Внеклассное мероприятие Дорогой народных традиций

 Данное мероприяти ориентировано на формирование национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям человеческой культуры, к Северу, к людям, к традициям у школьников. Внеклассная работа, построенная на основе этой программы, способствовала созданию атмосферы товарищества в классе, взаимопомощи и толерантности с опорой на нравственные истоки культуры нашего северного края.     Это коллективное творческое дело требует предварительной подготовки: проведения тематически...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий праздника «Дорогой народных традиций»

(на основе осенних календарно-обрядовых праздников и обычаев

на Русском Севере)


Цель занятия: дать представление о народных праздниках осени, обычаях поморов и народном этикете северной семьи: нормах взаимоотношений между старшими и младшими, между юношами и девушками, поведении в семье и обществе.

Задачи:

  • приобщать детей к истокам народной культуры и духовности на основе северного фольклора;

  • воспитывать любовь и уважение к традициям родного края;

  • познакомить детей с жанрами фольклора (частушка, хоровод, игра);

  • привлечь родителей к совместной деятельности по изучению народных традиций Русского Севера;

  • развитие творческих способностей, навыков импровизации;

  • развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.

Мероприятие проводится в форме праздничной программы с элементами театрализации. Разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Зал декорирован под русскую избу: печка, предметы быта, нарисованные в каргопольском стиле хозяйка с хозяином.

Участники - учащиеся вторых классов.

Ведущие - две хозяйки (учителя).

Действующие лица: ведущие (2 хозяйки),

девочка, мальчик,

дети, участвующие в сценках,

гостьи (педагоги фольклорного коллектива «Морошка» ОЦДО - Тиглева Е.Г., Андреева Е.К.)

Ход мероприятия.

Начинают праздник девочка и мальчик, одетые в русские наряды.

Д е в о ч к а. Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте к нам на праздник.

М а л ь ч и к. Давно мы вас поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

Д е в о ч к а. Веселья вам да радости!

М а л ь ч и к. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Д е в о ч к а. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

М а л ь ч и к. Всем ли места хватило?

Г о с т ь. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

М а л ь ч и к. В тесноте - не в обиде.

Д е в о ч к а. Дует ветер,

Льётся дождь,

Холодно на улице.

А в избе у нас тепло,

Печка топится давно.

М а л ь ч и к. Ой, вы гости дорогие,

Девки красные да парни удалые.

Будут весело у нас,

Где работа, там и пляс.

Х о з я й к а 1. В избе-то у нас весело да тепло, а вот на улице сыро, ветрено да студёно. А собрались мы здесь, чтобы узнать как на Русском Севере в давние времена не только жили и работали наши предки, но и как отдыхали в такие осенние дни, какие праздники устраивали. Наши дети знают уже много и сейчас вы, уважаемые родители, в этом убедитесь, а может и сами узнаете что-то новое.

Первый осенний праздник называется Успенье. Он посвящался окончанию жатвы и встрече осени. Когда начинали жатву, как называли первый сноп? (Именинник). А последний? (Молчанушка) Почему? ( Было такое поверье, что если девушка в это время заговорит, то жених у неё будет слепой) Молчанушку наряжали в сарафан, обвивали ситцевыми платками, приносили домой, ставили в красный угол, несли ему хлеб и соль, низко кланялись и сохраняли до следующего урожая. Что такое красный угол?

Закончили работу, пора и повеселиться.

Исполняется танец под русскую народную песню «На горе-то калина» (Приложение 1)

Х о з я й к а 1. А не сыграть ли нам в «Тетёру»? (Приложение 2)

Х о з я й к а 2. Что-то наши взрослые заскучали, на вопросы не отвечали. Спрошу-ка я у них, какой праздник 14 сентября отмечается? Дети знают. Ребята, какой это праздник? (Семен день).

Особое место занимал Семен день у народа. С ним связывался конец лета и начало осени. Говорили: «Семен лето провожает». В это время начинались осенние женские работы по заготовке грибов и ягод.

Какие грибы собирали и заготавливали у нас на Севере в старину?

Пришло время и нашим девочкам сходить в лес по грибы, да не лениться, быть внимательными, собрать полную корзинку. (Проводится игра между командами девочек «Кто быстрее соберет паззл» - нарисованная на ватмане и разрезанная на части корзина с грибами. )

А про ягоды не забыли? Леса и болота наши северные щедро одаривали нас ценными ягодами. Назовите их.

Знаете хорошо, а готовы ли вы попробовать отгадать их по вкусу? Тогда закрывайте глаза. (Дети с закрытыми глазами пробуют ягоды: один класс клюкву, другой - бруснику). Ну, что, отгадали? Тогда хором называйте.

Считалось, что в Семен день нигде не увидишь воробьёв. Существовало поверье, что в этот день их чёрт в лес собирает и меркой меряет: сколько взять себе, а сколько выпустить.

До сих пор считается, что с этого дня начинается бабье лето. Пора выкапывать картошку. А после работы начинались посиделки - работа в избах при огне. Собирались на посиделки женщины разных возрастов и выполняли самую разную работу.

Заходят Гостьи, достают рукоделье и запевают песню «Цветики-цветоцки» (Приложение 3).

Затем старшая гостья задаёт вопросы про те инструменты, которые были необходимы в быту для выполнения разной работы.

- Девочки к 10 годам хорошо умели прясть, учились плести, ткать, шить, помогать на покосе, умели замесить тесто.

Глянь-ко, что за инструмент у меня? Правильно, чепахи. Ими шерсть расчёсывали, чтоб стала мягкая да пушистая. Дальше эту шерсть привязывали к прялке (показывает как сесть к прялке). Эта прялочка нашей северной росписью украшена. Как называется? (Мезенская). Что необходимо, чтобы шерстяные нити напрясть? (показывает веретено) Правильно, веретёнце. А как ниток в клубки намотают, покрасят в яркие цвета, так и вязать начнут. Что вязали? (показ носок, рукавиц с мезенским узором)

Да и по дому много всякой работы приходилось делать: с младшими сестрёнками, братишками понянчиться, в избе прибрать, постирать. А вот без этого инструмента на речку стирать не ходили, как он называется? (рубель). А после как постирают да высушат бельё, что сделать надо? (выгладить). Правильно, а вот и утюг, этим в старину гладили. Может из родителей кто покажет, как это делали?

А тебе девица, подарю я пяльцы - славилась наша северная вышивка, каждый узор что-то обозначает. (показ полотенца с северной вышивкой) Могли быть вышиты и пожелания на нём: мир вашему дому. Учись и ты, а я тебе помогу, всё расскажу, покажу, ничего не утаю.

Х о з я й к а 1. Исстари повелось на Руси, что радостным событием было появление в семье сына-кормильца. А он к 10 годам должен был уметь многое: скот пасти, лошадь запрягать, топорище наладить, а у нас на севере сети вязать да рыбу ловить, ведь основным занятием поморов был рыбный промысел. Выходили они в любую погоду и всегда возвращались с богатым уловом. Много опасностей их подстерегало в море, много было и забавных случаев. Об одном таком случае вам сегодня поведает бывалый моряк. А вы слушайте внимательно, я задам вам несколько вопросов о приключениях.

Выходит ученик с инсценировкой монолога. (Приложение 4).

- Назовите прозвище капитана. (Пуля)

- На какую рыбу наехал пароход? (На треску)

- Мимо какого города шёл пароход капитана Пули? (Мурманска)

- Куда дели набранную рыбу? (Сами ели и на рынке продали)

А теперь пришла пора и нашим мальчикам выйти на рыбный промысел. (Проводится игра-эстафета между командами мальчиков. Каждый участник подбегает к рыболовной сети, «ловит» рыбу и отдаёт девочке.)

Молодцы наши мальчики, возвратились домой с богатым уловом!

Х о з я й к а 1. Расскажу я вам, ребята, как в старину народ собирался да друг другу помогал. Есть в церковном календаре такой праздник-Воздвиженье, Приходился он на 27 сентября. Воздвиженье осень зиме навстречу двигает. Была на этом празднике самая главная барыня. Догадайтесь кто:

Растёт она на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупой соли полмешка.

Х о з я й к а 1. Конечно, это капуста. Ведь до сих пор на Севере стараются сами заготовить капусту, посолить её на долгую зиму. А раньше девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту. Так они помогали друг другу. Такая помощь была нужна, ведь капусты заготавливали много, на всю долгую зиму. Ведь недаром говорится:

Без капусты щи не живут.

Капуста не пуста, сама лезет в уста.

Для чего огород городить, коли капусту не садить.

Х о з я й к а 1. А ну-ка отгадайте загадки про те продукты, которые добавляли в капусту, чтобы она получилась вкусной.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (морковь)

Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

Х о з я й к а 1. Правильно, это морковка и клюква. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой. А как насолят девушки капусты, начинаются капустные вечёрки - капустники. А капустных вечерок без песен, плясок, шуток и прибауток не бывает.

Частушки и хоровод «Ты капуста, капуста моя» (Приложение 5)

Входит Гость с кочаном капусты.

Эй, хозяйка, не зевай,

Принимай-ка урожай!

Х о з я й к а 1. Ну, спасибо за капусту, будут у нас и щи густы, будет и что на зиму засолить, будет, чем ребятишкам полакомиться. Угощу-ка я вас, ребятки, вкусной, сладкой да сочной белокочанной капустой.

Хозяйка раздаёт детям небольшие кусочки капусты. (Проводится игра «Кто быстрее съест капусту». Участники по цепочке съедают свои кусочки капусты).

Х о з я й к а 2. А я опять обращаюсь к родителям: как назывался первый зимний праздник? Правильно, Кузьминки. Пословица гласит: Кузьминки - об осени поминки, Кузьминки - встреча зимы. Как вы понимаете эти пословицы? Отмечали его 14 ноября. Назван он в честь святых Косьмы и Дамиана, в народе Кузьмы и Демьяна. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь, кузнецов и лекарей. Кузьминки издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили сковать их свадьбы, как лёд на реке. Устраивали они в этот день «кузьминскую вечеринку», на которую приглашали парней и гуляли до утра. Основным блюдом на этом празднике была кулебяка с рыбой и ещё одно блюдо, о котором вы узнаете из разговора хозяйки дома и работников.

Выходят ученики и разыгрывают сценку. (Приложение 6)

- Как называли Кузьму и Демьяна? (бессребренниками)

- Почему их так называли? (не брали денег за работу)

-Чем платили за работу кузнецам? (кормили кашей). Поэтому называли их ещё кашниками.

Каша, наряду с кулебякой, была главным блюдом на праздничном столе в этот день. Называлась она ссыпчиной, поскольку готовилась из разных круп. Сегодня на нашем празднике мы тоже приготовили кашу-ссыпчину и предлагаем всем угоститься ей.

Хозяйка угощает гостей кашей, в это время дети играют в игру «Сахаринка». (Приложение 7).

Х о з я й к а 2. Сегодня мы узнали, чем в старину занимались наши прабабушки и прадедушки, какие праздники у них были. Вспоминая обычаи предков наших, будем милосерднее и добрее друг к другу. Пусть отогреются сердца наши и уйдёт отчуждение. Будем достойны предков наших, знавших цену добру и злу. В каком народе живёшь, того обычая и держись!

У ч е н и к. Мы играли и плясали,

Наши ноженьки устали.

Сядем вместе, отдохнём,

С чаем пироги попьём.

И гостей мы приглашаем

Выпить чай из самовара.

Праздник заканчивается совместным чаепитием.




Литература.


  1. Зацепина М.Д., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 160 с.

  2. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 317 с.

  3. Ляховская Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы: праздники, обычаи, обряды, кухня. - М.: Изд. дом МСП, 1997. - 464 с.

  4. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1998. - 688 с.

  5. Русские имена: Народный календарь (Составитель А.А.Угрюмов). - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1993. - 221 с.











Приложение 1.

«На горе-то калина» (Устьянский район)

На горе-то калина, да…

Под горою малина, да…

Там девицы гуляли … каждая строчка

Калину-то ломали… повторяется по 4 раза

Во пучоцки вязали…

На дорожку бросали…

На горе-то калина.

Приложение 2.

Игра «Тетёра» (Пинежский район)

Двое детей стоят лицом друг к другу, держась за руки, образуя ворота. Остальные дети, держась за руки, проходят в ворота, приговаривая:

Тетёра шла, моховая шла,

По закаменью, по зареченью,

Сама прошла, всех детей провела,

А последнего детёныша оставила.

С этими словами «ворота» опускаются и оставшийся ребенок (дети) образуют новые ворота. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний ребенок.

Приложение 3.

«Цветики-цветоцки» (лирическая Лешуконского района)

Цветики-цветоцки лазорьевы мои, ой.

Что демвы, цветоцки, невесело цвели.

Что же вы, цветоцки, невесело цвели, ой.

Или вам, цветоцки, дожди пали малы.

Или вам, цветоцки, дожди пали малы, ой.

Лютые морозики шибко студены.

Лютые морозики шибко студены, ой.

На эти морозики ш1л миленькой мой.

На эти морозики шёл миленькой мой, ой.

В тёмну осенну, морозную ноць.

В тёмну осенну, морозную ноць, ой.

Не дали со миленьким подоле постоять.

Не дали со миленьким подоле постоять, ой.

Тайных, забавных рецей поговорить.

Приложение 4.

С.Писахов «Пуля».

Был у нас капитан один, звали его Пуля. Рассказыват как-то Пуля:
- Иду мимо Мурмана. Лежу в каюте у себя. Машина постукиват исправно, как ей полагатся, а чую: нет ходу. Вышел на мостик, глянул: стоим. - Что за оказия? Посмотрел на корму, а от винта широченным кругом треска глушена вскидыватся, взблескиват серебром. Винт колотит да рыбинами брызжет. А пароход - на месте. Мы это на треску наехали!
Матросы пристали ко мне, канючат:
- Дозволь, капитан, рыбу взять. Столько добра задаром пропадат! Да и трюмы пусты!
Ну, ладно, дозволил. Пароход полнехонек набрали. Сами зиму ели, да в рынке сколько продали.

Приложение 5.

Частушки

1). Мы в Архангельске живём,

Вкусны шанежки печём,

И частушек много знаем,

Все сейчас для вас споём.

2). Вот и осень золотая

Снова наступила.

Мы частушки вам споём,

Чтоб веселее было.

3). На полях, да и на грядках

Всё давно созрело,

И капуста, и морковка,

Не сидим без дела.

4). Капуста моя,

Все четыре кочана,

Никогда я не плясала,

Только нынче начала.

Хоровод «Ты капуста, капуста моя» (Мезенский район)

Ты капуста, капуста моя!

Ты капуста рассадиста!

На моё сердце досадиста!

У капусты, златой коцашок!

Есть у девушки

Возлюбленный дружок!

У дружочка красовитое лицо,

Цасто ходит на моё крыльцо!

У моего крылецушка

Распаялось два колецушка.

Распаялось два колецка на руке,

Я осталась на Мезени на реке.

Мой-от миленькой от лика от людей

Сапоги носит по девять рублей.

Сапоги носит с калошами,

Любит девушек хорошеньких!

Я ещё ему прибавила красы,

На белую грудь повесила цасы!

Мой-от милой не обманщицок,

На груди-то носит галстуцок!

Ты капуста, капуста моя…

Приложение 6.

Разговор хозяйки с кузнецами.

1-й к у з н е ц. Вот вам, хозяева, и уменье наше в доме пригодится.

Х о з я й к а. Ах, спасибо, работнички, уважили, кузнецы умелые. Чем вам заплатить?

2-й к у з н е ц. Мы - бессребренники, как Кузьма и Демьян.

1-й к у з н е ц. Дайте нам кашку ржану да накормите вволю.

Приложение 7.

Игра «Сахаринка» (Пинежский район)

Дети образуют круг, несколько участников садятся в круг. Ученики идут по кругу, приговаривая:

Сахаринка, сахаринка на полу,

Не ленива, сахаринку подберу.

Сахар съела, песню спела.

Целоваться подоспело.

Останавливаются и спрашивают детей в круге: «О ком душа томится?». Дети из круга выбирают из детей в круге пару (мальчик-девочка) и встают спиной друг к другу. Оставшиеся дети произносят слова: «Раз, два, три, дружка полюби». Пары поворачиваются лицом друг к другу. Если они повернулись в одну сторону - обнимаются, если в разные - жмут друг другу руки.

© 2010-2022