Круглый стол Легко ли быть молодым?

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Круглый стол

«Легко ли быть молодым?»

(из опыта работы)








Демократизация общественной жизни не только открыла для свободного обсуждения многие «запретные темы", но и раскрепостила сознание людей и прежде всего молодежь. Современный подросток переживает сегодня одну из самых больших драм в сознании - переоценку истории, пути пройденного страной, поступков и подвигов. Родители, учителя, да и вообще взрослые, часто скептически и отчужденно рассматривают поведение, образ жизни, мировоззрение молодежи. Они чувствуют, что подростки пытаются жить и действовать по-своему, на новый лад. Скептицизм очень часто переходит в отрицание и упреки. Тогда все мы и слышим: «Вот она, современная молодежь»! Подобные замечания вызывают ответную реакцию у молодых людей - они чувствуют, что обязаны ответить на вызов вызовом. И отвечают.

Считается, что подростковая субкультура подчеркивает определенное единство группы сверстников и их ценностей в противопоставлении ценностям взрослых. Это целый мир со своим языком, модой и, что самое главное, со своей системой ценностей взрослых. Как следствие, многие подростки живут в изолированном сообществе и формируют субкультуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не среди взрослых. Ценности субкультуры, где подростка принимают без нравоучений и попыток «переделать», очень важны для него. Поэтому для защиты этих ценностей он готов вступать в открытое противостояние взрослым.

В любой субкультуре имеются специфические черты, свойственные определенной группе общества, отличающие ее от других групп. Являясь частью целостной культуры, субкультура содержит яркие отличительные признаки, играющие особую роль в объединении конкретной группы людей. Субкультура - результат постоянного взаимодействия людей, протекающего в особенных условиях. Приставка «суб» означает, что речь идет о частном явлении, которое может быть понято только в связи с целым, что и имеет, собственно, место в случае с «неформалами» - панками, хиппи, металлистами, рокерами и др. Сам по себе факт образования субкультур не хорош и не плох, а нормален. Богатство субкультур в принципе свидетельствует о множестве возможностей развития, хотя, разумеется, не все они равнозначны. В этом смысле субкультура предстает как своеобразный накопитель разнообразия в культуре. Молодежная субкультура - группы, объединяемые общими идеалами, пристрастиями, принципами и формами поведения.

Вспоминается «золотое время», собственные школьные годы, которые пришлись на время перестройки. Именно в этот период ярко начинает проявляться отход молодежи от прежних идеалов и принципов. Это время распада ВЛКСМ (сплоченной молодежной организации, взамен которой ничего достойного так и не было, по-моему, создано). Это время первых протестов против ношения школьной формы; время возникновения особых причесок и одежды в стиле «рок», «панк», «диско» и др. Время увлечений первыми западными боевиками и восточными единоборствами. Работая в школе, не перестаю удивляться, а порой и ужасаться внешнему виду, увлечениям, мировоззрению современных подростков. Среди моих воспитанников есть не просто подростки, есть дети, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа (ИПР). Они характеризуются педагогами как «трудные»: безответственные, легкомысленные, пассивные на уроках и неуправляемые на переменах, нарушают школьный устав, склонны к совершению правонарушений, т.д. Ряд учащихся находится на контроле в отделе полиции. Подростки, «такой категории» отличаются неопределенностью интересов и планов на будущее. В среде сверстников «эти» подростки, иногда играют роли неформальных лидеров, нередко с асоциальной направленностью. Связи со сверстниками часто основываются не на принципах равенства, товарищества, чувства долга и ответственности, а на примитивной зависимости, на подчиненности силе. Для подростков, с которыми проводится ИПР, характерны уходы из дома, прогулы занятий в школе, т.д.

Коррекция поведения, а, следовательно, и отклонений в развитии личности в подростковом возрасте - задача трудная, особенно при наличии осложняющих моментов. Своеобразным отличием «трудных» подростков считается то, что в определенном коллективе сверстников, и в компании друзей, эти подростки занимают достаточно независимую позицию, претендуют на роль лидеров, активно занимаются общественной работой. Однако, взаимоотношения с окружающими осложняются некоторым недоверием, боязливостью наряду с незащищенностью и наивностью.

Вспоминается приход очередного «новенького» школу, который уже находился под контролем. Симпатичный, очень гордый, самолюбивый и самоуверенный мальчик решил, что с первых дней своего пребывания в школе установит свои нормы общения и поведения с учителями. «Меня в бывшей школе учителя боялись. Я на уроках что хотел, то и делал. Посмотрим, на что способны учителя вашей школы. Учтите, что я занимаюсь только тем, что мне интересно и нравится. Если вас, учителей, это не устраивает, то значит, вы просто бездарности и не можете найти ко мне подход»,- прямолинейно заявил «новичок». Но всему, как известно, свое время и не надо «приходить в чужой монастырь со своим уставом». Конечно же, подход был найден. Только надо иметь в ввиду, что прежде, чем делать подобные заявления, необходимо показать, что ты сам из себя представляешь. А судя по последним наблюдениям за поведением, общением, увлечениями подростков, многие из них пока «далеки от совершенства».

Еще одна история, о которой хотелось бы поведать, произошла во время летних каникул. Ребята находились в школьном лагере. Замечательная непринужденная обстановка располагала к общению. «А вы знаете, мне вчера друг дал посмотреть видеокассету с новым американским мультфильмом. Ух, классный мультик! Рассказать о чем он?» - обратился ко мне Максим (14 лет). Я кивнула в знак согласия, после которого последовал эмоциональный рассказ о содержании «классного мультика». Имена героев ни о чем мне не говорили (и как Максим их только запоминает). Воображение рисовало каких-то бесполых монстров, которыми напичкан наш телевизионный эфир. «Здорово, правда?!» - восхищенно закончил Максим пересказ. «Здорово!» - почему-то согласилась я и неожиданно для самой себя вдруг спросила у подростка: «Максим, а кто такой Ленин?». Максим уверенно ответил: «Я не знаю, кто такой Ленин, но я точно знаю, что в этом мультике его нет!». Его откровенный ответ просто сразил меня. О каком мировоззрении можно вести речь, если у ряда подростков нет элементарного кругозора. Если посмотреть невооруженным глазом на сегодняшних детей, увлеченных компьютерными играми, новыми моделями телефонов, т.д., не хлопающих, а свистящих и улюлюкающих перед началом спектакля в театре, можно подумать, что это и вправду «племя младое, незнакомое». Настолько незнакомое, что ему даже трудно сказать «здравствуй» - с языка как-то само слетает слово «привет», «здорово».

Вообще - язык одно из ярких, точных и глубинных отражений коллективной психологии. Он может служить прекрасным тестом для диагностики истинного отношения народа к тому или иному явлению в жизни. Культуре общения присуща определенная знаковая система - прическа, детали одежды, жесты, атрибуты, сленг. Они с одной стороны, свидетельство известной корпоративности, особости, с другой - средство узнавания своих, братания с ними. Так формируется культура отношения к любому человеку, готовность быть с ним.

У каждого времени свой жаргон, однако, сейчас речь подростков столь засорена жаргонизмами, что состояние русского литературного языка иначе как катастрофической не назовешь. Должен ли учитель знать, а тем более пользоваться подростковым жаргоном? На мой взгляд, учитель должен знать и уметь изъясняться с помощью молодежного языка. Учитель, знающий сленг может достигнуть многого. Во-первых, он занимает лидирующую позицию, в которой ему часто было отказано именно из-за отсутствия языкового «гражданства». Во-вторых, сам сленг утрачивает смысл псевдоязыка, консолидирующего класс в оппозиции к старшему. Наконец наше традиционное: «Перестань выражаться!» в лучшем случае не будет воспринято, в большинстве же случаев, как и всякая отрицательная формулировка, вызовет прямо противоположную реакцию. Необходимо органически войти в систему ценностей аудитории и только изнутри, с позиции лидера, знающего, что противопоставить, менять ее установки и ориентиры. Надо знать то, чем живут и как видят мир в собственной речи наши воспитанники. Апеллирование к «хорошим мальчикам и девочкам» вызовет лишь покровительственную ухмылку и, по существу, станет признанием полного бессилия и педагогической несостоятельности.

Алексей тоже относится к категории так называемых «трудных» подростков. Он стремится быть во всем первым, хотя это у него не всегда получается. Лидерства добивается любыми способами. Он несдержан, назойлив, часто отвлекается, мешая при этом как учителям, так и одноклассникам. Если я в конфликтной ситуации скажу ему следующее: «Алексей, вы ведете себя невежливо по отношению к своим товарищам и ко мне. Будьте сдержанны и терпеливы», то поведение его не только не изменится, но и может ухудшиться. Я это прекрасно понимаю и поэтому произношу: «Вот что я скажу, дружочек, вы достали уже всех настолько, что крыша уехала и долго не вернется. Когда понадобитесь - просигнализирую». Услышав «вежливое» обращение Алексей, молча, уходит на свое место и уже никому не мешает, занимаясь самостоятельно. И я знаю, что подойдет он ко мне, только спросив разрешения.

Таким образом, учитель знающий сленг, может найти выход из неординарной ситуации и избежать конфликта. Уметь использовать в речи «молодежные словечки» - это не значит допускать их появление в повседневном общении с учащимися. Если учитель будет говорить, используя постоянно жаргонные слова, то класс, в трепетном восторге будет слушать его три - пять минут, затем учительская репутация твердо определится как «приятель» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Учитель обязан быть лидером в любой ситуации общения, а для этого нужно нечто большее, чем апокрифическое право на запрет. Неплохо иногда, что педагог не отстает от моды, старается быть в курсе происходящего, великолепно знает широкую палитру музыкальных новинок. Но злоупотреблять этим нельзя, так как первоначальный восторг учеников впоследствии перерастет в едва ли скрываемое презрение.

На уроках истории я часто использую стиль общения согласно «духу изучаемого времени». «Вы сегодня задержались, князь, и заставили ваших покорных слуг волноваться. Что же послужило причиной вашего опоздания? Извольте отвечать правду, хотя в вашей честности нам было бы стыдно усомниться», - подобным образом я могу обратиться к опоздавшему на урок ученику. А строчкой из известного фильма пристыдить не готового к уроку ученика, но пытающегося что-то ответить: «Когда вы говорите, Иван Васильевич, мне кажется, что вы бредите». Подобное обращение не вызывает у ребят обиды, скорее наоборот, в шутливой, необычной форме им можно указать на недостатки в поведении или в подготовке к урокам. Таким образом, учитель, это не только лидер и знаток, но и актер. Необходимо предугадывать возникающие течения в речи подростков, «подключаться» к ним, чтобы умело выполнять свое предназначение неизменно оптимистического командира юной гвардии.

В группе детей, с которыми проводится ИПР, нет прозвищ как таковых. Существуют только производные от имен: Денис - Ден, Саша - Саня, Алексей - Леха, Сережа - Серый, Максим - Макс. Думаю, что не следует называть детей, используя только фамилии, а тем более прозвища. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя, так как в силу неадекватного поведения, к ним чаще обращаются по фамилиям. Сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга по прозвищам. А ведь каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав его ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком. Производные от имен, думаю, можно использовать, но в определенной обстановке (соревнования, игры, экскурсии, и даже на уроке, если возникает своеобразная ситуация).

Подростки, неплохие «каждый в отдельности, собравшись, порой становятся стаей, будто щеголяя друг перед другом «развязанностью», демонстрируя взрослость, независимость от правил поведения, как бы заражаясь этим от товарищей и заражая их собственным эпатажем.

«По одежке встречают, по уму провожают», - гласит народная мудрость. Внешний вид некоторых подростков оставляет желать лучшего. Как правило, людям «необычной» внешности приписывают низкий уровень развития интеллекта, культуры поведения, высокую агрессивность. Такая общественная установка во многом справедлива. Одежда влияет на поведение и личность подростка. Из психологии моды известно, что гардероб может влиять на характер, особенно в подростковом возрасте, когда происходит становление и закрепление основных личностных черт. В связи с этим напрашивается вопрос: правильно ли возмущается учитель, когда видит своего ученика, внешний вид, которого далеко не ученический? Наверное, правильно. Можно ли спокойно вести урок, если в класс входит ученица, цвет волос которой явно не существует самостоятельно в природе, а сосед за партой хвалится ей очередной серьгой в ухе. Демонстрация своей неповторимой индивидуальности через яркие внешние атрибуты - личное дело и право каждого, однако любой уважающий себя человек на вопрос: «А можешь ли ты еще чем-нибудь продемонстрировать свою индивидуальность?» - должен дать уверенный положительный ответ. Не надо превращаться в подобие красивой безделушки, чья внутренняя убогость и пустота будет хорошо видна всем, кроме него самого. Не так уж сложно стать в школе внешне «таким как все», не теряя при этом своей внутренней индивидуальности.

«Педагоги должны относиться к ребенку так, как будто он уже такой, каким бы они хотели его видеть», - писал JI.С. Выготский. Детей надо уметь понять, так как молодежные увлечения это естественный путь, который проходят люди в своем эстетическом развитии. Да просто заниматься надо с детьми. Вместе слушать, обсуждать, разговаривать, давать возможность расширять круг всевозможных представлений.

Ребята, вступающие в жизнь, открывают ее для себя заново, с нуля. Они практически не знакомы с предыдущими художественными достижениями. И для них открытием, художественным потрясением может стать - и становится! вторичное, массовая культура. Через это проходят все. Главное, чтобы сфера эстетического и художественного восприятия постоянно расширялась. Чтобы юным было с чем сравнивать. И пусть для них значительным окажется то, что для более опытных людей является банальным. Критерий искусства для людей один - сжимается сердце или нет. Плачете вы или смеетесь или просто холодно анализируете. Если вы испытываете потрясение от произведения искусства, доверяете себе, своему чувству, своему сердцу.

Разобраться в том, почему эстетические вкусы и пристрастия школьников сегодня именно таковы, довольно трудно. Мы берем их вкусы как данность. Но не боготворим эти вкусы, не умиляемся. Надо помогать детям, расширять сферу их интересов, кругозор, чтобы мир не ограничивался чем-то одним.

У Гегеля хорошо сказано: «Если позволять детям делать все то, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основание для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, и у детей возникнет тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу - корню всякого зла». Последуем же мудрому совету.

© 2010-2022