Статья «Портрет одарённого ребёнка»

"Описание материала: "Одарённые дети… Кто они? Каждый человек, рождаясь на свет уже генетически уникален, неповторим и, скорее всего, одарён в чём то. Не по наслышке знаю, сколько проблем возникает при воспитании одарённого ребёнка. Считаю, успешным станет лишь тот, кто попадёт в добрые руки наставника. Предлагается материал, позволяющий оценить путь развития одарённого ребёнка. На конкретном примере раскрываются основные качества, которыми должен обладать одарённый ребёнок. «Жизнь – всегда ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетной общеобразовательное учреждение «Соколовская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»
















Портрет одарённого ребёнка





Автор статьи: заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Соколовская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»

Шинкарева Наталья Вениаминовна













2014


«Я могла бы начать материал стандартно… Имя, фамилия, где учится, какие регалии. Но человек, с которым мне посчастливилось пообщаться, не любит стандарты, да и подогнать под них юное дарование Корочанского района Настю Шинкареву невозможно…» 1 Так начинается статья Татьяны Косицыной «Про счастье, картинки, тайны и тараканов в голове».

Кто же такая Шинкарева Анастасия? обучающаяся 10 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Соколовская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области». «Молодое дарование 2010 года». Друзья называют её Лиз, La Reine … Для меня это просто моя дочь, Настёна. А для учителей, моих коллег, одарённый ребёнок…

Одарённые дети… Кто они? Каждый человек, рождаясь на свет уже генетически уникален, неповторим и, скорее всего, одарён в той или иной области. Из собственного опыта в преподавании знаю, сколько сложностей таит в себе раннее выявление, обучение и воспитание талантливых ребят. Как правило, в силу своих особенностей, своей уникальности такие дети наиболее чувствительны к оценке своего поведения и мышления, более восприимчивы к влиянию. Это только со стороны одарённый ребёнок всегда успешен. Но успешным станет лишь тот, кто попадёт в добрые, умелые руки наставника. Мало родиться способным и талантливым, важно встретить на своём жизненном пути человека, который увидит эту одарённость, разовьёт её и поможет реализовать свои способности на практике.

И мне повезло в этом плане. Конечно, в связи с имеющимися проблемами здоровья, в первый класс моя дочь пошла в специальную коррекционную школу-интернат №23 г. Белгорода, но первая учительница Людмила Анатольевна Лукьянец помогла сформировать навык организации учебного труда, поддержать и развить стремление к новому, которые зародились у Насти в раннем детстве. Людмила Анатольевна с первых дней учила её самостоятельно добывать знания из дополнительных источников, писать сообщения, создавать проекты, проводить исследовательскую работу, решать задания повышенного уровня.

Являясь педагогом, я понимаю, что современному обществу нужны не столько работники, умеющие хорошо выполнять определённые виды деятельности, сколько талантливые незаурядные личности, способные двигать это общество вперёд, и их воспитание сложный и кропотливый процесс. Курс на выявление, поддержку и развитие одарённых детей в сегодняшней России не случаен. Он неразрывно связан с инновационным развитием страны. Это, конечно, задача №1 для всех педагогов.

Но я никогда не ставила перед собой задачу воспитать одарённого ребёнка. Почему? Потому, что с первой минуты рождения дочери самой главной моей целью была борьба за её жизнь и здоровье, так как преждевременное рождение привело к «штампу», который поставили нам врачи - детский церебральный паралич.

Я старалась сделать всё, чтобы она уверенно чувствовала себя в жизни. Мне, как любой матери, хотелось, чтобы мой ребёнок был лучшим, поэтому с раннего детства я учила Настю доказывать свои возможности, преодолевать трудности. И это стремление к борьбе за жизнь, она отразила в своём рассказе «Две стороны одной жизни».

«Быть лучшей. Доказать, что можешь. Доказать, что сильная. Прежде всего - себе, а потом уже всем остальным…Не признаваться. Молчать, что устала. Улыбаться, снова и снова.

Слова режут, словно острая бритва - Инвалид. И, стиснув зубы, ты говоришь - Я смогу…»2

Я считаю, что реализация творческого потенциала ребёнка во многом зависит от его отношения к книге и чтению, которые тренируют воображение, а через него актуализируют творческие способности. Человек научается думать, переживать, включаться в другие жизни, и тем самым познавать себя, открывать собственные возможности.

Стремление Насти к книге проявилось очень рано. Возможно, это вызвано тем, что с самого раннего утра до позднего вечера она «требовала», чтобы ей читали. Причём читать она просила, до того места, пока не запомнит какой-то отрывок наизусть, только после этого «разрешала» читать дальше. В три года она цитировала книгу «Буратино» целыми главами. В четыре года, находясь на лечении в восстановительном центре, она задавала вопрос: «Почему говорится «васстанавительнава», а пишется «восстановительного».

Долгое время мы не верили в то, что Настёна умеет читать, так как в четыре года читать её не учили, а в процессе «чтения» дочерью книг, можно было сверять запятые. И лишь, когда она на улице стала читать бабушкам-соседкам газету «Ясный ключ», мы убедились, что Настя умеет читать сама… «Не надо ждать, не надо звать, а можно взять и прочитать».

И тут в её поле зрения попадало всё, что было с буквами. Ей было интересно, как какие-то «букашки» складываются в слова, приобретают смысл, а много слов - в увлекательные истории. Она читала «запоем», т.е. сосредоточенно и не отрываясь от книги часами.

Позже, беседуя с корреспондентом газеты «Ясный ключ», Настя на вопрос о том, когда она начала писать свои первые произведения, она скажет: «Не помню, при каких обстоятельствах я написала свой первый стих про Родину в тетрадке, которую всю изрисовала… Видимо, что - то прочла, - глаза засверкали, - я вообще люблю читать!»3

… «За неделю Настя в переносном смысле «съедала» их. И тогда вновь бежала и набирала целые стопки книг, которые можно было увидеть лишь в руках студентов… За год в учётной карточке нашей героини появились названия ВСЕХ книг, которые были в библиотечном фонде.4

Выделить точно любимые книги Настя не может, ей интересны практически все. Главное, чтобы книга, её сюжет, изложение не были простыми»4.

«Чтение запоем» способствовало развитию воображения Насти. «Я вижу свои произведения как картинки» - говорит она.

Мышление Насти настолько глубокое, что мне иногда не дано его понять. Многие, знакомые с её творчеством говорят: «Глубина мысли как у человека, прожившего минимум лет сорок». Почему? Откуда такое глубокое познание мира в столь юном возрасте. «Аккуратно поднятый её указательный пальчик как знак, предостережение: «Не стоит… Это моё… Это моя тайна…» А почему бы и нет? Ведь мы скрываем и от других, и от себя очень многое»4. В своём рассказе «Исповедь…» она напишет: «Каждый день мы встаём утром и надеваем маску. Просто потому, что мы считаем, что так надо. Просто потому, что мы привыкли. Просто потому, что боимся быть собой… Это наша маленькая броня…Почему? Всё просто - так легче жить…»5

Однажды, работая в Интернете по проблеме работы с одарёнными детьми, я прочитала: «Став подростком, начитанный и одарённый школьник часто прибегает к литературному творчеству, тем более, если языковое развитие позволяет ему это. Опыт многих начинающих поэтов и прозаиков показывает, что первые импульсы к самостоятельному творчеству они получили в момент чтения».

Не знаю, что конкретно послужило толчком к началу литературного творчества Насти, но, начиная с простого участия в литературных конкурсах, она добилась определённых успехов. Первое место в муниципальном и третье в региональном конкурсе «Адрес моего детства - Россия», первое место в муниципальном и региональном конкурсе «Я - автор!», первое место в муниципальном и лауреат в региональном конкурсе «Мой отчий край», лауреат областного фестиваля «Вальс Победы», лауреат областного фестиваля художественного творчества молодёжи «На равных»…

В учёбе Настя никогда не испытывала затруднений. Ни когда училась в школе-интернате №23 г.Белгорода, ни когда перешла в обычную общеобразовательную школу. Хотя здесь ей тоже пришлось приложить усилия. Чтобы попасть в класс с детьми своего возраста, надо было за лето выучить предметы, которые не изучала в интернате вообще или в силу специфики учебного заведения не совпадали по классу.

«…В этом году жизнь ясно давала понять, что скоро всё изменится. И гром грянул декабрьским вечером. Мне сказали, что я возвращаюсь домой, буду учиться в другой школе.

Другая школа. Это означало бросить всё: друзей, увлечения, отказаться от маленькой честолюбивой мечты - стать мастером спорта... Как я тогда расстроилась! Плакала, говорила, что не смогу уйти, буду скучать. Но ничего нельзя было поделать, и я понимала: если я хочу получить хорошее образование, то это лучший выход.

Знаете, я где-то читала, что человек только когда понимает, что скоро покинет этот мир, начинает ценить жизнь и старается взять от неё лучшее. Понимаю, пример мрачноватый, но я чувствовала себя тогда примерно так же. В свой день я старалась вместить всё: учёбу, прогулки, друзей, тренировки, кружки... Хотелось успеть всё, и, бывало, я еле доползала до постели и моментально засыпала. Но была счастлива! Я вообще люблю, когда мой день загружен до предела.»6

Учась в Белгороде, Настя изучала английский язык. В Соколовской школе, где учат французский, преподаватель Светлана Ивановна Шатилина заметила, что наша девочка имеет все шансы и способности выучить и этот язык. За месяц Настя с помощью Светланы Ивановны изучила программу восьмилетнего курса. Французский язык её заворожил. Сутки напролёт она сидела за учебниками!

Как я уже писала, дух борца присутствует в Насте с самого раннего детства. Поэтому переезд из г.Белгорода в с.Соколовку позволил ещё больше развить её способности и добиться неплохих результатов в муниципальных и региональных олимпиадах. В 2010-2011 учебном году - победитель муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, французскому языку, обществознанию, праву, на региональном уровне призёр по французскому языку, литературе, обществознанию. За призовые места регионального тура олимпиад по французскому языку, литературе и обществознанию получила заслуженные награды: «Почётные грамоты» и медали департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области, диплом главы Корочанского района «Молодое дарование - 2010». Согласно распоряжению правительства Белгородской области «О поддержке талантливой молодёжи в Белгородской области» получила денежное вознаграждение. В 2011 - 2012 учебном году - победитель муниципального тура олимпиады по английскому языку, французскому языку, обществознанию и литературе, призёр по истории. За призовые места регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку, истории и обществознанию была награждена «Почётными грамотами», медалями и денежным вознаграждением.

По состоянию здоровья вместо профессиональной подготовки в МБОУ «Алексеевский МУК» по специальности «водитель категории «В»» и «штукатур» в этом году для Насти было организовано обучение по индивидуальному учебному плану, согласно которому она имеет возможность заниматься и расширять свои знания по французскому языку, информатике и ИКТ, литературе за счёт часов, отводимых на элективные курсы по данным предметам.

Во время семинара заместителей директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений Корочанского района по теме «Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе» на занятии элективного курса по литературе «Поэзия и проза русской эмиграции» (из индивидуального плана Шинкаревой А.) Настя демонстрировала свою презентацию «Великий треугольник. Рильке-Цветаева-Пастернак» (результат занятий на элективном курсе по информатике) и читала стихотворение собственного сочинения, написанное на открытое занятие по теме «Одна за всех - за всех - противу всех», посвящённое творчеству любимой поэтессы М.Цветаевой.

Здравствуйте, Цветаева Марина!

Я пишу к вам через сотни лет,

Маков алых, слепоты куриной

В меловых степях набрав букет.

На бумаге остаются кляксы -

Нервничаю - и дрожит рука…

Как же Вам хотелось бы остаться,

Не глядеть на Русь издалека,

Правда? Нет, вы лучше промолчите,

Вспомните, как холодно вдали,

В Чехии, Париже… В доме - срытом, -

На отшибе отчины-земли

Пусто. Вы же помните, Марина?

Расскажите, чем дышал ваш стих,

Чем вы жили в бесконечно длинных

Иноземных верстах столбовых?

Вы в себе носили ту Россию,

Что вам с детства дорога была,

Пока там, в Европе, реки стыли,

Щёки вымерзали добела,

Где ж там счастье? Нет его в помине.

Вы всего лишь с мужем рядом быть

Перед Богом поклялись - и были…

Как могли вы так светло любить?

Что подвигло вас страну оставить -

Всю в руинах-ранах и крови, -

Неужели нестерпима травля

В той «Стране Советов»? По любви

Вы - одна за всех, с детьми и мужем,

С пылким сердцем - брошенным вдали,

В той России, где уже не нужен

Был поэт Божественной Земли.

Против всех - Марина-амазонка,

Что в руках сжимала слово-меч.

В стих - все слёзы, смех рассветный звонкий…

Обещала Родину сберечь?

Нет? Неважно. Вы - рука об рука с нами -

Истинную Русь уберегли.

Песнею, стихом и верой, снами

Связь держали с ним - Царём земли.

Ангел наш серебряный, Марина,

Странница с елабужских дорог,

Уж не боль разлуки со старинной Русью

Над душой нависла, как злой рок?

Не могу поверить, что сломали

Вас одни лишь голод и нужда.

Вас не раз с Россией разлучали,

Но ушли Вы сами - навсегда.

Расскажите о загубленной безвинно

Судьбе Вашей - век был короток, -

Ангел мой серебряный, Марина,

Странница с елабужских дорог.

После школы Настя мечтает поступить в Белгородский государственный университет на романо-германский факультет, стать переводчиком. На сегодняшний день она много времени посвящает английскому и французскому языкам. Всё свободное время Настя читает, пишет, переводит, слушает музыку на изучаемых языках, ищет интересующий материал в Интернете. И хотя свободного времени почти не остаётся, ведь в следующем году ей предстоит участвовать в едином государственном экзамене по математике, русском языку, истории и французскому языку, но она всё же находит время для творчества.

«Жизнь - всегда борьба, захватывающий спектакль, игра, по сравнению с которой самые лучшие компьютерные квесты, симуляторы и прочие игрушки, кажутся полнейшей бессмыслицей. Каждый - сам творец своей судьбы, ведь она зависит от наших поступков. И, примеряя на себя новую роль, не следует забывать о том, как она отразится на тех, кто нам дорог… Да и не только на них. На всех, кто нас окружает.

Нам дано выбирать. Это счастье и тяжкий крест одновременно - ведь кто знает, что было бы, поступи мы в какой-либо ситуации иным образом… Мы выбираем - друзей, знакомых, свой жизненный путь. И результат зависит только от нас. Поэтому человек действительно учится только на своих ошибках. Только на своих, хотя и старательно кивает в ответ на предостережения. Как говорилось много раз - запретный плод сладок… Так почему бы и не вкусить его? Всего один раз. Лучше сделать и жалеть, чем жалеть, что не сделал…

Не бойтесь перемен. Всё вокруг меняется, круговорот жизни не остановить… По крайней мере, не нам. Всё, что ни делается, к лучшему. Верьте в это. И самое главное - верьте в себя. Всё получится. Ведь с вами те, кто любит вас - друзья, родные. Они всегда рядом. А значит, стоит рискнуть. Сделайте то, чего давно хотели, о чём мечтали…

Посмотрите в окно - там светит солнце и гуляет ветер… Небо лучится лазурной надеждой и хитринкой, приглашая погулять, в воздухе витает запах весны. Мир оживает. Он меняется. Перерождается. Не бойтесь перемен.

Почувствуйте дыхание новой жизни….»7

Не знаю, смогла ли я раскрыть в своей статье портрет одарённого ребёнка, но, если внимательно перечитать те качества, которыми он должен обладать, а именно: иметь широкий кругозор, богатый словарный запас, способность устанавливать причинно-следственные связи и обобщать информацию, способность к самообучению, самообразованию, критический ум и высокую любознательность, гибкое мышление, владеть большим объёмом информации, уметь самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы, прогнозировать последствия своих и чужих действий, рассуждать и строить гипотезы, обладать богатым творческим воображением, развитой интуицией, постоянно работать над познанием самого себя, обладать хорошей памятью, то, скорее всего, уместно сказать: «И это всё о ней!» Для меня - о моей дочери Настёне. Для моих коллег, учителей - об одарённом ребёнке Шинкаревой Анастасии.


.


1 Газета «Ясный ключ» №29 от 12 апреля 2011 года

2 А. Шинкарева «Две стороны одной жизни»

3 Газета «Ясный ключ» №29 от 12 апреля 2011 года

4 Газета «Ясный ключ» №29 от 12 апреля 2011 года

55 А.Шинкарева « «Исповедь…»

6 А.Шинкарева «Ветер перемен»

7 А.Шинкарева «Дыхание новой жизни»

© 2010-2022