- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа экологического отряда Родные истоки
Программа экологического отряда Родные истоки
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бушмакина Е.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное казённое образовательное учреждение
Свердловской области для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Серовский детский дом - школа»
ПРОГРАММА
экологического отряда
«Родные истоки»
Составитель:
Бушмакина Е.В.
воспитатель
г. Серов
2013
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цели программы.
3. Задачи программы.
4. Принципы программы.
5. Направления работы отряда.
6. Основные формы и методы реализации программы.
7. Ожидаемые результаты.
8. План работы
-
Пояснительная записка
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живешь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовется этот дом.
Л.Дайнеко
Актуальность программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету такой, в которой люди могли бы существовать; условия, которой оставались пригодными для жизни.
Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, в творениях рук человеческих.
Чтобы решать экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие «малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.
-
Цель программы:
Формирование у воспитанников нравственно - значимых качеств личности: доброты, милосердия, заботливого и бережного отношения к близким, ответственности за экологию окружающего мира.
-
Задачи программы:
-
создать условия для изучения взаимодействия человека с природой;
-
содействовать формированию навыков коллективизма и группового взаимодействия путем включения воспитанников в совместную деятельность;
-
содействовать формированию у воспитанников навыков исследовательской деятельности;
-
содействовать формированию новых знаний об экологии, культуре, истории родного края и страны в целом;
-
пропагандировать здоровый образ жизни среди воспитанников.
-
Принципы, на которых строится программа:
-
Принцип коллективизма. Основные пути осуществления принципа - это общение на совместных мероприятиях.
-
Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных способностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
-
Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
-
Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели - доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
-
Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности детей.
-
Принцип наглядности данной программы.
-
Направления работы отряда:
-
образовательная деятельность;
-
экологическая деятельность;
-
краеведческая деятельность;
-
исследовательская деятельность;
-
практическая деятельность;
-
культурно-досуговая деятельность;
-
информационная деятельность;
-
спортивно-оздоровительная деятельность
-
Основные формы и методы реализации программы:
-
самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы.
-
игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности.
-
тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала.
-
работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу.
-
составление загадок, стихов, кроссвордов, ребусов.
-
просмотр видеофильмов, презентаций.
-
беседы, конкурсы, викторины.
-
спортивные соревнования.
-
экскурсии, наблюдения.
-
Ожидаемые результаты:
-
развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде;
-
изменение и утверждение сознания воспитанников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе;
-
повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой);
-
формирование у воспитанников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины»;
-
практическое участие воспитанников в решении экологических проблем своего города;
-
воспитание патриотизма, уважения к окружающим;
-
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми.
-
План работы.
№п/п
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные
Шефская работа
1
Сбор экологического отряда (планирование деятельности на год)
Сентябрь
Бушмакина Е.В.
2
Благоустройство и расчистка родника «Холодная вода»
Сентябрь
Бушмакина Е.В., актив отряда.
3.
Благоустройство родника, очистка от ила и мусора.
Ноябрь
Бушмакина Е.В., актив отряда.
4
Сбор информации о родниках г. Серова и Свердловской области.
В течение года
Бушмакина Е.В., актив отряда.
5
Выступление перед воспитанниками начальной школы, рассказ о родниках родного края.
Декабрь
Бушмакина Е.В., актив отряда.
6
Подготовка к слёту экологических отрядов
Ноябрь
Бушмакина Е.В., актив отряда.
7
Благоустройство родника, очистка от ила и мусора.
Январь
Апрель
Июнь
Бушмакина Е.В., актив отряда.
8
Сбор отряда, подведение итогов работы за год, выбор нового актива.
Май
Бушмакина Е.В., актив отряда.
Краеведческая работа
1
Экскурсии на родники «Лесная прохлада», «Серебряный ключ».
В течение года
Бушмакина Е.В., актив отряда.
Исследовательская работа
1
Исследование воды из родников на прозрачность и запах.
1 раз в год
Бушмакина Е.В., актив отряда.
Помощь ветеранам
1
Доставка на дом воды ветеранам педагогического труда.
В течение года
Бушмакина Е.В., актив отряда.
2
Встреча с ветеранами
Апрель
Бушмакина Е.В., актив отряда.
Творческая работа
1
Выступление агитбригады
Март
Бушмакина Е.В., актив отряда.
2
Конкурсы: рисунков «Родников серебряные струны», загадок о воде и явлениях воды в природе.
Март
Бушмакина Е.В., актив отряда.
3
Ведение летописи отряда
В течение года
Бушмакина Е.В., актив отряда.
4
Выпуск газет
Ноябрь
Апрель
Бушмакина Е.В., актив отряда.