Статья Значение игры в шахматы для интеллектуального развития личности младшего школьника

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль.

К. Циолковский

Современные образовательные стандарты определяют следующую задачу: воспитание свободной, гармонично развитой, легко адаптирующейся к изменяющейся ситуации, творческой, способной к дальнейшему саморазвитию личности ребёнка.

В работе воспитателей и педагогов на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы.

Однако, при работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать, что их психика не только подвижна в своем естественном физиологическом развитии, но и в социальном. Меняются условия жизни, идет смена поколений. Происходят и изменения в психологии ребенка. Нельзя не учитывать, что круг приложения интересов детей сейчас намного шире, чем 20-30 лет назад. Их состав социально неоднороден. «Замкнуть» способность ребенка на шахматах, как виде спорта, в условиях конкуренции других, более модных на том или ином отрезке времени видах спорта, хаоса компьютерных игр и увлечений далеко не просто. В этих условиях главная задача педагога, работающего на первом этапе учебно-тренировочного режима привить устойчивый интерес детям к занятиям шахматами. И в этом плане главное, даже не фактический, учебный материал, его реализация, а средства и методы - как довести его до учащихся. Обычно интерес и положительные эмоции при вьшолнении заданий у юных шахматистов прямо пропорциональны тому, насколько успешно они выполняют эти задания. Здесь наряду с тактичным и ровным отношением педагога к детям, его дисциплинированностью и любовью к ним, большую роль играют умение импровизировать на занятиях, применять игровые соревновательные моменты в обучении, умении найти подход и время для каждого ребенка.

Маленькие дети очень любознательны. Они, как правило, выражают свое отношение ко всему на свете с гораздо большей, чем принято у взрослых, непосредственностью. Поэтому даже непродолжительное интеллектуальное напряжение может утомить ребенка, убить в нем самый горячий интерес и вызвать у него непреодолимую потребность в переключении. Как должен вести себя в связи с этим педагог? Желательно заинтриговать детей преподнеся Игру в красочной сказочной упаковке, и не стремиться к форсированному усвоению нового. Нужно быть готовым при первых признаках утомления "уйти" от шахмат, рассказать какую-нибудь забавную историю, сказку, быть может (это не обязательно), с участием шахматных персонажей. У большинства детей отношение к шахматам непосредственно увязывается с отношением к "своему" учителю, поэтому путь к успеху шахматной педагогики пролегает не столько через умы, сколько через сердца маленьких подопечных.

Нужно стремиться, чтобы одно занятие не походило на другое. «Сухость и монотонность быстро утомляют детей. Многие понятия плохо воспринимаются детьми. Они им непонятны, трудны» - писал известный шахматный психолог В.Малкин, но как бы не интересно было занятие по содержанию и форме, детей больше всего привлекает «соревновательность» - игровая практика. И здесь надо подходить разумно о вреде чрезмерно увлечения турнирами напоминал заслуженный тренер СССР В.Г.Зак. Важно привить у ребенка интерес к процессу изучения шахмат, а не только к результату. В этом суть устойчивого интереса школьника к шахматной игре. Наряду с квалификационными турнирами, надо практиковать и тематические, учебно-тренировочные турниры. При изучении теоретического материала нежелательно пользоваться книгой или конспектом. Это создает впечатление о неуверенности педагога. Длительные объяснения полезно разрядить шуткой. Рассказом из истории шахмат, интересным случаем из шахматной жизни. Многолетний опыт работы с юными шахматистами (от новичков до мастеров) убеждает нас в том, что одна из основных задач педагога - вывести воспитанника на путь самосовершенствования и творчества, как ракета выводит на орбиту спутник. Важно приобщить ребенка к самообразованию. Привить навыки самостоятельной работы.

С первых же шагов обучения педагог должен стремиться к индивидуальному подходу к ребенку, как основному средству привитию устойчивого интереса к занятиям шахматами и как наиболее эффективному способу усвоению учебного материала. В этих целях педагогу надо больше следить за игрой ребят, чаще брать примеры для показа ошибок из их же партий, особенно незамеченные ими тактических ударов, простых комбинаций, грубых ошибок в окончаниях.

Я считаю, главный методический лозунг для всех педагогов, которые занимаются с детьми освоением игры в шахматы: УЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ!

Приступая к работе тренера, каждый должен твердо знать: бесперспективных детей не бывает. Способности можно развить, если, конечно, поставить перед собой такую цель. Чтобы добиться её, надо и тренеру проявить характер, проявить терпение. Из опыта работы большинства тренеров можно сделать пока один вывод: никакого отбора в секции начинающих делать не следует. Однако нельзя придерживаться такого принципа: талантов много - не обеднеем. Иначе и дальше пойдем: был бы талант, а лопата найдется. Конечно, зарыто талантов было не мало, ибо не встретились на их пути даровитые педагоги, которые твердо знают, что таланты надо искать, беречь их и им помогать.

© 2010-2022