узнать в игровой форме о своих правах и обязанностях, применять свои знания в общении со взрослыми, одноклассниками, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.

Курс предполагает совместную работу с родителями, это поможет родителям по другому посмотреть на своих детей, проанализировать воспитание в семье, будет содействовать укреплению семьи, воспитанию ответственности за свои поступки . воспитанию дружбы и взаимопонимания

Курс «Права и обязанности школьника-гражданина РФ» определен как внеклассный, в рамках внеурочной деятельности помогающий решать одну из задачи духовно - нравственного воспитания учащихся в соответствии с новыми ФГОС

Программа курса рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) ,

Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность занятия 40 минут, на занятии обязательно проводится физкультминутка.

Основные цели курса:

  • создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции;

  • воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры;

Основные задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными правами, записанными во «Всеобщей декларацией прав человека» и «Конвенции о правах ребенка»;

  • сформировать представления об основных правах и обязанностях школьника;

  • сформировать у учащихся уважительное отношение к праву, к своей стране, родному краю, своей семье, школе;

  • сформировать представление о целостности окружающего мира, освоение основ правовой грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире людей, норм з доровьесберегающего поведения в социальной среде;

  • сформировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • неуспеха;

  • развить коммуникативные способности.

Формы и методы работы:

  • беседа;

  • работа с документами (слушание, чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение);

  • игра;

  • интеллектуальный тренинг (анализ пословиц и поговорок о праве, семье, нравственности; ребусы; задки);

  • метод проектов;

  • метод примера

Планируемые результаты изучения курса:

Личностные

  • формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;

  • принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • понимание особой роли права в жизни общества;

  • формирование первоначальных представлений о праве, правовой культуре, гражданской позиции;

  • формирование начальных основ базовых правовых ценностей современного общества;

  • формирование начальных основ толерантного мировоззрения.

  • Умение работать с информацией


Оценка результатов освоения курса складывается из следующих показателей:

  • активная работа на занятиях;

  • участие в школьных мероприятиях, конкурсах правовой направленности и т.д.;

  • отсутствия серьезных конфликтных ситуаций в школьном коллективе;

  • успешное выполнение проектных работ.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2 класс




п/п



Тема занятия


Основные вопросы темы


Содержание


Теория


Практика





1


Вводное занятие «Что такое право

- понятия права, обязанности;

- история школы;




- работа над смыслом понятий ученик, право, обязанность моё имя ;

- физкультминутка;

- тренинг на внимание;

- гимн РФ.

-

Понятия

ученик, право, обязанность

моё имя;

- гимн.

оформление бейджика со своим именем

исполнение гимна РФ


Раздел1 Права ученика- гражданина РФ 9 часов


2


Право на образование.

- история развития образования;

- почему сегодня важно иметь образование;

- работа над смыслом понятий ученик, право, обязанность;

- физкультминутка;

понятий ученик, право на образование, обязанность

беседа по сказке» В стране невыученных уроков

3-4



Право на образование: права и обязанности школьника.

- история школы;

- органы самоуправления учащихся;

- «Правила поведения для учащихся»

- изучение «Правил поведения для учащихся»

- встреча с соц педагогом школы

-составление группового портрета класса.

изучение «Правил поведения для учащихся МКОУ « Потрусовская ООШ»

составление группового портрета класса

Самооценка « Как я выполняю правила школьника

5-6



Право на образование: наш класс - большая семья.


- беседа: чему я научился?

-пословицы и поговорки об учебе;

- рассмотрение вопроса о равенстве всех в правах;

- закон «Об образовании» РФ

- изучение «Правил поведения для учащихся»;

просмотр мультфильма «История Власа, лентяя и лоботряса»;

Оформление странички в классном уголке « Правила поведения ученика»

7


Культурные права.

Право говорить на родном языке

- РФ - многонациональное федеративное государство;


- Конституция РФ

- право говорить на родном языке, пользоваться библиотеками, ходить в музеи, театры;

- тренинг на внимание;

-закрепления принципа равенства в правах.

- информация о «Конституции» - как основном документе страны;

- изучение культурных прав;

- экскурсия в школьную библиотеку;

Посещение библиотекиначало работы над Проектом « Люди разных национальностей в нашем селе» совместный

8-10


Работа над проектом « Люди разных национальностей в нашем селе

Работа над проектом

- сбор материала

Оформление результатов исследования


Социальные права и обязанносити детей(17часов)


11



Право на жизнь.

- право на жизнь - естественное право человека;

- зачем нужен был международный документ по защите прав человека;

- а кто такой человек?

- знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом;

- игра «Послание в бутылке»;

- физкультминутка;

-

Всеобщей декларацией человека

игра «Послание в бутылке»;


12



Права детей.

Знакомство с уполномоченным по правам детей в Костромской области и в МКОУ « Потрусовская ООШ»

- кого считают ребенком;

- «Конвенция о правах ребенка»


- знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом;

- работа над понятием особые права детей;

- физкультминутка

Конвенцией о правах ребенка»




понятием особые права детей

Встреча с Уполномоченным по правам ребёнка в школе Вопросы по теме

13



Право на семью

- что такое семья;

- выступления учеников 6 класса со своими родословными;

- знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом;

- знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом;

знакомство с методикой составления родословных;

- работа над понятиями права и обязанности в семье;

Мини-Проект « Моя семья

Совместно с родителями( дома)

14-15

Право на благоприят-ную окру-жающую среду.

- право на достаточное питание и достаточное количество питьевой воды;

- право на полезное и качественное питание;

- анализ ситуации в регионе, стране, мире с соблюдением права на благоприятную окружающую среду;

-знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом;

- знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом;

- физкультминутка;

работа с «Конституцией» - как основным документом страны;

- работа над понятиями окружающая среда, здоровый образ жизни;

- примеры нарушения права на благоприятную окружающую

среду и последствия нарушений;

Практическая работа « Какие продукты мы едим»

СоставленКонкурс рисунков « Берегите воду»

16





Обязанность бережно относится к природе, окружающей среде.

- почему нужно беречь природу?

- как каждый из нас может и должен беречь природу?

- пословицы и поговорки о природе;


- работа над понятиями обязанность, природная окружающая среда;

-развитие творчества детей;

- физкультминутка;

- рассказ «Мой младший друг».


Конкурс рисунков « Берегите лес»

17-19


Что такое телефон доверия. Сайты для детей по изучению прав

-что такое телефон доверия? Как им пользоваться?

Где найти информацию о правах детей


;работа с сайтами по изучению прав для детей

работа со школьным сайтом,

правила пользования телефоном доверия

работа с сайтами по изучению прав для детей ,работа со школьным сайтом,правила пользования телефоном доверия

Работа с сайтами

(присутствуют родители)



20

Право на заботу со стороны взрослых

;родительская забота




Пример родителей выступление

21

Право на собственность

- работа над понятиями собственность, Как относится к чужой собственности

- работа над понятием собственность;

- интеллектуальный тренинг;

- работа с раздаточным материалом;

- физкультминутка;

-



»практическая работа «Моё и чужое» решение жизненных ситуаций

22

Право на жилище

- понятия собственность, наследство, наследник, наследодатель, право на жилище и его неприкосновенность;

- работа над понятием право на жилище;

- физкультминутка;

- просмотр мультфильма «Заячья избушка».

Беседа по содержанию сказки

23

Подготовка к проекту «Мои права»

- беседа по рассмотренным ранее вопросам;


- закрепление изученного ранее материала в форме «викторины

- физкультминутка;

- музыкальные паузы;

-конкурс загадок;


Оформление материалов для проекта совместно с учителем

24-25

Обязанности детей.

Правила дорожного дижения


Беседа по теме» Обязанности школьника»


Встреча с сотрудником ГИБДД

-обязанность школьника

Выполнение правил на дороге

работа над понятиями права и обязанности;

Самооценка ученика «Мои обязанности как я их выполняю»

26

. Обязанности ребёнка по уходу за животными

- рассказ учащихся о своих домашних питомцах;

- физкультминутка;

- тренинг на внимание;

- разучивание песни о бережном отношении к природе;

- работа с ИКТ.

- просмотр мультфильма «Почему ушел котенок?»

беседа о домашних животных учащихся;

- какие беседа о домашних животных учащихся;

- какие обязанности у учащихся по уходу за домашними животными;

- чем опасны бродячие животные?- чем опасны бродячие животные?

беседа о домашних животных учащихся;

- какие обязанности у учащихся по уходу за домашними животными;

- чем опасны бродячие животные?

- рассказ учащихся о своих домашних питомцах;




27

Обязанность уважать старших

День Победы.


- историческая справка по теме Великая Отечественная война;


- работа с понятиями победа

любовь к Родине Просмотр видеоматериалов о Великой Отечественной войне..


Подготовка к Дню Победы Конкурс стихотворений


Итоговое обобщение5 часов



28







Итоговое обобщение.






- беседа по рассмотренным ранее вопросам;


- закрепление изученного ранее материала в форме игры «Я гражданин

- мониторинг.




Игра « Я гражданин»

( по станциям)


29-32




Мониторинг. Подведение итогов




Подведение итогов


Защита проектов

Вручение грамот



Выступление детей с проектами.

Развитие умения выступать перед обществом Самооценка своей работы

33-34


Резервные часы






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Вводные занятия (1час)

Знать для чего необходимо знать свои права и обязанности. Кто такой ученик. Кто такой учитель. Какие у них права и обязанности (знакомство с понятиями: право и обязанность). Право человека на имя. Повторение Гимна РФ


Раздел 1. Права ученика-гражданина РФ ( 9 часов)

История развития просвещения. Право на образование. Почему человек должен учиться. История школы. Символика школы. Устав школы. Правила поведения для учащихся. Права и обязанности участников образовательного процесса. Класс - частичка школьного коллектива. Ученик - гордость школы. Органы самоуправления в школе. Равенство всех участников образовательного процесса в правах. Закон «Об Образовании».

Федеративное многонациональное государство РФ (знакомство с понятиями: конституция, федерация, субъекты федерации, нация, народность, родной язык). Конституция РФ. Право человека говорить на родном языке. Культурные права. Проект « Люди разных национальностей в селе Потрусово, воспитание толерантности

Раздел 2. Социальные права и обязанности детей . ( 17часов )

Право на жизнь - естественное право человека. Зачем нужен был международный документ по защите прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Кто такой человек.

Кто такой ребенок. Почему ребенку нужно иметь особые права. Конвенция о правах ребенка. Права ребенка. Нарушение и защита прав детей в нашей стране и за рубежом.

Право на заботу со стороны взрослых. Право на жилище. Право на неприкосновенность жилища.

Право на семью. Для чего необходимо знать историю семьи. Как составить родословную.

Права и обязанности родителей. Обязанности детей.

Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка: на достаточное питание и достаточное количество питьевой воды; на полезное и качественное питание.

Обязанность каждого ребёнка выполнять правила пешеходов на улицах.. Каждый из нас может и должен беречь природу. Обязанности ребёнка по уходу за животными.

Что такое телефон доверия, его функции, правила пользования. Знакомство с Уполномоченным по правам ребёнка в Костромской области и в школе, Совместные проекты детей и родителей.


Раздел 3 Итоговое обобщение Мониторинг(5 часов)

Подведение итогов работы, презентация детских проектов перед учениками школы, Награждения и поощрения активным участникам среди детей и родителей. Рефлексия .



Резерв: 2 часа



Использованная литература:

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения..

3 Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. (Пособие для учителя начальной школы -М.: Вита - Пресс, 2007)

6.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях. М., 2006

8. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. (Кн. для уч-ся нач. кл.-М: Вита -Пресс,1996)

9. Шабельник Е.С. Права ребенка. М.,


school-sector.relarn.ru/prava - Права и дети в Интернете

pravadetey.ru - Информационно-правовой ресурс для детей

01-02.ru - Национальный портал противодействия терроризму

mir.pravo.by - Детский правовой сайт

pravo.aodb-blag.ru - Право детей - право на будущее


koipkro.kostroma.ru/koiro/RMIKPU/default.aspx региональный межведомственный информационный ресурс правовой










Программа курса «Права и обязанности школьника-гражданина РФ»

Номинация : Защита прав детей»

Учитель начальных классов Неустроева Зоя Александровна

1

© 2010-2022