Союз родителей, учителя и детей как залог успешного развития личности младшего школьника

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Союз учителя, родителей и детей как залог успешного развития личности младшего школьника

Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог. Воспитание и обучение -две важнейшие взаимосвязанные функции. С незапамятных времен школа рассматривалась как учебно-воспитательное учреждение, которое, обучая, воспитывает, а воспитывая, обучает ребят, формирует их мировоззрение, учит воспринимать окружающий мир во времени и в пространстве, помогая познать самих себя, найти свое место в интенсивно меняющемся мире. В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он:

  • уверен в себе, активен, не боится пробовать;

  • умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;

  • способен к самообразованию;

  • умеет принимать решения и достигать результаты в соответствии поставленной целью;

  • умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.

Союз родителей, учителя и детей как залог успешного развития личности младшего школьника

Ребенок, по природе, существо любопытное и любознательное, он творец, он деятель, он актер. Он не задавлен грузом житейских проблем, не боится рисковать и проигрывать, пробовать и ошибаться. Единственная, пожалуй, для него сложность заключается в том, что он не всегда может раскрыть, проявить и показать себя, когда это необходимо. Поэтому, как сделать так, чтобы дети чувствовали себя со мной спокойно, комфортно, чтобы им было и интересно, и весело? Поиском ответов на эти вопросы я стала заниматься с первых дней работы в школе и продолжаю до настоящего времени в плане самообразования. Я всегда помню о том, что:

Счастливый ребёнок - это здоровый ребёнок.

Счастливый ребёнок - это защищённый ребёнок.

Счастливый ребёнок - это творческий ребёнок.

Счастливый ребёнок - это активный ребёнок.

Счастливый ребёнок - это нужный ребёнок.

Основные задачи, которые я ставлю перед собой:

1.Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.

2.Развитие интеллекта средствами внеклассной работы.

3.Формирование потребности в творческой деятельности.

4.Развитие художественно-эстетических способностей.

5.Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

6.Создание у детей ярких эмоциональных представлений о Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

7.Формирование важных трудовых навыков и нравственных представлений.

8.Создание системы всеобуча для родителей.

9.Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу класса.

Основные формы работы

  • Совместные с родителями экскурсии, походы,

  • Конкурсы рисунков, поделок изготовленных вместе с родителями.

  • КТД, игры, беседы.

  • Организация мероприятий: чаепития, встречи с интересными людьми.

  • Дни здоровья, соревнования и др.

Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Сущность совместной воспитательной деятельности школы и семьи определяется общей целью воспитания полной солидарности в постановке и решении конкретных задач воспитания, в нахождении взаимодополняющих методов и средств воздействия на детей. Ярким выражением сущности совместной деятельности педагогов и родителей является единство их воспитательных установок, требовании и действий, т.е. единство воспитания.
Определяющим моментом такого единства является постоянное совпадение положительных воспитательных требований и действий педагогов и родителей, обеспечивающих возможность подрастающей личности всегда находиться под влиянием не противоречащих друг другу условии, вызывающих положительные ответные реакции, активное отношение к окружающему. В условиях такой совместной деятельности взрослых успешнее формируется сознание ребенка. Оно постоянно пополняется новыми сведениями, обогащается яркими впечатлениями, полученными от общения с людьми в разной обстановке.

Единые требования и действия взрослых способствуют также успешному развитию нравственных чувств, своеобразно окрашивающих процесс формирования сознания. У детей развиваются уверенность в своих силах, уважение к строгим требованиям взрослых, доверие к их личности.

В своей практической деятельности по развитию личности младшего школьника средствами воспитания мы придерживаемся основных принципов технологии педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение. Это особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку.

Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОразвитие, САМОпожертвование, САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация и т.п.

Именно развитый детский коллектив, на наш взгляд, и представляет собой необходимое условие для самоутверждения и саморазвития личности.

Позиция педагога как организатора детского коллектива проходит несколько стадий становления:

1 этап: изучает и анализирует поведение ребят, их индивидуальные способности и особенности, выступает как основной носитель информации в школе, его возможностях, окружающей среде.

2 этап: учитель - наставник органов самоуправления. Через актив управляет формированием общественного мнения, эмоционального и нравственного психологического климата.

3 этап: помогает в организации и проведении дел.

4 этап: помогает подвести итоги работы, выявить причины удач и неудач, дать оценку органам самоуправления.



Примечание: Это можно представить на слайдах

Деятельность педагога при управлении развитием детского коллектива


Стадия развития группы

Характеристика группы на данной стадии

Задачи по развитию коллектива

Позиция педагога

Стиль управления

Содержание деятельности педагога

Новообразования в ученическом коллективе.

Номинальная

Общее знакомство. Симпатии и антипатии друг к другу. Каждый сам по себе. Актив формальный. Первичное распределение обязанностей.

Определение общих целей, средних и близких перспектив. Формирование деловых отношений в общей деятельности.

Предъявляет требования

Требующий, настаивающий, приказывающий

Предъявление единых требований. Выбор общей деятельностиПланирование организации делового общения. Обучение деловому взаимодействию. Оценка результатов деятельности и делового общения.

Принятие общих целей. Складываются отношения ответственной зависимости, выделяется реальный актив.

Группа - ассоциация

Имеет общую цель, официальную структуру. Есть лидеры, стабильные деловые отношения, стабильный актив, группировки. Отсутствие единства, общих интересов, стремления работать сообща.

Ведение группы от близких перспектив к средним и дальним. Формирование деловых отношений между отдельными группировками.

Организатор

Основной - требующий, вводится стиль коллегиальный, советующийся.

Помощь активу. Создание атмосферы сотрудничества. Организация коллективного планирования, анализа и оценки результатов деятельности.

Цели группы становятся привлекательными для ее членов. Появление законов и норм жизни группы. Развитие самоуправления.

Группа - кооперация

Стабильная структура, характерно сотрудничество, положительные эмоционально-психологические отношения. Актив - авторитетный, ведет всех за собой. Работа группы неритмична. Выражен пассив.

Формирование общественного мнения на основе единых ценностных ориентаций. Формирование эмоционального единства.

Помощник

Оптимальное сочетание настаивающего, требующего стиля с советующимся, консультирующимся, коллегиальным. Как вспомогательный: просящий, уступчивый, компромиссный.

Коррекция положения личности в группе. Создание атмосферы взаимного доверия и уважения. Привлечение всех к коллективной деятельности через совместное целеполагание, планирование, осуществление деятельности, ее контроль, анализ и оценку.

Цели группы стали мотивами деятельности ее членов. Появление и укрепление традиций в группе. Существует четкая система ответственной зависимости.

Группа - автономия

Характерна внутренняя сплоченность, отсутствие группировок. Выражено стремление быть вместе. Дорожат честью группы

Гармонизация личных и общественных интересов.

Сотрудник

Ведущий стиль коллегиальный, консультирующийся.

Развитие инициативы, активности каждого. Организация взаимодействия с другими группами

Самостоятельность, сплоченность группы. Ценностно-ориентационное единство. Сложившееся самоуправление.

Группа - коллектив

Согласованность личных и общественных интересов. Активность. Инициативность.

Установление тесных связей с другими группами на основе сотрудничества и взаимодействия (избегать узкогрупповых интересов).

Консультант.

Консультирующийся, советующийся. Как вспомогательный: соглашающийся, распорядительный.

Использование влияния коллектива на воспитание личности. создание условий для успешной самореализации личности.

Высокая организованность, психологическое единство. Защищенность личности в коллективе. Потребность личности в самосовершенствовании.

По нашему мнению, одним из признаков сформированности коллектива являются наличие в нём определенных традиций - устойчивых форм коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи и желания воспитанников. Например, в нашем классе это:

- ежегодные поездки в мае с родителями на природу;

- экскурсии по памятным местам Нижегородской области;

- инсценированные поздравления с Днем рождения;

- проведение праздников совместно с родителями;

- открытое обсуждение планов на четверть;

- Дни открытых Дверей (посещение родителями уроков и воспитательных мероприятий);

- делимся друг с другом своими радостями и огорчениями в «Сундучке откровений» и др.

Чтобы классный коллектив успешно функционировал, и каждый чувствовал бы себя в нём защищённым, мы постоянно стараемся изучать настроение своих воспитанников, их интересы, проблемы и т.д. Для этого используем различные диагностические методики и тренинговые упражнения . Например, «Вверх по радуге», «Незавершённое высказывание», «Общий котел», «Мой портрет в лучах солнца!», «Мы вместе» и др. См.Приложение 5.

Ещё один немаловажный факт. Чтобы младшим школьникам было интересно в своем классном коллективе, надо чтобы данное сообщество не только жило яркой, индивидуальной жизнью, но и умело бы акцентировать внимание на ярких моментах, заставляло заниматься рефлексией своей деятельности. И в этом как нельзя лучше может помочь грамотно оформленный классный уголок, который может стать не только достоянием класса, но и его гордостью, потому что будет реально отображать жизнедеятельность класса.

В классном уголке дети увидят успехи своего класса, результаты спортивных и творческих мероприятий, прочтут остроумные советы от педагогов и психологов, узнают, кто из класса и в чем сумел за прошедшую неделю отличиться и что интересного будет в жизни класса на следующей неделе. Это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Классный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни коллектива.

Классный уголок - это совместное творчество педагога, детей и родителей, но, тем не менее, в данном вопросе уместны некоторые советы, которые помогут в оформлении классного уголка.

  • Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание его и рубрики должны меняться.

  • Уголок должен отражать различные стороны жизни класса (самообслуживание, спорт, участие в школьной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

  • В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

Всё это, на наш взгляд, находит отражение и в уголке моего класса - «Наша дружная семейка». Первоначальное знакомство с членами нашей «семьи» происходит через фотографии каждого ребенка, наклеенные на символическую картинку (или по времени года, в которое родился ребенок, или по знаку зодиака и т.п.), где также отражаются не только дата рождения, но и увлечения детей. Затем вы встречаетесь с заповедями, девизом и активом нашего класса. Фотовернисаж напоминает нам о прошедших событиях, а рубрика «Наши дела», которую ведут сами дети, расскажет о планах на предстоящую неделю. О каких-то значимых событиях в жизни класса свидетельствует раздел «Наша гордость». А всех именинников Добрая Фея поздравляет с Днем рождения. В рубрике «Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям» мы даем советы по организации свободного времени детей, по подготовке домашнего задания, по различным вопросам воспитания ребенка в семье, советы психологов и медиков.

Что характерно, дети сами часто предлагают добавить что-то новенькое в наш классный уголок. А еще по инициативе детей появился в нашем классе своеобразный сундучок откровений и пожеланий - это аквариум с золотой рыбкой. Копилка добрых дел, правила пожарной безопасности, «Хочу все знать», «Наше творчество» - всё это доступно каждому, кто заглянет в нашу классную комнату.

Самое главное, что все это мобильно, редактируется и поддерживается самими детьми, отдавая дань сложившейся системе самоуправления класса.

Выше я уже касалась того, что ещё одной составляющей успешного развития младшего школьника является семья. Царящая в ней атмосфера особой эмоциональности, теплоты позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренним. Здесь он среди тех, кто его хорошо знает, понимает, любит и уважает. НА СЛАЙДЕ «Ребёнок вырастает человеком там, где царит надежда на лучшее, а не страх перед худшим» (С.Соловейчик). Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс?

Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через: НА СЛАЙДЕ

- Родительское собрание (деловое обсуждение организации образовательного процесса и меры достижения, поставленных педагогом и родителями задач).

- День открытых дверей (посещение родителями учебных и внеклассных занятий в классе, организация творческих работ детей).

- Родительский лекторий (организация курса научно-популярных лекций по педагогике, психологии, гигиене, этике).

- Информационный листок для родителей (регулярные сообщения о мероприятиях в классе и событиях особой важности, а также записки от педагога с сообщением о текущих успехах ребенка).

- Круглый стол (совместное обсуждение вопроса, касающегося воспитания личности и организации образовательного процесса в классном коллективе, а также устоев семейной жизни).

- Вечер вопросов и ответов (встреча педагогов и родителей, содержанием которой является обмен вопросами по проблеме организации образовательного процесса в классе и личностного развития детей).

- Рекомендованная литература (письменная и устная форма рекомендации прочтения для осмысления проблем воспитания детей).

- Сбор мнений (анкетирование по определенному вопросу для выявления мнения перед обсуждением общего вопроса).

- Корзина домашних проблем (игровая форма сбора сведений о затруднениях родителей в воспитании детей).

- Календарь праздничных дат (составляется календарь с указанием дней рождения родителей, детей, вывешивается в классе).

Вовлечь родителей в воспитательный процесс можно также с помощью:

  • Дней творчества детей и их родителей;

  • Открытых внеклассных мероприятий;

  • Участия родителей в реализации социальных проектов

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

Среди родителей 4-А класса нами в прошлом учебном году был проведен опрос с целью: выяснение степени удовлетворенности родителей работой классного руководителя. НА СЛАЙДЕ

А) Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным

Б) В среде своих одноклассников мой ребенок чувствует себя комфортно

В) Классный руководитель проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку.

Г) Я испытываю чувство взаимопонимания в контакте с классным руководителем.

Д) В классе проводятся дела, которые полезны и интересны моему ребенку.

Е) Классный руководитель учитывает индивидуальные особенности моего ребенка.

Ж) Классный руководитель заботится о физическом развитии и здоровье моего ребенка.

З) Классный руководитель создает условия для проявления и развития способностей моего ребенка.

И) Классный руководитель по-настоящему готовит моего ребенка к самостоятельной жизни.

К) Классный руководитель создаёт условия для достойного поведения моего ребёнка.

Результаты опроса можно увидеть в следующей гистограмме:

Союз родителей, учителя и детей как залог успешного развития личности младшего школьника

В этом году я работаю с 1 классом. Родительский состав - в основном, молодые люди, поэтому встречи с ними проходят довольно часто, а порой и ежедневно. В работе с родителями мы стараемся придерживаться следующих правил:

1. Родителям, дети которых учатся в 1 классе, особенно нужны поддержка, помощь, и добрый совет.

2. Не беседовать с родителями второпях, на бегу.

3. Чтобы не вызывать раздражение и негативную реакцию со стороны родителей, говорить с ними спокойным тоном, не назидая и поучая.

4. Терпеливо выслушивать родителей по наболевшим вопросам.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Поскольку первоочередной задачей воспитания в текущем учебном году для нас стало знакомство с обучающимися и их родителями, а также выявление нравственно-психологических особенностей членов будущего коллектива, одним из методов работы мы выбрали диагностическое изучение семьи. Педагогическое сотрудничество с семьёй осуществлялось поэтапно. Познакомиться с родителями и получить начальное представление о семьях позволили индивидуальные встречи и беседы; посещение учащихся по месту жительства; анкета «Знакомство с родителями».

С помощью анкетирования выявила уровень образованности родителей:

НА СЛАЙДЕ

61% - высшее образование;

34% - средне-специальное;

5% -среднее.

На основании анкет (См.Приложение 6) определила уровень материального благосостояния и социальной устойчивости (работающие, материально обеспеченные и социально-благонадежные семьи), а также воспитательный потенциал семей.

Социальный статус семей учащихся НАСЛАЙДЕ

Союз родителей, учителя и детей как залог успешного развития личности младшего школьника

Окунувшись в современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что они много работают и им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.

Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности следующий: учащимся было предложено ответить на вопрос "Как часто вы проводите выходной день с родителями?"

Из 9 опрошенных детей только 3 сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.

На вопрос: "Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?"

- 10% ответили: мама и папа;

- 20% - мама;

- 70% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.

Данная статистика говорит сама за себя, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.

Анализируя все данные, я пришла к выводу, что мне как классному руководителю необходимо вмешаться в процесс становления взаимоотношений в семье и сплотить членов семьи, формировать дружеские доверительные отношения семьи и школы, работать над сплочением детского коллектива, влиять на воспитательный потенциал семей.

Проведённые нами родительские собрания включали анкетирование и тестирование детей и родителей. Следует отметить, что родители с интересом отнеслись к предложенным заданиям, серьёзно задумались о методах воспитания. Анкета «Ваш ребёнок» позволила не только учителю, но и родителям изучить характер детей, а также взаимоотношения в семьях. Рисуночный тест «Выходной день в моей семье» с последующим сравнением детских и родительских рисунков позволил выявить противоречия в организации семейной жизни. По итогам этого тестирования мы посчитали нужным предложить родителям «Памятки-рекомендации» по семейному воспитанию. См. Приложения 1-3.

В своей практике вслед за В.Сухомлинским мы всегда советуем родителям своих учеников «как можно меньше моральных нотаций, как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам, бабушкам и дедушкам». Именно от отношения к ребёнку определяется «сценарий» его жизни.

На одном из «круглых столов» нами была затронута тема - «Ответственность родителей за судьбу ребенка». Мы раскрыли родителям особенности «Сценария неудачника» и «Сценария удачника»: первый закладывается в детстве сценами: «Ну, что ты вертишься под ногами?», «Вечно тебе всего мало…», «Ты плохой!», «Паразит! Всё назло делаешь? Ни стыда, ни совести», «Я от тебя уйду» и т.п. А вот если ребенок с самого детства слышит «Иди, поиграем», «Мы в тебя верим. Ты сильный, добрый. Ты всё сможешь», «Какой он у нас милый!», «У тебя это получится потом», то ему родители готовят удачное будущее. После этого разговора многие родители нашего класса «узнали» свою манеру поведения, задумались, и изменили свое отношение к детям. Интересно было читать детские сочинения-миниатюры «В счастливой ли семье ты живёшь?» и родительские «Что такое семейное счастье?» См.Приложение 4.

Ещё один из примеров рассматриваемой нами на заседании семейного клуба тематики - «Правила поведения в семье».

Союз родителей, учителя и детей как залог успешного развития личности младшего школьника

Комментарии к схеме:

  1. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверен, но делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается аппликация». «Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку», - вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.

  2. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится, как надо», «Я тоже не сразу научилась делать это хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».

  3. Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятья, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

4Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения - значит, организовать жизнь ребенка, что поможет ему в учебном труде.

5 Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.

Вообще хочется сказать, что родители очень даже положительно относятся ко всякого рода подобным диспутам, они как бы заново переживают те или иные воспитательные ситуации, черпают для себя что-то интересное, активно включаются в дискуссию.

Я уже подчёркивала в своем выступлении, что основная задача начальной школы- помочь каждому ребенку реализовать свои возможности. Для этого необходимо установить такие взаимоотношения и взаимодействия детей и взрослых (учителей и родителей), которые помогут создать условия для самодвижения детей. Уже много лет, наверное, как и большинство сидящих в этом зале, я использую методику КТД, разработанную Игорем Петровичем Ивановым.

НА СЛАЙДЕ Напомню, что методика включает в себя шесть стадий: предварительная работа коллектива; коллективное планирование; коллективная подготовка дела; проведение КТД; подведение итогов и ближайшее последействие КТД. Опыт показывает, что КТД способствует сплочению коллектива, развитие творческой индивидуальности и общительности детей. Они помогают удовлетворить самые различные интересы и потребности школьников.

Например, в прошлом учебном году к Дню защитника Отечества в нашем классе проводилось коллективное творческое дело «Славные сыны Отечества». НА СЛАЙДЕ

Задачи:

  1. Воспитание уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и межнациональных конфликтов.

  2. Воспитание чувства гордости за свою страну.

  3. Развитие творческих способностей учащихся.

Содержание:

1.Заседание Совета дела

2.Проведение операции «Подарок ветерану»

3.Сбор и оформление материала об отцах класса, служивших в армии (в том числе в горячих точках)

4.Вечер-презентация «Славные сыны Отечества»

5.Экскурсия в городской парк Победы

6.Военно-спортивная эстафета с участием детей, учителей и родителей.

Таким образом, в системе единства воспитательных требований и действий создаются объективные предпосылки для планомерного, всестороннего развития положительных качеств личности младшего школьника, для усвоения необходимого объема знаний, умений и навыков, для закрепления их в разной жизненной обстановке. Когда учитель и родители - друзья и единомышленники - успех формирования сознания и поведения учащихся обеспечен!

Но как бы ни была многообразна работа учителя по педагогическому всеобучу родителей и привлечению их к активному сотрудничеству по вопросам воспитания детей, она не может быть эффектной без активного самообразования отцов и матерей, ежедневной их работы над собой по повышению педагогической культуры. А её можно повысить чтением педагогической литературы, просмотром телевизионных передач, кинофильмов. Эти источники будут приносить родителям пользу тогда, когда сами родители будут активны в анализе своего опыта воспитания, когда у родителей будет воспитано высокое сознание долга и чувство ответственности за ребенка.

Итак, воспитательная система нашего класса позволила нам обрести свое «лицо» в школе №52. Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания - вот основные черты нашего классного коллектива и его воспитанников. Если выражать в процентах степень "включенности" родителей в жизнедеятельность класса, то она составляет, по моему мнению, около 70%. Не менее значимо и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, пообщаться, не перестают удивлять и удивляться. Итогом такой работы, на наш взгляд, может служить памятные папки от родителей и детей - выпускников начальной школы 2009 г. и 2013 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении мне хотелось бы сказать, что, не смотря на все объективные, а иногда и субъективные трудности, связанные с профессией учителя, в моей работе много положительного. Имея за плечами 19 лет педагогического стажа, я могу признаться, что вполне удовлетворена своим выбором профессионального пути. Ведь главное в моей работе - это постоянное общение со своими учениками, а также их родителями, в процессе которого происходит не только передача опыта и знаний, но и воспитание общечеловеческих ценностей: доброты, честности, взаимопомощи. С другой стороны дети, особенно начальной школы с их непосредственностью, верой в счастливое будущее учат и учителя смотреть на мир оптимистично. Мир открытой чистой детской души постоянно заряжает меня положительной энергией. Я не отрицаю, что каждый человек умен и замечателен по-своему, и я радуюсь успехам моих настоящих и бывших учеников, и я благодарна им за это.

Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.

Помните!

Ребёнок - это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Приложение 3

____________________________________________________

(ФИ ребенка)

Анкета

для родителей первоклассников для изучения интересов и потребностей

младших школьников и запросов их родителей

Уважаемый родитель! Жизнь в школе - это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе - искренне ответить на следующие вопросы:

1. Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых:

- слушать и читать книги, журналы, газеты;

- смотреть телевизор;

- ходить в кино;

- работать на компьютере;

- посещать театры, концерты;

- посещать музеи, выставки;

- слушать музыку;

- играть на музыкальных инструментах;

- помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.;

- мастерить, ремонтировать;

- заниматься в кружках технического творчества;

- заниматься рукоделием (шить, вязать);

- заниматься кулинарией;

- рисовать;

- заниматься фотографией;

- заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать )

- играть в различные подвижные игры;

- заниматься физкультурой и спортом;

- проводить время в компании с друзьями;

- ничего не делать;

2. Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов:

- положительно;

- трудно сказать;

- отрицательно.

3. Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более трёх из перечисленных:

- физкультурно-спортивное;

- художественно-эстетическое;

- научно-техническое (техническое творчество);

- научно-познавательное;

- туристско-краеведческое;

- военно-патриотическое;

- эколого-биологическое.

Спасибо за сотрудничество! Наталья Юрьевна

Приложение 4

УВАЖАЕМЫМ МАМЫ И ПАПЫ!

1.Принимайте ребёнка таким, какой он есть

2.Никогда не приказывайте из прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребёнка также опасно, как и вмешиваться непрестанно

3.Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни - диархия

4.Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить

5.По части подарков - никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего

6.Действуйте во всем своим личным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

7.Говорите обо всем без боязни. Речь - золото, а молчание - свинец.

8.В семье всё должно делаться сообща

9.Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите молодёжь дома. Никогда не рано учиться свободе

10.Устранитесь в положенное время! Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву

(Из книги французского писателя Эрве Базена «Во что я верую»)

Памятка-рекомендации

1.Не бейте лежачего. «Двойка» (а для кого и «Четверка») - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Дома ребенка должна ждать помощь.

2.Не гоняйтесь за двумя зайцами. Выбирайте с ребенком вначале одну трудность, потом - другую и т.д.

3.Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не с успехами соседского Толи.

4.Не скупитесь на похвалу. Положительная оценка, не обязательно высокая - это своеобразная точка опоры.

5.Критика не должна оскорблять. Не ты плохой, а написано плохо. Надо помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

6.Ни уроки, ни чтение, ни работа не должны быть наказанием - это приведет к отвращению к труду. Тяжкое наказание - вынужденное безделье.

Советы родителям первоклассников

(по Ж. Е. Олконтой, М. И. Ивановой, И. А. Нахаяовой)

Часто приходится слышать от родителей такое обращение к сыну или дочери: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». В этой фразе ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят «только если». Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но вот беда, не всегда безотказно действуют эти средства. Кто не знает такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится? Почему? Просто воспитание - это вовсе не дрессура.

Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития человека. Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения могут быть и невербальными - они содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас есть!», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома» и т.п. Психологи рекомендуют обнимать ребенка не менее 4 раз в день, поскольку это необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервные, психические заболевания. Итак, безусловно, принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а за то, что он есть!

Значит ли это, что вы не должны сердиться на ребенка? Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать особым образом. Вот некоторые правила:

  • можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но
    не ребенком в целом;

  • можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы
    нежелательными или «непозволительными» они ни были: раз они возникли,
    значит, для этого есть основания;

  • недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим,
    иначе оно перерастает в неприятие его.

Можно предложить несколько практических упражнений:

  1. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше 2-3 дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями(радостным приветствием, одобрением, поддержкой) И сколько - с отрицательными (упреками, замечаниями, критикой). Если количество отрицательных обращений равно числу положительных или превышает его, то с общением у вас не все благополучно.

  2. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам будет легче сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов.

  3. Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз к день.

Приложение 3.

Из материалов родительского собрания в 1 классе на тему «Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни»

Учитель: Завершился первый учебный месяц для вашего первоклассника. Вы с достоинством выдержали натиск детских капризов по поводу раннего вставания в школу и первых трудностей в учении. Вы сумели без раздражения выслушать все замечания и просьбы со стороны учителя и претензии со стороны родителей других детей («если ваш Петя еще раз моего Вадика...»), со стороны родных и знакомых («Какой большой мальчик! Ты учишься на «пятерки»?) Знаете ли вы, как менялся ваш ребенок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Давайте попробуем в этом разобраться.

Форма дезадаптации

Причины

Чем могут помочь родители

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей

Развивать интерес к учебе через игру. Оказывать поддержку в «зоне ближайшего развития»

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим. Закреплять нормы и ограничения

Неспособность принять темп школьной жизни (особенно у соматически ослабленных детей и детей с ослабленным типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Развивать волю. Применять рисование, конструирование, которые помогают развить внимание

Школьный невроз, «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными

Ребенок не может выйти за пределы семейной общности -семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Всячески украшать в сознании ребенка образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных делах

Учитель: Итак, заключая этот этап нашей совместной работы, делаем вывод: для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.

Приложение 5

Сочинения-миниатюры учащихся на тему "В счастливой ли семье живешь ты?"
«Я живу в счастливой семье. Папа с мамой не ссорятся. Они у меня очень хорошие. Я думаю, что если в семье все хорошо, значит, семья счастливая». /Висич Валя/
"Я живу в плохой семье. Мама у меня добрая, а вот папа - злой. Когда он приходит пьяный, он обижает нас. Моя семья несчастливая" /Разживин Андрей/
"У меня мама и папа очень добрые. Мы дружные. Мама счастлива, когда я получаю "4" или "5". Папа тоже рад за меня. Счастливая семья - это когда нет в ней ссор, и когда мама и папа улыбаются друг другу". /Казимиров Сергей/
Сочинения родителей на тему "Что такое семейное счастье?
"... Не может быть семейного счастья без детей. Когда дети здоровы, и в доме звучат их звонкие голоса, это ли не высшее счастье для родителей? Я - счастливая мать, у меня трое детей. Семья наша дружная, Мы с мужем во всем помогаем друг другу, не делим работу на мужскую и женскую, живем общими интересами. Дети нас не огорчают. Старший хорошо учится, помогает нам воспитывать малышей. По-моему, все это и составляет семейное счастье"./Данилина О.В./
"Семейное счастье. Трудно ответить вот так сразу на этот вопрос. Когда в семье лад, то не нужен клад. Семейным счастьем называют согласие и мир, когда супруги всегда готовы помочь друг другу не только физически, но и морально, когда дети, глядя на взаимоотношения родителей, всегда приветливы, добры и уважительны. Это когда сама ощущаешь, что рядом с тобой хорошо всем: и детям, и мужу, и даже соседям, когда тебя ждут с нетерпением; когда радостно и солнечно на душе, не смотря на пасмурный день. Много можно сказать о счастье, тем более о семейном". /Меджидова Е.В../

Приложение 1

Диагностическая методика «Моё настроение»

Для выяснения настроения детей ученикам предлагается выбрать из пачки карандашей один цвет, соответствующий их настроению. Учащимся предлагается по очереди изобразить своё настроение. Все выстраиваются в цепочку и в быстром темпе, подходя к столу, делают росчерк. Яркие светлые тона свидетельствуют о преобладании хорошего настроения.

Упражнение «Вверх по радуге»

Это упражнение учитель проводит для улучшения настроения детей .

Все встают. Закрывают глаза, делают глубокий вздох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды.

Упражнение «Незавершённое высказывание»

Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.

  • В нашем классе самым самостоятельным является…

  • Часто меня приятно удивлял…

  • Жизнь - это сложная штука, но в ней, по моему мнению никогда не пропадет…

  • Хулигану крупно не повезет, если на его пути встретится…

  • Самая одаренная личность в нашем классе - это…

  • Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…

  • Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…

  • Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…

  • Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…

  • Чаще всего мне будет сниться…

  • Находчивость присуще…

  • Украшением классной дискотеки является…

  • Самым добрым человеком в классе, можно назвать…

  • В политики целесообразно рекомендовать…

  • Щедрость не знает границ у…

  • Скромность всегда украшает…

  • Веселее в классе, когда приходит…

Упражнение «Комплименты»

Учащиеся становятся в круг. Кто-нибудь из учеников делает шаг вперед и коротко говорит о своем главном достижении в этом учебном году. В ответ на каждое достижение все те, кто стоит в кругу, хором произносят: «Это здорово!» и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца!»

Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого. Некоторые надписи зачитываются.

Упражнение «Мы вместе»

Учащиеся получают лист шестиугольной формы, набор фломастеров. Каждому из них предлагается создать свой герб, на котором должно быть написано имя участника и какое-то его положительное качество. Герб нужно красиво оформить ( раскрасить, сделать орнамент вдоль граней, изобразить свой портрет и т.д.). Затем учащиеся по очереди наклеивают свои гербы на общий шаблон шестиугольной формы. Ведущий предупреждает, что наклеивать нужно так чтобы гербы плотно прилегали друг к другу. Необходимо заранее учесть количество участников для того, чтобы все гербы поместились на шаблоне. Необходимо также, чтобы осталось свободное место, на котором позже будет написано «МЫ». Ведущий обращает внимание учащихся на то, что общий герб похож на пчелиные соты. Как известно соты очень прочная конструкция, так как пчелы очень трудолюбивы, всегда готовы выручить друг друга и вместе строят прочный дом. Необходимо подвести участников к идее, что все вместе отдельные «Я» составляют общее «МЫ». Слово «МЫ» вписывается на свободном месте шаблона. В заключении делается вывод о том, что «МЫ» существовать без «Я» не может. «МЫ»- это только все вместе! Все хором произносят «Мы все», а отдельные ученики читают качества, записанные на гербах. Например «Мы все сильные, умные, красивые и т.д.»

Упражнение «Общий котел»

У туристов есть такое понятие «общий котел». Каждый несет свою ношу не один километр, но когда наступает привал, то каждый расстается с тем, что нес на себе всю дорогу. Расстается, но зато получает свою часть из общего котла. В коллективе, безусловно, вы что-то свое отдаете. Но отдаете легко, потому что знаете, что приготовленная в общем котле каша бывает вкуснее. Ваше вернется к вам, но таким, какого из вас не сварить в одиночку.

Приложение 2.

Социальный паспорт учащегося _____ класса

Ф.И.О. ____________________________________________________

  1. Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________

  2. Сведения о родителях или лицах, их заменяющих:

    1. Мама (Ф.И.О.)_________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(национальность, где и кем работает, рабочий телефон, образование)



  1. Папа (Ф.И.О.)__________________________________________________________

__________________________________________________________________________

(национальность, где и кем работает, рабочий телефон, образование)

  1. Состав семьи:___________________________________________________________

(количество несовершеннолетних детей, сведения о них: Ф.И.О. дата рождения)

__________________________________________________________________________

(номер Д/сада, номер школы, класс)

  1. Полная/неполная, развод, потеря кормильца и др.____________________________

__________________________________________________________________________

  1. Категория семьи (многодетная, малообеспеченная, переселенцы/откуда прибыли/ликвидаторы ЧАЭС, дети, прибывшие из зоны ЧАЭС )

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Домашний адрес:__________________________________________________________

(фактическое проживание, телефон)

  1. Характеристика жилья:____________________________________________________________________

(частный сектор, отдельная квартира, общая площадь, удобства, общежитие)

____________________________________________________________________________

(состоит ли семья в очереди на улучшение жилья)

  1. Увлечения, секции, кружки__________________________________________________________________

(название, местонахождение, руководитель)

_____________________________________________________________________________

(режим работы)

  1. Особые рекомендации родителей:____________________________________________

_____________________________________________________________________________

(особенности характера ребёнка, состояние его здоровья)

  1. Медицинский полис фирмы «______» (номер, дата выдачи)______________________

_____________________________________________________________________________

10. Национальность, гражданство, виза и др._______________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Материальная обеспеченность семьи (среднедушевой доход семьи в месяц 6070 руб.), превышает/не достигает(подчеркнуть)

Подпись родителей и дата заполнения______________________________________

Примечание классного руководителя__________________________________________

__________________________________________________________________________





Заповеди воспитателя

1.Люби детей! Защити их любовью и правдой!

2.Не навреди.

3.Ищи в детях хорошее!

4.Научи детей думать и любить!

5.Воспитывай, опираясь на природу человека!

6.Все без принуждения!

Воспитатель не имеет права:

- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывать клички, навешивать ярлыки;

- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить в заблуждение;

- использовать семью для наказания ребенка;

- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива

Важно не упустить в воспитании детей стремление делать добрые дела бескорыстно, не за вознаграждение, а лишь за самоудовольствие оттого, что твой труд принес пользу членам твоей семьи, твоей школе, твоему родному городу, стране, всему миру.


СТРАХИ

Проблема страха актуальна для представителей любого возраста, но наибольшую важность она имеет для детей младшего школьного возраста. Это тот период, когда ребенок сталкивается с новой школьной обстановкой, новыми правилами, новыми социальными отношениями и формами общения, это тот период, когда у человека интенсивно развивается самосознание. Чтобы помочь ребенку справиться с возникающими в процессе обучения и школьного общения трудностями, педагогам и родителям необходимо иметь достаточные знания по проблеме развития эмоций у детей младшего школьного возраста, в особенности страха.

С 6 -7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что приводит как к неврозам, так и к «школобоязни». Рассмотрим основные разновидности школьных страхов.

1.Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2.Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны.

3.Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д. Часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля (контрольная работа слишком сложная, второй попытки не будет и т.д.)

4.Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Дети боятся возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»), критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников.

5.Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовя уроки. Это происходит, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует.

7.Проблемы и страхи в отношениях с учителем - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

Поэтому важно сделать школьную среду органичной, естественной для ребенка. Какими же путями можно этого добиться? Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей. Во-первых, выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой. Во-вторых, укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о своем «личностном росте».

Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто используется распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями. При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется методика свободного выбора учащимися разноуровневых заданий.

Для снятия тревожности у младших школьников особую роль играет метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры- драматизации «Страшная школа», где сначала с помощью кукол, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём доведенные до крайней степени. Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. Также существует специальное упражнение, помогающее ребенку избавиться от страха перед контрольной работой. Оно эффективно для детей от 8 до 10 лет. Ребенок должен:

1.Глубоко вдохнуть и выдохнуть.

2.Сказать себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».

3.Если он чувствует, что волнуется во время контрольной, ещё раз глубоко вдохнуть и выдохнуть напряжение.

Необходимо убедить ребенка, что учитель не может гарантировать, что ученик получит самую высокую отметку, но он получит возможность показать, на что он способен. Интересен в этой связи опыт Н.Б.Истоминой, одного из авторов курса математики для начальной школы, которая рекомендует не выделять в тематическом планировании специального урока контроля, а распределить его на 2-3 занятия, не готовить учеников специально к проверочной работе и не сообщать детям о предстоящем контроле.

Повышенная значимость требований школы, ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приёма «Школа клоунов». Детям читают отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают о правилах этой школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребёнок должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполняться, и оно включается в ход «учебных» игровых занятий, что способствует развитию произвольности.

Для развития у детей мотива «быть не хуже других» следует использовать ряд специальных приёмов. Один из них «Я не могу - я могу - я сумею». Суть его в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря, что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребёнка, который знает меньше и не может справиться с заданием, и изобразить такого ребёнка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание»: «Я не могу…» - и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание; «Я могу…» - дети по очереди говорят, что они могут сделать; «Я сумею…» - каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего-то не умеет, чего-то не может, и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд.

В заключении нам хотелось бы напомнить читателям, с помощью каких психологических методик можно выявить страхи и уровень тревожности у младших школьников.

1. Рисуночный тест «Моя семья»,

2. Рисуночный тест«Несуществующее животное»,

3. Рисуночный тест «Дом.Дерево.Человек.» (Дж.Бак)

4. Тест тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амен.

5. «Страхи в домиках» (А.И.Захаров, М.Панфилова)

6. Тест школьной тревожности Филипса

И это только часть материала для исследования состояния страха и тревожности у младших школьников.

Итак, в любом классе есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая с такими детьми, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Но необходимо учитывать, что такая работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживается здоровая дружественная атмосфера и условия для мотивированной и успешной деятельности ребёнка.


© 2010-2022