Воспитательная компонента 2014 -2015 уч. г

Программа определяет основные пути развития классного коллектива, позволяющие воспитать успешную личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию успешной личности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МВоспитательная компонента 2014 -2015 уч. г.униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15»

Воспитательная компонента 2014 -2015 уч. г.

658828, Алтайский край, г.Славгород

м-н 3, строение 1, email:[email protected]

тел. 8(38568) 54608, 8(38568) 58202

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»

Директор заместитель директора МО классных руководителей

МБОУ «СОШ № 15» по воспитательной работе Н.С.Бредихина

Э.Я.Крыжановская Г.Н.Веремеенко

________________________ ___________________ ______________________

«___» _____________ 2014 г. «___» ___________ 2014г. «___» ___________ 2014г.






ПРОГРАММА

развития воспитательной компоненты

для учащихся 10-11 классов

«Путь к успеху»





Составитель:

Бредихина Нина Степановна,

классный руководитель










г. Славгород, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.Паспорт 3

II.Пояснительная записка 9

III.Концептуальные основы программы 11

IV. Целевой блок 14

V.Содержание программы, механизм реализации, ожидаемые результаты 14

Гражданско-патриотическое воспитание 16

Нравственное и духовное воспитание 19

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству 21

Интеллектуальное воспитание 23

Здоровьесберегающее воспитание 25

Социокультурное и медиакультурное воспитание 27

Культуротворческое и эстетическое воспитание 29

Правовое воспитание и культура безопасности 31

Воспитание семейных ценностей 33

Формирование коммуникативной культуры 35

Экологическое воспитание 36

Список использованной литературы 37

1.Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. -М., 2006. 37

2.Работа классного руководителя: Методическое пособие \ Под. ред. Е.А.Слепканевой. - М.: АРКТИ, 2006. 37

3.Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. - М., 2007 37

4.Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. - Ростов-на-Дону, 2007. 37

5.Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. - М., 2006. 37

6.Байкова Л.А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога - воспитателя // Классный руководитель, 2004. № 4. 37

7.Владимир Караковский. Воспитание для всех. - М.: Просвещение, 2008. 37

8.Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. Воспитательная система общеобразовательной школы: Настольная книга заместителя директора. - М.: АРКТИ, 2009. 37

9.Е. Н. Степанов. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - Издательство: ТЦ Сфера, 2008 г. 37











  1. Паспорт

развития воспитательной компоненты

«Путь к успеху»

Наименование

программы

Программа воспитания и социализации учащихся «Путь к успеху»

Основание для разработки программы

  • Конституция Российской Федерации;

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

  • Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

  • Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

  • Концепция развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» города Славгорода Алтайского края на 2011 - 2015 годы.

  • Проект программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Составитель программы

Бредихина Нина Степановна, классный руководитель, учитель английского языка

Цель программы

Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе

Задачи программы

  • развитие познавательных интересов обучающихся;

  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, раскрытия их способностей;

  • формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;

  • формирование классного коллектива как воспитательной системы, совершенствование ученического самоуправления;

  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся;

  • формирование здорового образа жизни школьника;

  • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, страны;

  • создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;

  • поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;

  • вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

  • создание условий для участия семей обучающихся в

воспитательном процессе класса, повышения активности

родительского сообщества;

Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации программы

  • Состояние эмоционально-психологических отношений в
    коллективе.

  • Профилактика правонарушений.

  • Снижение заболеваемости.

  • Организационное обеспечение возможностей личностного проявления школьников.

  • Внеурочная занятость.

  • Участие родителей в жизни классного и школьного коллектива

Сроки реализации

Реализация программы рассчитана на 2 года (10-11 класс)

с 2014 года по 2016 год

Исполнители основных мероприятий программы

Ученический и родительский коллектив, классный руководитель

Основные направления воспитательной деятельности

  • Гражданско-патриотическое воспитание

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание

  • Воспитание положительного отношения к труду и

творчеству

  • Интеллектуально - познавательная деятельность

  • Здоровье-сберегающее воспитание

  • Социокультурное и медиакультурное воспитание

  • Культуротворческое и эстетическое воспитание

  • Правовое воспитание и культура безопасности

  • Воспитание семейных ценностей

  • Формирование коммуникативной культуры

  • Экологическое воспитание

Основные принципы взаимодействия детей и взрослых

  • Принцип гуманистической направленности (отношение педагога к воспитанникам, равноправное партнёрство);

  • Принцип личностной самооценки (каждый субъект- индивидуальность);

  • Принцип культуросообразности (общечеловеческие ценности);

  • Принцип личностно-значимой деятельности;

  • Принцип коллективного воспитания;

  • Принцип природосообразности и природоспособности;

  • Принцип целостности, системности, вариативности, непрерывности воспитания;

  • Принцип демократизма;

  • Принцип толерантности;

  • Принцип воспитания успехом

Этапы реализации программы

  • Диагностический этап

  • Прогностический этап

  • Организационный этап

  • Практический этап

  • Обобщающий, демонстрационный этап

Ожидаемые конечные результаты реализации

программы

В результате реализации программы у каждого выпускника школы в достаточной мере должны быть развиты:

- личностные качества;

- нравственные нормы поведения;

- культура общения в коллективе;

- потребность в труде;

- способность к профессиональной деятельности;

- способность рационально организовывать деятельность;

- способность к сотрудничеству;

- сформированность познавательных навыков.

Ведущими качествами личности выпускника должны стать:

  • Личностные качества:

- сознательная дисциплинированность, обязательность;

- внутренняя свобода, независимость;

- стойкость, умение переносить трудности;

- решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;

- порядочность, честность, правдивость;

- раскованность;

- развитое чувство достоинства (самоуважение);

- стремление к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, то есть к преодолению собственной ограниченности.

  • Осмысленность личной жизни, целеустремленность:

- сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;

- наличие жизненных планов;

- активная профессиональная подготовка;

- стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить;

- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;

- понимание жизненной целеустремленности.

  • Мировоззрение:

- знание современной научной картины мира;

- понимание и принятие философии прав и свобод человека;

- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания);

- правовая и политическая культура;

- жизненный социальный оптимизм;

- способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.

  • Интеллектуальное развитие:

- информационный кругозор;

- потребность применять знания на практике;

- умение обобщать, анализировать, делать выводы;

- критичность (ничего не принимать на веру);

- гибкое мышление, свободное от догматизма;

- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной

литературе;

- умение и желание организовать себя;

- умение заниматься самообразованием.

  • Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

- добросовестность;

- старательность;

- настойчивость;

- предприимчивость, самостоятельность;

- творческий подход к работе.

  • Отношение к окружающим:

- гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;

- бескорыстная забота о других;

- интерес к людям, общительность;

- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;

- терпимость, уступчивость;

- умение постоять за себя.

  • Человек - творец самого себя:

- объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;

- «любящий себя» - значит уважающий себя, верующий в себя и в свою уникальность, в своё предназначение;

- стремление к саморазвитию.

  • Культура поведения:

- умение жить вместе с другими;

- умение контролировать себя;

- сдержанность, тактичность;

- чувство меры в общении;

- умение соблюдать дистанцию;

- умение приветствовать;

- культура речи.

  • Здоровый образ жизни:

- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;

- знание механизмов и способов поддержания здоровья;

- стремление к физическому совершенствованию;

- отсутствие вредных привычек;

- знание и владение приёмами и способами оздоровления

организма.

  • Семья, брак, любовь:

- отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;

- уважительное отношение к женщине/девушке, мужчине/юноше.

  • Эстетическая культура:

- наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;

- умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, обучении;

- наличие развитого творческого начала;

- наличие умения рисовать, петь, танцевать;

- наличие чувства эстетической меры;

- наличие умения одеваться со вкусом, организовывать быт.

  • Отношение к природе:

- готовность охранять и защищать природу;

- бережное отношение к окружающей среде;

-воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении природы.

Критерии и показатели результативности

  • Социальная ответственность, нравственность и патриотизм

  • Умение адаптироваться в современном мире

  • Сформированность индивидуальности личности

  • Сформированность классного коллектива

  • Уровень развития ученического самоуправления

  • Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и результатами воспитательного процесса

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе








  1. Пояснительная записка

Успех - максимальное использование

возможностей, которые у вас есть.

Зиг Зиллар

Успех - это наука. Если у вас есть

условия, вы получите результат.

Оскар Уайлд

«Важнейшими качествами личности в XXI веке становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации», - сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми жизненными трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть

успешным.

УСПЕХ - это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У - учеба

С - социализация

П - позитивность

Е - единство

Х - харизма

Учеба - познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации способностей обучающихся.

Социализация - социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение обучающихся в различные социальные общности (класс, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

Позитивность - продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать обучающихся за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Единство - коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Харизма - исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, "святости". В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою "нишу" очень сложно. Каждый выпускник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

Юность - пора приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом мире, в жизни. А насколько успешной будет эта жизнь, в первую очередь, зависит от самого человека. Насколько подготовленным шагнет во «взрослую жизнь» молодой человек; собрать необходимый «багаж» должны помочь родители, школа, педагог. А. С. Макаренко заметил: «Воспитывает всё - люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Л.С.Выгодский отмечал существование кризиса юности, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь. Кризис юности описывается как своеобразный некий переход на иную, качественно новую ступень развития личности, переход в самостоятельную жизнь, от стадии освоения в социуме к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою (а порой и чужую) жизнь. Д.Б.Эльконин отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в избранной им профессиональной сфере. А выбор этой деятельности ему сделать бывает очень нелегко, и на этом отрезке времени жизнь ставит молодого человека в ситуацию выбора практически ежедневно. В юношеском возрасте имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т.е. в ориентации в системе жизненных целей и ценностей, поиск своего места в жизни. И главная задача классного руководителя, совместно со всеми субъектами воспитательного процесса, - помочь старшеклассникам выбрать правильный жизненный путь. Этим и объясняется название программы - «Путь к успеху».

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности обучающихся может служить слово классного руководителя, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Воспитание - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, общественные организации. Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Поэтому задача школы (классного руководителя) - создать условия для дальнейшей успешной реализации возможностей обучающихся.

Программа "Путь к успеху" - это осуществление "своих собственных надежд и мечтаний", движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха.

Данная программа рассчитана на обучающихся 10 - 11 классов. Она разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса, на основе нормативно - правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, традиций школы. Содержанием Программы является воспитательная деятельность, реализуемая по направлениям:


  • Гражданско-патриотическое воспитание

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание

  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

  • Интеллектуально - познавательная деятельность

  • Здоровье-сберегающее воспитание

  • Социокультурное и медиакультурное воспитание

  • Культуротворческое и эстетическое воспитание

  • Правовое воспитание и культура безопасности

  • Воспитание семейных ценностей

  • Формирование коммуникативной культуры

  • Экологическое воспитание

Программа определяет основные пути развития классного коллектива, позволяющие воспитать успешную личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию успешной личности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.


  1. Концептуальные основы программы

Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя, детей и их родителей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.

Эффективность реализации содержания воспитания зависит от педагогически обоснованного выбора системы применения воспитательных технологий, форм совместной деятельности детей и взрослых. Приоритетное значение в основной школе имеют технологии, формы и методы, обеспечивающие пространство самореализации, самодеятельности учащихся; востребованность их социальных инициатив; наличие перспектив социального роста, возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей, продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми; эмоциональность, красочность, событийность школьной жизни; интенсивность общения и осмысление нравственных основ межличностных отношений; расширение пространства социального творчества; формирование позитивного социального опыта.

Методы:

  • научно-исследовательский;

  • метод проектов;

  • коммуникативная методика;

  • личностно-ориентированный метод;

  • метод креативного мышления;

  • репродуктивный метод;

  • метод критического мышления;

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;

  • тренинги, занятия;

  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические,

культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;

  • дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;

  • встречи с интересными людьми, клубы по интересам.

Программа осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование,

собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

  • через систему дополнительного образования;

  • через систему КТД и традиционных дел школы;

  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

  • в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);

  • через сотрудничество с детскими общественными организациями города Славгорода;

  • через систему взаимодействия с культурными и образовательными учреждения города (школы, музей, библиотеки, Центр детского и юношеского творчества, Станция Юных Натуралистов, Городской Дом Культуры).

Принципы воспитательной деятельности.

  • принцип гуманистической направленности (отношение педагога к воспитанникам, равноправное партнёрство);

  • принцип личностной самооценки (каждый субъект- индивидуальность);

  • принцип культуросообразности (общечеловеческие ценности);

  • принцип личностно-значимой деятельности;

  • принцип коллективного воспитания;

  • принцип природосообразности и природоспособности;

  • принцип целостности, системности, вариативности, непрерывности воспитания;

  • принцип демократизма;

  • принцип толерантности.

Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с ребёнком, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.

Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:

- совместное планирование творческого дела,

- ученический и родительский контроль за ходом подготовки и проведения творческого дела,

- распределение временных обязанностей в классе по принципу перемены социальных ролей.

Функции занятий с детьми следующие:

  • обучающая функция - сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;

  • просветительская функция - стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению,

  • радиопередачам, кинофильмам;

  • коммуникативная функция - объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных

контактов, организация творческого сотрудничества;

  • релаксационная функция - снятие напряжения;

  • развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

  • развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.

Нормативная база

  • Конституция Российской Федерации;

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

  • Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

  • Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

  • Концепция развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» города Славгорода Алтайского края на 2011 - 2015 годы.

  • Проект программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Этапы реализации программы

  • Диагностический этап

  • Прогностический этап

  • Организационный этап

  • Практический этап

  • Обобщающий, демонстрационный этап







  1. Целевой блок

Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей.

Цель программы:

создание воспитательного пространства для формирования духовно-нравственной, творческой и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Задачи:

  • способствовать духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, пониманию смысла жизни, индивидуально-ответственному поведению школьника;

  • формировать гражданско-патриотическое самосознание, ответственность за судьбу Родины, потребность в здоровом образе жизни;

  • создавать условия для сплочения детского коллектива как основы ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;

  • формировать мотивацию к активному и ответственному участию в общественной жизни.

Качества, которые необходимо развивать у учащихся:

1. Интерес к самому себе.

2. Самопризнание себя как личности.

3. Управление самим собой.

4. Уважение чужого мнения.

5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.

6. Эмоциональная устойчивость.

7. Мотивация действий и поступков.


  1. Содержание программы, механизм реализации, ожидаемые результаты

Сущность программы «Путь к успеху» заключается в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стимулировании его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике.

С учетом изложенных позиций при раскрытии содержания воспитания в основной школе, основных направлений воспитательного процесса мы акцентировали внимание на приоритетах в развитии содержания на данном возрастном этапе и на пространстве социальных инициатив подростков.

Гражданско-патриотическое воспитание

Цель: Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

  • формирование у подростков ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны;

  • формирование уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга;

  • накопление опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских группировок и негативного отношения к асоциальным проявлениям, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей, чувства ответственности за свои поступки.

Тематика дел:

  • изучение основ конституционного строя, гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

  • проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории страны, края, города;

  • помощь в восстановлении памятников культуры;

  • проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам;

  • изучения и развития этнокультурных традиций;

  • сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности.


Формы реализации направления:

  • акции: «Мое Отечество», «Родной край»;

  • праздники «Защитники Отечества»;

  • дни воинской славы России;

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганских и Чеченских событий;

  • знакомство с государственной символикой (беседы, утренники и др.)

  • викторины и конкурсы по истории страны, родного края;

  • экскурсии к памятникам;

  • уроки мужества;

  • экскурсии в музеи;

  • походы по родному краю, по местам сражений;

  • конкурсы патриотической песни;

  • линейки Памяти;

  • конкурсы рисунков;

  • военно-спортивные игры;

  • сбор материалов для школьного музея;

  • конкурсы по избирательному праву;

  • конкурсы чтецов, сочинений и др.


Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно- исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

  • повышения уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

  • увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

  • развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного поведения среди учащейся молодежи.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Участие в акциях, конкурсах и др.

Результативность участия в патриотических мероприятиях. Вклад учащегося в проведение экологической акции и участие в ней.

школьный уровень

3 место - 10 баллов;

2 место - 15 баллов;

1 место - 20 баллов.

участие - 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место - 25 баллов;

2 место - 30 баллов;

1 место - 35 баллов.

участие - 10 баллов.

региональный уровень:

3 место - 40 баллов;

2 место - 45 баллов;

1 место - 50 баллов.

участие - 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место - 55 баллов;

2 место - 60 баллов;

1 место - 65 баллов.

участие - 30 баллов.

Мониторинг педагога-организатора.

Диагностика нравственной самооценки

Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя

Анкетирование, наблюдение.

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Участие в школьных социальных проектах

Результативность участия в школьных социальных проектах.

Присваивается до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Нравственное и духовное воспитание

Цель:

возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Задачи:

  • формирование у подростков готовности к нравственному выбору, стремления к нравственному самосовершенствованию, осмыслению нравственных основ межличностных отношений, расширению нравственного опыта, содержания нравственно-этического диалога,

  • формирование нравственных идеалов, подкрепленных яркими примерами, образами из современной жизни, литературы, истории;

  • стимулирование социальных инициатив подростков, направленных на реализацию нравственной позиции, ценностных установок личности учащегося в социальной практике;

  • развитие интеллектуального потенциала личности подростка в системе внеурочной

творческой деятельности, расширении представлений подростков о деятелях науки;

  • развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы;

  • развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию.

Тематика дел:

  • Классные часы о нравственности, диагностики, направленные на изучение личности проведение "Школы этикета";

  • презентации этических традиций своей семьи; проведения психологических тренингов, конкурсов;

  • проведения диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания, общепредметные конкурсы и викторины.

Формы реализации направления:

  • уход за памятниками;

  • благотворительные акции;

  • шефство над детскими садами;

  • экскурсии;

  • беседы «Памятные места России (края, города)»;

  • праздник семьи;

  • неделя матери; день отца

  • конференция «Добрые люди Руси»;

  • этические беседы;

  • сочинение «Нравственные ценности русского народа»;

  • диспут «Современны ли щедрость и доброта» и др..

Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, любовь и др.);

  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

  • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятием свободы совести и вероисповедания;

  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа;

  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Участие в акциях, конкурсах и др.

Результативность участия в патриотических мероприятиях. Вклад учащегося в проведение экологической акции и участие в ней.

школьный уровень

3 место - 10 баллов;

2 место - 15 баллов;

1 место - 20 баллов.

участие - 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место - 25 баллов;

2 место - 30 баллов;

1 место - 35 баллов.

участие - 10 баллов.

региональный уровень:

3 место - 40 баллов;

2 место - 45 баллов;

1 место - 50 баллов.

участие - 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место - 55 баллов;

2 место - 60 баллов;

1 место - 65 баллов.

участие - 30 баллов.

Мониторинг педагога-организатора.

Диагностика нравственной самооценки

Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя

Анкетирование, наблюдение.

Диагностика этики поведения

Выявляется положительный или отрицательный результат по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя.

Анкетирование, наблюдение.

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Участие в школьных социальных проектах

Результативность участия в школьных социальных проектах.

Присваивается до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.


Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Цель: формирование представлений о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; формирование профессионального самоопределения.

Задачи:

  • создание условий для интенсивного расширения у подростков личного опыта участия в трудовой деятельности, представлений о сферах профессиональной деятельности, стремления к профессиональному самоопределению и подготовке к профессиональной деятельности;

  • формирование осознанных представлений о мире профессий;

  • воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов.

Тематика дел:

  • Проведение трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, дней профессионального самоопределения (день медицинского работника, день учителя, день журналиста и т. д.);

  • встречи с интересными людьми; проведение месячника труда и профориентации; экскурсии на предприятия и учреждения города «Мир профессии»;

  • работа творческих объединений, клубов по интересам.

Формы реализации направления:

  • трудовые десанты по благоустройству города, школы, класса;

  • встречи с людьми разных профессий;

  • экскурсии на производство;

  • проведение бесед, деловых игр, анкет;

  • предметные кружки;

  • научное общество учащихся;

  • школьные олимпиады;

  • интеллектуальный марафон;

  • интеллектуальные игры;

  • выпуск тематических стенгазет;

  • дни открытых дверей;

  • неделя детской книги;

  • конкурсы, викторины;

  • день знаний;

  • чемпионаты по предметам и др.

Ожидаемый результат:

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

  • формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

  • формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающихся к труду и осознанному выбору профессии.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Участие в трудовых делах

Эффективность участия ученика в трудовых делах:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос

Интеллектуальное воспитание

Цель:

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром, выявление и развитие природных задатков и способностей учащихся, реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в само­совершенствовании, самореализации и саморазвитии.

Задачи:

  • стимулирование социальных инициатив подростков, направленных на реализацию нравственной позиции, ценностных установок личности учащегося в социальной практике;

  • развитие интеллектуального потенциала личности подростка в системе внеурочной

  • творческой деятельности, расширении представлений подростков о деятелях науки.

  • развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение

  • навыкам по самопознанию.

Тематика дел:

Программы и проекты, общепредметные конкурсы и викторины; занятия по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией;

Формы реализации направления

  • Участие в школьных мероприятиях, направленных на интеллектуально-познавательную деятельность (предметные школьные олимпиады, конкурсы разных уровней и др.)

  • Интеллектуальные игры, соревнования.

  • Творческие мастерские.

  • Уроки самопознания.

  • Познавательные игры.

  • Исследовательские проекты.

  • Интеллектуально-познавательные часы, игры.

  • Консультационная помощь детям при выборе ими кружков, занятий по интересам «Мир моих интересов».

Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности;

  • формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;

  • формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Четвертные и годовые оценки «4» и «5» во всем предметам

количество «4» и «5»:

- если больше «4» чем «5», то присваивается 30 баллов за каждую четверть и год;

- если больше «5», чем «4» - 40 баллов;

- если одна или две «4», остальные оценки «5» - 50 баллов;

- одни «5» - 60 баллов.

Анализ классного журнала.

Участие в предметных олимпиадах и предметных конкурсах

Результативность участия в олимпиадах и предметных конкурсах:

школьный уровень

3 место - 10 баллов;

2 место - 15 баллов;

1 место - 20 баллов.

участие - 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место - 25 баллов;

2 место - 30 баллов;

1 место - 35 баллов.

участие - 10 баллов.

региональный уровень:

3 место - 40 баллов;

2 место - 45 баллов;

1 место - 50 баллов.

участие - 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место - 55 баллов;

2 место - 60 баллов;

1 место - 65 баллов.

участие - 30 баллов.

Мониторинг заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Здоровьесберегающее воспитание


Цель:

формирование у подростков культуры здорового образа жизни.

Задачи:

  • развитие у школьников личной позиции, готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья, расширению позитивного опыта физической культуры, предоставление им ярких образцов из жизни героев спорта, возможности участия в различных видах спортивных состязаний, деятельности спортивных секций, стимулирование подростков к физической активности, формирование атмосферы культуры здоровья, моды на здоровый образ жизни.

Тематика дел:

  • мероприятия, направленные на благоустройство спортивных объектов, инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций;

  • изучение истории олимпийских игр; создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны;

  • спортивные кругосветки познавательного и творческого содержания;

  • уроки школы выживания;

  • проведение презентаций спортивных кумиров;

  • конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта.

Формы реализации направления

  • занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях по различным видам спорта;

  • дни здоровья;

  • туристические походы, экскурсии; конкурсы туристкой песни;

  • спортивные праздники;

  • смотры физической подготовки;

  • встречи с медработниками;

  • акции против вредных привычек;

  • семейные спортивные праздники;

  • малые олимпийские игры;

  • беседы и др.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

  • формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

  • формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Участие в спортивных соревнованиях. Участие в конкурсах по ПДД.

Результативность участия в спортивных соревнованиях:

школьный уровень

3 место - 10 баллов;

2 место - 15 баллов;

1 место - 20 баллов.

участие - 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место - 25 баллов;

2 место - 30 баллов;

1 место - 35 баллов.

участие - 10 баллов.

региональный уровень:

3 место - 40 баллов;

2 место - 45 баллов;

1 место - 50 баллов.

участие - 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место - 55 баллов;

2 место - 60 баллов;

1 место - 65 баллов.

участие - 30 баллов.

Мониторинг педагога-организатора, учителя физической культуры и ОБЖ.

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов

Наблюдение, опрос.



Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель:

организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности организация интернационального воспитания; организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и т. д.

Задачи:

  • формировать основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждать веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

Тематика дел:

  • мероприятия, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов);

  • программы и проекты, направленные на организацию мероприятий, посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира.

Формы реализации направления

  • Тематические классные часы.

  • Дискуссии.

  • Проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога (семейные праздники, круглые столы, изучение истории своей семьи и др.).

  • Развитие социального партнёрства (КТД, исследовательские проекты и т.д.).

  • Мероприятия, посвящённые теме межнационального согласия и гражданского мира.

  • Привлечение родительской общественности, психолога, социального педагога к деятельности классного коллектива.

  • Социально-психологические тренинги межличностной коммуникации;

  • Методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).

Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояниям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм»;

  • формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Участие в акциях, конкурсах и др.

Результативность участия в мероприятиях. Вклад учащегося в проведение акции и участие в ней.

школьный уровень

3 место - 10 баллов;

2 место - 15 баллов;

1 место - 20 баллов.

участие - 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место - 25 баллов;

2 место - 30 баллов;

1 место - 35 баллов.

участие - 10 баллов.

региональный уровень:

3 место - 40 баллов;

2 место - 45 баллов;

1 место - 50 баллов.

участие - 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место - 55 баллов;

2 место - 60 баллов;

1 место - 65 баллов.

участие - 30 баллов.

Мониторинг педагога-организатора.

Диагностика нравственной самооценки

Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя

Анкетирование, наблюдение.

Диагностика этики поведения

Выявляется положительный или отрицательный результат по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя.

Анкетирование, наблюдение.

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Участие в школьных социальных проектах

Результативность участия в школьных социальных проектах.

Присваивается до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.


Культуротворческое и эстетическое воспитание

Цель:

эстетическое воспитание подростков, формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия.

Задачи:

  • формировать представления о теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности;

  • формировать художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию ориентированных на самосовершенствование личности;

  • воспитывать творческие потребности и способности;

  • создание условий для расширения опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, системного взаимодействия с объектами культуры, сотрудничество профильных объединений подростков с учреждениями культуры, социальные инициативы подростков в сфере культуры, системное участие подростков в художественном творчестве, литературных и музыкальных мероприятиях, эстетика повседневной школьной жизни.

Тематика дел:

  • инициирование творческих конкурсов;

  • проекты в сфере литературного краеведения;

  • проведение литературно- музыкальных фестивалей и организация выставок творческих работ учащихся;

  • проекты, направленные на эстетизацию повседневной школьной жизни.

Формы реализации направления

  • беседы об искусстве;

  • народные праздники;

  • творческие мастерские;

  • конкурсы певцов, танцоров, чтецов;

  • праздники, утренники, вечера;

  • сбор местного материала;

  • выставки и др.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

  • формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

  • формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

  • формирование основ для восприятия диалога культур на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

  • формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Участие в творческих конкурсах

Результативность участия в творческих конкурсах:

школьный уровень

3 место - 10 баллов;

2 место - 15 баллов;

1 место - 20 баллов.

участие - 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место - 25 баллов;

2 место - 30 баллов;

1 место - 35 баллов.

участие - 10 баллов.

региональный уровень:

3 место - 40 баллов;

2 место - 45 баллов;

1 место - 50 баллов.

участие - 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место - 55 баллов;

2 место - 60 баллов;

1 место - 65 баллов.

участие - 30 баллов.

Мониторинг педагога-организатора.

Участие в трудовых делах

Эффективность участия ученика в трудовых делах:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.


Правовое воспитание и культура безопасности

Цель:

Повышение уровня и значимости правовой культуры среди учащихся и родителей, вовлечение учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации

Задачи:

  • обеспечить детей и родителей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;

  • развивать правовое самосознание;

  • формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Тематика дел:

  • мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся;

  • повышение правовой активности и ответственности;

  • распространения правовой информации; проведение олимпиад по правоведению;

  • организация клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных;

  • проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;

Формы реализации направления:

  • индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы;

  • классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание» и т.д.;

  • классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка» и т.д.;

  • тематические родительские собрания;

  • система работы школы и классного руководителя по предупреждению правонарушений, своевременное выявление семей находящихся, в социально - опасном положении и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  • участие в школьных органах самоуправления

Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

  • развитие навыков безопасности и формирование безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;

  • формирование представлений об информационной безопасности, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Участие в акциях, конкурсах и др.

Результативность участия в мероприятиях. Вклад учащегося в проведение акции и участие в ней.

школьный уровень

3 место - 10 баллов;

2 место - 15 баллов;

1 место - 20 баллов.

участие - 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место - 25 баллов;

2 место - 30 баллов;

1 место - 35 баллов.

участие - 10 баллов.

региональный уровень:

3 место - 40 баллов;

2 место - 45 баллов;

1 место - 50 баллов.

участие - 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место - 55 баллов;

2 место - 60 баллов;

1 место - 65 баллов.

участие - 30 баллов.

Мониторинг педагога-организатора.

Диагностика нравственной самооценки

Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя

Анкетирование, наблюдение.

Диагностика этики поведения

Выявляется положительный или отрицательный результат по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя.

Анкетирование, наблюдение.

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Участие в школьных социальных проектах

Результативность участия в школьных социальных проектах.

Присваивается до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Занятость учащихся

Выявляется количество детей занятых во внеурочное время.

Опрос родителей и детей


Воспитание семейных ценностей


Цели:

формирование отношения к семье как основе российского общества;

Задачи:

  • формирование педагогической культуры семьи;

  • продолжать воспитывать у учащихся интерес к родословной своей семьи, фамилии, заботы о сохранении и умножении семейных традиций.

  • привлечение родителей к делам и проблемам школы.

  • повышение педагогической культуры родителей.

Тематика дел:

  • Программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений;

  • организация лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами.

Формы реализации направления:

1.Организация совместного досуга семьи и школы.

2. Проведение бесед по психологии семейных отношений, по культуре дома, по этикету.

3. Тематические классные часы.

4. Тематические родительские собрания (общешкольные и классные).

5. Дни открытых дверей с посещением уроков и внеклассных мероприятий.

6. Участие родителей в управлении школой (общешкольный родительский комитет).

7. Посещение семей.

8. Диагностика удовлетворенности родителей школой, делами школы, «Каковы мы родители», «Я и семья».

9. Индивидуальная работа с родителями.

10. День Семьи.

11. День Пожилых людей.

12. Концерт - поздравление «День матери», «8 Марта», «23 февраля».

13. Конкурс семейных газет «Я и семья».

14. Семейные праздники.

15. Совместные походы и экскурсии.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

  • формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Участие в акциях, конкурсах и др.

Результативность участия в патриотических мероприятиях. Вклад учащегося в проведение акции и участие в ней.

школьный уровень

3 место - 10 баллов;

2 место - 15 баллов;

1 место - 20 баллов.

участие - 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место - 25 баллов;

2 место - 30 баллов;

1 место - 35 баллов.

участие - 10 баллов.

региональный уровень:

3 место - 40 баллов;

2 место - 45 баллов;

1 место - 50 баллов.

участие - 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место - 55 баллов;

2 место - 60 баллов;

1 место - 65 баллов.

участие - 30 баллов.

Мониторинг педагога-организатора.

Диагностика нравственной самооценки

Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя

Анкетирование, наблюдение.

Диагностика этики поведения

Выявляется положительный или отрицательный результат по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя.

Анкетирование, наблюдение.

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося и его семьи в проведении коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Участие в школьных мероприятиях

Результативность участия семьи в школьных мероприятиях

Присваивается до 20 баллов.

Наблюдение, опрос.

Отсутствие преступлений и правонарушений, семей, стоящих на учёте.

На основе данных

Статистика

Занятость учащихся

Выявляется количество детей занятых во внеурочное время.

Опрос родителей и детей


Формирование коммуникативной культуры

Цель:

Формирование основ толерантного поведения, культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи воспитания:

  • Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;

  • создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения;

  • создание в детском коллективе одинаковых условий для общения всех учащихся класса.

  • обучение учащихся приемам преодоления проблем в общении.

  • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успеха.

  • создать устойчивую систему классного самоуправления на основе продуктивного взаимообогащающего общения.

Тематика дел:

  • Мероприятия, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан;

  • программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации.

Методы и формы работы:

  • социально-психологические тренинги межличностной коммуникации;

  • организационно-деятельностные игры;

  • методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).

Ожидаемые результаты:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос

Выявление организаторских способностей

Оценивается умение организовать дело, личная инициатива:

присваивается от 5 до 20 баллов (рейтинг популярности).

Наблюдение, анкетирование.


Экологическое воспитание

Цель:

содействие интенсивному расширению у школьников позитивного опыта решения экологических проблем.

Задачи:

  • развитие эмоционально-нравственного отношения к природе, осмыслению норм экологической этики;

  • стимулирование экологических инициатив подростков, участия в деятельности детских экологических организаций, акциях, экологически ориентированной творческой деятельности, содействие постижению эстетической ценности природы и потребности в общении с ней.

Тематика дел:

  • работа, направленная на развитие экологической культуры личности, изучение традиций бережного отношения к природе, экологической этики;

  • изучение и развитие экологического движения;

  • создание «Жалобной книги природы» своего региона, реализация проектов «Мои четвероногие друзья», «Птичья столовая», «Красота спасет мир», «Природа в изобразительном искусстве, поэзии, музыке».

Формы реализации направления

  • экскурсии по экологической тропе;

  • изучение природы родного края;

  • экологические операции;

  • трудовые десанты по благоустройству территории школы и села;

  • конкурсы поделок из природных материалов;

  • конкурсы знатоков леса, птиц, лекарственных растений;

  • конкурс рисунков и плакатов;

  • исследовательская деятельность и др.


Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов.

Наблюдение, опрос

Выявление организаторских способностей

Оценивается умение организовать дело, личная инициатива:

присваивается от 5 до 20 баллов (рейтинг популярности).

Наблюдение, анкетирование.




Список использованной литературы


  1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. -М., 2006.

  2. Работа классного руководителя: Методическое пособие \ Под. ред. Е.А.Слепканевой. - М.: АРКТИ, 2006.

  3. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. - М., 2007

  4. Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. - Ростов-на-Дону, 2007.

  5. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. - М., 2006.

  6. Байкова Л.А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога - воспитателя // Классный руководитель, 2004. № 4.

  7. Владимир Караковский. Воспитание для всех. - М.: Просвещение, 2008.

  8. Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. Воспитательная система общеобразовательной школы: Настольная книга заместителя директора. - М.: АРКТИ, 2009.

  9. Е. Н. Степанов. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - Издательство: ТЦ Сфера, 2008 г.

  10. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова - М.,2001

  11. Н.И. Дереклеева Новые родительские собрания 1-4 классы - М: ВАКО, 2006.

  12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-метод. пособие для учителей и классных руководителей. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С.

  13. Родительские собрания: 4 класс/ Авт.-сост. И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2008.

  14. Программа воспитательной работы МОУСОШ № 22 г. Костромы «Город звёзд».Воспитательная компонента 2014 -2015 уч. г.Воспитательная компонента 2014 -2015 уч. г.Воспитательная компонента 2014 -2015 уч. г.Воспитательная компонента 2014 -2015 уч. г.Воспитательная компонента 2014 -2015 уч. г.

© 2010-2022