- Преподавателю
- Классному руководителю
- Работа с родителями (опыт работы педагога - организатора Булдаковой М. С.)
Работа с родителями (опыт работы педагога - организатора Булдаковой М. С.)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булдакова М.С. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль педагогического коллектива клуба «Мастер»
Центра детского творчества «Шанс» в усилении ценностно-целевой
основы развития семейного воспитания
Работа с родителями
(опыт работы педагога - организатора Булдаковой М.С.)
Работа с родителями - важная сторона деятельности педагогического коллектива клуба «Мастер» ЦДТ «Шанс». В основу работы с родителями воспитанников положен принцип равноценного участия родителей и педагогов в воспитательном и образовательном процессе, развитие социального партнерства с семьей, через повышение педагогической культуры родителей.
Решаются следующие задачи: - активизировать работу с социумом и семьей по развитию эмоциональной творческой составляющих личности ребенка в едином образовательном процессе в УДО; - формирование в семьях позитивного отношения к активно - общественной и социальной деятельности детей; - привлечение родителей к активному участию в жизни детского клуба, и социализации ребёнка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм.
Для установления единства в обучении и воспитании детей в УДО и семье необходимо, чтобы родители понимали и представляли себе, что такое детский клуб, как организованы в нем занятия, какие задачи решаются педагогами, чем заняты дети, какие требования предъявляются к ним, к их поведению, какие правила осуществляют для родителей.
Виды деятельности: консультирование родителей конкретных обучающихся по проблемам дополнительного образования и развития их детей; информирование и просвещение родителей; совместная развивающая работа с детским коллективом.
Для максимально полного вовлечения родителей в целенаправленный процесс воспитания, для создания необходимых условий, в начале учебного года составляется перспективный план работы. В него включаются все мероприятия с привлечением родителей. Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы любое мероприятие - открытый урок, беседа, праздник, развлечение - было направлено на достижение определенной цели.
Формы взаимодействия с семьей:
Наглядная информация.
Оформление стендового наглядно-воспитательного материала: советы и рекомендации специалистов для родителей по вопросам воспитания и психологии. Для того чтобы заинтересовать родителя используются: иллюстрации, фотографии, небольшие объемы текста, разнообразие и частая смена рубрик в течение учебного года.
Реклама. Газета, стенгазета; информационные листовки, объявления в школах.
Сообщения в средствах массовой информации о работе детских объединений клуба и досуговой деятельности, в том числе совместно с родителями.
Информационные дни в образовательном учреждении.
Экскурсия по учреждению, детским объединениям. Информационный стенд «Для вас, родители».
Знакомство с правовой документацией клуба «Мастер» и МАУ ДО «Центр детского творчества «Шанс» (устав; лицензия на право ведения образовательной деятельности (бюджет и внебюджет), информация педагогических работников, электронные адреса сайтов.
Информационный стенд «Наши достижения».
Организация выставок.
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей; групповые выставки детских работ (периодически); индивидуальные выставки детских работ. Посещение родителями выставки производится по принципу экскурсии, которую ведут сами дети. Демонстрация уважительного отношения педагогического коллектива к семейным ценностям, развитие позитивного отношения родителей к детскому клубу.
Фотовитрины и фотоколлажи.
Стенды, представленные фотографиями детей, отражающих их
жизнедеятельность в клубе «Мастер».
Фоторепортаж. (рабочие моменты, праздники, викторины, конкурсы, выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми и др.)
Передвижная библиотечка.
Предполагает чтение, когда родители ожидают ребенка. В нее входят развивающие пособия, методические рекомендации, брошюры и буклеты по актуальным проблемам воспитания детей.
Стенгазета. Авторами, которых являются дети, педагоги и родители. Газета может включать фотографии детей, практические советы, поздравления и благодарности и многое др..
Педагогический лекторий.
(создание тематических папок, подборок материалов по конкретным проблемным темам).
«Клубная видеотека».
Сюда входят записи и сценарии детских праздников, презентаций, конкурсов, открытых занятий или просто жизнь детей в клубе «Мастер», фотоальбомы, которые подходят для совместного просмотра родителей и детей.
Консультирование родителей (разработка методички) по составлению портфолио учащихся, занимающихся в объединениях клуба. «Дни открытых дверей».
Формирование положительного имиджа детского клуба «Мастер» в сознании родителей. Демонстрация видов воспитательной - образовательной работы педагогов с детьми. Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. Установление партнерских отношений с семьями.
Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности (ознакомление родителей с историей и традициями учреждения; достижениями обучающихся; с уставом и правилами поведения; краткий обзор целей и задач клуба; знакомство с детьми и родителями; запись данных о детях и их родителях; беседа с родителями о том, чем любит заниматься ребенок в свободное время; особенности ребенка (плохое зрение, быстрая утомляемость, агрессивность, плохой слух и т. д.). Индивидуальные беседы с детьми и родителями.
Сбор информации о составе семьи, об отношениях в семье, о хобби родителей. Информируем родителей о процессе обучения в детском объединении и успехах, продвижении в развитии творческих способностях ребенка. Беседы с родителями стараемся проводить содержательными, полезными для них.
Родительские собрания.
На родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, планирование воспитательной работы, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с педагогическим коллективом детского клуба «Мастер», подводятся итоги работы. Многие родители, не зная и не понимая пользы занятий в кружках, относятся к тому, что ребенок посещает клуб скептически. Вот и нужно объяснить им, в чем польза занятий в детском объединении. На собрании предлагаем родителям оказать помощь в организации праздников, игровых программ, проведении экскурсий, приобретении нужных материалов и инструментов. К концу года устраивается родителям и детям праздник, а к нему - отчетную выставку, подводящую итог деятельности детей за учебный год и наглядно показывающую, чего добился каждый кружковец. На празднике вручаются дипломы детям, которые достигли высоких показателей, награждаются родители за оказание материальной помощи кружку и клубу. Мастер - классы детей и родителей, совместные учебные занятия. Открытые уроки организуются с целью ознакомления родителей с программой по детскому объединению, методикой преподавания, требованиями педагога. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. Совместные учебные занятия поднимают авторитет коллектива детского клуба, повышают педагогическую грамотность родителей в той или иной области развития и обучения детей.
Организация приема родителей в вечернее время, индивидуальная консультация. Консультации проводятся по инициативе педагога или по инициативе самих родителей. В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем. Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней психологически. На индивидуальных консультациях родители более откровенно рассказывают о тех проблемах, которые их тревожат. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о работе и поведении ребенка в детском объединении, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого воспитанника.
Обменявшись информацией, обеим сторонам легче прийти к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение. Приглашение родителей на праздник, конкурс, экскурсию и т.д..
На всех мероприятиях стараемся демонстрировать способности каждого ребенка, его творческие умения и навыки.
Проведение мероприятий:
- посвящённых Дню матери: творческие работы детей для поздравления мам, бабушек; конкурс рисунков «Маме посвящается»; выпуск стенгазеты «Самая, самая…..»;
- «Выходной день». Обмен опытом семейного отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей детских объединений клуба.
- совместная экскурсия в ДОСААФ, участие в конкурсе «Лучший стрелок». Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания.
- экскурсии в планетарий, «Муравейник», библиотеки, на выставки, где выставляют свои творческие работы воспитанники;
- спортивные праздники, подвижные игры, соревнования. Формирование командного духа среди родителей.
Мини-проект «Тайна моего имени»
целью, которой, является установление партнерских отношений с родителями учащихся. Ребятам предложено выяснить, почему их так назвали родители, что означает их имя, как ласково их называют в семье. Выставка творческих работ детей и родителей «Мир увлечений нашей семьи»,
Активизация родительского участия в жизни клуба «Мастер». Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. На выставке демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.
Анкетирование родителей
Анкетирование родителей проводится анонимным, чтобы родители чувствовали себя свободно и отвечали то, что они думают, а не то, что от них хотят услышать.
Спонсорская помощь родителей
Неоценима помощь родителей в укреплении материально-технической базы клуба.
Посещение семьи ребенка (выборочно)
Посещение семьи - один из действенных путей изучения семьи кружковца, для установления тесного контакта с родителями, оказание конкретной помощи. До посещения семьи уточняются сведения, характеризующие состав семьи, профессии родителей, о взаимоотношениях в семье. От себя требуем тактичность, деликатность, конкретность рекомендаций.
Есть в Перми люди, которые понимают, насколько важен вопрос об отношениях родителей и детей, особенно в наше время. Различные фонды, городские и районные власти проводят среди образовательных учреждений смотры - конкурсы, целью которых является - объединение родителей, детей, педагогов, поэтому обязательным требованием к конкурсным мероприятиям является участие родителей в игровом процессе. Клуб «Мастер» ЦДТ «Шанс» часто принимает в них участие. В проводимых игровых программах, в процессе игры взрослые и дети переживают радость бескорыстного общения, приобретают новый опыт понимания друг друга. Участвуя в игре, через механизм эмоционального восприятия происходящего, ребенок легче усваивает и знания, и полезный опыт, и навыки.
Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей способствует успешной социализации современной личности молодого человека.
Показателями эффективности процесса взаимодействия педагогов детского клуба «Мастер» и семьи являются: возросшая активность родителей и осознание ими потребности в конструктивном взаимодействии с педагогическим коллективом учреждения, участие в решении проблем учреждения; рост авторитета родителей в глазах собственных детей; общение родителей с детьми на принципах принятия, признания ребенка, любви, доверия.
Таким образом, активное взаимодействие педагогического коллектива клуба «Мастер» ЦДТ «Шанс» с семьями воспитанников является важным условием формирования семейных ценностей обучающихся.