Статья на тему: Роль любви и творчества на уроках самопознания

В статье отражен опыт работы по раскрытию творческого потенциала студентов, как на уроках самопознания, так и во внеурочное время. Главная миссия преподавателя самопознания в образовательно-воспитательном пространстве через творчество помочь каждому воспитаннику найти верный инструментарий для самопознания, самовыражения и самодостаточности. В основе методики самопознания - любовь: к себе, близким людям, друзьям, братьям нашим меньшим, природе, Родине. Задача: органично соединить всё это для вос...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль любви и творчества на уроках самопознания.

(из опыта работы)

Возраст наших воспитанников - это благоприятное время для ценностного самоопределения:

- истины

- любовь

- праведное поведение

- внутренний мир

- ненасилие

Начинать разговор с ребятами на эту тему, полагаю, надо с того, чтобы они поняли, что самопознание - это путь к самому себе. Рассуждаем на тему «Дорога к самому себе - это дорога в целую жизнь». Только помните о том, что каждый из нас единственный и неповторимый. Почему? Предлагаю это сделать в форме интервью на тему передачи: «Я и мои ценности». Группу делю на несколько мини-групп, и каждая выбирает себе одну грань из цветного многогранника «Мои ценности».

На них написаны ориентировочные тезисы:

  • Потому что Вы - человек

  • Потому что Вы можете выбирать

  • Потому что Вы можете помочь кому-то

  • Потому что Вы любите жизнь во всех ее проявлениях

  • Потому что Вы - это Вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами, мечтами и безграничными возможностями.

Даю время на обдумывание и защиту своих ориентировочных тезисов (не более 5 минут). Все это снимается на видеокамеру и получается передача «Я и мои ценности». Намеренно не анализируем. Мы архивируем ее и возвращаемся к ней только через какое-то время, когда у ребят уже складывается определенное отношение к ценностям, и они сами вносят коррективы в свои определения, данные в той передаче.

Таким образом, совокупность сложившихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Главное, учителю самопознания - самому не уставать творить и активно вовлекать в этот процесс студентов. Формы могут быть самые разные. Например, когда вы говорите с ребятами о каких-то ключевых понятиях, оправдывает себя такой прием, как «заседание ученого совета». Допустим, понятие - «человек». Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Сейчас вам предстоит сделать первое научное открытие, дать свое авторское определение понятию человек. Знаете, удивительно то, что студенты очень ответственно подходят к этому и выдают в итоге просто замечательные определения (по очереди зачитывают и презентуют). Это один из первых шагов к самому себе, определить - что есть человек.

Есть в моем педагогическом арсенале и такой прием, как «книжка за час». Говорим о счастье, потом даю творческое задание: написать миниатюру на тему: «Счастье мое, давай поговорим с тобой…». Ребята пишут, собираю работы, не озвучивая. Даю им одно домашнее задание, а себе - к следующему уроку принести сборник эссе «Счастье мое давай поговорим с тобой…». На следующем уроке, с согласия авторов, зачитываю отдельные работы и вручаю лучшим авторам книжки.

Одним из самых важных моментов на уроках самопознания является методика любви. Просто любить предмет, просто дарить эту любовь тем, кто верит тебе. Ведь наши студенты - это особая категория, у них зачастую дефицит любви, такой «нравственный, эмоциональный авитаминоз». Это не их вина, это их беда, а наша задача, чтобы они вышли из этой «зоны нелюбви и заброшенности» кто они, наши дети? 20-25 % - сироты, круглые, ОБПР, социальные сироты при живых родителях, 35-40 % - это дети из неполных семей, тоже не позавидуешь, и, что остается - меньше половины тех, где в семьях относительно благополучно. Поэтому, коллеги, не скупитесь на любовь и доброту.

Есть у меня такой прием «Подари чудо» или «Чудо в подарок» - даю в качестве домашнего задания, по жеребьевке вытягиваем, кто кому дарит. Чудо должно быть выполнено своими руками, чтобы теплота рук и сердца осталась в нем. Это удивительно как срабатывает. Приносят друг другу: вазочки, салфетки, пирожные, фоторамочки, я сама обычно дарю им стихотворные дружеские шаржи, всем. Ради счастливых искорок в их глазах это стоит делать.

Одной из форм работы может быть «Дерево счастья». Ребята дома делают предметы, которые ассоциируют со счастьем. Самая разнообразная палитра символов счастья получается на нашем дереве: домики, машины, предметы профессиональной направленности: золотые ножницы, серебряная иголка, но самое дорогое - это фото родителей, братьев, сестер, я также вешаю на «дерево счастья» фото своих детей.

Самый важный вывод, к которому приходят сами ребята, что жизнь дана для того, чтобы приносить благо. Любовь - вот главное лекарство от всех проблем, это поможет сделать правильный выбор, потому что рождается - то она в сердцах, а сердце не обманывает, и его не обманешь.

Кто, если не преподаватель самопознания способен вместить в своем огромном сердце сотни сердечек наших недолюбленных детей?

Помните об этом, потому что:

Все испытав,

Мы знаем сами,

Что в дни психических атак

Сердца не занятые нами,

Не мешкая, займет наш враг.

Займет, сводя все те же счеты,

Займет, засядет, нас разя.

Сердца! Да это же высоты,

Которых отдавать нельзя!

Р. Рождественский.

Спасибо за внимание.

© 2010-2022