Урок здоровья. Тема Здоровье тела и души

Конкурсная работа к районному конкурсу методических разработок сценариев внеклассных мероприятий по ОБЖ  и ОЗОЖ  педагога-психолога Вознесенской мсош№3 Морозовой Лилии Владимировны. Номинация конкурса:  «Здоровый образ жизни» Урок здоровья Тема: «Здоровье тела и души» Цель урока: формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества. Задачи: 1. Определить влияние различных факторов на физическое здоровье человека, дать рекомендации ; 2.    Определить влияние эмоций ,самооценки  на здоровье человека; 3.    Убедить учащихся, что каждый может изменить себя в лучшую сторону, принимая соответствующие решен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вознесенская муниципальная средняя общеобразовательная школа №3 Савинского района Ивановской области.

«Утверждено»

Заместитель директора школы по УР

_____________

«____»____________2010 г.







Конкурсная работа к районному конкурсу методических разработок

сценариев внеклассных мероприятий по ОБЖ и ОЗОЖ

педагога-психолога Вознесенской мсош№3

Морозовой Лилии Владимировны.

Номинация конкурса: «Здоровый образ жизни»

Тема: «Здоровье тела и души»




Урок здоровья. Тема Здоровье тела и души









Cодержание:



  1. Введение

  2. Конспект урока

  3. Заключение

  4. Список использованной литературы

  5. Приложения

  • фотографии,

  • результаты опроса учащихся,

  • мультимедийная презентация на СD



Урок здоровья. Тема Здоровье тела и души




Введение.

Актуальность темы

Здоровье - ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присущие желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Нормой каждого должен стать ЗОЖ и санитарная культура. ЗОЖ принципиально не совместим с вредными привычками. Здоровье подрастающего поколения республики и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.

Изучение состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной и нервно-психической патологии, заболевания крови, нарушений зрения.

Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму и счёту. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку.

Вознесенская средняя школа работает над формированием навыков здорового образа жизни в условиях модели «Школа здоровья». В школе проводится очень большая работа по этому направлению.

В каждом классе систематически проводятся классные часы по проблеме здоровьесбережения. Данное занятие проводилось с учащимися среднего звена, в 5-6 классах. Несколько учеников помогали в проведении урока. Все ученики активно работали, занятие им понравилось.











Урок здоровья

Тема: «Здоровье тела и души»


Цель урока:

формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.

Задачи:
1. Определить влияние различных факторов на физическое здоровье человека, дать рекомендации ;
2. Определить влияние эмоций ,самооценки на здоровье человека;
3. Убедить учащихся, что каждый может изменить себя в лучшую сторону, принимая соответствующие решения;
4. Объяснить, что физическое и душевное здоровье - основные факторы здоровья человека.

Ход урока:

(слайд 1)

1.Приветствие. Единственная красота,

Которую я знаю, - это здоровье.

Генрих Гейне

Здравствуйте ребята!

Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность.

Сегодня у нас классный час посвящен здоровью человека. Давайте уточним, что же такое здоровье.

Здоровье человека - это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

2. Работа с понятиями.

- Сформулируйте собственное определение понятия «здоровье».

Здоровье - это_____________________________________________

Работа проводится в группах. Каждая группа дает свое собственное определение. Данное определение сравнивается со следующими:
(слайд 2)

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Определение Всемирной Организации Здравоохранения.
«Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер деятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него». (Шаталова Г. С. Философия здоровья. - М., Елен и К., 1997)

(слайд 3)
3. СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЯ

Образ жизни Наследственность Окружающая Среда Здравоохранение

50% 20% 20% 10%

Значит, наше здоровье зависит от нашего образа жизни: наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

(слайд 4)

4. Путешествие в страну «Здоровье». Сейчас мы отправимся в путь, и как в любом путешествии, будем делать остановки. Но сейчас, мне кажется, в нашей помощи нуждается почтенного возраста человек. Он выглядит больным и усталым.

Сценка( Появляется старичок, он стонет и прихрамывает, к нему подбегает ученик, усаживает на стул).

Ученик: - Эй, дедушка, как ты дошел до жизни такой? Наверное, долго смотрел телевизор? физкультурой не занимался?

Старичок: - Ох-ох-ох! Как я устал! (Садится, тяжело дышит). А ведь я был красивым и здоровым! Только вот злая волшебница Гиподинамия превратила меня в такого, такого ... (Плачет).

Ученик: У нас в школе все ребята знают, как бороться со злой волшебницей Гиподинамией! Как сохранить свое тело красивым и здоровым! А ну-ка. ребята, поможем старичку! Двигаются все!

(слайд 5)
(Исполняется ритмичный танец под песню «Если хочешь быть здоров», во время которого Старичок становится стройным и веселым)

Старичок: - Спасибо, дети! Спасибо (Убегает).

Сообщение ученика. Очень важный момент - это физическая активность.

По мнению ученых, ежедневные физические нагрузки замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни.

Надо запомнить, что чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

Однажды ученые поставили эксперимент. Одной группе участников был предложен комплекс физических упражнений, а другой группе предстояло пролежать 20 дней неподвижно.

И что получилось: у тех, кто лежал, появилось головокружение, они не могли долго ходить, им было тяжело дышать, пропал аппетит, они стали плохо спать, снизилась работоспособность.

Итак, физическая нагрузка необходима для организма. Но упражнения приносят большую пользу в том случае, если они выполняются постоянно.

Некоторые по утрам обливаются холодной водой, что очень полезно человеку. Нужно обязательно закаляться.

Ни для кого ни секрет, что солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Правила закаливания.

Любое закаливание начинается постепенно.

Сначала умываетесь холодной водой, потом месяца 3-4 обтираетесь холодным полотенцем, и лишь после этого можно начинать обливаться холодной водой. Время процедуры увеличивают медленно.Твоим главным девизом должен стать девиз «постепенность и непрерывность»

(слайд 6)
Сообщение ученика. Правильное питание. Признаком здоровья считается хороший аппетит, однако с детства не следует приучаться к обжорству.

Древнегреческий философ Сократ, дал человечеству хороший совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными целебными травами. Ягоды, фрукты, овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей.

В рационе должно быть ограничено количество соли, сахара, животных жиров.

Здоровое питание должно быть максимально разнообразным. Диетологи составили так называемую «пирамиду здорового питания».

Основа рациона - хлеб, блюда из круп и макаронных изделий, картофеля. Их можно употреблять несколько раз в день. Эти продукты - незаменимые источники энергии и кладезь белков, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

Не менее важная составляющая рациона - овощи и фрукты. Их необходимо употреблять несколько раз в течение дня и в количестве более 400 г в сутки. Овощи и фрукты - это богатство витаминов, минеральных веществ и углеводов!

При соблюдении здорового питания не следует забывать о молоке, кефире, твороге, сыре. Они богаты белком, кальцием и многими другими питательными веществами.

Здоровое питание не обходится без мяса и мясных продуктов. Но только небольшими порциями! Мясо с высоким содержанием жира желательно полностью исключить из рациона и заменить на его постные сорта, птицу, рыбу и бобовые. Эти продукты являются ценным источником белка.

Следующий момент - это поведение и привычки. Здесь большое значение отводится режиму дня.

Если будешь ты стремиться Распорядок выполнять - Будешь лучше ты учиться Лучше будешь отдыхать.

(слайд 7)
СЦЕНКА «РЕЖИМ» Действующие лица: учитель и ученица.

- А ты, Лена, знаешь, что такое режим?

- Конечно! Режим… Режим - куда хочу, туда скачу!

- Режим - это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?

- Даже перевыполняю!

- Как же это?

- По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю - 4.

- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

- Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед - и в школу.

- Хорошо…

- А можно еще лучше!

- Как же это?

- Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И сон.

- Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.

- Не вырастет!

- Это почему же?

- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!

- Как это с бабушкой?

- А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.

- Не понимаю - как это?

- Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание - бабушка, уборку потели - бабушка, завтрак - я, прогулку - я, уроки - мы с бабушкой, прогулку - я, обед - я,…

- И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такая недисциплинированная.

А как вы думаете, ребята, мальчик правильно распределил время? (ответы)

(слайд 8)
Ребята, нам может грозить опасность, на нас в любой момент могут напасть пираты . Как вы думаете, как их зовут, кто может помешать нам попасть в страну Здоровье?.. Это наши вредные привычки

(слайд 9)
Отказ от вредных привычек. - вот одна из таких привычек. Многие ребята болеют болезнью века «телевидео-компьютеромания». Я думаю вы знакомы с такой болезнью.Она очень сильно влияет на зрение.

Большую нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Чтобы обеспечить себе хорошее зрение, необходимо поступление в организм достаточного количества витаминов. Медикам хорошо известно, что глаза особенно нуждаются в витаминах А, В и С.

Есть и другие ещё более вредные привычки.

Вопрос: Почему люди курят, употребляют алкоголь и наркотики? - Ответы учащихся.
Сегодня табакокурение некоторые рассматривают как пережиток прошлого. Другие не находят в этом ничего плохого. Но факт остается фактом - курение причиняет огромный вред здоровью. У курящего человека могут появиться тяже-лейшие заболевания легких. Если курит девушки, страдают еще не родившиеся дети, а затем и родившиеся. У человека, который курит, притупляется память, он теряет красоту, становится неряшливым.

Вопрос: - А с каких пор люди стали пить? - Ответы учащихся.

- «Похититель рассудка» - так называют алкоголь с давних времен. Об опьяня-ющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовлять алкогольные напитки из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Предлагаю вам обсудить следующую ситуацию:
- Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей. Миша что-то очень долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», - гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!»- восхитился Андрей. Сережа смутился, а Саша решительно заявил: «……………». - Что ответил Саша?
- Какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного?
- Что бы вы ответили, если бы вам предложили попробовать алкоголь, или выкурить сигарету?
- Ответы учащихся.
Итог 1 части урока: Что же можно и нужно, а что нельзя?

(слайд 10)
НУЖНО:

Соблюдать режим дня.

Делать зарядку.

Заниматься спортом.

Правильно питаться.

Есть побольше витаминов.

Избавиться от вредных привычек.

НЕЛЬЗЯ:

Смотреть часами телевизор и сидеть у компьютера.

Курить, употреблять спиртные напитки

Мы поговорили о здоровье тела, но ведь здоровье души не менее важно!

(слайд 11)
1) предлагаю вам подумать над вопросом:
- Что такое мысль?
А теперь пусть каждый задумает какое-либо слово, а сосед по парте попробует отгадать его. Это практически невозможно, так как мысли бесплотны. Но если произнести соседу это слово, то он хорошо поймет, о чем идет речь. Те есть, свои мысли мы превращаем в слова, чтобы они были понятны другим людям.
Вопрос ученикам:- Совпали ли у кого-то задуманные мысли- слова?
Такое совпадение очень редко, так как мысли одного человека не похожи на мысли другого. Мы говорим: «Мои мысли - только мои личные. Значит, мои мысли определяют мою личность: я грущу или веселюсь, радуюсь или страдаю, боюсь или демонстрирую храбрость, то есть бываю в различном настроении или проявляю различные эмоции».

Аристотель в свое время сказал, что здоровое тело и здоровый дух взаимосвязаны. С тех пор его слова были не раз переиначены.
Обычно говорят: «В здоровом теле - здоровый дух». Разные люди окружают себя разными мыслями: кто-то думает о здоровье, бодрости духа, о внутренней силе, стремлениях и уверенности в себе. Другие же наоборот - думают о чем-то негативном. В нашем внутреннем мире, в котором важную роль играют наши мысли, возможно создать для себя любые условия - как достаточно комфортные, так и не очень.

Проводится групповая работа по разрешению конкретной проблемной ситуации. Дается задание: «Заболели двое детей. Один из них веселый, жизнерадостный, активный, дружелюбный. А другой, наоборот. Кто из них быстрее поправится, наверстает упущенное в школе и почему?»

(слайд 12)
Влияние эмоций на здоровье человека. Доктора установили, что страх или гнев вызывают у человека выброс адреналина, что придает ему энергию для битвы или бегства. Исследования показали, что если страх или гнев продолжаются в течение длительного времени, то это вызывает неблагоприятные сдвиги в организме человека. И другие отрицательные эмоции - скорбь, ненависть, горечь, обида, негодование - могут в случае их длительного продолжения истощить механизмы экстренного реагирования организма, ослабить защитные силы человека.

(слайд 13)
Негативные эмоции имеют прямое отношение к разуму, который, в свою очередь, воздействует на тело. Продолжают накапливаться сообщения о людях, уверенных в своей близкой смерти - и действительно затем умиравших без всякой видимой на то причины.
В настоящее время учеными установлено, что если негативные эмоции - страх, гнев, обида, негодование, ненависть, печаль, ревность - накапливаются длительное время, то это может привести к существенному снижению количества "клеток-воинов" в организме. А это ослабляет сопротивляемость человека различным заболеваниям, например, язвенной болезни.

(слайд14)
Если отрицательные эмоции способствуют развитию болезней, то положительные, напротив, оказывают благоприятный эффект. Например, врачи пришли к выводу, что нельзя отнимать надежду у безнадежно больных. Разумному врачу, с оптимизмом и уверенностью заявляющему пациенту: "Я чувствую, что вы будете среди тех десяти процентов людей, которые побеждают эту болезнь", затем часто приходится удивляться исполнению предсказаний. Результат мог бы быть иным, если бы он сказал: "У вас только один шанс из десяти". С помощью положительных эмоций - смеха, радости, любви, чувства благодарности, веры - наряду со здоровым образом жизни многие безнадежно больные смогли восстановить свое здоровье.

Положительные эмоции человека и здоровый образ жизни способствуют образованию в мозгу эндорфинов, благотворно действующих на иммунную систему. Эти во многом еще не познанные вещества помогают выздоровлению и борьбе с болезнями.
Все это не ново. Мудрость древних учит нас:
"Веселое сердце благотворно...
а унылый дух сушит кости." (Царь Соломон в "Книге Притчей", гл. 17, стих 22)

(слайд 15)
Со стрессом организма связывают почти все современные болезни - гипертонию, инфаркт, некоторые заболевания сердца, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, колит, головные боли, радикулит, астму, неврозы, рак. В то же время отсутствие стресса также способствует заболеваниям и может служить причиной чувства неудовлетворенности, беспокойства, усталости, скуки и депрессии. Важно придерживаться "золотой середины", поскольку в определенных количествах эмоциональный стресс организма даже необходим. Влияние стресса на организм проявляется в любой ситуации, требующей перемен, и сопровождает процесс приспособления организма к этому. В некоторых случаях влияние стресса вызывает у человека сильные положительные эмоции, чувство огромного удовлетворения: победа на соревнованиях, прыжок с парашютом, катание с гор на лыжах, получение повышения по службе. Кроме того, существуют виды эмоционального стресса, сопровождающиеся депрессией и упадком сил: это различные неудачи, конфликты, и т.д.

Проводится работа по разрешению конкретной проблемной ситуации. «Вы идёте по школе, вдруг один ученик, пробегая мимо, больно задевает вас плечом. Ваша реакция?» ; «Одноклассник ни с того ни с сего обозвал вас. Ваша реакция?» (обсуждение) Здоровье - это способность организма приспосабливаться к жизненным стрессам. Если такое определение здоровья верно, то тогда люди должны научиться различными способами управлять своими эмоциями и поддерживать положительное состояние стресса в своей жизни. Вопрос: - А как вы умеете справляться со своими негативными эмоциями? (слайд 16)
Рекомендации: дыхательная гимнастика, упражнения на напряжение и расслабление, выброс негативных эмоций, аутотренинг

(слайд 17)
Профилактика, предупреждение стресса - это регулярные физические упражнения; -правильное питание; - Отказ от курения, употребления алкоголя; - Полноценный отдых; - Пейте достаточное количество воды; - верные друзья, - наличие цели в жизни; -интересное занятие

(слайд 18)
Самооценка.
Назовите личностные качества, которые вам нравятся, и которые не нравятся.
- Бывают ли люди только с одними положительными или одними отрицательными качествами?
Конечно, в каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Но, главное, каких качеств больше, такой и человек.
Для того, чтобы начать изменять свои качества, нужно принять решение об этом. Например: «Я хочу быть сильным, храбрым, добрым…»

Нужно:
Определить свои «плюсы» и «минусы»

Развивать и показывать людям свои достоинства

Работать над недостатками: превратить в достоинства или постепенно избавляться

Использовать аутотренинг.

Выводы 2 части урока:

(слайд 19)
НУЖНО:

  • Позитивное мышление, оптимизм

  • Умение контролировать свои эмоции

  • Хорошая самооценка

  • Стремление быть лучше

  • Постоянная работа над собой


1. От здорового образа жизни зависит и здоровье, и жизненный успех человека;
2. Каждый может изменить себя в лучшую сторону, приняв соответствующее решение;
3. Эмоции, личностные (душевные) качества влияют на здоровье человека. Чем больше у человека положительных личностных качеств, положительных эмоций, тем больше, лучше у него физическое здоровье. Здоровье тела и души тесно взаимосвязаны;
4. Душевное и физическое здоровье - основные факторы здоровья человека.

(слайд 20) Основной вывод можно записать на доске в виде схем:
1) ДУША + ТЕЛО = ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
2) ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ = ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Наш урок подошел к концу. Как вы думаете, наше путешествие закончилось, мы уже достигли своей цели?

(слайд 20)Конечно же, нет. Путь к здоровью - это путь длиною в жизнь. И думать о своём здоровье нужно постоянно. Давайте беречь здоровье - и своё, и своих близких! Ведь здоровье - самое главное богатство человека.

Примечание: переход от слайда к слайду осуществляется по щелчку мыши.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Вознесенская средняя школа работает над формированием навыков здорового образа жизни в условиях модели «Школа здоровья». Это направление инновационной деятельности очень актуально, так как здоровье - ни с чем не сравнимая ценность, каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что на 50% уровень здоровья человека зависит от того образа жизни, который ведёт человек. В связи с этим нормой каждого должны стать здоровый жизни и санитарная культура. Кроме того, актуальным остаётся вопрос о профилактике вредных привычек, в частности курения. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения, то ясна роль школы в этом вопросе.

Для нашей школы работа в данном направлении также является актуальной. В школе проводится много спортивных и оздоровительных мероприятий, классные часы, психологическая диагностика и сопровождение. Результаты опросов учащихся показывают, что дети также считают здоровье самой главной ценностью. Данные опроса приведены в приложении.



© 2010-2022