Программа воспитания и социализации обучающихся основной школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лингвистическая гимназия №3» г.Улан-Удэ







Программа воспитания и социализации обучающихся основной школы









г.Улан-Удэ

2015 год


  1. Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся основной школы разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. №1897 (зарегистрирован в Минюст России от 01.02.2011 г. № 19644);

- Письма Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 № 03-255 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- «Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);

- Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89);

- статья 12 «Семейного кодекса РФ»;

- Уставом МАОУ «Лингвистическая гимназия №» г.Улан-Удэ.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа разработана с учётом культурно-исторических и социально- экономических особенностей Республики Бурятия, запросов всех субъектов образовательного процесса.

Программа определяет содержание воспитательного процесса, как системы отношений к своему человеческому достоинству и образу жизни. Программа является гибкой, по каждому ее направлению дана примерная тематика. Такое построение дает возможность педагогу для вариативного творческого подхода с учетом возрастных и личностных особенностей детей и особенностей детского коллектива.


2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования

личностной культуры

В области

формирования социальной культуры

В области формирования семейной культуры

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

- формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

- развитие патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;

- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

- укрепление отношения к семье как основе российского общества;

- формирова-ние представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

- формирова-ние начального опыта заботы о социально-пси-хологическом благополучии своей семьи;

- знание традиций своей семьи, культурно-истори-ческих и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

3. Основные направления и ценностные основы воспитания

и социализации обучающихся

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Направления организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов

Воспитание социальной ответственности и компетентности

правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание

красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.


4. Принципы и особенности организации содержания

воспитания и социализации обучающихся

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации.

В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» г.Улан-Удэ, его педагогического коллектива в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» г.Улан-Удэ и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

- общеобразовательных дисциплин;

- произведений искусства;

- периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

- духовной культуры и фольклора народов России;

- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

- жизненного опыта своих родителей и прародителей;

- общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

- других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

5. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся


Содержание

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека:

- общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

- системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

- осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

- системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Изучают Конституцию РФ, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором находится образовательное учреждение.

Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).

Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).

Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание социальной ответственности и компетентности

- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

- усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

- освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

- осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

- социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

- социальные роли в классе: лидер - ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопро-

Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.

Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).

Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т. д.

Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов - проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.

Воспитание социальной ответственности и компетентности

сах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

- социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

- формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

- сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

- понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

- понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

- умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

- понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека,

его личностного и социального

Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.

Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю.

Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.

Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

развития, продолжения рода;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

- присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

- умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

- понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

- осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умствен-ная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

- представления о факторах окружающей природно-социальной

Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).

Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни - проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления.

Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).

Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.

Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов.

Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, ра-

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

- способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

- опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

- осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

- знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

- овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

- профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

- развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

- устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

цион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.

Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).

Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.

Проводят школьный экологический мониторинг, включающий:

- систематические и целенаправленные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности, школы, своего жилища;

- мониторинг состояния водной и воздушной среды в своём жилище, школе, населённом пункте;

- выявление источников загрязнения почвы, воды и воздуха, состава и интенсивности загрязнений, определение причин загрязнения;

- разработку проектов, снижающих риски загрязнений почвы, воды и воздуха, например проектов по восстановлению экосистемы ближайшего водоёма (пруда, речки, озера и пр.).

Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

- опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

- отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

- понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

- осознание нравственных основ образования;

- осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

- осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

- готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени

Участвуют в подготовке и проведении «Недели науки, техники и производства», конкурсов научно-фантастических проектов, вечеров неразгаданных тайн.

Ведут дневники экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды.

Участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят техническими и предметными кружками, познавательными играми обучающихся младших классов.

Участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.

Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи».

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений ДО, других социальных институтов.

Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности).

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

- общее знакомство с трудовым законодательством;

- нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как подростковых, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время).

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Учатся творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников (в ходе выполнения информационных проектов - дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

- ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

- эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

- представление об искусстве народов России.

Получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).

Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок).

Знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.

Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования.

Участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

6. Формы и виды мероприятий по воспитанию и социализации обучающихся, проводимых в МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» г.Улан-Удэ

Формы и виды

Сроки

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- изучение учебных предметов;

- краеведческая деятельность обучающихся для пополнения школьного музея исследовательскими работами;

- участие обучающихся в районных и республиканских краеведческих научно-практических конференциях;

- тематические классные часы, беседы, посвящённые юбилейным датам, истории России, символике России;

- Просмотр и обсуждение фильмов о войне («Мальчик в полосатой пижаме», «Летят журавли», «Мы из будущего», «Брестская крепость» и другие);

- участие в акции «Вахта памяти»;

- встречи с тружениками тыла ВОВ;

- уроки мужества, встречи с участниками боевых действий и выпускниками школы, демобилизованными из армии;

- организация работы военно-патриотического клуба «Дозор»;

Постоянно

Постоянно

В течение учебного года

По плану школы и классных часов

Май

Май

Май

По плану

В течение учебного года

В течение учебного года

- участие в шествиях «Бессмертный полк»;

- организация общешкольного конкурса «Смотр песни и строя»;

- проведение памятных дней, посвящённых историческим событиям отечественной истории;

- обновление экспозиций школьного музея к знаменательным датам;

- тематические экскурсии и путешествия по родному краю, музеям Закаменского района, Бурятии;

- участие в военных сборах, соревнованиях допризывной молодёжи, военно-спортивных игр «Зарница» и других;

- благотворительные акции «Спешите делать добро», «Открытка ветерану», оказание реальной помощи труженикам тыла Великой Отечественной войны, защитникам Отечества, престарелым людям и т.д..

Май

Май

В течение года

Постоянно

По плану классов

По плану РУО

Сентябрь, октябрь, февраль, март, апрель

2. Воспитание социальной ответственности и компетентности

- выборы в каждом классе органов классного самоуправления, выборы в Совет школы;

- шефство обучающихся старших классов над младшими в форме социальных проектов;

- участие в работе районного детского самоуправления;

- деятельность детской организации «Созвездие»;

- деятельность школьного самоуправления;

- обновление стендов «Школьная жизнь», «Школьное самоуправление», «Профориентация», «Уголок волонтёра», «Мы славим свою школу»;

- организация дежурства обучающихся по школе;

- участие в конкурсах социальных проектов «Новый взгляд», «Я и моя будущая профессия»;

- подготовка проектов-исследований;

- конкурс «Лучшее ученического портфолио»;

- проведение конкурсов «Я-лидер», «Я- личность», «Мисс и мистер школы», «Маленькая фея» и др.;

- посещение центров профориентационной работы и диагностирующих центров профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся;

- подготовка и проведение праздников «День школы», «День школьного самоуправления», «Посвящение в старшеклассники», «День старшего поколения», «День матери»;

- встречи с представителями различных профессий, актуальных в конкретной местности;

- ролевые игры на уроках социализации («В магазине», «В транспорте», «В офисе», «В кабинете директора» и т.д.).

Сентябрь

В течение года

По графику

Постоянно

Постоянно

1 раз в полугодие

Постоянно

По плану школы

Февраль-март

Апрель

Октябрь, март

Декабрь

По плану школы

Классные часы по плану

По плану учителей

3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

- проведение дня Пожилого человека, встречи ветеранов педагогического труда «Не стареют душой ветераны!»;

- проведение Дня открытых дверей для родителей;

- экскурсии в дацаны и церкви Закаменского района;

- подготовка праздников, концертных программ жителей села по праздничным датам;

- организация работы детской волонтёрской организации «Добрые сердца»;

- участие в конкурсах социальной рекламы «Мы против коррупции»;

- проведение акций («Большое сердце», «Милосердие», «Забота», «Не проходите мимо мима!» и др.);

- классные часы:

- «Духовность и нравственность»;

- «Культура и бескультурье»,

- «Взаимоотношения в коллективе»;

- «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений»;

- «Что мы ценим в людях»;

- «Больше всего я ценю в человеке…»,

- «Что делать, когда хочется что-нибудь сломать и кого-то ударить»;

- «Самое главное украшение - чистая совесть»;

- «Этика и эстетика»,

- «Что такое хорошо? И что такое плохо?»,

- «Как слово наше отзовётся»,

- «Добродетель проявляется в поступках»;

- «Можно ли мысли человека считать поступком?»; «Культура речи»;

- «А как поступишь ты?»;

- «Как выбирать друзей?»);

- проведение мероприятий и конкурсов по этикету («Нас пригласили на бал», «Мистер этикет» и др.);

- беседы (о семье, о родителях, и прародителях, открытых семейных праздников);

- выполнение совместно с родителями творческих проектов и презентаций, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями, организация выставки «Семейные реликвии», составление генеалогического дерева семьи.

Октябрь, начало ноября

Ноябрь, апрель

По плану

Постоянно

Постоянно

Октябрь

По плану школы

По воспитательным планам классных руководителей





Октябрь, январь

По плану классных часов

В течение учебного года

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

- организация работы спортивных секций (лыжные гонки, туризм, борьба, волейбол, ОФП);

- проведение Дней Здоровья, туристических слётов, походов, спортивных соревнований;

- проведение акций: «В здоровом теле - здоровый дух!», «Откажись от табака», «Родительский урок»;

- участие в конкурсах и акциях «Кросс нации», «Мы за ЗОЖ!», «Лыжня зовёт», конкурс видеороликов «Природные богатства нашего края»;

- проведение мониторингов «Подросток и ПАВ»;

- проведение конкурсов рисунков, буклетов, плакатов, презентаций по пропаганде ЗОЖ («Они такие хорошие», «Учись говорить нет!»);

- беседы по пропаганде здорового образа жизни с участием представителей учреждений здравоохранения в рамках акции «Думай до, а не после»;

- участие во Всероссийских днях защиты от экологической опасности (экологическом двухмесячнике): акции «День Земли», «Встречаем птиц», «День воды»;

- подготовка проектов, презентаций, викторин, кроссвордов, тестов по данному направлению («В мире рекламы», «Природные богатства нашего края», «Нездоровая пища», «Гигиена питания», «Охрана водных ресурсов» и др.);

- беседы («Табак, алкоголь, наркотики - враг у ворот!»; «Как кумир молодежи… сумел уйти от наркотиков и вернуться к жизни»; «Человек есть то - что он ест», «Чем нам грозят грязь и нечистоплотность»; «Загляни в Красную книгу!»);

- просмотр и обсуждение документальных кинофильмов о вреде употребления алкоголя, табакокурения, особой опасности наркотиков;

- проект-исследование «Чем опасны пристрастия к некоторым современным продуктам и предприятиям быстрого питания»;

- проведение праздников, конкурсов и игр по ПДД;

- проведение бесед сотрудниками ГИБДД по Правилам дорожного движения;

- обновление стендов по Правилам дорожного движения;

- отгадывание (и составление) кроссвордов по проблемам, связанным с информацией о возможных различных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных;

- спортивные соревнования между сборными командами разных классов.

В течение

учебного года

По плану школы

По плану школы

По плану школы

Март

По плану школы

По плану классных часов

5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

- предметные школьные олимпиады, участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях, фестивалях;

- участие обучающихся в школьном самоуправлении, в проведении акций и праздников;

- работа творческих объединений по предметам и увлечениям;

- классные часы, направленные на формирование умения обучающимися планировать распределение времени;

- конкурс «Лучшее ученическое портфолио»;

- профориентационная работа и диагностика профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся;

- оформление стендов по профориентации обучающихся;

- конкурс «Презентация моей будущей профессии»;

- экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования;

- встречи с представителями различных профессий, актуальных в нашем районе.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

- работа кружков от ЦДО г.Закаменска;

- КТД эстетической направленности: выставки «Лес точно терем расписной», «Краски осени», «Природа и фантазия»;

- фестивали: «Минута славы», «Патриотической песни», «Фильм, фильм, фильм…», конкурсы «Мисс и мистер школы», «Новогодний дизайн», «Один в один»;

- классные часы на темы «Красота спасёт мир», « Эпоха Возрождения в живописи и литературе», «Забытые имена», цикл классных часов «Музеи мира», «Моя планета»;

- выставки работ детского творчества (поделки, рисунки), участие в конкурсах различного уровня;

- организация школьных концертов для праздничных дат;

- участие творческих коллективов школы в конкурсах, акциях, праздниках, фестивалей школьного, муниципального, регионального и международного уровней;

- поездки по заветным местам своего края, Бурятии, России.





В течение года

По плану школы



По плану школы


По воспитательным планам классных руководителей

По плану школы


По плану школы

По плану разных уровней


По воспитательным планам классных руководителей


6. Основные формы организации педагогической

поддержки социализации обучающихся

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.

Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификационных, социометрических и др.) могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.

Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучающихся, организуемая в рамках системно-деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.

Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.

Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность:

- участвовать в принятии решений Управляющего совета школы;

- решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;

- контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;

- защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.

Деятельность общественных организаций и органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив, а также:

- придания общественного характера системе управления образовательным процессом;

- создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни школы.

Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры.

Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель - превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.

При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и восстребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства и доброхотничества позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.

Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.



7. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

Направления и результаты воспитания и социализации

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

- знание основных положений Конституции РФ, символов государства, субъекта РФ, в котором находится ОУ, основных прав и обязанностей граждан России;

- системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

- понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

- уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

- знание национальных героев и важнейших событий истории России;

- знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

2. Воспитание социальной ответственности и компетентности

- позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

- умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

- первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

- сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

- знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

- умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

- умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

- умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, сельском поселении;

- ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил поло-ролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

- ценностное отношение к школе, своему селу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

- чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;

- умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;

- понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

- готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

- готовность к самоограничению для достижения собственных нравст-венных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

- потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

- умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

- понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимо-отношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

- понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;

- понимание возможного негативного влияния на морально-психоло-гическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологи-ческого состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

- начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

- умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

- знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

- знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

- знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

- знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

- знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

- умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятель-ности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогно-зировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

- умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;

- умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;

- знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

- формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телеви-дения, рекламы на здоровье человека;

- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрица-тельное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

- отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточи-тельному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;

- умение противостоять негативным факторам, способствующим ухуд-шению здоровья;

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

- проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

- овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связан-ного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;

- опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

- понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

- понимание нравственных основ образования;

- начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

- умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

- самоопределение в области своих познавательных интересов;

- умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

- начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов;

- умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

- понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

- осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

- знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- начальный опыт участия в общественно значимых делах;

- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

- знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

- сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

- общие представления о трудовом законодательстве.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

- ценностное отношение к прекрасному;

- понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;

- способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- представление об искусстве народов России;

- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

- опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы

Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу нравственного поведения человека. Огромная роль в воспитании детей отводится родителям. Однако в силу ряда причин (неопытность, молодость, незнание основ педагогики и психологии) не все родители в должной степени могут оказывать положительное влияние на своих детей. Одним из условий благотворного взаимодействия семьи и школы является повышение педагогической культуры родителей.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Повышение педагогической культуры родителей осуществляется через следующие формы работы:

- родительское собрание,

- общешкольные конференции,

- индивидуальные консультации педагога,

- родительский лекторий,

- семейная гостиная,

- встреча за круглым столом,

- вечер вопросов и ответов,

- тренинг для родителей,

- посещение неблагополучных семей на дому,

- дни открытых дверей,

- семейная олимпиада,

- проведение профилактических бесед с привлечением работников медицины, милиции, психологов и др. специалистов,

- организация просветительской работы: информационные стенды, памятки, тематические выставки.

Обязательно родители вовлекаются в организацию учебно-воспитательного процесса через совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы школы. А также в управление школой через совет школы, родительские комитеты классов.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Календарь традиционных школьных дел и праздников


Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября - День знаний; Праздник посвящения в ученики; Праздник Букваря; Посвящение в пятиклассники; Кросс наций.

Октябрь

Праздник урожая; День самоуправления.

Ноябрь

День народного единства; Посвящение в старшеклассники;

День здоровья.

Декабрь

Новогодний праздник.

Январь

Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».

Февраль

День защитника России; «Лыжня зовёт»; День святого Валентина.

Март

8 марта - концерт от мальчиков; Книжкина неделя; День Земли.

Апрель

День Здоровья;

Май

Акция «Бессмертный полк»; Митинг «9 мая»; До свидания, школа; праздник «За честь школы»; Походы.



Перечень воспитательных форм и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию на классных часах



Перечень воспитательных форм и мероприятий (5 класс)


Формы

Мероприятия

Беседы

«Хочу и надо - трудный выбор», «Люблю тебя, Бурятия!», «Моя родословная», «Профессии моих родителей»

Классные

часы

«Название моего поселка», «Моя любимая книга», «А гражданином быть обязан», «Память сердца…»

Участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

«Новогодняя сказка», Неделя Добра, конкурс рисунков «Зимняя сказка», конкурс чтецов «Салют, Победа!», конкурс на лучшее сочинение, на лучшую презентацию «Моя родословная»; сочинений «Семья - ковчег спасения»

Спортивные соревнования

«Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты

Сюжетно-ролевые игры

«Мир моих увлечений», «Друг познается в беде», «Этикет», «Мои друзья»

Проектная деятельность

«Я - гражданин России», «Герои Великой Отечественной войны»



Перечень воспитательных форм и мероприятий по ДНВ (6 класс)


Формы

Мероприятия

Беседы

«Моя родословная», «Профессии моих родителей», «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям»

Классные

часы

«Моя малая Родина», «Я и мое имя», «Мой любимый литературный герой», «Что значит - быть полезным людям?»

Участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

«Новогодняя сказка», конкурс видеофильмов «Моя семья»; сочинений: «Наши семейные традиции», конкурс детского рисунка «Красота Божьего мира», «Праздник светлого Рождества»

Спортивные соревнования

«Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты

Сюжетно-ролевые игры

«Мир моих увлечений», «Друг познается в беде», «Этикет»

Проектная деятельность

«Моя родословная», «Герои Великой Отечественной войны»



Перечень воспитательных форм и мероприятий по ДНВ (7 класс)


Формы

Мероприятия

Беседы


«Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств», «Для чего нужна религия»

Классные

часы

«Из истории семейной летописи», «Край любимый, край родной», «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой»

Участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

Мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», конкурс сочинений «Наши семейные традиции», конкурс поделок «Семейный подарок»; конкурс газет, стенгазет, детского рисунка «Красота планеты Земля», «Праздник светлого Рождества»

Спортивные соревнования

«Мама, папа, я - спортивная семья», «Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты

Сюжетно-ролевые игры

«А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!», «Мир моих увлечений», «Этикет», «Мои друзья»

Проектная деятельность

«Правила безопасности», «Краеведческий музей»


Перечень воспитательных форм и мероприятий по ДНВ (8 класс)


Формы

Мероприятия

Беседы

«Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств», «Покровитель школяров - Сергий Радонежский»

Классные

часы


«Край любимый, край родной», «По страницам истории Отечества», «Труд и воспитание характера», «Подвиг как высшее проявление духовной жизни человека»

Участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

Мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», конкурс чтецов «Салют, Победа!», конкурс сочинений «Семья - ковчег спасения»; конкурс поделок «Семейный подарок»; конкурс газет, стенгазет, детского рисунка «Красота Божьего мира», «Праздник светлого Рождества»; конкурс презентаций, чтецов: «Рождество», «Души прекрасные порывы»

Спортивные соревнования

«Мама, папа, я-спортивная семья», «Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты.

Сюжетно-ролевые игры

«История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений», «Друг познается в беде», «Этикет»

Проектная деятельность

«Правила безопасности», «Я и мир вокруг меня», «История религиозного праздника»


Перечень воспитательных форм и мероприятий (9 класс)


Формы

Мероприятия

Беседы



«Твое здоровье», «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Хочу и надо - трудный выбор», «Покровитель школяров - Сергий Радонежский», «Грехи и добродетели», «Путешествие в храм»

Классные часы


«Государственное устройство России», «Великий святой земли Подмосковной - Савва Сторожевский», «Спешите делать добро»; «Семья в истории России»

Участие в

подготовке и проведении мероприятий

Фестиваль патриотической песни, конкурс юных поэтов «Глаголь добро»; фотоконкурс «Память поколений», сочинений: «Любовь - основа семьи и человеческих отношений», конкурс рефератов «История храма», «Забытые имена»

Спортивные соревнования

«Мама, папа, я-спортивная семья», «Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты.

Сюжетно-ролевые игры

«История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений», «Друг познается в беде»

Проектная деятельность

«Я - гражданин России», «Герои Великой Отечественной войны»

Духовно-нравственные темы для классных часов


5 класс

«Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим»

1. Инсценирование сказок «Чем учат народные сказки?»

2. Исследовательская работа «История моего села»

3. Знаменитые люди района.

4. Моя родословная

5. Беседа о народных промыслах «О чем рассказали игрушки?»

6. Экскурсия в краеведческий музей

9. «Праздник со слезами на глазах»


6 класс

«Школа вежливых наук»

1. Беседа «Вежливый пешеход - вежливый водитель»

2. Правила и нормы поведения в обществе

3. Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека

4. Школьный этикет. Правила поведения в школе.

5. Что такое культура речи и отчего она зависит?

6. Кодекс вежливого человека

7. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

8. Встречай гостей приветливо

9. Культура и безопасность отдыха


7 класс

«Поговорим о жизни»

1. Человек - есть существо мыслящее.

2. Что есть счастье?

3. Что есть труд?

4. Что есть совесть?

5. Что есть свобода?

6. Что есть судьба?

7. Что есть деньги?

8. Что есть «Я»?

9. Что есть моя жизнь?



8 класс


«Я и мое поколение»


1. Что есть человек?

2. Жизненное кредо достойного человека

3. Молодежные субкультуры

4. Классный час «Похититель рассудка» (алкоголизм, наркомания)

5. Игровая программа «Давайте поговорим о нас…»

6. Что есть любовь?

7. Я и закон.

8. «Золотое правило нравственности»

9. Литературно - художественный вечер «Не забудет никто, никогда….»


9 класс


«Все работы хороши,

выбирай на вкус»


1. Профориентационное занятие «Мир профессий»

2. Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»

3. Тестирование в центре занятости «Мой темперамент и выбор профессии»

4. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии

5. Профессии наших родителей

6.Психолого - педагогически особенности, обуславливающие выбор профессий.

7. Беседа с приглашением выпускников «Как достичь успеха в профессии?»

8. Куда пойти учиться?



Нравственные темы для классных часов


5 класс

1. «Кто я? Какой Я?»

2.Правила поведения в школе.

3. Я через 7 лет

4. Правила поведения на школьной перемене.

5.Что подарить в подарок маме и папе.

6.Наши соседи.

7. Письма личного характера.

8. Приветствия, рукопожатия, поцелуи.

9.Правила поведения за столом.

10.Архив моего класса.

11.Внешний вид школьника.

6класс

  1. Мои интересы, мои увлечения.

  2. Я - дома, я - в школе, я - среди друзей.

  3. Правила поведения в театре.

  4. Правила поведения на танцевальном вечере.

  5. К вам приходят гости

  6. Что подарить другу.

  7. «Ты» или «Вы».

  8. Неприятные случайности за столом.

  9. Позвони мне, позвони.

  10. Иметь свое мнение - это важно?

  11. Куда и что одеть?

7 класс

  1. Мои «хочу» и мои «могу».

  2. Правила поведения на выставке и в музее.

  3. Просим к столу.

  4. Скажи, кто твой друг и …

  5. Главное чтобы костюмчик сидел.

  6. Частные телефонные разговоры.

  7. Личная беседа.

  8. «Я к Вам пишу…».

  9. Разрешите представиться.

  10. Правила поведения в магазине.

  11. Мой дом - моя крепость.

8 класс

  1. Умею ли я любить?

  2. Вы пришли в гости.

  3. Кушать подано.

  4. Подарок: букет или книга.

  5. Разговор о разговоре.

  6. Ответственность и безответственность.

  7. Страна в которой мне хотелось бы жить.

  8. Люди, без которых мне одиноко.

  9. Мои соседи.

  10. Приветствия.

  11. Дружба это здорово.

9 класс

  1. «Я имею право на …».

  2. Когда и что дарить.

  3. Прекрасное и безобразное в нашей жизни.

  4. Все гости к нам…

  5. Разрешите пригласить…

  6. Всему начало любовь.

  7. По одежке встречают.

  8. Как и о чем вести беседу.

  9. И письма, и звонки.

  10. Счастливый билет моей судьбы.

  11. Чтобы тебя заметили - надо…




Патриотические темы для классных часов


5 класс

1. «Что значит любить Родину?»

2. «Бурятия - моя Родина»

3. «Духовное наследие России»

6 класс


1.«Праздники русского народа»

2. «Отец, отчизна, Отечество»

3 «Защищать Родину - это почетный долг»

7 класс


1. «Искусство России и Республики Бурятия»

2. «Великая Отечественная в жизни наших земляков»

3. «Что значит быть ответственным»

8 класс


1. «Гражданин ли я России?»

2. «Русские за границей»

3. Что такое патриотизм для меня

9 класс


1.«Дети на защите Отечества»

2.«Семейные праздники и традиции»

3.«Обязанность, долг и присяга»

© 2010-2022