Разработка классного часа на тему

Классный час по теме:"Берегите хлеба каждую крупицу". Классный час посвящён семидесятилетию  Великой Отечественной войне. Воспитывает содействию духовно - нравственному развитию учащихся, расширяет знания детей о хлебе,развивает речь, мышление, память, навыки коммуникативного общения, воспитывает патриотизм, уважение к людям труда.Этот классный час воспитывает в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие,сострадания, трудолюбие,благородство, уважение к людям труда.На классном ча...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: «Берегите хлеба каждую крупицу».

Цели:

  1. содействие духовно-нравственному развитию учащихся;

  2. расширение знаний детей о хлебе.

  1. пополнять знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;

  2. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда;

  3. продолжить работу над пониманием смысла пословиц о хлебе.

  4. познакомить с рецептом хлеба военных лет;

5. развивать речь, логическое мышление, навыки коммуникативного общения (работа в группе);

6. воспитывать патриотизм, уважение к людям труда;

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: ноутбук, презентация «Берегите хлеба каждую крупицу!», музыкальная запись «Песня о хлебе», ролик «дети войны», кусок хлеба 125 г (ржаного хлеба) и 5 г ржаной муки (в пакете), конверты с заданиями

Ход классного часа

I. Орг. начало.

(Звучит запись музыки)

Слово учителя: Ребята, вы послушали песню. О чём в ней поётся?

Кто скажет, какая тема нашего классного часа?

Правильно, мы будем говорить о хлебе и тема классного часа: Берегите хлеба каждую крупицу.

Как вы понимаете значение слова: « крупицу»

Какую цель мы поставим сегодня перед собой?

1.Узнать, как на наших столах появляется хлеб.

2. Бережно относится хлебу

3. Хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.

Ребенок читает стихотворение:

1-й ребёнок

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб.

Слово учителя: «Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим».

Изменяется жизнь, а хлеб - батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

II. Ответы на вопросы. Беседа.

Ребята! Вы готовили к классному часу ответы на вопросы по группам. Давайте заслушаем их.

1 вопрос. Когда появился первый хлеб?

Очень много тысяч лет назад (15 тысяч лет назад до н.э.) первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки.

(Посмотрите на (экран) иллюстрацию: это первобытные люди). Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. (Посмотрите на иллюстрацию «Египет»). Слайд 3.

2 вопрос. Сколько людей разных профессий трудятся, чтобы на наших столах появился хлеб?

Ответ: Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий!

Учитель: Как вы думаете, люди каких профессий трудятся?

Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

3 вопрос. Почему один хлеб черный, а другой белый?

Ответ: Это связано с тем, что белый (пшеничный) хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный - из ржаной муки (показать детям ржаную и пшеничную муку).

На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился 800 лет назад.

4 вопрос. Как называли хлеб в старину?

Ответ: Хлеб в старину называли "жито", от слова жить, хлеб-кормилец.

Учитель: Давайте вместе прочитаем это слово (жито)

5 вопрос. Как пришел хлеб на наш стол?

Детям показывается презентация« Как хлеб на стол попал?» (проект, над которым работал ученик класса).

С чего всё начинается? Слайд 4.

Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.

Солнце светит. Дождик идёт. Вскоре на полях появляются зелёные ростки - всходы.

Пшеница выросла, но поле ещё не золотое. Ещё нельзя убирать урожай. Слайд 7.

Хлебное поле стало золотым. Говорят: «Золотая нива!». Слайд 8.

Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.

С утра до глубокой ночи идёт уборка хлеба. Слайд 9.

Затем зерно отправляют на элеватор - там его сушат и сортируют. Слайд 10.

В башнях хранится зерно. Эти башни огромные. Слайд 11.

На мукомольном заводе пшеница превращается в муку. Слайд 12.

Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах.

А уж на заводе пекут хлеб. Слайд 13.

А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек. Слайды 14, 15.

Учитель: Без труда хлеб не родится никогда.

Учитель: Сколько нужно зёрен, чтобы испечь одну булку?

10.000 зёрен. Это примерно такое количество зёрен.

Есть ли в России музей хлеба?

Ответ: В России существует единственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге, музей хлеба в Булгарах.

Музей открылся 23 года назад. Есть в музее всё, что связано с выпечкой хлеба. Слайд о музее

Как много мы узнали сегодня о хлебе.

А сейчас предлагаю вам ребята вспомнить трудный хлеб войны. Музыка «Священная война».

1941 год. На нашу Родину напали фашисты - враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ.

Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Как сейчас называется этот город ? Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок.

Хлеб выдавали по карточкам.

(Работа с плакатом). Посмотрите на плакат. Вот это карточка. Как дороги были эти карточки!

Потерять их - трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Чтобы как - то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди.

Хлеб был со всем другим. В нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное - опилки, крапива, лебеда, картофель.

При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Почему вы думаете? Её не было у людей.

Учитель: Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения «О хлебе» автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

- Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

- Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе?

(Их надо собирать и отдавать птицам.)

III. Просмотр видеоролика «Дети войны».

Слайд 1 7.

Давайте посмотрим небольшой ролик о тяжёлой доле детей в годы войны.

Какие чувства вызвал просмотр видеоролика?

Обратите внимание на фотографию - ленинградская школьница Таня Савичева. Нам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг.

В нём всего девять страничек.

Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне - Нижегородская) область, в поселок Шатки. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась.

Стихотворение читает ученик:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».

IV. Подведение итога.

Учитель: Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно. Я надеюсь, узнав цену хлебушку, никто из вас не кинет хлеб на пол, не бросит его в товарища. И сегодня, наш классный час мы закончим пословицей: Хлеб - наше богатство. Берегите хлеб!

8


© 2010-2022