Внеклассное мероприятие на тему: «Стань другом природы. »

Внеклассное мероприятие на тему: « Стань другом природы» для учащихся начальных классов. При составлении мероприятия я ставила перед собой цели:помочь детям осознать своё отношение к природе,понять, почему надо к ней бережно относиться и в чём это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе, пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли.  При подготовке к классому часу ребята разделились на группы (звери,птицы, растения) и каждая группа получила своё определ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МОУ Верхнехавская СОШ № 1.


Внеклассное мероприятие

на тему:




« Стань другом природы.»




Выполнила:

Свиридова С.В.

учитель начальных классов.



с.Верхняя Хава. 2011г.

Цель: помочь детям осознать своё отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чём это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе, пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли.

Задачи:

1. Удовлетворить и развивать познавательные возможности учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания о природе.

2. Учить учащихся бережному отношению к природе.

3. Учить учащихся выступать на школьных мероприятиях с презентацией своих сообщений, используя компьютерные технологии

Литература:

1. Внеклассные мероприятия: 2класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

2. Журнал «Воспитание школьников» №5, 2007г.

3. Начальное образование №3, 2006 год

4. Ресурсы сети Интернет

5. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста (Пособие) Часть I. Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1994.

6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев. Под общ. ред. О.Г.Хинн. - М.: ООО «Издательство АСТ». 1997.

Оформление класса: на стенах рисунки, которые выполнила группа детей.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, презентация.




Ход мероприятия.

Учитель: Ребята, что мы называем природой? «Живая природа» - что означают эти слова? Что мы относим к неживой природе?

Отгадаем загадки. (Слайд № 2,3.)

Учитель: А человек? Какое он имеет отношение к природе? А чему он учится у природы мы узнаем из стихотворения В. Орлова «Живой букварь.»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат ПЕНИЮ,

Паучок - ТЕРПЕНИЮ.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас ТРУДУ.

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас ПРАВДИВОСТИ.

Учит снег нас ЧИСТОТЕ,

Учит солнце ДОБРОТЕ.

И при всей огромности

Обучает СКРОМНОСТИ.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревьев всех пород -

Весь большой лесной народ -

Учит крепкой ДРУЖБЕ.

Учитель: Человек в природе занимает особое место. Он её единственное создание, наделённое разумом. Благодаря своим возможностям он постигает законы природы, преобразовывает их и подчиняет своей воле. Люди рубят лес, чтобы получить дрова, материал для строек, изготовления мебели. Человек перегораживает реки и получает электричество, добывает полезные ископаемые.

Используя природу для своих нужд, люди поняли, что её законы надо уважать. Отходы предприятий могут уничтожить природу. Вода в реке станет непригодной не только для питья, но и для купания. На месте вырубленных лесов исчезнут многие растения и животные. Поэтому природу надо беречь и охранять. Давайте послушаем стихотворение С.Михалкова «Прогулка» и узнаем как ведут себя некоторые ребята в лесу.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести.

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята! - крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались,

Загорали,

Жгли костёр,

В футбол играли -

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести.

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Учитель. Почему ребята искали чистое место у реки? Почему так долго они не могли его найти? Что им не понравилось? Нашли ли они подходящее место? Почему в понедельник дети не смогли найти места у реки? Что надо делать, чтобы такого не произошло? Сценка «Перед соловушкой стыдно.»

Оля и Люда пошли в лес. После долгой дороги они сели обедать. Вынули из сумки сок, печенье, конфеты. Только закончили обед - рядом запел соловей. Девочки не шевелились, слушая прекрасную песню .

Соловей кончил петь. Оля собрала остатки своей еды , бросила под куст. Люда же завернула в газету свой мусор и положила в сумку.

Оля спросила Люду:

- Зачем ты берёшь с собой мусор? Ведь мы в лесу. Нас никто не видит .

Стыдно… перед соловушкой, - ответила Люда.

Учитель. Кто из девочек вам понравился? Почему? Послушайте стихотворение С. Михалкова «Зяблик» и подумайте , почему мальчик отказался от щенка, которого ему собирались подарить на день рождения.

Хотел иметь я птичку

И денег накопил,

И вот на Птичьем рынке

Я Зяблика купил.

Сидел мой Зяблик в клетке

И зёрнышки клевал

И, как в лесу на ветке,

Всё пел и распевал.

Ребята заходили

На Зяблика смотреть,

И каждому хотелось

Такого же иметь.

Я с Зябликом возился,

Хоть было много дел.

А через две недели

Певец мне надоел.

Однажды я за город

Уехал на три дня,

И он на это время

Остался без меня.

Когда же из деревни

Вернулся я домой,

Лежал в пустой кормушке

Голодный Зяблик мой.

Я спас его от смерти -

Я выходил его

И отпустил на волю

Живое существо.

Хотят на день рожденья

Мне подарить щенка,

Но я сказал: «Не надо!

Я не готов пока!»

Учитель. Очень важно сохранить всё живое на земле, весь растительный мир и животный мир, все парки, сады, заповедники и заказники, важно, чтобы наша земля процветала. Ведь она - наш дом!

В середине XX века ведущие учёные разных стран создали Красную книгу. В неё они занесли животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Почему книгу назвали Красной? Красный цвет-сигнал опасности. Красный цвет книги означает - запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя. Красный цвет - это сигнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который нам подают животные и растения, то есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение окружающей мира.

В Красную книгу попадают те виды растений и животных, которые формировались не одно тысячелетие, а теперь по вине человека оказываются перед катастрофой - полным исчезновением. Увы, природа не повторит того, что уже однажды создавала…

(Слайд № 4)

А страницы у неё - разноцветные.

1. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти.

2. На жёлтых страницах занесены животные, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается.

3. На белых говорится о видах, вообще редких на Земле.

4. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти.

5. На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены.

- В нашей стране также существует такая книга (Слайд № 5)

. Давайте познакомимся с животными, птицами и растениями , которые занесены в Красную книгу.

1. Первая группа: ЗВЕРИ (Слайд №6).

Снежный барс

Снежный барс (ирбис) отличается мягким, пышным и шелковистым мехом, а также впечатляющим длинным хвостом. Зверь имеет пеструю окраску, которая отлично помогает ему маскироваться среди скал и камней. Раньше снежные барсы не представляли редкости, охота на них разрешалась и поощрялась, они считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Такое отношение к этим животным привело к их повсеместному истреблению.

Манул.

Это дикая кошка. Размеры ее невелики. Длина тела до 60 сантиметров, хвоста до 30 сантиметров, весит он 3-4 килограмма. Животное очень пушистое. Скорости и ловкости у манула недостаточно. Уходя от преследования, кот стремится как можно быстрее нырнуть в укрытие. Если это ему не удается, то он пускает в ход когти, лапы и зубы.

Выдра.

Довольно крупный зверь: длина туловища до 90см, хвост - до 50см. Тело вытянутое, гибкое. Хвост длинный мускулистый. Ноги короткие. Голова сильно уплощенная с короткими, слабо выступающими из меха ушами. Волосяной покров сравнительно низкий, ровный по всему телу и очень густой. Окраска меха темно - бурая, низ несколько светлее.

Лось.

Это очень крупное, несколько неуклюжее животное, с короткой и толстой шеей, широким и коротким туловищем, высокими ногами и ветвистыми рогами, концы которых расширены. Несмотря на силу, у лося, кроме человека, еще много врагов, например, волк, рысь, медведь и росомаха. Лось, даже в то время, когда у него нет больших рогов, умеет защищаться крепкими и острыми копытами передних ног. Одного ловко направленного удара достаточно, чтобы убить наповал или изувечить волка.

Алтайский горный баран

Это самый крупный представитель диких баранов. Архары живут группами до 100 животных. Алтайский аргали - наиболее крупный дикий баран в мировой фауне с самыми большими и тяжелыми рогами. Рога имеют закругленные фронтальные ребра, сильно морщинистые. Его великолепные рога, закрученные в спираль, могут быть длиной больше метра и весить до 30 килограммов

2.Вторая группа: ПТИЦЫ (Слайд №7).

Кудрявый пеликан

Пеликаны - один из самых крупных в мире птиц с неуклюжим и довольно массивным на вид телом. Несмотря на это, они имеют относительно небольшой вес - на воде плавают, почти не погружаясь, и не способны нырять. Перелетная птица, гнездящаяся большими колониями, достигающими сотни пар, иногда смешанными. Моногам, пары образуются, видимо, на всю жизнь

Мохноногий сыч

Мохноногий сыч обитает в горно-таежных лесах Алтая. Питается мохноногий сыч в основном мышевидными грызунами, зимой в глубокий снежный период охотится за мелкими воробьиными птицами. При изобилии корма делает запасы в дуплах.Полезная птица, заслуживает охраны.

Огарь

Это крупная утка красивой окраски, обликом напоминающая гуся. Селится эта птица вблизи болот, озёр и других крупных водоемов. Гнездо располагается в укрытии: норе, расщелине или дупле. Питаются огари как животной, так и растительной пищей: насекомыми и их личинками, рачками, молодыми побегами и семенами растений. Осенью кормятся на полях.

Вид перелётный, на зимовку отправляется в сентябре, собираясь перед отлётом в стаи. На родину птицы возвращаются в марте-апреле и сразу разбиваются на пары.

Розовый фламинго

Эта птица стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Теперь охота на эту птицу запрещена.

Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой 1,5 метра, вес 4 килограмма. Яйца птица откладывает в необычных и интересных гнездах. Они конической формы или в виде башенки высотой полметра и с углублением сверху, в которое самка откладывает два крупных яйца.

Черный журавль

Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. А на Алтае можно встретить журавля-красавку и черного журавля.

Эти птицы сейчас находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, их надо спасать. Журавли очень красивые птицы. У них длинные ноги, длинная шея, длинный клюв, которым они запросто достают насекомых из всех труднодоступных мест. Журавли едят также мелких грызунов, корни растений, ягоды и даже молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и больше никогда не расстаются. Журавли строят очень удобные гнезда на земле, в которые журавлиха откладывает яйца.

3.Третья группа: РАСТЕНИЯ (Слайд №8).

Кубышка желтая .

Кубышка - обычное водное растение. Встречается в прудах, озерах, и реках со спокойным течением. Цветет в мае - августе. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и плавают на поверхности воды. Цветок находится на длинной ножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения и гибели всего растения.

Башмачок настоящий /Венерин башмачок/

Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок - ловушка для насекомых, заставляет их себя опылять, но многие насекомые так и остаются навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка.

Прострел раскрытый

Или Сон-трава. Это степное растение, которое встречается также по сухим опушкам в лесу. Цветет в апреле - мае.

Водяной орех (чилим)

Водное однолетнее растение, с тонким ветвистым стеблем до одного метра длиной, сохраняющем на своем нижнем конце прошлогодний плод. Цветки белые, мелкие. Плод твердый, ореховидный, около 3-х см длиной.

Учитель. Послушаем , о чём жалуются нам представители природы. (Слайд № 9)

Первая жалоба: Что хотите с нами делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте. Но только не выдирайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу грибницу. А не послушаетесь, совсем перестанем расти. Грибы.

.Вторая жалоба: Мы - первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. Помогите нам! Это очень больно.

Ваши зелёные друзья: ива, черёмуха, сирень.

Третья жалоба: Я маленький воробей. Я гибну. Дети, помогите! Я летом подавал сигналы, чтоб сторож с огорода ворон гнал. Пожалуйста, помогите. Зимой совсем нечего есть, всё кругом замёрзло, застыло, покрылось снегом. Негде мне найти корм. Помогите.

(Слайд №10)

Четвёртая жалоба: Помогите, спасите! Мы зацветаем одними из первых, наши жёлтые головки можно встретить не только на полянках за городом, но и в городе. Но боимся распускать свои зелёные листочки и жёлтые цветочки, ведь нас всё равно сорвут, и мы завянем. Помогите!

Пятая жалоба: Ох, тяжело мне. Когда-то я считалась самым чистым, светлым, прозрачным веществом в мире. А сейчас по мне ходят пароходы, в меня сливают, не конца очищенную воду, а иногда и совсем её не очищают, а многие люди берут и кидают в меня всё, что захотят. Моя поверхность покрылась грязной плёнкой, а моим обитателям уже нечем дышать. Помогите мне.

Посмотрите на рисунки наших ребят.(Слайд №11)

Учитель. Ребята, а чем мы можем помочь природе? (Сделать кормушки и скворечники для птиц.)

Прочитаем правила поведения в природе. (Слайд № 12)

1.Оберегай деревья, кустарники и цветы.

2.Не обижай птиц и маленьких зверюшек. Понаблюдай за их поведением.

3.Помогай птицам выживать зимой: сделай кормушки, насыпай туда корм.

4.В лесу, на берегу реки, озера не оставляй после себя мусор.

5.Не лови бабочек ради забавы.

6. Оберегай лес от пожара: не разжигай костров.

7.Участвуй в посадках деревьев, береги посадки.

Исполнение Учащимися песни « Летняя песенка».

В заключении хочется обратиться ко всем участникам праздника (Слайд №13 )

Ты, человек, любя

природу,

Хоть иногда её

жалей.

В увеселительных походах

не растопчи её полей.

Не жги её

напропалую

и не исчерпывай до

дна.

А помни истину

простую:

нас много, а она - одна.

В.Шефнер


Спасибо всем за работу.

© 2010-2022