Программа Профессиональное самоопределение обучающихся 9 класса

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классаПрограмма Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классаПрограмма Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классаПрограмма Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классаПрограмма Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классаПрограмма Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классаПрограмма Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классаПрограмма Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классаПрограмма Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классаПрограмма Профессиональное самоопределение обучающихся 9 класса



Программа профессионального

самоопределения обучающихся

в 9 классе Программа Профессиональное самоопределение обучающихся 9 класса

САЗОНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА,


I квалификационная категория










п.Карымкары


Паспорт программы

Наименование документа

Программа профессиональное самоопределение одно из направлений воспитания и социализации обучающих 8-11 классов

Руководитель учреждения

Мудрецова Нина Олеговна

Руководитель Программы

Эльзессер Лидия Семёновна

Разработчик Программы

Сазонова Наталья Николаевна,

Основание для разработки Программы

1.Конвенция о правах ребёнка 1989г

2.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

3.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

4.Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.

5.Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №12.

6.«Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г

7.Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры. Ханты- Мансийск 2011г.

8.Целевая программа Ханты- мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы.

9.Устав МКОУ « Карымкарская СОШ»

10.Положение о классном руководстве МКОУ « Карымкарская СОШ»

Исполнители и соисполнители Программы

Образовательное учреждение, социальный педагог, библиотекарь,

Вид Программы

Комплексная

Цель Программы

Формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание комплексной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в воспитании

Задачи Программы

1.Обеспечение условий каждому учащемуся для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории

2.Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

3.Способствовать развитию формирования гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и усвоение ценностей (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

4.Способствовать взаимодействию семьи и школы

Ожидаемые результаты

1.У каждого обучающегося сформировано самоопределение в профессиональной сфере на основе самостоятельного выбора профессии.

2. У учащихся сформированы гражданская позиция, сознательная потребность в здоровом образе жизни

3.У учащихся сформированы гуманистические отношения к окружающему миру, освоены ценности(Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

4.Организовано эффективное взаимодействие школы с семьями учащихся

Сроки реализации

2012 - 2016 учебные года

Принципы разработки и реализации Программы

  • Принцип целостности,

  • Принцип гуманистической направленности воспитания

  • Принцип природосообразности воспитания

  • Принцип личностно-значимой деятельности

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип воспитания в коллективе

  • Принцип преемственности в воспитании

Общее число детей

10 человек

Организация контроля за реализацией Программы

Общее руководство, координацию и контроль за реализацией настоящей Программы осуществляет директор и заместитель по воспитательной работе, методический совет классных руководителей.
















Пояснительная записка

В концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг., одобренной Правительством РФ, отмечается, что необходима разработка целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Профориентация в современных социально-экономических условиях должна стать частью образовательного процесса, способствовать формированию индивидуальной траектории личного и профессионального становления человека с учетом его психофизиологических особенностей и реальных потребностей общества.

Реалии рыночной экономики указывают на то что, человеку, в течение всех этапов профессиональной жизни, потребуются умения и навыки выбора профессии, самоопределения, трудоустройства, конкурентного поведения, что в условиях рыночных отношений будет определять эффективную занятость и конкурентоспособность. На первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, эрудированность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, быстрая обучаемость, адаптивность, положительные личностные качества. Выше перечисленные качества способствуют лучшей реализации адаптационного потенциала в современных условиях.

Для развития адаптационного потенциала обучающих всегда была важна роль семьи. В новых социально-экономических условиях опыт родителей, очевидно недостаточен для обеспечения адаптационных процессов ребенка. В такой ситуации основным институтом самоопределения молодого человека должно стать система образования, которая в настоящее время рассматривает профессиональную ориентацию как действенный механизм социализации школьников.

В связи с этим, оказание учащейся молодежи помощи в профессиональном и личностном самоопределении, правильном выборе профессии, осознании жизненного пути, построении профессиональной карьеры является важнейшей.

Выявлено, что трудности самоопределения обучающихся не заканчиваются с поступлением школьников в учреждения профессионального образования различных видов. По официальным данным, до 40% обучающихся в учреждениях профессионального образования различных видов желают в будущем иметь другую специальность.

Возникает потребность в разработке качественно новых образовательных моделей в образовании, включающих создание в средней общеобразовательном учреждении комплексной системы профессиональной ориентации, охватывающей все ступени обучения.

Таким образом, цель современной профориентации - формирование у обучающихся, воспитанников ОУ внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, включая все ступени обучения, через создание комплексной системы сопровождения профессионального самоопределения ориентированной на разную категорию детей, соответствующую новым социально-экономическим условиям, учитывающую как потребности личности в самоопределении, так и запросы экономики в рабочих кадрах и специалистах.

Настоящая Программа профессиональное самоопределение одно из направлений воспитания и социализации обучающих 8-11 классов основана на положениях воспитательной концепции М.И. Рожкова, П.В. Байбородовой «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка».

Программирование воспитательного процесса в классном коллективе опирается на научные труды авторов Петербургской концепции воспитательной системы социальной ориентации Е.Н. Барышникова, И.А. Колесниковой, В.Г. Воронцовой.

Основой организации воспитательной работы в классном коллективе является теория коллектива А.С. Макаренко, где предполагается тесная связь коллектива с окружающим социальным пространством, что способствует его преобразованию и улучшению.

Содержание воспитательной работы по профориентации реализуется через технологию И.П. Иванова «Педагогика общей заботы», где классный коллектив выступает как некая ячейка общества, способствующая социализации и преобразованию социума.

Программа профессиональное самоопределение одно из направлений воспитания и социализации обучающих 8-11 классов разработана с учетом следующих нормативных документов:

1.Конвенция о правах ребёнка 1989г

2.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

3.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

4.Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.

5.Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №12.

6.«Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г

7.Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры. Ханты- Мансийск 2011г.

8.Целевая программа Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы.

9.Устав МКОУ « Карымкарская СОШ»

10.Положение о классном руководстве МКОУ « Карымкарская СОШ»

Воспитание, как социально ориентированный процесс, предполагает целенаправленные действия по созданию условий для формирования личности, обладающей компетенциями важными для ее социализации:

- коммуникабельность;

- способность работать в коллективе;

- умение находить нестандартные решения;

- навыки самоорганизации;

- гибкость в отношении к изменению требований;

- выносливость и целеустремленность.

Создание необходимых условий возможно через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, досуговой и практической деятельности, при использовании непосредственного опыта - передачи из рук в руки необходимых жизненных знаний, умений, навыков - и анализа его продуктивности и духовно-нравственной ценности.

Базовым направлением нашего образовательного учреждения является обеспечение статуса успешности и защищенности выпускников сельской школы.

Целью педагогического коллектива школы является создание психолого-педагогического пространства, способствующего социальной и профессиональной адаптации обучающихся в современном обществе.

Изучение социального запроса родителей к обучению и воспитанию их детей в школе показало, что большинство семей на первый план ставят подготовку своего ребенка к комфортной жизни в условиях модернизации и инновационного развития государства.

Анализ воспитательной работы с классами позволил сформулировать следующие выводы


  • Занятость обучающихся в спортивных секциях 90%

  • 10% обучающихся посещают творческие кружки.

  • Отсутствие широкого выбора дополнительных образовательных программ и недостаток высококвалифицированных специалистов в этой области является одной из причин ограниченного кругозора детей.

. Таким образом, выделились следующие проблемы:

- ограниченный круг знаний и интересов детей;

- недостаточность опыта взаимодействия с различными социальными группами;

- затруднения в учебной деятельности, связанные с адаптацией на новой ступени обучения;

- различный социальный статус, уровень жизни семей обучающихся;

- разный уровень психологического развития детей;

Данные проблемы определили цель работы с классным коллективом - обеспечение условий для информационно-деятельностного освоения мира.

Специфика работы на данном этапе определяется следующими особенностями:

- желание обрести самостоятельность;

- потребность в продуктивной совместной деятельности.

Ведущими технологиями организации в классах является коллективная творческая деятельность (КТД), социальное проектирование, социально-игровое моделирование.

Основными формами работы с классами являются: коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, общественно - полезные акции, коммуникативные тренинги, экскурсии, походы, игровые и конкурсно-развлекательные программы, фестивали, ярмарки, турниры, соревнования.

Программа профессиональное самоопределение одно из направлений воспитания и социализации обучающих 8-11 классов реализуется через совместное управление воспитанников, их родителей и классного руководителя жизнедеятельностью класса - соуправление. Для организации детского самоуправления используется методика И.П. Иванова «Чередование творческих поручений» (ЧТП), что дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы и возможности в различных социальных ролях и видах деятельности.

Диагностика проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года. Используются одни и те же диагностические методики. Для отслеживания динамики развития классных коллективов результаты диагностик сравниваются.

Компонентами диагностики являются:

1. Изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка.

- Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»

- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»

- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»

- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»

- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений.

- Методика О.В. Лишина "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"

Участниками настоящей программы являются:

- обучающиеся 8-11 классов

- родители обучающихся;

- классный руководитель;

- учителя - предметники;

- социальный педагог;

- школьный библиотекарь;

-заместитель директора по ВР

Для успешного прохождения Программы объединены усилия различных социальных слоев:

- родительский комитет класса;

- администрация школы;

- педагоги школы;

- школьная библиотека;

- совет ветеранов;

- детская организация Единство

Срок реализации программы - 4 года.

Реализация данной Программы позволяет воспитать подростка, характеризующегося следующими чертами личности:

- законопослушность, ответственность, справедливость по отношению к людям;

- соблюдение принципов равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми;

- осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии;

- гражданин и патриот своей страны;

- успешное выполнение всего спектра социальных ролей: ученик, семьянин, житель своего поселка, член детской организации, гражданин своей страны, человек мира;

- планирование будущей профессиональной деятельности, осознанный выбор жизненных приоритетов;

- способность участия в творческом преобразовании социальной действительности.

Успешное освоение данной Программы является предпосылкой для успешного становления личности подростка, закладывает фундамент успешности и психологического комфорта в процессе дальнейшей жизни.

Реализация данной программы позволит подросткам безболезненно принимать и осваивать новые социальные роли, успешно функционировать в иной системе социальных отношений при выходе из основной школы

Таким образом, профориентационная деятельность, будет способствовать формированию конкурентоспособности выпускника ОУ на рынке труда и самого ОУ на рынке образовательных услуг.

Раздел I. Концептуальные основы Программы

1.1 Цель программы: - Формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание комплексной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в воспитании .

1.2 Задачи программы:

Задачи

Ожидаемый результат

1.Обеспечение условий каждому учащемуся для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории

1.У каждого обучающегося сформировано самоопределение в профессиональной сфере на основе самостоятельного выбора профессии.

2.Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

2. У учащихся сформированы гражданская позиция, сознательная потребность в здоровом образе жизни

3.Способствовать развитию формирования гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и усвоение ценностей (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

3.У учащихся сформированы гуманистические отношения к окружающему миру, освоены ценности(Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

4.Способствовать взаимодействию семьи и школы

4.Организовано эффективное взаимодействие школы с семьями учащихся

1.3. Основные принципы разработки реализации программы:

Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, субъект-субъектный характер в отношении взаимодействия, оказание психолого-педагогический помощи подросткам в процессе социализации.

Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.

Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

Принцип воспитания в коллективе - воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создающее благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип преемственности в воспитании - непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.

Раздел II. Содержание программы

Предлагаемая программа - это комплексное решение вопросов по организации профессионального самоопределения у обучающих 8-11 классов

Программа в 8-11 классах по формированию культуры и воспитанности учащихся действует в течение одного учебного года. Задачи, которые необходимо решать в ходе работы, включают различные направления деятельности и соответствующие мероприятия. Реализация данной программы способствует воспитанию культуры обучающихся доброжелательного отношения друг к другу, понимать и поддерживать друг друга в трудных ситуациях, добиться успеха и проявить заботу о других.

Основные направления реализации программы определяются ее целями и задачами и включают в себя:

  1. Направление «Профессиональное самоопределение»

  2. Направление «Работа с родителями»

«Профессиональное самоопределение»формирование потребности в осознанном выборе будущей профессии. Оно включает представление об имидже делового человека, знаний о различных профессиях, профессиях своих родителей.

Основное содержание работы по направлению «Работа с родителями» на целено на формирование у родителей педагогической культуры, на организацию эффективного взаимодействия классного руководителя, социальнго педагога, заместителя и директор с родителями учащихся на целено на повышение активности посещение активности и родительских собраний, внеклассных мероприятий.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, принципами, формами и методами воспитания.

  1. Основные направления в классном коллективе.

  1. Направление «Профессиональное самоопределение»

Задачи направления

Ожидаемый результат

Способствовать формированию у школьников знаний о различных профессиях

У учащихся сформированы знания о различных профессиях.

Способствовать формированию у школьников потребности в осознанном выбора будущей профессии

У учащихся сформированы потребности в осознанном выборе будущей профессии.

Способствовать расширению знаний учащихся о различных профессиях

У учащихся расширены знания о различных профессиях

Месяц

Название мероприятия в 8 кл

Название мероприятия в 9 кл

Название мероприятия в 10 кл

Название мероприятия в 11кл

Октябрь

«Профессии связанные с экономикой» классный час

«Экономика вокруг нас» деловая игра

Творческий проект «Мусор нашего поселка»

«Экономика села. Встреча с экономистами» круглый стол

Ноябрь

«Желания и способности» диспут

Тест «Тип профессий»

«Роль воли в принятии решений» классный час

Тест «Тип профессий»

«Рынок труда» защита презентаций

Тест «Тип профессий»

«Планирование карьеры» классный час

Тест «Тип профессий»

декабрь

Конкурс «Зимняя сказка»

Конкурс «Зимняя сказка»

Конкурс «Зимняя сказка»

Конкурс «Зимняя сказка»

Январь

«Правовая культура в сфере бизнеса » классный час

Диспут «Мои жизненные планы»

«Ориентация в жизни» психологический тренинг

Анкетирование «Мотивация своего профессионального выбора»

Февраль

«Имидж делового человека» классный час

«Профессия и здоровье» классный час

Диспут «Школа, а дальше…»

Психологический тренинг «Перспективы жизни»

март

Защита презентаций «Профессии будущего» классный час

«Мир профессий» деловая игра

«Путь в профессию» классный час

«Секрет освоения профессии» классный час

апрель

Конкурс презентаций «Моя профессия в будущем»

«Мотивы выбора профессии» практика

Тест «Как я воспринимаю себя и окружающий мир»

«Мой компас» ролевая игра

Тест по шкале Е. А Климова на проверку профессионального соответствия.

Конкурс проектов, исследований и презентаций по профессиональному самоопределению учащихся

«Я и моя профессиональная карьера».

Анкетирование «Мои интересы и предпочтения»

II. Направление «Работа с родителями»

Задачи направления

Ожидаемый результат

Способствовать эффективному взаимодействию школы и семью

Родители эффективно взаимодействуют с классным руководителем, социальным педагогом, заместителем по воспитательной работе, директором, посещают родительские собрания, внеклассные мероприятия.

Способствовать формированию педагогической культуры родителей

У родителей сформирована педагогическая культура

месяц

Название мероприятия в 8кл

Название мероприятия в

9кл

Название мероприятия в

10кл

Название мероприятия в 11кл

декабрь

  • Родительское собрание

«Профессиональная ориентация школьников».


  • Родительское лекторий

«Профессиональное самоопределение учащихся - современные тенденции воспитательной работы школы».


  • Родительское собрание

«Профильное обучение как фактор успеха в выборе профессии».


  • Родительское собрание

«Личные особенности или рынок труда?»

март

  • Внеклассное мероприятие

«Профессиональное древо семьи» (совместно с детьми)


  • Внеклассное мероприятие

«Кулинарный поединок среди учащиеся и родителей»

  • Внеклассное мероприятие

«Кадровый вопрос» родители и представители разных организаций


  • Внеклассное мероприятие

«Образование в 21 веке глазами детей и взрослых». (совместно с детьми)

В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:

  • беседы;

  • тематические классные часы;

  • круглые столы;

  • индивидуальные консультации для детей и родителей;

  • групповые занятия с родителями и детьми;

  • формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно - оздоровительные мероприятия, семейные праздники);

  • имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения (тренинги для детей, тренинги для родителей, групповые занятия, ролевые игры, практикумы);

  • лекции информационно-просветительские для родителей;

  • анкетирование подростков, педагогов, родителей;

  • работа по запросам (индивидуальные и семейные консультации);

  • социально-правовая помощь (юридические консультации);

  • образовательная деятельность (консультации, лекции, тренинги, семинары);

  • информационное сопровождение (разработка и издание буклетов, памяток);

  • социальный патронаж;

  • В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:

  • словесный

  • наглядный

  • практический

  • проблемно-поисковый

  • индуктивный




Раздел III. Механизм реализации Программы

3.1. Этапы и сроки реализации

Данная программа рассчитана на 4 года

3.2.Основные периоды реализации программы

1.Подготовительный этап (август 2012 г.)

2.Организационный (августе 2012)

3.Основной этап (сентябрь 2012 г. - май 2016 г.)

4.Итоговый период (июнь 2016 г)

Подготовительный этап (август 2012 г.)

- подбор материала по проблемам профессионального направления

- обучение педагогов технологии, формам и методам работы с детьми и подростками по реализации основных направлений воспитывающей деятельности;

- формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для педагогов, школьников и их родителей;

- проведение педсовета, заседания Управляющего совета, методического объединения классных руководителей;

- подготовка методического инструментария по организации и отбору содержания приоритетных направлений внеурочной деятельности;

- оформление информационного стенда для родителей (законных представителей).

-оформление Программы

Организационный этап (август 2012г.)

- защита Программы;

- презентация программы для родителей (законных представителей);

Основной этап (сентябрь 2012 г. - май 2016 г.)

- непосредственная практическая реализация программы (по плану работы Учреждения);

- организация первичной диагностики уровня развития качеств личности обучающихся,

уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) жизнедеятельностью учреждения, уровня профессиональной компетенции педагога как воспитателя;

- организация в ученическом коллективе классных часов, коммуникативных сюжетно-ролевых игр, КТД и т.п. в рамках реализации Программы

- проведение познавательных, развлекательных, профилактических, спортивно-массовых мероприятий в рамках реализации основных направлений воспитывающей деятельности;

- ВШК и итоги реализации программы.

Заключительный этап (июнь 2016 г.)

- итоговое анкетирование и психологическое тестирование, диагностика уровня здоровья детей и подростков, уровня развития социальной активности личности, уровня удовлетворенности родителей (законных представителей)

- определение результативности реализации программы по разработанным критериям и показателям;

- проведение педагогического совета, заседания Управляющего совета

- анализ и подведение итогов работы по реализации всех направлений программы;

- анализ качества продуктов социокультурной деятельности;

- обобщение передового педагогического опыта;

- награждение наиболее активных участников реализации программы;

- выпуск сборника статей;

- коррекция программы и разработка новых рекомендаций для педагога;

- определение перспективных задач.

3.2.1.Кадровые ресурсы

п/п

Должность

Кол-во

чел.

Разряд

Обязанности по программе

1.

Зам.директора по ВР

1

13

- Обеспечивает эффективную работу всех сотрудников (режим работы, распределение функциональных обязанностей, планирование работы).

- Организует взаимодействие специалистов с учителями и классными руководителями, заместителями директора и другими представителями администрации школы.

- Организует работу Педагогического совете школы, участвует в работе Совета профилактики,.

2.

Социальный педагог

1

12

- Осуществляет комплекс мероприятий по выявлению и организации сопровождения учащихся группы социального риска, индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска», учащихся с социально-эмоциональными проблемами.

- Взаимодействует с учителями и классными руководителями по индивидуальному сопровождению учащихся с социально-эмоциональными проблемами, сопровождению социально-уязвимых семей, детей «группы риска».

- Консультирует учащихся, родителей и классных руководителей по проблемам воспитания профессионального направления .

3.

Библиотекарь

1

12

- Взаимодействует с учителями и классными руководителями

- Консультирует учащихся, родителей и классных руководителей по развитию творческих способностей.

- организует подбор необходимой литературы, организует проведение библиотечных часов.

4.

Классные руководители

11

12-14

- Содействует созданию благоприятных условий для развития личности обучающихся.

- Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого воспитанника в классе.

- Помогает решать с учащимся проблемы, возникающие у них с одноклассниками, родителями, педагогами.

- Поддерживает тесную связь с дополнительными службами школы.

Взаимодействует с государственными и общественными организациями с целью привлечения их к взаимодействию с обучающимися в профессиональном направлении

3.2.2.Организационное обеспечение

Схема реализации сотрудничества субъектов






  • Комплектование пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих работу в профессиональном направлении воспитательной работы;

  • Структурирование системы воспитательной работы в профессиональном направлении;

  • Анкетирование подростков;

  • Проведение классных часов . внеклассных мероприятий, конференций, круглых столов;

    1. 3.2.3. Научно - методическое обеспечение

1.Конвенция о правах ребёнка 1989г

2.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

3.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

4.Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.

5.Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №12.

6.«Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г

7.Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры. Ханты- Мансийск 2011г.

8.Целевая программа Ханты- мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы.

9.Устав МКОУ « Карымкарская СОШ»

10.Положение о классном руководстве МКОУ « Карымкарская СОШ»

11.Методические рекомендации МКОУ « Карымкарская СОШ»

12.Анкеты подростков

3.2.4.Материально-техническое обеспечение

В кабинете имеется интерактивная доска, компьютер , проектор, наглядные материалы, различные средства для проведения занятий;




РАЗДЕЛ IV. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Оценка эффективности реализации Программы. Ожидаемые результаты реализации Программы1.Обеспечение условий каждому учащемуся для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории

Количественные показатели

  • 50% учащихся от общего состава класса принимали участие в мероприятиях по профессиональному напрвлению

Качественные показатели

  • Увеличение количество призёров в конкурсах, проектах профессиональному направлению (не менее 60%)

2.Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

Количественные показатели

  • 90% учащихся от общего состава класса принимали участие в мероприятиях по гражданскому воспитанию

  • Отсутствие правонарушений у учащихся класса

  • Сохранение 100% занятности обучающихся во неурочной деятельности

Качественные показатели

  • Увеличение количество призёров в конкурсах, проектах гражданско - патриотического направления (не менее 60%)

  • Положительная динамика индекса здоровья обучающих с 31,5% в начале учебного года до33% в конце года

  • Отсутствие у 90% учащихся вредных привычек

3.У учащихся сформированы гуманистические отношения к окружающему миру, освоены ценности(Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

Количественные показатели

  • Повышение активности учащихся до 90% в общественной жизни школы и поселка

Качественные показатели

  • У 90% учащихся проявляется ценностное отношение к школе, своему поселку, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;

  • Проявление у учащихся чувства патриотизма, уважения к правам и свободам человека, уважение к своей семье и ее традициям (на высоком уровне- 50 % на достаточном уровне 30% , на среднем 20%)

4.Организовано эффективное взаимодействие школы с семьями учащихся

Количественные показатели

  • Позитивная динамика посещения родительских собраний.

  • Увеличение количества мероприятий по профориентации

Качественные показатели

  • Реальное повышение педагогической культуры родителей

  • Повышение общественной активности родителей в образовательном процессе не менее 60%

4.2.Критерии оценки эффективности реализации Программы:

Результативность профориентационной деятельности в рамках предпрофильной подготовки можно оценить по следующим показателям:

- наличие у обучающегося, воспитанника ОУ обоснованного профессионального плана;

- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

- представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

- наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.

Показатели эффективности профориентационной работы:

- достаточная информация о профессии и путях ее получения;

- потребность в обоснованном выборе профессии;

- уверенность обучающегося, воспитанника ОУ в социальной значимости труда;

- степень самопознания обучающегося, воспитанника ОУ;

- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Критерии

Показатели

8-9 классы

10-11 классы

Когнитивный

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно- ценностный

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).






















Список литературы

1.Петрова О.А Новые классные часы : 10 -й класс /О.А.Петрова .-Ростов н/Д :Феникс, 2010.- 188

2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарики, 2000

3.Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/авт. - сост.. Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Глобус,2007

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников (Методический конструктор). - М., Просвещение, 2011.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование - Под редакцией В.А.Горского, М., Просвещение, 2011.

6. Актуальные вопросы гигиены и охраны здоровья детей и подростков //Библиотечка журнала "Вестник образования России". - 2009. - № 7.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991 г.

8. Григорьев, Д. Внеучебная деятельность школьников: воспитательные результаты и эффекты / Д. Григорьев, П.В. Степанов // Директор школы.

- 2009. - № 5.

9. Губерина Петар. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами коммуникации. Поликлиника «СУВАГ», Загреб, Хорватия, 1988 г.

10. Губерина Петар, Карл В. Эсп. Верботональный метод - способ реабилитации людей с проблемами общения.

11. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.

Тишков. - М.: Просвещение, 2009.

12. Ильенко Л.П. Программа развития образовательного учреждения. - М.: АРКТИ, 2005.

13. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006- 2010 годы. - М.: Сфера, 2006.

14 Коррекционные образовательные учреждения: методические рекомендации.- М.: Сфера, 2004.

15. Кучма, В.Р. Стандарты школьного образования второго поколения с позиции гигиены детей и подростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова //

Школа здоровья. - 2008. - № 4.

16. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2006.

17. Маскин В.В., Меркулова Т.К. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования. - М.: АРКТИ, 2006.

18. Милованова Н.Г., Якушева Л.Н. Технология работы классного руководителя: родители, семья, подростки «группы риска». - ТОГИРРО,

2007 г.

19. Нечаев, М. О моделировании воспитательной системы школы / М. Нечаев // Воспитание школьников. - 2009. - № 6.

20. О воспитательном компоненте Федерального государственного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - № 8.

21.Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Санкт- Петербург- 2000.










© 2010-2022