Статья на тему Воспитание любви к Родине (7-9 класс)

В статье рассматриваются проблемы воспитания патриотических чувств у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, овещаются формы и методы работы классного руководителя. В условиях специальной (коррекционной) школы очень трудно ожидать от обучающихся «взрослых»  форм проявления патриотизма, любви к Родине, гордости за её достижения... У обучающихся с нарушением интеллекта формирование высших чувств (любви, сострадания, доброжелательности, гуманности, долга, совести) затруднено, требует длите...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В. Татарова

г. Черногорск, ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

[email protected]


Воспитание любви к Родине у обучающихся специальной (коррекционной) школы средствами внеклассной деятельности

В статье рассматриваются проблемы воспитания патриотических чувств у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, освещаются формы и методы работы классного руководителя.

В условиях специальной (коррекционной) школы очень трудно ожидать от обучающихся «взрослых» форм проявления патриотизма, любви к Родине, гордости за её достижения... У обучающихся с нарушением интеллекта формирование высших чувств (любви, сострадания, доброжелательности, гуманности, долга, совести) затруднено, требует длительной работы, многократного повторения как в стандартной, так и в изменившейся нестандартной ситуации. Поэтому при планировании воспитательной деятельности классного руководителя были предусмотрены ежегодные традиционные мероприятия (например, классные часы «Государственные символы России», «Я - гражданин России», операция «Поздравительная открытка ветерану», конкурс рисунка «Наша армия родная», спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики!», беседы «Люди, на которых хотелось бы быть похожим», «Черногорцы-герои ВОВ», экскурсии в городской музей, к Арке Славы). У обучающихся возникает чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе, на наших предприятиях, ведь участниками этих событий были их земляки, а иногда знакомые и родственники.

Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских или других национальных традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по двору, классу, соседям. Приятно прикоснуться к истокам нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Чтобы «роду не было переводу», необходимо помнить корни свои, передавать знания о них из поколения в поколение. Родина для ребёнка - это то, что его окружает: двор, в котором он играет с товарищами, трудится во время субботников; улица, на которой стоит его дом, школа; город, в котором он живёт, с которым связаны воспоминания о праздниках, событиях, путешествиях, поездках. Отношение к своему двору, своей улице, своему городу, обогащаясь и расширяясь, перерастает в отношение к своей стране. Начиная с 5 класса, в плане классного руководителя присутствовали такие беседы: «Как и что строили наши деды?», «Чем лечились наши деды?», «Чем питались наши деды?», «Какие колыбельные слышали ваши бабушки и мамы?», «Как раньше одевались?», «Мой город вчера, сегодня, завтра. Из истории города», «Лечебные озёра Хакасии», экскурсии «Я и улица», «Народные традиции (крещенские святки, гадания, обычаи, Масленица, Рождество)». Внеклассное мероприятие «Ты и твоё имя» познакомило ребят с традициями тезоименитства на Руси, с некоторыми особенностями житейского уклада, формами отношений в русской семье. На посиделках «Традиции чаепития на Руси» обучающиеся практически поучаствовали в чайной церемонии, узнали о целебных свойствах чая.

Дети пока ещё очень эмоционально относятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явлениям. «Путешествие по природным зонам нашей страны», устный журнал «Животный мир Хакасии из Красной книги», экологическая акция «Покормите птиц зимой» (с изготовлением кормушки и помещением её во дворе школы), «Дары осени» - выставка поделок из природного материала, конкурс чтецов стихов об осени «Осень, осень, в гости просим!», путешествие по страницам книг С. Михалкова на тему «Будь человеком», викторина о родной природе в стихах, «Лучше гор могут быть только горы» - просмотр фильма «Ергаки», по страницам прессы «Лучшие озёра Хакасии», устный журнал «Белокурая берёзка - символ Родины моей», разговор по душам «Если планета больна?, проблемная ситуация: что бы я сделал в защиту планеты?» - это названия мероприятий, которые были запланированы и проведены с классом за несколько лет работы. Таким образом, формируется отношение детей к природе родной страны, к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к духовным ценностям народа.

Во время прогулок, экскурсий показываю очарование пейзажа, учу ценить окружающую красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически воспринимать окружающий мир, бережно относиться к природе родного края. Часто повторяю детям, что народная мудрость настолько богата, красочна, точна, разнообразна, что может соответствовать практически любой жизненной ситуации. Поэтому очень часто в различных ситуациях использую в речи пословицы, поговорки, которые усиливают воспитательный эффект, подчёркивают житейский опыт народа, поддерживают связь времён. «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой», «На чужой сторонушке рад родной воронушке», «Родная земля и в горсти мила», «Чужой земли не желай, а своей - пяди не отдай». История, культура, обычаи и традиции родного края - это своеобразный «бабушкин сундучок», оставленный нам в наследство поучения и памяти для.

Литература

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005. - № 4. - С. 23.

3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17.

4. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003.

© 2010-2022