Доклад на тему: «Воспитание духовно-нравственной личности – одно из направлений деятельности воспитателя»

"При образовании чрезвычайно вредно раз­вивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце — жизнь,  нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел, и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям челове­ка, всей его жизни." Святой праведный Иоанн Кронштадтский  Проблема духовно- нравственного воспитания очень актуальна. И особенно она важна для таких школ, как наша, где обучаются и воспитываются д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Новосибирской области





Доклад на тему « Воспитание духовно- нравственной личности - одно из направлений деятельности воспитателя»







Подготовила воспитатель II категории

Купинской школы-интерната

Головко М.М.



















2014 год

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце - жизнь, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел, и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Духовно-нравственное воспитание… Наконец-то эта проблема вышла на общегосударственный уровень и именно воспитание провозглашается в качестве приоритетной задачи школы. В Законе «Об образовании» говорится: основной задачей школы является ВОСПИТАНИЕ и образование подрастающего поколения. Слово «воспитание» стоит на первом месте, потому что даже самое хорошее образование не гарантирует воспитания высоконравственной личности.

Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, в том, что они совершенно не ценят ни своей собственной, ни чужой жизни. Поэтому, проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе мы дойдем окончательно до гибели и нравственного разложения.

Причинами данной ситуации явились: отсутствие положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе: то, что раньше осуждалось, теперь возводится в ранг добродетели, они видят, что миллионером становится конферансье и пародист, он строит себе замки, а их дедушка, честно проработавший всю жизнь, не может купить себе лекарства, они для него запредельно дороги. Это и спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой "валеология". Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о справедливости, о доброте и милосердии, великодушии и сострадании, гражданственности и патриотизме.

Так что проблема духовно- нравственного воспитания очень актуальна. И особенно она важна для таких школ, как наша, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями. Дальнейшая социализация и интеграция детей невозможна, если ребёнок не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам и методам воспитания.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.

Воспитание нравственности - это прежде всего воспитание ЧУВСТВ… и нравственная сторона поведения проявляется именно в стремлении посочувствовать, поделиться с другими тем, что им дорого, сделать что-либо для других, помочь им.

Если дети остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная детьми идея облекается в яркие, волнующие образы.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания.

Для успешного прохождения воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения очень важны методы формирования сознания личности.

Эти методы можно называть короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Методы словесно-эмоционального воздействия наиболее сложные по содержанию и применению.

Рассказ - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у детей положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

Пример одно из направлений нравственного воспитания:

Я и Я - самосовершенствование детей, воспитание активной жизненной позиции.

- Совесть. Чтение рассказа А.Гайдара «Совесть». Предположения детей о причинах расстройства героини рассказа. Понятие «чувство вины». Исследование причин возникновения мук совести.


- Голос совести. Инсценирование ситуации внутренней борьбы человека перед совершением поступка. Сопоставление желаний и понимания невозможности совершить действие по осуществлению желания. Рассмотрение ситуации внутренней борьбы из собственного жизненного опыта. Исследование природы принятия правильного решения.

- Честность. Чтение рассказа Пантелеевой Л. А. «Честное слово». Исследование причин лжи. Определение понятия «честность». Описание чувств, когда обманули тебя, и когда обманул ты. Исследование последствий лжи и поиск способов исправления лжи. Представление доводов, почему нужно быть честным.

Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей детского коллектива и личностных качеств членов коллектива.


Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Особенно внушаемы дети младшего возраста. Воспитатель, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания:

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В работе с детьми различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.


Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.


Особенность проведения этических бесед в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Нельзя допускать , чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувств.

- Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Уточнить понятия хорошее и плохое. Рассмотрение соответствия норм морали в разные времена. Знакомство с нравственными заповедями. Определение понятия «заповедь», «закон».

- Самоуважение. Беседа после просмотра фрагмента «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Выявление причин раздражительности царицы. Игра «Свет мой зеркальце, скажи». Анализ качеств своего характера, достойных и недостойных уважения. Определение понятия «самоуважение», «самолюбие», «себялюбие», отличие их друг от друга.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. Особенно младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию детей вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание детей на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.


Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия воспитателя будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

При работе воспитатель придерживается основных принципов:

Требовательность и уважение к личности ребенка

Учет возрастных и индивидуальных особенностей

Вежливость

Деликатность

Предупредительность

Скромность

Общительность

В заключение хочется добавить, что никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для воспитанников пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям - ценность Воспитателя. Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.










- Познай себя. Игра «Тайный друг». Исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой.

- Стремление и желание. Наблюдение за внешним видом и выражением лица людей различных социальных групп. Размышление о причинах нравственного падения людей. Определение понятий «стремление», «желание», отличие их друг от друга.

- Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Уточнить понятия хорошее и плохое. Рассмотрение соответствия норм морали в разные времена. Знакомство с нравственными заповедями. Определение понятия «заповедь», «закон».

- Характер. Наблюдение за поведением младенцев. Выделение качеств характера на примере главных героев русских народных сказок. Например «Дочь и падчерица». Определение понятия «характер». Формирование объективной самооценки при анализе качеств своего характера и характеров товарищей.

- Я и моя тень. Анализ своих качеств характера по оценке товарищей. Выявление положительных и отрицательных черт своего характера, рассмотрение влияния их на окружающих. Определение черт характера, важных для общения и жизни с другими людьми.

- Самоуважение. Инсценирование или просмотр фрагмента «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Выявление причин раздражительности царицы. Игра «Свет мой зеркальце, скажи». Анализ качеств своего характера, достойных и недостойных уважения. Определение понятия «самоуважение», «самолюбие», «себялюбие», отличие их друг от друга.

- Совесть. Чтение рассказа А.Гайдара «Совесть». Предположения детей о причинах расстройства героини рассказа. Понятие «чувство вины». Исследование причин возникновения мук совести.

- Голос совести. Инсценирование ситуации внутренней борьбы человека перед совершением поступка. Сопоставление желаний и понимания невозможности совершить действие по осуществлению желания. Рассмотрение ситуации внутренней борьбы из собственного жизненного опыта. Исследование природы принятия правильного решения.

- Честность. Анализ жизненной ситуации. Исследование причин лжи. Определение понятия «честность». Описание чувств, когда обманули тебя, и когда обманул ты. Исследование последствий лжи и поиск способов исправления лжи. Представление пяти доводов, почему нужно быть честным.

- Быть собой. Чтение и обсуждение воображаемого письма девочки о ее плохих качествах. Исследование причин ее недовольства собой. Определение понятия «самооценка». Попытки дать объективную самооценку себе в форме внутреннего спора «Я - такой, зато …». Письмо другу «Ты лучше».

- Благородство. Классификация качеств характера главных героев прочитанных художественных произведений. Исследование причин невозможности поступить иначе в той или иной ситуации. Определение понятия «Благородство». Приведение примеров проявления благородства среди окружающих.

- Мое место в жизни. Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов детей. Определение качеств характера, необходимого в той или иной профессии. Выделение важнейших качеств человека для любого рода занятий


Необходимое звено в процессе нравственного воспитания как фактора социализации - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков











© 2010-2022