Осовные положения дипломной работы Управление земельными ресурсами. Руководитель - Киселёва М. В

Осовные положения дипломной работы Управление земельными ресурсами. Руководитель - Киселёва М.В.Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы.   Выпускные квалификационные работы призваны способствовать систематизации и закреплению знаний студента по специальности при решении конкретных задач, а также выяснить уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе, степень овладения общими и профессиональными компетенциями.Управление земельными ресурсами охватывает весь ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление земельными ресурсами.

Земля и земельные ресурсы являются основной материальной базой существования и процветания человечества.

Ресурсы земли в наше время более значимо определяют возможности социально-экономического прогресса различных общественных формаций.[6]

Функционирование общественного производства невозможно без использования земли. Каждый земельный участок имеет свои особенности и для рационального использования земель требуется эффективное и научно обоснованное управление процессами, в которые вовлечены участники земельных отношений. Информационной основой управления земельными ресурсами является Государственный кадастр недвижимости (далее ГКН), сведения которого позволяют принимать оперативные и качественные управленческие решения в области реализации земельной политики административно - территориального образования. Вместе с тем, вопросы, связанные с организацией управления земельными ресурсами на основе применения кадастровых данных, на уровне городов требуют более детального научного изучения и уточнения. [11]

Управление земельными ресурсами охватывает весь спектр общественных отношений - от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления. Поэтому управление земельными ресурсами - сложно организованная система. Управление осуществляют многими методами и средствами, оно является предметом изучения многих наук и включает следующие аспекты:

- политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;

- административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, разграничением их компетенций, организацией выполнения ими взаимосогласованных функций;

- правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земли на основании правовых норм, закрепленных в законодательных актах;

- научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;

- экономический, определяющий условия эффективного использования земель;

- внедренческий, связанный с разработкой и осуществлением экономических, социальных и иных рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы. Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления.

Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования.[6]

Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завершая конкретным юридическим лицом или гражданином.

Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению.[14]

Основная цель управления земельными ресурсами - обеспечить удовлетворение потребностей общества на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесс их использования. К основным задачам государственного управления земельными ресурсами можно отнести:

- наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающими эффективное развитие общества;

- обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления;

- регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;

- обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;

- формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;

- улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

- создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.

В процессе управления земельными ресурсами вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции.

Выделены следующие основные стратегические цели, которые необходимо достичь для повышения эффективности управления земельными ресурсами:

- повышение эффективности использования земли;

- увеличение доходной части бюджета от земельных платежей и операций, связанных с землей;

- максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках как граждан, так и предприятий различных отраслей хозяйствования;

- предельное вовлечение земли в оборот и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель.

Система управления земельными ресурсами включает следующие элементы:

1. Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов.

2. Экономическое стимулирование рационального использования земельных ресурсов.

3. Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами.

4. Нормативно-правовое обеспечение системы управления земельными ресурсами.

5. Мониторинг земель.

6. Организация землеустройства.

7. Контроль за использованием и охраной земель.

Муниципальное управление земельными ресурсами - это целенаправленная деятельность муниципальных органов власти по организации рационального использования земли с учетом удовлетворения интересов всего общества, так и отдельного человека и по обеспечению устойчивого развития поселения.

Объектом управления земельными ресурсами в муниципальном образовании выступает земельный участок в установленных границах, с фиксированной площадью и правовым режимом в пределах границ поселения. Предметом управления является формирование механизма регулирования земельных отношений и использования земельных участков в границах муниципального образования.

Управление землями на территории поселения включает в себя принятие нормативно-правовых актов в виде решений, программ, правил и раскрывается через внедряемые мероприятия.

Муниципальное управление земельными ресурсами может преследовать различные цели:

  • Повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования.

  • Увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и операций, связанных с землей.

  • Максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках как граждан, так и предприятий различных отраслей хозяйствования на территории города.

  • Предельное вовлечение земли в оборот и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель (развитие территории муниципального образования).

При грамотно проводимой земельной политике органы местного самоуправления способны решить насущные вопросы, тем или иным путем повысить качество жизни населения. Земельная политика - это сильный инструмент местной администрации.

Особую роль в муниципальном управлении земельными ресурсами играют способы предоставления земельных участков. Способы предоставления земельных участков, их цели, преимущества и недостатки представлены в таблице 1. Она показывает, что органы местного самоуправления имеют возможность избирать различные пути управления теми или иными участками в зависимости от целей, свойств участков.

Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки.

Регулирование стоимости на земельные участки должно быть направлено на привлечение инвесторов на неосвоенные территории за счет низкой цены и получения максимума доходов от использования наиболее престижных участков.

Основные ориентиры управления земельных ресурсов в РБ определяет Концепция развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы. Она определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Республики Башкортостан в сфере управления и распоряжения (приватизации) земельным и имущественным комплексом Республики Башкортостан.[8]

Достижение поставленных целей и решение задач предполагается путем:

совершенствования нормативных правовых основ по организации использования и охраны земельных ресурсов, обороту земельных участков и защите прав граждан и юридических лиц на земельные участки;

финансирования землеустроительных и кадастровых работ;

создания единого информационного поля, в том числе инфраструктуры пространственных данных, в виде электронных топографических карт и электронных планов на территорию Республики Башкортостан;

государственной регистрации права собственности на сельские леса, городские леса и рекреационные зоны в городе Уфе;

регистрации права долевой собственности участниками долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

регистрации права собственности муниципальными образованиями на невостребованные земельные доли;

совершенствования системы государственной
и негосударственной форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области управления земельными ресурсами, землеустройства, кадастра, геодезии и картографии;

научного обоснования региональных мероприятий в области земельных отношений, землеустройства, кадастра, изучения и оценки земель, геоинформационных систем;

организации и проведения мониторинга правовых актов органов местного самоуправления по земельным вопросам;

проведения почвенных, геоботанических и иных обследований
и изысканий;

оперативного обеспечения земельного рынка достоверными данными о правовом режиме, качественном состоянии и хозяйственном использовании земельных участков;

оказания органам местного самоуправления методической
и консультативной помощи по вопросам наделения граждан земельными долями и сделкам с ними;

совершенствования процедуры предоставления земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности
на основе конкурсов и аукционов, предусмотрев при этом безвозмездное выделение земельных участков для строительства индивидуального жилья молодым семьям, гражданам, имеющим трех
и более несовершеннолетних детей, гражданам, имеющим ребенка-инвалида, и другим категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;

организации мероприятий по выявлению и привлечению
к регистрации прав собственности юридических и физических лиц, фактически использующих земельные участки без оформления прав собственности;

организации мероприятий по выявлению земельных участков
с недостающими для исчисления земельного налога сведениями
и уточнению данных сведений;

установления дифференцированных налоговых ставок
в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка;

установления ставок арендных платежей за землю с учетом характеристик и местоположения земельных участков;

совершенствования условий и порядка предоставления земельных участков в аренду с учетом инвестиций в приоритетные отрасли
и проекты;

осуществления мониторинга земель, особенно сельскохозяйственного назначения;

систематического проведения государственного земельного надзора за состоянием и использованием земель;

развития и совершенствования форм оказания республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями гражданам
и организациям в сфере земельных отношений государственных
и муниципальных услуг, связанных с подготовкой, согласованием
и выдачей запрашиваемых ими документов в режиме «одного окна»;

организации работ по актуализации кадастровой стоимости земель в Республике Башкортостан.[8]

В результате выполненных работ исполнителями определена кадастровая стоимость 176011 земельных участков в составе земель населенных пунктов в городском округе г. Уфа.

Предыдущий тур оценки в г. Уфа проводился в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года № П/337.

Сравнительный анализ удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков (средневзвешенных по площади), полученных в результате государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов ГО г. Уфа РБ, в разрезе населенных пунктов на примере 7 групп видовразрешенного использования (1, 2, 3, 4, 5, 7, 9) приведен в таблице 2 и на примере всех групп в таблице 1.

Таб. 1

Сравнительный анализ удельных показателей кадастровой стоимости

земельных участков (средневзвешенных по площади) городских округов г.Уфа

Наименование группы вида

разрешенного использования

Год проведения

государственной

кадастровой

оценки земель

Удельный показатель кадастровой стоимости, руб.

/кв.м

По городскому

округу г.Уфа

1-я группа вида разрешенного

использования

(для размещения домов

среднеэтажной и многоэтажной

жилой застройки)

2006 год

13358,60

2011 год

24359,06

%

182,30%

2-я группа вида разрешенного

использования

(для размещения домов

малоэтажной жилой застройки,

в том числе индивидуальной

жилой застройки)

2006 год

1219,50

2011 год

1035,87

%

84,90%

3-я группа вида разрешенного

использования

(для размещения гаражей и

автостоянок)

2006 год

12 203,10

2011 год

4 401,07

%

36,00%

4-я группа вида разрешенного

использования

(для дачного строительства,

садоводства и огородничества)

2006 год

746,60

2011 год

181,41

%

24,30%

5-я группа вида разрешенного

использования

(для размещения объектов

торговли, общественного

питания и бытового

обслуживания)

2006 год

12 585,60

2011 год

18 283,68

%

145,20%

7-я группа вида разрешенного

использования

(для размещения офисных

зданий делового и

коммерческого назначения)

2006 год

10 254,30

2011 год

15 297,55

%

149,20%

9-я группа вида разрешенного

использования (для

размещения производственных

и административных зданий,

строений, сооружений

промышленности,

коммунального хозяйства,

материально-технического,

продовольственного

снабжения, сбыта и заготовок)

2006 год

3 705,70

2011 год

4 156,17

%

112,20%


Исходя из выводов, сделанных ЗАО «Эксперт - Оценка» при проведении оценочных работ, результаты кадастровой оценки отражают реальный уровень цен, сложившийся на рынке земельных участков в составе земель населенных пунктов Республике Башкортостан на дату оценки.

С момента проведения предыдущего тура оценки земель населенных пунктов в ГО г. Уфа РБ как увеличились, так и уменьшились в зависимости от целевого использования земель, что отразилось и на полученных результатах. Также изменение кадастровой стоимости земельных участков связано с изменением методики расчета кадастровой стоимости.

Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостанявляется функциональным органом местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан и входит в структуру Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подчиняется главе Администрации. Управление подконтрольно и подотчетно первому заместителю главы Администрации.

Задачей Управления является осуществление права владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами: земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Управление оформляет:

- предоставление земельного участка в аренду или собственность для целей строительства;

- предоставление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством;

- продление срока аренды земельного участка;

- предоставление земельного участка в собственность за плату (собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках);

- предоставление земельного участка в собственность бесплатно;

- предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;

- подготовку и заключение договора аренды земельного участка, дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, соглашения о расторжении договора аренды земельного участка;

- подготовку и заключение соглашения о фактическом пользовании земельным участком;

- подготовку и заключение договора передачи в собственность земельного участка;

- утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в городском округе город Уфа Республики Башкортостан;

- подготовку акта сверки взаимных расчетов по договору аренды земельного участка;

- подготовку справки об отсутствии задолженности по арендной плате за земельный участок;

- подготовку письма с разрешением на залог права аренды земельного участка при оформлении кредитного договора;

- перераспределение (перенаправление) оплаченных в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан денежных средств по арендной плате за землю на исполнение иных обязательств заявителя или указанного им третьего лица;

- согласование договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (уступки права требования);

- договоры купли-продажи земельных участков, дополнительные соглашения и подписывает акты приема-передачи к ним, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, договоры передачи земельных участков в собственность за плату, дополнительные соглашения и подписывает акты приема-передачи к ним, а также расторгает в установленных случаях указанные договоры;

- согласование уступки прав по договорам аренды, а также договора субаренды земельных участков, а также дает согласие на передачу земельных участков в залог;

- приобретение в соответствии с федеральным законодательством земельных участков в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

- осуществление действия по изъятию земельных участков у их собственников и иных лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в иных случаях предусмотренных законодательством, не связанным с изъятием земельных участков для муниципальных нужд;

- учет льготных категорий граждан для последующего предоставления однократно бесплатно в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства.[10]

Принимает участие в пределах своей компетенции в разработке, реализации и учете инвестиционных программ.

Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного кадастра. При этом все составные части кадастра должны быть адаптированы к рыночным условиям. Особенно это важно при разработке экономически обоснованных методик массовой государственной кадастровой оценки земель различных категорий, законодательном изменении принципов и правил налогообложения объектов земельных отношений.

Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью. Для эффективного управления земельными ресурсами необходимо проанализировать результаты проведенных земельных преобразований и, исходя, из этого анализа определить на перспективу систему практических мер по дальнейшему углублению и совершенствованию земельной политики, направленной на обеспечение более рационального и бережного использования земельного фонда. Необходимо усовершенствовать нормативно-правовую и техническую базу по переоценке земель, усовершенствовать земельное, налоговое и иное законодательство, регулирующее земельный оборот и платежи за использование, и аренду земельных ресурсов.















© 2010-2022